Студия поэтов
добро пожаловать
[регистрация]
[войти]
Студия поэтов > Поедем, Серёжа...
2008-07-19 19:19
Поедем, Серёжа... / Анатолий Сутула (sutula)

* * *

Поедем, Серёжа,
В пятнадцатый век,
В святое его,
Захолустье.
Там в каменной музыке,
Жив человек,
Безвестный,
Бессмертный и русский.


Он строгий,
Как лики святых в алтаре,
И гордый,
Своим назначеньем,
Молитву творил,
На рассветной заре,
Крестясь,
Двоеперстным знаменьем.


Схватив ремешком,
Шапку русых волос,
Передник холщовый приладив,
Он шёл на леса,
Чтобы храм сей,
Вознёс,
Свою лепоту,
Христа ради.


Он видел,
Как в небе,
Плывут купола,
Касаясь крестом совершенства.
Как тать и блаженный,
Глотая слова,
Немеют,
В истоме блаженства.


Не ведал,
Не чаял великий холоп,
Что колокол,
Башни шатровой,
Ему на века,
«Аллилуйя» споёт,
Своим языком,
Трёхпудовым.

____

Ты чувствуешь душу,
Рублёвских времен?
Знаком ли,
С пронзительной грустью?
Поедем на исповедь,
В лапотный век,
В святое его,
Захолустье.


информация о работе
Проголосовать за работу
просмотры: [9381]
комментарии: [32]
голосов: [11]
(krylo, Leo, NinaArt, Evita, jinok, AndreyGrad, nerpa, Njusha, kuniaev, luzanovsky, mickic)
рекомендаций в золотой фонд: [2]
(NinaArt, Yucca)
закладки: [2]
(Evita, mickic)



Комментарии (выбрать просмотр комментариев
списком, новые сверху)

Leo

 2008-07-19 20:45
Совершенно не представляю себе русский 15 век. Может быть, я ошибаюсь, но Московия в то время была сонным захолустьем. Один Рублев на слуху. Но никакого откровения в его "Троице" я не увидел. Надеюсь, те, кто видят, не кривят душой...
А стихотворение – понравилось.

sutula

 2008-07-20 09:41
Спасибо, Лео, за исренность, прочтение и оценку.

krylo

 2008-07-20 11:12
Вы даже не можете себе представить, как Вы ошибаетесь. Но незнание – это не ошибка. Ошибка – это когда упорствуют в незнании.
С оторопью,

krylo

 2008-07-20 11:14
С оторопью – это, конечно, для Leo.

Leo

 2008-07-20 12:05
Лучше честно признаться в незнании, чем притворяться знающим.
А что было своего на Руси в 15 веке? Итальянские архитекторы?
Европа же набирала силы в своем Возрождении. Столько имен! Столько новых идей...
Назревали колоссальные перемены. А Русь застыла. Одервенела.
До тех пор, пока Петр взял ее за бороду и силой погнал в цивилизацию.


krylo

 2008-07-20 14:08
Не хотите притворяться и не надо – это дело сугубо личное. Без 15 века не было бы современной России. На севере монастыри тоже итальянцы строили? Россия в 15 веке была вся в строительных лесах. Просто история у нее тогда была Православной, а потому в школе ее плохо при Советской власти преподавали. Иван III был выдающимся человеком. О таких владениях, как у него, ни один европей

krylo

 2008-07-20 14:32
ский государь и помыслить не мог. А что касается идей, то их незнание – это еще не их отсутствие. У России в 15 веке своего было много: единственное независимое Православное государство, окончательный "развод" с Золотой ордой, новые принципы строительства, новые каноны в иконописи, Судебник. Да перед каждым из людей, которые стояли у истоков всего этого, мы должны до сих пор благодарные поклоны земные бить, а мы многих из них даже по имени не знаем. Почему-то Папа Римский не считал зазорным послов к Ивану Ш посылать и невесту предлагать, и после того как под Новгородом московское войско появилось, у Европы желания идти на восток поубавилось. Скажите, сколько из тех современных русских, которые успели побывать в Италии, ездили по Вологодскому краю? По Золотому Кольцу? Сколько были в залах Православной иконы в Британском музее? В 15 веке Россия заявила о себе как о Третьем Риме, и никто это оспорить не захотел – побоялся. Я бы на вашем месте не стал так щеголять "исторической попсой". Смысл?

Leo

 2008-07-20 14:46
Я был несколько удивлен, узнав, что храм Покрова на Нерли строил немецкий зодчий, которого прислал на Русь Фридрих Барбаросса.
Впрочем, каждый защищает свою, уже сложившуюся, точку зрения. И спор тут неуместен.


krylo

 2008-07-20 16:40
Сейчас Москву тоже таджики и молдаване строят. Храм Покрова строила "работная дружина" князя Андрея Боголюбского, строила в соответствии с русским каноном. Да, был в этой компании и архитектор из Северной Италии (вы ошибаетесь, когда делаете его немцем), и камнерезы были европейские, и декоративные мотивы повторяются,и царь Давид там есть, и многого уже нет и никогда не будет, но утверждать, что в 15 веке Россия была "сонной" (это когда она сумела без единого выстрела несколько раз отстоять свою независимость, отстроиться, укрепиться) – даже ошибочно утверждать, – как бы это сказать, чтобы не очень грубо получилось, – не просто ошибка, а, в определенном смысле, кощунство. Спор и вправду неуместен, потому что у вас это не заблуждение. У вас это не точка зрения даже, а, к сожалению, точка слепоты. Только не совсем понятно, зачем вы уж так на этом настаиваете? – Цивилизация-то всё равно глобальная. Каждая нация что-то перенимает. Главное, чтобы было кому перенимать и кому радоваться. Без желания вас переубедить,
krylo

Leo

 2008-07-20 16:46
"Немцем" его летопись называет, не я.
А вы все словами громкими бросаетесь. Кощунство? Ладно, оставим это.
Без взаимного желания продолжать разговор,
Лео

Leo

 2008-07-20 17:04
Еще несколько слов. Я совершенно не переходил на личности. И никак Вас не задевал. Вы же, со своей стороны, обвинили лично меня в слепоте, кощунстве, некомпетентности. С православным светлым милосердием Вы дали мне понять, что я русофоб недалекий.
Вести беседу с Вами, Крыло, неприятно весьма.
Надеюсь, не повторится.

krylo

 2008-07-20 20:06
Только на это и надеюсь. Мне тоже было неприятно читать отдельные ваши строки. Когда меня в антисемиты записывать будете? Для полноты картины. Я ещё, кажется, только в антисемитах не ходил. Никто вас не обвиняет, Скорее, удивился, прочитав столь легковесные высказывания об эпохе, когда Россия только стала о себе по-настоящему заявлять, становиться державой.

Leo

 2008-07-20 20:46
Полагаю, что Вы антисемит, естественно. Хотя и будете утверждать, что у Вас половина друзей – евреи. Так все антисемиты говорят...:)
Но я к евреям никакого отношения не имею. И мне трудно утверждать наверняка. Одни догадки.

Evita

 2008-07-20 21:23
Простите, Лео, что вмешиваюсь, но национальнось, мне кажется, здесь ни при чем – среди евреев есть православные и даже патриоты России – сколько угодно, а среди русских – русофобы.
С уважением.

krylo

 2008-07-20 21:43
И вы этой хохмой хотите убедить, что XV век в России был-таки "сонным"? Или вы думаете, что величие мой станы зависит от вашей национальности? Всё, что я здесь написал, это вообще не для вас,а для тех, кто по лености своей, – не дай Бог, конечно, – нечаянно бы вам поверил.Так что догадки ваши о русском 15 веке,- увы! – далеки от истины. на этом давайте простимся.

Leo

 2008-07-20 16:31
Что до Папы... Он выдал замуж за Ивана Софью Палеолог, племянницу последнего византийского императора Константина. Она жила при папском дворе и была, скорее, обузой, чем драгоценностью.
После того, как Софья стала женой Ивана, в Москву хлынули итальянские зодчие, врачи, инженеры. За большие деньги.
Петру Фрязину (Пьетро Антонио Солари) платили 10 рублей в год. Огромные деньги по тем временам.
И все бы хорошо, но эти мастера не создали школы, которая готовила бы русских умельцев. Знания сохранялись в тайне.
До Воронихина оставалось еще около трехсот лет.

Evita

 2008-07-20 19:32
Собор Казанской Богоматери на Невском краше или Покрова Богородицы на рву? – оба хороши, да и не важно…. Важно, что оба храма – в утверждение веры и во славу отечества построены и напоминают о тех, кто за эти ценности жизнь отдал.
И не важно кто лучше циркуль в руках держал, потому, что крепость и красота духа выражалась не только в художестве (от которого до нас дошли только малые крохи), но и в способности жертвенной любви. Без такой любви наши предки не смогли бы отстоять эту страну.
Мне кажется об этой внутренней, главной красоте в стихотворении уважаемого Анатолия и говориться.
А, кто чья племянница – да пустяки все это….



krylo

 2008-07-20 20:07
Истинно так, Лена.

Evita

 2008-07-20 21:25
Рада совпадению позиции))

Leo

 2008-07-20 21:35
Жертвенной любви? Европа путешествовала, готовилась к научному прорыву, реформировала религию, совершенствовала военное искусство, меняла одежду и привычки. Она строила ту цивилизацию, которая перевернула мир.
А мы все о любви жертвенной. Которая не мешала всем злодеяниям, которых было в избытке в нашей истории.

Evita

 2008-07-20 23:07
Перевернула мир? – О!
О чем-то мы с Вами о разном...))

sutula

 2008-07-21 23:22
Спасибо Вам, Лена, за то, что заглянули на страничку. Скорее, не на огонёк, а на костёр. У нас это иногда происходит.

NinaArt

 2008-07-19 20:58
И читается также с "ять" , с говорком.

sutula

 2008-07-20 09:51
Нина, рад, что Вам понравилось. Благодарен за то, что Вы отметили мои слабые потуги приблизится, хоть на мизер, к неизвестному мне, старославянскому и так высоко оценить этот текст.

jinok

 2008-07-19 21:55
Анатолий, безупречно по технике , что касается художественной стороны, я, даже не разделяя исторических восторгов, Вашим искренне заразился!! Сымаю и ломаю картуз.

sutula

 2008-07-20 09:56
Иногда что-то получается, но этого не знаешь, пока не получишь в комментах такой положительный отзыв, как Ваш. Искренне Вам благодарен.

AndreyGrad

 2008-07-20 00:36
...и всё равно мы все – язычники )),
но стих ХОРОШ.

sutula

 2008-07-20 10:05
Мне кажется язычество, как поклонение, стало основой нашего менталитета. В нём больше чувства, чем веры. Но , к сожалению, из него постепенно уходит благоговение. Спасибо Вам, Андрей.

sutula

 2008-07-20 10:15
Искренне благодарен Вам, krylo, за прочтение и оценку. Ваше мнение для меня дорогого стоит.

krylo

 2008-07-20 20:09
Это вам спасибо за доставленное удовольствие.:)

sutula

 2008-07-21 23:35
Благодарю всех, кто проявил интерес к этому тексту: Вадиму, Марине, Нюше, Юре, mickic. Прошу прощения, что из-за дефицита времени не смог ответить каждому лично.
Счастья Вам всем и творческих удач. С уважением, Анатолий.

sutula

 2008-07-22 22:48
Само по себе прочтение для автора, Ирина, – награда. Но Вы не только прочли. Спасибо Вам за это. С уважением, Анатолий.


 

  Электронный арт-журнал ARIFIS
Copyright © Arifis, 2005-2024
при перепечатке любых материалов, представленных на сайте, ссылка на arifis.ru обязательна
webmaster Eldemir ( 0.011)