Arifis - электронный арт-журнал

назад

Записки на полях Uchilka


Uchilka

18.08.2011 16:24    та самая Наталья Николенкова

Народ. Я хочу познакомить всех с творчеством Натальи Николенковой – в Барнауле знают, что Николенкова – наше ВСЁ:-) и она давным-давно и не напрасно признана лучшей по профессии.

Da capo al fine (подборка стихов)
Николенкова Наталья



* * *

Сегодня

Тебя нет в этом городе.

А в городе – внезапное лето.

Я тихо прочирикаю: – Господи,

Спасибо и за то, и за это!



Блаженство избавляет от гордости.

Горит звезда, горит сигарета.

Не в сытости вкуснее, а в голоде.

И лишь во тьме – предчувствие света.







* * *

Вячеславу Корневу



Вскипяти молоко, повелитель стихий,

Крысолов, уводящий детей!

Что Гекуба тебе, и стихи, и грехи,

И фантомные боли смертей?



Жидок Жижек, не столь лаконичен Лакан,

И совсем не бодрит Бодрийяр.

Научи, вразуми, объясни дуракам,

В чём мучительный кайф бытия.



Только детские, детские фильмы смотреть,

Только детские фильмы снимать.

Нет табу у безумцев – но страшно посметь

Твои книги в сортирах читать.







ПЕРВАЯ МУХА



Здравствуй, первая муха,

Звонкий вестник тепла!

Психопатку, старуха,

Ты от смерти спасла.

Прилетела, запела -

И весну принесла.







* * *

Снег блестит, как нафталин,

Ядовитая отрада.

Убирайся, милый сплин,

От резных дверей Царьграда!

Знаю точно: я – была,

Но не точно знаю, есть ли.

Расчехлите зеркала,

Те, в которых вечно вместе!

Пусть беснуются, блестят,

Пусть летят куда хотят!







* * *

Доброй ночи и удачи!

Я тебя почти забыла.

Спи спокойно, милый мальчик,

Порожденье крокодилов!



Скоро сменятся созвездья.

В городе – припадок марта.

Выньте из ладоней гвозди,

Радостно встречая завтра!



Доброй ночи и удачи!

Дайте мышьяку без сдачи!






MON ANGE



Кормил из рук, заглядывал в глаза,

Рвал бархатцы с оранжевых куртин,

Водил гулять на Обь и на вокзал...

Жизь – укротил, а смерть – укоротил.

Ты мне не примерещился, герой,

Вернувший смысл бессмысленной судьбе.

Сейчас надену свитер голубой -

И улечу на небеса. К тебе.







* * *

В старинных венецьянских зеркалах

И пожилые женщины прекрасны.

Живи легко, не думай о делах,

Великолепствуй, разделяй и властвуй!



Но разве солнце утром не встаёт?

Но разве можно выжить, не старея?

Кто затуманил зеркало моё

До состоянья Дориана Грея?







* * *

Осенние мужчины горячи,

Как осы, угодившие в варенье.

Целуют руки, говорят «чин-чин»,

Читают лица и стихотворенья,

Целуют в рот, затылок и глаза,

Целуют в шею, волосы ерошат...

Люблю сентябрь, похожий на вокзал,

Роскошный, разноцветный и не пошлый.







* * *

Мои кумиры, умеющие поднимать одну бровь

И делать языком «пирожок»!

Наверное, это и есть любовь,

Потому что, Господи, так хорошо

Курить на балконе зелёную траву,

Без галстуков, то есть совсем без ничего.

И все рецепторы утверждают: живу!

И всё отдам за два сантиметра языка твоего.







* * *

Вишнёвое вино.

Зелёные ранетки.

Мне, в общем, всё равно,

Что там на этикетке.



Пишу в графе "дано":

На даче наши детки.

Давайте, Сирано,

Смешаем наши клетки!



Влюбиться – не грешно

Для девочки-нимфетки.

Я вымою окно,

Fuck off скажу соседке.



А старость – будет, но

Не брошу сигаретки.

Французское кино,

Настурции в газетке...







ХРИЗАНТЕМЫ



Японцы едят цветы.

В Японии секса нет.

А я забыла, что ты

Дарил мне этот букет.

Сиреневые лепестки,

Я знаю, горьки на вкус.

А мне хризантемы сладки,

А я до тебя доберусь.







* * *

Я влюбилась, как Маленький Мук,

Или просто как старая дура -

И выскальзывает из рук

Чёрно-белая клавиатура.



Отдышись после маленьких мук,

Будет новая партитура.

Освещаются север и юг

Этим светло-зелёным прищуром.







* * *

Вот и мы целуемся на ВДНХ -

Две горячих искры одного огня.

Ты не помещаешься в тесноту стиха -

Но зато чудесно помещаешься в меня.

Светится пространство, словно белый стих -

От избытка стронция, может быть, в костях?

Если мир разрушится из-за нас двоих -

Ангелы небесные, это ваш косяк!







* * *

Тянет, тянет сердце бедное,

Тянет в сторону твою.

Никому не проповедую,

Ничего не создаю.



Звякну денежкою медною

В светлый праздник дежавю,

Растоплю сугробы белые,

Подогрею и допью.







ИТАЛЬЯНСКОЕ КИНО



На местах для поцелуев

Мы не будем целоваться.



До-ре-ми-фа-соль-ля-си? -

До-ре-ми-фа-соль-ля-да!



Это шоу – не для нервных,

А для тех, кому за двадцать.



До-ре-ми-фа-соль-ля-си,

До-ре-ми-фа-соль-ля=да!



Я смотрю в твои глаза

Цвета ягод недозрелых.



До-ре-ми-фа-соль-ля-си,

Обожаю навсегда!



Приходи ко мне в четверг,

День отчаянных и смелых!



Иже еси на небеси,

До-ре-ми-фа-соль-ля-си!







* * *

У глухонемых особенные глаза,

Внимательные, потому что внимают.

Можно объясниться знаками, но объяснить нельзя:

Ангелы, знаешь, людей не понимают.



Не то с рыбалки подлёдной вернулись, чего-то пьют,

Беседуют на автобусной остановке.

И душу тихонечко переворачивают мою:

Шипит и брызгает, словно котлета в столовке.







* * *

Пусто в животе у акулы,

Никого сегодня не съела.

Скука сводит челюсть и скулы,

Нервы стянуты до предела.



Господи, пошли мне покоя!

Нет, не мяса – воздуха, духа!

Родилась я, мама, такою:

Идиотка, дрянь, потаскуха.







* * *

Нет, не печалюсь нимало,

Не выбываю из схватки.

Нет, я не зря изучала

Ваши смешные повадки.



Мало ли где Вы сегодня

Лечите боль алкоголем.

Наш выкрутас прошлогодний

Стал навсегда новогодним.



Правила без исключений.

Паузы без расставаний.

Натурализм приключений.

Психологизм привыканий.







* * *

Утром маешься от стыда,

Вспоминая вчера осторожно?

Восхитительно: ты – молода,

Безответственна, безнадёжна.



Ватсон, элементарно: стареть -

Значит, к лучшему измениться,

Научиться не сожалеть,

Не оправдываться, не стыдиться.



А пока это мутное утро -

Твоя карма и Камасутра.







* * *

Е.С.

Мне удаётся молодеть,

Чернавка стала королевой.

И вы не сможете поддеть

Меня ни справа и ни слева.



О да, я – суперский поэт,

Со мной перепихнуться дивно,

И вы, проказник, двадцать лет

Меня хотите непрерывно.



Выслушиваю милый бред

И благодарно, и устало.

Вторая молодость, привет!

А первую я прозевала.







* * *

На, пососи леденец,

Чтобы хоть чем-то заняться!

Это ещё не конец,

Будем глупить и смеяться,

Будем конфеты дарить

Всем, под горячую руку,

И вдохновенно курить

Осени сладкую трубку.

взято отсюда: http://www.lik-bez.ru/archive/zine_number4170/zine_poems4172/publication4210


Комментарии (выбрать просмотр комментариев списком, новые сверху)

kuniaev

 2011-08-18 17:27
А я больше не буду в Ликбезе публиковаться. По культурным соображениям. И, хотя Ликбез в лице его отцов может вполне резонно сказать: "больно надо было" или "ну и хрен с тобой", или "напугал ежа голой жопой", или "вот еще нашелся диссидент", или "а кто это ваще?" – просто такова моя культурная позиция. Николенкова местами очень хороша, но в ряд с Лешеком или Ченом Кимом вряд ли можно ее поставить... Не говоря уже о Гришаеве. Думаю, тут дело даже не в мастерстве, а в общей направленности творчества.

Uchilka

 2011-08-18 18:52
что ты там некультурного нашёл? стёб – да, бывает. но оч много хорошего!

Leo

 2011-08-18 19:00
Нет, не мое. Совсем не понравилось. Мимо прошло.

Uchilka

 2011-08-19 00:13
не вчитались...

Leo

 2011-08-19 06:07
Не в этом дело...
Лично для меня смысловой составляющей совершенно недостаточно. Стих должен (по определению Ауробиндо Гхоша) мантрой звучать, т.е. шаманить звуком, мелодией, рифмами. Гипнотизировать, колдовать... Когда я читаю "Ворона" По на английском (понимая через пень колоду), то звукопись ведет меня, очаровывая собой. Или, например, у Виктора Сосноры:

По Неве плывут плоты
еле-еле.
По Неве плывут плоты -
плиты елей.

Вот плоты плывут подряд
в страны дальние.
Вот плоты застопорят
у Ростральных.

Или у Маяковского:

Пули погуще по оробелым,
В гущу бегущих грянь, парабеллум!

Меня тут много раз снисходительно похлопывали по плечу, когда я признавался в неприятии поэзии Андрея Гришаева. Мол, не дорос...
Но стихи его, по-моему, совершенно не звучат. Звукопись в них – как манекенщица на подиуме. По сути – вешалка для одежды, лишенная индивидуальности. А мне подавай яркую красавицу, которая хороша в любых одеждах. И без оных в том числе...

Приведенные вами, Люда, стихи, мне кажется, лишены разницы потенциалов. Помимо отсутствия мантричности. Они энергетически нейтральны, от них не подзарядишься... И высасывать энергию они не умеют. Вялые какие-то, бессильные.

Разумеется, я говорю исключительно о своем восприятии. Без обобщений. Но, полагаю, найдутся те, кто мнение мое поддержат.
Уважая вашу точку зрения, Люда, остаюсь при своей...:)


Tageko

 2011-08-19 09:53
А мне понравилось!)
Есть какая-то неброская красота в этих стихах.
Соглашусь с Арсением, что они "энергетически нейтральны". Прочитала я всё и с интересом, но вряд ли еще вернусь к творчеству автора.

Leo

 2011-08-19 21:19
Да... Тома всегда знала толк в рыбной диете...

Tageko

 2011-08-19 23:38
Ха! И еще раз – ха) Почти смешно.
Есть собственное мнение и, при всех прочих равных условиях, почему бы его не высказать?
Если бы я говорила с оглядкой на кого-то (перечислить поименно?), то кому такое мнение нужно?

Neledy

 2011-08-19 16:34
И мне понравилась девочка. Живые стихи с презумпцией искренности, не высосанные из жизни, а выпавшие из гнезда ума. Есть конечно стеб и простота, но подкупает свежий ветер)))

Leo

 2011-08-19 21:18
Девочке 43 годка уже... Презумпция искренности выпала из гнезда ума, не будучи высосана...:))
Уппалнафиг!:)

Uchilka

 2011-08-19 22:45
кто скажет, что это мальчик... и далее по тексту:-)
поэзия – она такая, взращивает только неадекватность окружающему миру.

*Училко – уже тоже почти самец, ей 56 скоро:-(

Neledy

 2011-08-20 07:26
Ну если по возрасту с линейкой, то да))) Бабец в соку. Каждому по вере. Девочка она и в 100 девочка, и после гарема девочка, и после монастыря мужского – все равно девочка. Училко...Не, Училко уже мУдра!)))

Youri

 2011-08-19 22:15
.

И.Кабыш, В.Павлова, Т.Щербина, Е.Исаева и десятки других – соответственно – имен всплывают при чтении... Мило, смело, эпатажно, мастеровито... "только этого, как говорит Листиков, мало"...

Если этот автор – "лучшая по профессии", то надо признать наличие оч. сильного кризиса в этой самой профессии...

Все-таки – возвращаясь к Аристотелю – да, "просто, но – не низко"... Представьте себе Ахматову, читающую со сцены след-е строчки:

"О да, я – суперский поэт,
Со мной перепихнуться дивно..."

Uchilka

 2011-08-19 22:42
ну стёб же. сатира и ирония. это не всерьёз:-)

Uchilka

 2011-08-19 22:57
да и вообще – с перечисленными авторессами сравнивать не могу, вижу абсолютно другую эстетику...

Uchilka

 2011-08-19 23:05
В моей бестрепетной отчизне,
как труп, разъятой на куски,
стихи спасли меня от жизни,
от русской водки и тоски.
И. Кабыш

вот так Николенкова никогда не писала. о том же – да. но совсем не так.

Запрокинем головы
И увидим птиц.
Глупые и голые,
Даже без ресниц,

Злые и веселые,
Губы в табаке -
Мы пройдем по лезвию,
Словно по реке.

Мы соврем прохожему,
Мы убьем жука.
Мы – неосторожные,
Потому что – как

Спрятаться от коршуна,
Кожу поменять
И заснуть в горошине
Пепла и огня?

Uchilka

 2011-08-19 23:15
или вот так:

Утешься, ты не нужен никому.
Сойди в свою душистую тюрьму
Из лепестков шиповника и мяты.
Когда растает твой последний вздох
На рубеже медлительных эпох,
Никто не спросит: Где же ты? Куда ты?

О кофе сладостный, и ты, миндаль сухой!
Забиты мысли всякой чепухой,
Распуган праздник мысленным ОМОНом.
Марина в Краснодаре ест арбуз,
Прочитаны в трамваях Джойс и Пруст,
Аджика сварена и холодно влюбленным.

О шоколад растаявших Наташ!
Душа сквозит, идя на абордаж
Тоскливых дней и вдохновений куцых.
Что легче – воздух или голова?
Прости, Пелевин, я еще жива,
Шурша по октябрю без революций!

Antik

 2011-08-20 10:26
А вы знаете, Юра, это как смотреть С моей, наивной в смысле литературы, точки зрения, это совсем разные не только поэтессы, но и женщины, слишком разная у них жизнь, у Анны – война, гибель мужа, 37-й..у Натальи – неудачи на любовном фронте, машинко паламалась, редактор – такая скотина. Она наш современник, обитатель мегаполиса. И этим она близка нам мне. Её переживания , возможно, не стоят выеденного гроша, но мы я её понимаю. Я тоже про таблицу Менделеева вставлял, ну, само собой, у ней – стронций, у меня попроще))
*
Светится пространство, словно белый стих -
От избытка стронция, может быть, в костях?
Если мир разрушится из-за нас двоих -
Ангелы небесные, это ваш косяк!
Николенкова

Пришла весна. Не ведая покоя
Растут на наших лысинах рога,
Они растут – по двое и по трое,
Видать, избыток кальция в мозгах
Антик(С)

Если у Анны – трагедия, у нас – стёб, правильно Люда говорит. И потом, стопиццот лет назад, когда творила Ахматова не было этих ваших интернетов, единственным способом донести слово до читателя была бумага, а это както сдерживало. Сейчас пиши чё хошь, но берегись – тролли не дремлют! А вообще-то, была бы link %D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0">А.Ахматова. сейчас с нами – не стала бы она осуждать эту девочку. Ну, мне так кажется.

Uchilka

 2011-08-20 10:43
Во всяком случае, ещё до всяких инернетов опрашивали прохожих в Барнауле, от мала до велика, кто такая Николенкова. Знали все. и большая часть встречных вспомнила какие-то строки:-)) я так думаю, это момент истины как раз.

Uchilka

 2011-08-20 10:44
короче, это редкий случай, когда я с большинством не согласна:-)



Leo

 2011-08-20 14:51
Не верю!:)
Чтобы все... Люди в большинстве своем страшно далеки от поэзии. Уверен, что половина питерцев про Бродского, Кушнера, Горбовского ничего не знает. А чтоб процитировать... Это уже полная фантастика. Один из двадцати, может, нечто и припомнит, но чтобы все?
Люда, вы выдаете желаемое за действительное. Так не бывает, увы...
Несколько лет назад передачу смотрел. В Риме опрос проводили: кто такой Спартак? Мало кто ответил правильно. Всякую фигню несли чаще. А в Америке значительная часть населения думает, что Земля плоская... А вы про всеобщее знание стихов Николенковой! Шарман...:)

Uchilka

 2011-08-20 15:25
да было это:-) кажется, к 8 марта передача в 90-х годах. журналистка ходила по Ленинскому проспекту и опрашивала всех подряд, молодых, старых, студентов, домохозяек. если бы люди были подставные, я бы об этом знала (там вовсе не мегаполис, город, как Рязань, маааахонький:-) вопрос к людям был такой: каких писателей Алтая вы знаете? иногда называли Гундарина, несколько раз – Башунова. А Николенкову назвали все! Барнаул, что бы там ни говорил Юрий о кризисе, город высокой поэтической культуры:-)

Leo

 2011-08-20 15:39
Пусть каждому будет во вере его!:)

Youri

 2011-08-20 14:10
.
Да как ни смотреть, Юрий Палыч. "Если у Анны – трагедия, у нас – стёб, правильно Люда говорит." Думаю, не оч. правильно Люда говорит (тоже редкий случай, когда не согласен с Людой): я – человек, в не меньшей степени, чем Вы, сегодняшний, и я, как и Вы, понимаю стёб Николенковой, но трагедия Ахматовой – мне, сегодняшнему, ближе... Уверяю Вас, Ахматова вполне могла вставлять в стихи свои, современные ей "косяки", которых в любой эпохе хватает, но она не суетилась, не метала бисер, не пыталась быть своей в доску, оставлась НАД, в рез-те – мы имеем великую – на все времена Ахматову. А энти "косяки" говорят мне ясно о том, что при всем обаянии и явном наличии таланта – великой – на все времена – Николенковой ждать не приходицца... Каждый выбирает свою тусовку, "тусовка" ААА – Пушкин, Блок и Кͦ – мне ближе... гараздаааааа................

Uchilka

 2011-08-20 15:28
а как вы относитесь к Тэффи, к Саше Чёрному? :-)) далековато от Пушкина и Блока, не так ли? но они – есть!

у каждого поэта свой голос. свои средства, своя ниша.

Youri

 2011-08-20 15:38
.
Пример невдачный: они работали в определенном жанре, и в рамках этого жанра они – "лучшие по профессии", без претензий на "наша всё". В определенном – оч. конгкретном – жанре и Вишневский – "лучший по профессии"; Вам же не придет в голову обозвать его "Солнцем р.п."?..
А против того, что у Вашей протеже "свой голос. свои средства, своя ниша" – кто ж возражает? Я как раз об этом и говорю.



 

  Электронный арт-журнал ARIFIS
Copyright © Arifis, 2005-2024
при перепечатке любых материалов, представленных на сайте, ссылка на arifis.ru обязательна
webmaster Eldemir ( 0.008)