Vadik : «Юрий, если бы вы чуть лучше знали фольклор, то это не было бы открытием для вас – традиционное начало.»
Да и кончало, Валим, не менее традиционное....
Vadik : «А вот дальше клише, я надеюсь, вы не нашли?..»
Зря надеетесь: клише на клише и клише погоняет:
Vadik : «Налетали ветры с севера. Грусть моя – ты не от них ли? Полегли ромашки с клевером...»
«А на суше – ромашка и клевер, А на суше – поля залило Но и птицы летят на Север Если им надоест тепло.» ( Владимир Высоцкий )
«И вдыхая ромашки и клевер, Все по зорям гляжу на Восток, Вижу ночью дымящийся Север.»
«Выпpавив тело и дyх, вспомнив pомашкy и клевеp, стаи yпитанных мyх вновь отлетают на севеp»
«Смотри , как красивы ромашки и клевер! А ты убегаешь весною на Север.»
«Хоть ты с бурана на такси У нас в душе холодный север Ромашки , незабудки, клевер.»
«Я уходила к северу, Ты уходил на юг... Кто знал – среди ромашек и клевера - Через много лет встретились вдруг. »
«Солнце яркое не по-северному В раскрытые окна бьет. В кувшине ромашка с клевером, Хлеб на столе да мед. »
«Здесь ветер северный И волны плещутся Ромашки с клевером И жизнь мерещится»
«У икон – ромашки и клевер . Пахнет печёным хлебом. Келью обнял русский север. Сердце беседует с небом. »
«А мне? Мне спасибо за Ригу, за север, Десятки порогов, ромашки и клевер,»
«Ведущей в край, где древних нету гроз, В край, где цветет ромашка , пахнет клевер , Всё, лишь бы ты не показала слёз, И не ушла дорогою на север. »
«И, не зная, где юго-восток или север, Для гаданья сорвать не ромашку, а клевер.»
«Теплел двух стихий безграничный простор, туманно мрачнел еще заспанный север. Теченьем тычинок, раскрытием пор тянулись к движенью ромашки и клевер . »
«Две дороги на юг и на север, Две звезды в полушарьях земных, Два цветка мы ромашка и клевер , Два далёких цветка полевых. »
«А ночью, когда над водою взойдёт Волопас и звёздное стадо погонит куда-то на север, вы вдруг ощутите, как пахнут ромашка и клевер»
«но вспомнив ромашку и клевер , Мухи рванули на север»
«я хочу нагишем завалиться чтобы ноги...на юг и на север... отпечатали чтоб ягодицы... очертанья ромашек и клевер ... »
«Я на юге бывала не раз, Я объездила Крым и Кавказ, Надоели ромашки и клевер . Мы решили поехать на север. »
И – т. д. ....
Но и без севера «ромашек и клевера» хватает :
«И утонешь в росе от ушей до подков Средь ромашек и клевера , и васильков»
«Она любит ромашки и клевер , Одуванчиков море, бушующих тайной, »
«Но я, рабом несбыточных мечтаний, не одолел их азбуки святой. Скосили луг... Ромашки с клеверами легли в стога... »
«Мы же прячемся в травах И смотрим на солнце Сквозь ромашки и клевер »
«Птицы в роще заздравные солнцу поют, И ромашкой и клевером пахнут покосы. »
«Там веет ромашкой , и клевер дурманящее сладок, С околиц далеких доносится шепот лугов, »
«И ночью с летним ветром говорить о зимах, Искать ромашки с клевером под коркой снега»
«На холме, где ромашка и клевер , Запрокинуть лицо, чтобы облачный ковш Ливнем душу мне заново склеил. »
«Загрозило лето, Пруд туманом выстлан, И ромашкой с клевером Луг обильно сбрызнут, »
«Ромашка с клевером Пшеница с васильком Дорога к полю» – ( хокку)
«Дальние степи бескрайние Белые – Лишь ромашки да клеверы , »
«Как тебе рассказать про нездешнюю сказку степей, Про ромашку и клевер... »
«Там пахло ромашкой , цвели клевера , и наши рубашки пестрели с утра. »
«Травинка к травинке, Лепесток к лепестку. Ромашка к клеверу , Одуванчик к васильку. »
Vadik : «Что теперь для нас останется? Дней былых листать гербарии...
«И, взяв гербарий милой мне рукою , Перебирая хрупкие цветы, Вы извлекли из сонного покоя Всё прошлое любви и красоты.
Вы разбудили то, что незабвенно, Вы воскресили молодость и пыл Минувших дней , чей пепел сокровенный Гербарий этот бережно хранил. » (Ф. Тютчев)
«Я закрываю прошлого архив Я ставлю крест на днях былых умело. К чему скажи, мне помнить о былом , Листать гербарии запыленных улыбок»
«Листать листву, подсушенную в уже давно не листанном альбоме... гербарием шурша забытых чаяний и вдохновений, припоминать с трудом: рвалась душа к совсем иным надеждам и свершеньям»
«Я долгий твой листаю календарь . А между строк в гербарии из листьев Хранятся свято связанные письма, »
«Мой лучший друг, я знаю, ты ведь ждёшь.... И складываешь листья в свой гербарий .»
«Вы на мели, мадам? Сушите весла, В гербарий поцелуи и цветы, »
«...Очумелый ботаник из листьев корней лепестков пожелтевшего счастья слагаю гербарий Я комкаю память я лезу всё глубже и глубже... »
«Ты сложила свои сны, Как осенние листья – гербарий из дней минувших. Я вижу эти сны наяву, в стихах, читаю тебе... »
«Еще вскипит в урочный час душа, отчаявшись вернуться в гербарий , мучающий нас. Пустое, жизнь моя, пустое... »
«Гербарий ты мой, гербарий , что в сердце твоем листвяном, что в голосе пересохшем, что в музыке шебуршащей. Читаю тебя, читаю, не знаю, где больше жизни. »
«И, взяв гербарий милой мне рукою , Перебирая хрупкие цветы, Вы извлекли из сонного покоя Всё прошлое любви и красоты. »
«Вы разбудили то, что незабвенно, Вы воскресили молодость и пыл Минувших дней , чей пепел сокровенный Гербарий этот бережно хранил. »
«Я свою судьбу, как дневник листал, Пропуская ошибки и падежи. И гербарием и дни меж страниц вставлял, – А пускай лежит. Да, пускай лежит. »
«Пришивая жизнь по кусочку, собирать лоскутки былого... Лист осенний, лукавый, в гербарий срываю... »
«И, страницы былого листая , Мы стоим у расстрелянных стен.»
В одном стихотворении – стилизация, в другом – стилизация, в третьем... Если на шесть стихотворений – пять «прелестных стилизаций», то может быть, автору есть о чем всерьез задуматься?...
Слова у всех – одни и те же, но у одного автора – они смотрятся «как новенькие», и никакой стилизацией это назвать язык не повернется, а у других.... Берет , к примеру, Цветаева тех же «цыган» и ту же «разлуку» – и вписывает своим почерком в русскую литературу:
«Цыганская страсть разлуки: Чуть встретил – уж рвешься прочь...»
Njusha : "и пусть – стилизация, а разве плохо, когда мы вспоминаем свои истоки и поём тем же напевом, что наши пра-родители?"
Да нет, в принципе, неплохо, Нюша. Но в данном случае и в таких объемах – и не оч. уже хорошо.
Vadik : «В контексте всего, что прозвучало при обсуждении ранее, крупно вздрагиваю при слове «стилизация»... Но слово «прелестная» расслабляет, и я успокаиваюсь...»
Вздрагиваете – правильно, а расслабляетесь и успокаиваетесь напрасно: повода для этого Ваши стихи не дают... или дают очень мало (на мой взгляд)...
2007-08-04 15:40 Слова у всех – одни и те же, но у одного автора – они смотрятся «как новенькие», и никакой стилизацией это назвать язык не повернется, а у других... – Юрий, а что, у вас монопольное право считать у каких именно авторовони смотрятся, как новенькие, а у каких...? Может, имеет смысл сделать некое жюри? Причём, людей не повязанных долгим общением в одной команде? Ко мнению такого жюри я бы, пожалуй, прислушался. Хотя, если уж быть откровенным до конца – вряд ли прислушался бы. Я уж простите, не в том возрасте, чтобы менять манеру письма, потому что строгий дяденька мне сказал, что всё, что я пишу – вторично. Да хоть третично! Для меня гораздо важнее то, что подавляющему большинству моих читателей мои стихи близки. Они их задевают за живое. И вот в этом, а не в стремлении – господи, спаси! – использовать уже б/у образ, сравнение или язык, я вижу своё предназначение. Уж извините, Юрий, если получилось резко и сумбурно.
2007-08-07 12:43 Да уж... Читал и плакал, от смеха, ессно. Жаль Юрченко не приводит авторов всех приведенных цитат, лень искать, но было бы полезно узнать кого еще он вплетает в армию клишистов кроме Высоцкого )))
Предлагаю всем в качестве упражнения найти клише в этом стихотворении:
* * *
«...И забудь, не думай, не жалей; Возвращаться – вдвое тяжелей...»
«Сердце... сердце плачет и дрожит В той стране, где мать в земле лежит…»
«Отболит, отноет, отожжет... В той стране никто тебя не ждет...
Твою боль – за звездною рекой – Как рукою снимет, как рукой...»
Или в этом:
* *
В крушенье, в горе, в бурю, в шторм, Во тьме – кромешной, без огня! – Не верящая ни во что, Ты – заклинаю – верь в меня!
Когда – одни обиды сплошь, Когда, других во лжи виня, Несу отчаянную ложь – Всё ж – презирая – верь в меня!
Бессонной ночью, шумным днем – Пусть – не прощая, пусть – кляня За все, что прожито вдвоем, – Но – непременно – верь в меня!
В воспоминаниях своих Не ройся, старый хлам храня, – И в мой – влюбленный, давний – стих – Не верь! Все выбрось! Верь – в меня.
Ведь в этом яростном бою, что длится столько лет и дней – Не различить судьбу мою – От – жизнь моя! – судьбы твоей…
И т.д. и т.п. В одном из моих толковых словарей что-то около 100-110 тысяч слов, программы для составления кроссоврдов и различные рифмовики тоже имеют около 100 тысяч слов в своих базах. Но далеко не каждый человек обладает таким словарным запасом. Средний словарный запас человека от 5 до 20 тысяч, причем 20 тысяч – это уже с претензией на богатый словарный запас. У Пушкина он был немного больше. На сайте стихи.ру на данный момент чуть меньше 140000 авторов и чуть меньше 4 милиионов произведений, и ежедневно буликуется не менее 2500 стихотворений. Если приплюсовать к этим данным количество поэтических произведений за прошедшие почти три века со времен Ломоносова, то объем поэтических текстов становится просто удручающим. Даже если допустить, что во всей этой поэзии используется не 20-30 тысяч слов, а все 100 тысяч, то даже по примерным оценкам каждое слово из этих 100 тысяч использовалось в среднем не менее чем в 3000 стихотворениях )) Но такие слова как любовь, глаза, душа и т.д. наверняка имеют в своем активе по десятку миллионов стихотворений. Исходя из выше сказанного, нам, потомкам предыдущих поколений поэтической братии не осталось ни одного уникального слова или фразы. Все, абсолютно все заезжено до полированного блеска. И тем неменее, мы умудряемся создавать что-то новое из старого "отработанного" материала, так как выхода у нас другого все равно нет, язык у нас один. Главное, учиться правильно пользоваться этим языком. А в комментах Юрченко именно этому и не удиляется ни одного словечка. Он просто поэтический статист. Право, надо отдать должное его упрямству и усидчивости, но все его действия больше походят на поиск ведьм, ибо никакой практической пользы не несут.