|
И деревья за домами - Будто долго их ломали Или комкали... И старухи из оконцев Сверлят взглядом незнакомцев С незнакомками...
Всё под боком или рядом, Под надзором и приглядом - Во спасение! Лишь качнется где-то ветка, А уже несет разведка Донесение.
Столько боли на подоле - Не скупа ты, бабья доля, Непогожая! Опустила руки грузно И глядит с иконки грустно Матерь Божия.
Игорь Царев "Лихоборы"
*********
И пока я удивлялся, Пал туман, и оказался в гиблом месте я. И огромная старуха Хохотнула прямо в ухо, злая бестия.
Слышал, с берега вначале Мне о помощи кричали, о спасении... Не дождались, бедолаги, Я лежал чумной от браги, в расслаблении. Брось креститься, причитая, Не спасет тебя Святая Богородица! Тех, кто руль и весла бросит, Враз нелегкая заносит - так уж водится…
Владимир Высоцкий "Две Судьбы"
********** Как же так? Дум спиро сперо, Но ни темы, ни размера. Невезение... Нет, засада небольшая: Брать чужое разрешает Тьма осенняя.
Улетели утки клином, Покраснели у калины Грозди? Кисти ли? И, пока Володя в моде, Значит, снова у Володи Что-то спи.....!
* * *
Эй, кто там наверху? Потрите спинку, Не хочется корячиться с утра… По внутренним морям родной глубинки Идём в подводной лодке на таран.
Нам с фауною не до диалогов - Они живут вприкуску на бегу, С разгона забодаем осьминога, На завтрак будет славное рагу.
Пора нам пир устроить на подлодке И дать тоске матёрого леща, Кумыс морских коньков похлеще водки Вставляет, особливо натощак.
Накроем стол, рассядутся ребята, Одни орлы – и в профиль, и анфас, И грянем под гитару «Перекаты», А после пятой бридж и преферанс.
Потом пройтись туда-обратно шваброй, Соснуть немного на прохладном дне… А ночью выйдем и продуем жабры На сквозняке, счастливые вполне.
.«ЭПИГОНСТВО – в художественной лит-ре нетворческое следование традиционным образцам: какому-либо лит-му направлению, жанру, стилю, индивидуальной манере; влечет за собой утрату их былой содержательности, опустошение формы, автоматизацию приемов… упрощение, вульгаризацию, выхолащивание художественных канонов, стилей и форм… Источник Э. – угасание и распад тех или иных идейно-культурных и художественных концепций, которые перестают быть импульсом к творчеству и становятся объектом чисто формального и бездумного воспроизведения… Это нередко определяется посторонними творчеству мотивами (подчас связанными с феноменом нарастающего «омассовления» иск-ва): безотчетное или сознательное стремление угодить литературной моде, подделаться под господствующий вкус.Залог оригинального творчества, дающего всякий раз новое, непредсказуемое единство содержания и формы, — движущаяся мысль, пережитая и прочувствованная творцом. В эпигонском же произведении, построенном на искусственном и статичном сочленении г о т о в о г о, господствует механическая «случайность», что ведет к использованию повествовательных и стилистических шаблонов, к установке на внешние, технические эффекты. …Э. представляется прежде всего «рабской» приверженностью установившимся (и успевшим стать шаблонными) правилам и нормам…» (Лит-й Энциклопедический Словарь, М., «Сов. Энц-я», 1987)______В современной лит-ре, один из наиболее (из известных мне) наглядных образцов «эпигонства» представляет собой творчество русско-израильского литератора Михаила Сипера. Процитированное выше определение термина «эпигонство» относится почти к каждому (за редчайшим исключением) стихотворению этого автора (см. опубликованные мною ранее примеры со стихами М. Сипера «Я тебя так давно не встречаю...» и «Пустая комната», представляющими собой эпигонское подражание стихотворениям «Сага» А. Вознесенского и «Кто ошибется? Кто угадает?» М. Танича).Несколько лет назад, одна моя хорошая знакомая, журналист Н.А., комментируя на одном из сетевых форумов стихи М.Сипера, затрагивала уже тему эпигонства в связи с этим автором. М. Сипер ответил ей, что она «в стихах абсолютно ничего не понимает», что его поэзия существует не для кучки профессиональных критиков, а для широкого читателя, а с этим-то у него всё нормально, и в доказательство привел названия двух десятков – от Н.Тагила до Иерусалима – фестивалей и конкурсов бардовской песни, лауреатом которых, он, как автор стихов, является.И М. Сипер тут не одинок. Десятки и сотни образцов эпигонского творчества пользуются устойчивым читательским и зрительским спросом.Объяснить этот «невероятный успех» можно, наверное, отчасти, тем, что эпигон (в нашем случае – М. Сипер) следует (часто подсознательно) испытанным, проверенным временем образцам, которые, как было сказано выше, уже были отработаны на массовом сознании и действуют беспроигрышно.К примеру, есть известная песня из любимого кинофильма, или просто «пошедшая в народ», со своеобычным размером, уже «запавшем» в народную душу, – и она, эта душа, будет теперь всегда, подсознательно распознавать этот «запавший» в нее размер, и «отзываться» привычно на него. При этом, основные мотивы оригинальной песни, при внешних обновлениях, сохраняются, – например, в оригинальном тексте история была связана с железнодорожной темой, с п о е з д о м, с рельсами, куда-то бегущими, – значит, наш эпигон всё застроит, скажем, на бегущем по рельсам т р а м в а е; там, к примеру, про «в е с е н н и е_ г о д а» пелось – он про «о с е н н и е_ с н е г а» вставит, там – «д у ш а_ п о л н а», – здесь – «н а п о л н е н ы_ с е р д ц а», – и всё, мы – сами не зная почему, прочитав, вроде бы, впервые текст, чувствуем, что он нам такой необъяснимо родной и близкий, и мы заявляем: «Может, там что-то и не так, а мне нравится!..» __«…Маргинал, эпигон, эта рыбка-лоцман, во все времена неотрывный от истинного поэта, но в трезвейшие из времен презираемый, на сей раз узаконился.» (С. Рассадин)._________ПРО СИПЕРА МИШУ:Нашел свою "нишу"; Пьет. Не дебоширит. По-тихому тырит, –«Щипач» из безвредных…. . . . . . . . . . . . Анчаров для бедных..
И Терек, прыгая, как львица С косматой гривой на хребте…
Михаил Лермонтов ............................
Когда душа ошиблась телом - Не надо в реченьку с моста. Бабуся дедом быть хотела? Так почему же им не стать? Продай козу, свинью, корову, Засеяв маком огород. В райцентре есть хирург херовый. Сговорчив, много не берет.
Ханжа, уныло раком свистни, Святоши, закрывайте рты. Нет ничего важнее в жизни Осуществления мечты!
Пускай уже не до надоев, Плевать, что вишен нет в саду... Зато теперь бабулька стоя Справляет малую нужду!
.Это не пародия, это, скорее, то, что Арсений (Biker) назвал «каким-то новым жанром», – незатейливая, в сущности, процедура: строка одного автора, почти механически, чередуется со строкой другого (кроме последней – резюмирующей – строфы)...* * *Что такое минутная "стрелка"*? –Ты меня на рассвете разбудишь,Пусть прошедшее кажется мелким, –Ты меня никогда не забудешь.Но волною качает Кинерет**...Проводить необутая выйдешь. Что страдать зря: «Ах, верит не верит...» –Ты меня никогда не увидишь.Пусть меня непременно осудятБезнадежные карие вишни, – Что гадать зря: «Ах, любит не любит...»,Я тебя никогда не увижу.Не мигаем, в слезах все от ветра,Мы уходим, от боли качаясь,Возвращаться — плохая примета.Нам не быть, нам не жить обнимаясь.Раз в полгода увидимся робко(Даже если на землю вернемся)И, друг друга коснувшись неловко,Мы, конечно, с тобой разминемся.Ты – судьба моя, ты – мое счастье…Вижу Адмиралтейство и Биржу,А тебя я давно не встречаю,Я тебя никогда не увижу.Ты прости мне прощальную грубость –Пару фраз, залетевших отсюда:«Подожди, не грусти, это глупость! Я тебя никогда не забуду.»За стаканом полночного чаю Я подумаю: «Боже всевышний! Я тебя так давно не встречаю,Я тебя никогда не увижу».Заслонивши себя от простуды,Я считаю все то, что имею, Я тебя никогда не забудуЯ тобой так давно не болею… ____…Где-то – в Хайфе ль, в республике ль Коми – ***Кто-то вспомнит, на праздники выпив,«Это пели, ведь, вроде, в Ленкоме! –Значит, Сипер наш – в классики выпер!».
.Мы называем, нас называют,Как это часто не совпадает!Текст на "визитке": «Поэт, литератор…» –А за спиной – «Эпигон... плагиатор...»Я привыкаю: вы мне не рады,Братья-поэты… ну, и не надо!Но я за вами следую тенью –Будут «случайны» все совпаденья.Хлеб мой – такая трудная штука:С помощью старого, хитрого трюка –Бац! – и (фатально, как в юности – триппер) Был Миша Танич, стал – Миша Сипер....Танич, лежи за могильной оградой, Ты не узнаешь, да и не надо…Ты не узнаешь, и не заметишь,Слова не cкажешь... в лоб не заедешь….
Арсению Платту
* * * Стихает дерзкая игра,И эндшпиль движется к развязке.Ещё немного – и пораВзлетать навстречу новой сказке.А здесь всё пройдено до дна,Мой добрый друг, без многоточий.Шагнём из старого окнаНавстречу тихой звёздной ночи.Мелькнёт коротенькая жизньИ на осколки разобьётся.Лови потоки и держись,Пока в глазах не вспыхнет солнце.
Мы с Тобою стали ближе, Боже, На земном последнем рубеже. Понимаю, жизнь пора итожить, Но тревожно что-то на душе.
Как-нибудь спустись ко мне с Фавора В час досуга на закате дня. Угощу Тебя, Господь, кагором, И найдутся вишни у меня.
От Тебя хочу подсказку свыше Получить и сразу на вокзал... Или то, что должен я услышать, Ты давным-давно мне рассказал?
По-соседски, запросто, ей Богу, Заходи, Ты знаешь, где ключи... Мы в окно посмотрим на дорогу И про всё на свете помолчим.
С нехорошего момента Мне житуха не мила... Я зачем-то в кватроченто Провалился с похмела.
Дремлет ум, лениво тело, Стыд зевает, совесть спит. А Донато Донателло Магдалину мастерит.
Остаканиться мне не с кем, Пью один с недавних пор. А Филиппо Брунеллески Ставит купол на собор.
Я и дома, и в борделе Вдохновения лишен, А вот Сандро Боттичелли Обнаженных пишет жен.
Ты глоток водицы талой, Водит Бог твоей рукой... Подскажи, Лоренцо Валла, Почему я никакой?
Сам себе я стал вражиной, По щекам ушами – хлоп! Смотрит Пьетро Перуджино На меня, нахмурив лоб.
* * *
Мой ангел спит, уставший безнадёжно, Его достал повесы нрав шальной. Опять в раздрае лезу вон из кожи, И гонятся рогатые за мной.
Друзья давно осели по поместьям, Уже и внуки скоро подрастут, Дела идут, всё славно, честь по чести… А у меня запутанный маршрут.
Пристать к родному берегу пора бы, А я живу в дороге, на бегу, Таскаюсь, словно про́клятый, по бабам, Но ни с одной остаться не могу.
Мне снятся постоянно донна Анна И Командор, разящий наповал… Устал, как чёрт, от роли Дон Жуана, Но только я её не выбирал!
Страницы: 1... ...10... 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 ...30... ...40... ...50... ...60... ...100... ...150... ...200... ...250... ...300... ...350... ...400... ...450... ...500... ...550... ...600... ...650... ...700... ...750... ...800... ...850...
|