Народ. Я хочу познакомить всех с творчеством Натальи Николенковой – в Барнауле знают, что Николенкова – наше ВСЁ:-) и она давным-давно и не напрасно признана лучшей по профессии.
Da capo al fine (подборка стихов) Николенкова Наталья
* * *
Сегодня
Тебя нет в этом городе.
А в городе – внезапное лето.
Я тихо прочирикаю: – Господи,
Спасибо и за то, и за это!
Блаженство избавляет от гордости.
Горит звезда, горит сигарета.
Не в сытости вкуснее, а в голоде.
И лишь во тьме – предчувствие света.
* * *
Вячеславу Корневу
Вскипяти молоко, повелитель стихий,
Крысолов, уводящий детей!
Что Гекуба тебе, и стихи, и грехи,
И фантомные боли смертей?
Жидок Жижек, не столь лаконичен Лакан,
И совсем не бодрит Бодрийяр.
Научи, вразуми, объясни дуракам,
В чём мучительный кайф бытия.
Только детские, детские фильмы смотреть,
Только детские фильмы снимать.
Нет табу у безумцев – но страшно посметь
Твои книги в сортирах читать.
ПЕРВАЯ МУХА
Здравствуй, первая муха,
Звонкий вестник тепла!
Психопатку, старуха,
Ты от смерти спасла.
Прилетела, запела -
И весну принесла.
* * *
Снег блестит, как нафталин,
Ядовитая отрада.
Убирайся, милый сплин,
От резных дверей Царьграда!
Знаю точно: я – была,
Но не точно знаю, есть ли.
Расчехлите зеркала,
Те, в которых вечно вместе!
Пусть беснуются, блестят,
Пусть летят куда хотят!
* * *
Доброй ночи и удачи!
Я тебя почти забыла.
Спи спокойно, милый мальчик,
Порожденье крокодилов!
Скоро сменятся созвездья.
В городе – припадок марта.
Выньте из ладоней гвозди,
Радостно встречая завтра!
Доброй ночи и удачи!
Дайте мышьяку без сдачи!
MON ANGE
Кормил из рук, заглядывал в глаза,
Рвал бархатцы с оранжевых куртин,
Водил гулять на Обь и на вокзал...
Жизь – укротил, а смерть – укоротил.
Ты мне не примерещился, герой,
Вернувший смысл бессмысленной судьбе.
Сейчас надену свитер голубой -
И улечу на небеса. К тебе.
* * *
В старинных венецьянских зеркалах
И пожилые женщины прекрасны.
Живи легко, не думай о делах,
Великолепствуй, разделяй и властвуй!
Но разве солнце утром не встаёт?
Но разве можно выжить, не старея?
Кто затуманил зеркало моё
До состоянья Дориана Грея?
* * *
Осенние мужчины горячи,
Как осы, угодившие в варенье.
Целуют руки, говорят «чин-чин»,
Читают лица и стихотворенья,
Целуют в рот, затылок и глаза,
Целуют в шею, волосы ерошат...
Люблю сентябрь, похожий на вокзал,
Роскошный, разноцветный и не пошлый.
* * *
Мои кумиры, умеющие поднимать одну бровь
И делать языком «пирожок»!
Наверное, это и есть любовь,
Потому что, Господи, так хорошо
Курить на балконе зелёную траву,
Без галстуков, то есть совсем без ничего.
И все рецепторы утверждают: живу!
И всё отдам за два сантиметра языка твоего.
* * *
Вишнёвое вино.
Зелёные ранетки.
Мне, в общем, всё равно,
Что там на этикетке.
Пишу в графе "дано":
На даче наши детки.
Давайте, Сирано,
Смешаем наши клетки!
Влюбиться – не грешно
Для девочки-нимфетки.
Я вымою окно,
Fuck off скажу соседке.
А старость – будет, но
Не брошу сигаретки.
Французское кино,
Настурции в газетке...
ХРИЗАНТЕМЫ
Японцы едят цветы.
В Японии секса нет.
А я забыла, что ты
Дарил мне этот букет.
Сиреневые лепестки,
Я знаю, горьки на вкус.
А мне хризантемы сладки,
А я до тебя доберусь.
* * *
Я влюбилась, как Маленький Мук,
Или просто как старая дура -
И выскальзывает из рук
Чёрно-белая клавиатура.
Отдышись после маленьких мук,
Будет новая партитура.
Освещаются север и юг
Этим светло-зелёным прищуром.
* * *
Вот и мы целуемся на ВДНХ -
Две горячих искры одного огня.
Ты не помещаешься в тесноту стиха -
Но зато чудесно помещаешься в меня.
Светится пространство, словно белый стих -
От избытка стронция, может быть, в костях?
Если мир разрушится из-за нас двоих -
Ангелы небесные, это ваш косяк!
* * *
Тянет, тянет сердце бедное,
Тянет в сторону твою.
Никому не проповедую,
Ничего не создаю.
Звякну денежкою медною
В светлый праздник дежавю,
Растоплю сугробы белые,
Подогрею и допью.
ИТАЛЬЯНСКОЕ КИНО
На местах для поцелуев
Мы не будем целоваться.
До-ре-ми-фа-соль-ля-си? -
До-ре-ми-фа-соль-ля-да!
Это шоу – не для нервных,
А для тех, кому за двадцать.
До-ре-ми-фа-соль-ля-си,
До-ре-ми-фа-соль-ля=да!
Я смотрю в твои глаза
Цвета ягод недозрелых.
До-ре-ми-фа-соль-ля-си,
Обожаю навсегда!
Приходи ко мне в четверг,
День отчаянных и смелых!
Иже еси на небеси,
До-ре-ми-фа-соль-ля-си!
* * *
У глухонемых особенные глаза,
Внимательные, потому что внимают.
Можно объясниться знаками, но объяснить нельзя:
Ангелы, знаешь, людей не понимают.
Не то с рыбалки подлёдной вернулись, чего-то пьют,
2011-08-18 17:27 А я больше не буду в Ликбезе публиковаться. По культурным соображениям. И, хотя Ликбез в лице его отцов может вполне резонно сказать: "больно надо было" или "ну и хрен с тобой", или "напугал ежа голой жопой", или "вот еще нашелся диссидент", или "а кто это ваще?" – просто такова моя культурная позиция. Николенкова местами очень хороша, но в ряд с Лешеком или Ченом Кимом вряд ли можно ее поставить... Не говоря уже о Гришаеве. Думаю, тут дело даже не в мастерстве, а в общей направленности творчества.
2011-08-19 06:07 Не в этом дело... Лично для меня смысловой составляющей совершенно недостаточно. Стих должен (по определению Ауробиндо Гхоша) мантрой звучать, т.е. шаманить звуком, мелодией, рифмами. Гипнотизировать, колдовать... Когда я читаю "Ворона" По на английском (понимая через пень колоду), то звукопись ведет меня, очаровывая собой. Или, например, у Виктора Сосноры:
По Неве плывут плоты еле-еле. По Неве плывут плоты - плиты елей.
Вот плоты плывут подряд в страны дальние. Вот плоты застопорят у Ростральных.
Или у Маяковского:
Пули погуще по оробелым, В гущу бегущих грянь, парабеллум!
Меня тут много раз снисходительно похлопывали по плечу, когда я признавался в неприятии поэзии Андрея Гришаева. Мол, не дорос... Но стихи его, по-моему, совершенно не звучат. Звукопись в них – как манекенщица на подиуме. По сути – вешалка для одежды, лишенная индивидуальности. А мне подавай яркую красавицу, которая хороша в любых одеждах. И без оных в том числе...
Приведенные вами, Люда, стихи, мне кажется, лишены разницы потенциалов. Помимо отсутствия мантричности. Они энергетически нейтральны, от них не подзарядишься... И высасывать энергию они не умеют. Вялые какие-то, бессильные.
Разумеется, я говорю исключительно о своем восприятии. Без обобщений. Но, полагаю, найдутся те, кто мнение мое поддержат. Уважая вашу точку зрения, Люда, остаюсь при своей...:)
2011-08-19 09:53 А мне понравилось!) Есть какая-то неброская красота в этих стихах. Соглашусь с Арсением, что они "энергетически нейтральны". Прочитала я всё и с интересом, но вряд ли еще вернусь к творчеству автора.
2011-08-19 23:38 Ха! И еще раз – ха) Почти смешно. Есть собственное мнение и, при всех прочих равных условиях, почему бы его не высказать? Если бы я говорила с оглядкой на кого-то (перечислить поименно?), то кому такое мнение нужно?
2011-08-19 16:34 И мне понравилась девочка. Живые стихи с презумпцией искренности, не высосанные из жизни, а выпавшие из гнезда ума. Есть конечно стеб и простота, но подкупает свежий ветер)))
2011-08-20 07:26 Ну если по возрасту с линейкой, то да))) Бабец в соку. Каждому по вере. Девочка она и в 100 девочка, и после гарема девочка, и после монастыря мужского – все равно девочка. Училко...Не, Училко уже мУдра!)))
И.Кабыш, В.Павлова, Т.Щербина, Е.Исаева и десятки других – соответственно – имен всплывают при чтении... Мило, смело, эпатажно, мастеровито... "только этого, как говорит Листиков, мало"...
Если этот автор – "лучшая по профессии", то надо признать наличие оч. сильного кризиса в этой самой профессии...
Все-таки – возвращаясь к Аристотелю – да, "просто, но – не низко"... Представьте себе Ахматову, читающую со сцены след-е строчки:
"О да, я – суперский поэт, Со мной перепихнуться дивно..."
Утешься, ты не нужен никому. Сойди в свою душистую тюрьму Из лепестков шиповника и мяты. Когда растает твой последний вздох На рубеже медлительных эпох, Никто не спросит: Где же ты? Куда ты?
О кофе сладостный, и ты, миндаль сухой! Забиты мысли всякой чепухой, Распуган праздник мысленным ОМОНом. Марина в Краснодаре ест арбуз, Прочитаны в трамваях Джойс и Пруст, Аджика сварена и холодно влюбленным.
О шоколад растаявших Наташ! Душа сквозит, идя на абордаж Тоскливых дней и вдохновений куцых. Что легче – воздух или голова? Прости, Пелевин, я еще жива, Шурша по октябрю без революций!
2011-08-20 10:26 А вы знаете, Юра, это как смотреть С моей, наивной в смысле литературы, точки зрения, это совсем разные не только поэтессы, но и женщины, слишком разная у них жизнь, у Анны – война, гибель мужа, 37-й..у Натальи – неудачи на любовном фронте, машинко паламалась, редактор – такая скотина. Она наш современник, обитатель мегаполиса. И этим она близка нам мне. Её переживания , возможно, не стоят выеденного гроша, но мы я её понимаю. Я тоже про таблицу Менделеева вставлял, ну, само собой, у ней – стронций, у меня попроще)) * Светится пространство, словно белый стих - От избытка стронция, может быть, в костях? Если мир разрушится из-за нас двоих - Ангелы небесные, это ваш косяк! Николенкова
Пришла весна. Не ведая покоя Растут на наших лысинах рога, Они растут – по двое и по трое, Видать, избыток кальция в мозгах Антик(С)
Если у Анны – трагедия, у нас – стёб, правильно Люда говорит. И потом, стопиццот лет назад, когда творила Ахматова не было этих ваших интернетов, единственным способом донести слово до читателя была бумага, а это както сдерживало. Сейчас пиши чё хошь, но берегись – тролли не дремлют! А вообще-то, была бы link %D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0">А.Ахматова. сейчас с нами – не стала бы она осуждать эту девочку. Ну, мне так кажется.
2011-08-20 10:43 Во всяком случае, ещё до всяких инернетов опрашивали прохожих в Барнауле, от мала до велика, кто такая Николенкова. Знали все. и большая часть встречных вспомнила какие-то строки:-)) я так думаю, это момент истины как раз.
2011-08-20 14:51 Не верю!:) Чтобы все... Люди в большинстве своем страшно далеки от поэзии. Уверен, что половина питерцев про Бродского, Кушнера, Горбовского ничего не знает. А чтоб процитировать... Это уже полная фантастика. Один из двадцати, может, нечто и припомнит, но чтобы все? Люда, вы выдаете желаемое за действительное. Так не бывает, увы... Несколько лет назад передачу смотрел. В Риме опрос проводили: кто такой Спартак? Мало кто ответил правильно. Всякую фигню несли чаще. А в Америке значительная часть населения думает, что Земля плоская... А вы про всеобщее знание стихов Николенковой! Шарман...:)
2011-08-20 15:25 да было это:-) кажется, к 8 марта передача в 90-х годах. журналистка ходила по Ленинскому проспекту и опрашивала всех подряд, молодых, старых, студентов, домохозяек. если бы люди были подставные, я бы об этом знала (там вовсе не мегаполис, город, как Рязань, маааахонький:-) вопрос к людям был такой: каких писателей Алтая вы знаете? иногда называли Гундарина, несколько раз – Башунова. А Николенкову назвали все! Барнаул, что бы там ни говорил Юрий о кризисе, город высокой поэтической культуры:-)
2011-08-20 14:10 . Да как ни смотреть, Юрий Палыч. "Если у Анны – трагедия, у нас – стёб, правильно Люда говорит." Думаю, не оч. правильно Люда говорит (тоже редкий случай, когда не согласен с Людой): я – человек, в не меньшей степени, чем Вы, сегодняшний, и я, как и Вы, понимаюстёб Николенковой, но трагедия Ахматовой – мне, сегодняшнему, ближе... Уверяю Вас, Ахматова вполне могла вставлять в стихи свои, современные ей "косяки", которых в любой эпохе хватает, но она не суетилась, не метала бисер, не пыталась быть своей в доску, оставлась НАД, в рез-те – мы имеем великую – на все времена Ахматову. А энти "косяки" говорят мне ясно о том, что при всем обаянии и явном наличии таланта – великой – на все времена – Николенковой ждать не приходицца... Каждый выбирает свою тусовку, "тусовка" ААА – Пушкин, Блок и Кͦ – мне ближе... гараздаааааа................
2011-08-20 15:38 . Пример невдачный: они работали в определенном жанре, и в рамках этого жанра они – "лучшие по профессии", без претензий на "наша всё". В определенном – оч. конгкретном – жанре и Вишневский – "лучший по профессии"; Вам же не придет в голову обозвать его "Солнцем р.п."?.. А против того, что у Вашей протеже "свой голос. свои средства, своя ниша" – кто ж возражает? Я как раз об этом и говорю.