Студия поэтов
добро пожаловать
[регистрация]
[войти]
Студия поэтов > На смерть Бобби Фишера
2008-01-18 18:16
На смерть Бобби Фишера / Владимир Кондаков (VKondakov)

Ты ушёл, великий шахматист,
остров ледяной, – твоя вершина,
стал твоей могилою под свист
побеждённых чемпионов мира...

Величайший шахматный титан,
обыгравший целое столетье,
генералом свадебным не стал,
королём скитаясь по планете.

Был не удостоен Джеральд Форд
чести победителя увидеть, -
офицерский и ладейный флот
пешечным, конечно, не унизить.

Сам в себе еврей-антисемит,
сам себе посол своих америк,
черногорский разыграл гамбит
под слюну ООНовских истерик.

Как ты жил? Ничем не дорожил,
бомжевал с лишённою короной,
эпатажем злил или смешил,
ничего не принимая, кроме

шахмат, от которых и бежал,
от которых, наконец-то, скрылся.
Ты ладонь безвольную разжал,
и король ...упал и покатился...







информация о работе
Проголосовать за работу
просмотры: [8268]
комментарии: [37]
голосов: [10]
(rwslava, NinaArt, kuniaev, Youri, KD, Uchilka, Nadegda, mg1313, Lenn, vino)
закладки: [1]
(Elenabel)

Високосный год что-то резво стартовал...

http://sport.gazeta.ru/sport/2008/01/a_2569982.shtml
http://www.pravda.ru/sport/18-01-2008/252254-fisher-0


Комментарии (выбрать просмотр комментариев
списком, новые сверху)

LeonidPetren

 2008-01-19 02:52
Что такое " лишённая корона " можно уточнить?

VKondakov

 2008-01-19 06:20
Что касается историии, то –
В 1975 году Фишер, будучи 11-м чемпионом мира перед битвой с Анатолием Карповым, выдвинул перед ФИДЕ заведомо невыполнимые требования к поединку, кои не были удовлетворены и был лишён шахматной короны.

Что касается литературной составляющей, то это идиома.



kuniaev

 2008-01-19 12:26
Был лист из 64-х требований, из которых ФИДЕ удовлетворил 63. (Например при появлении Боби все должны были ломать шапки ;) Мне кажется, он просто не хотел играть, плевать ему было и на корону и на весь мир.

VKondakov

 2008-01-19 17:22

Мне кажется ,он боялся проиграть ...он перестал быть чемпионом мира, но формально он остался непобежденным, что и требовалось доказать...

kuniaev

 2008-01-21 14:48
Вот это я не уверен... В то время вряд ли кто мог его победить. Карпов не был ни шахматным гением ни большой личностью (так многие пишут по крайней мере, хотя, пишут и наоборот, Суэтин, например). Кстати, в шахматах, как и в боксе, нет приставки "экс". Не принято говорить экс чемпион мира Капабланка или экс чемпион Алехин. Это как король... Один умирает – да здравствует другой. Тут, мне кажется, что-то другое, из области хипанизма... %)

LeonidPetren

 2008-01-23 15:44
Чего корона была лишена, когда с ней бомжевали?

VKondakov

 2008-01-19 07:50
Для поколения НЕ...
Вывешиваю тексты песен Высоцкого ... по теме...
над которыми хохотал весь СССР...

Честь шахматной короны

Подготовка.

Я кричал: "Вы что там, обалдели,
Уронили шахматный престиж!"
"Да? – сказали в нашем спортотделе, -
Вот прекрасно, ты и защитишь.

Но учти, что Фишер очень ярок,
Даже спит с доскою, – сила в нем.
Он играет чисто, без помарок..."
Ничего, я тоже не подарок,
У меня в запасе ход конем.

Ох вы, мускулы стальные,

Пальцы цепкие мои.

Эх, резные, расписные,

Деревянные ладьи.

Друг мой, футболист, учил: "Не бойся,
Он к таикм партнерам не привык.
За тылы и центр не беспокойся.
А играй по краю напрямик..."

Я налег на бег на стометровке,
В бане вес согнал, отлично сплю,
Были по хоккею тренеровки...
Словом, после этой подготовки
Я его без мата задавлю.

Ох вы, крепкие ладони,

Мышцы сильные спины.

Ох вы кони мои, кони,

Эх вы, милые слоны.

"Не спиши и, главное, не горбись, -
Так боксер беседовал со мной, -
В ближний бой не лезь, работай в корпус.
Помни, что коронный твой – прямой".

Честь короны шахматной на карте,
Он от пораженья не уйдет.
Мы сыграли с Талем десять партий
В преферанс, в очко и на бильярде.
Таль сказал: "Такой не подведет".

Ох, рельеф мускулатуры!

Дельтовидные сильны.

Что мне легкие фигуры,

Эти кони и слоны.

И в буфете, для других закрытом,
Повар успокоил: "Не робей,
Да с таким прекрасным аппетитом
Ты проглотишь всех его коней.

Так что вот, бери с собой шампуры,
Главное – питание, старик.
Но не ешь тяжелые фигуры:
Для желудка те фигуры – дуры.
Вот слоны годятся на шашлык".

Будет тихо все и глухо,

А на всякий там цейтнот

Существует сила духа

И красивый аперкот.

Не скажу, что было без задорин,
Были анонимки и звонки.
Но я этим только раззадорен,
Только зачесались кулаки.

Напугали как-то спозоранку:
"Фишер может левою ногой
С шахматной машиной капабланки,
Сам он вроде заводного танка..."
Ничего! я тоже заводной!

Ох, мы – крепкие орешки.

Эх, корону привезем.

Спать ложимся – вроде пешки,

Просыпаемся ферзем.

Поединок

ИГРА

Только прилетели – сразу сели.
Фишки все заранее стоят.
Фоторепортеры налетели,
И слепят, и с толку сбить хотят.

Но меня и дома – кто положит?
Репортерам с ног меня не сбить!..
Мне же неумение поможет:
Этот Фишер ни за что не сможет
Угадать, чем буду я ходить.

Выпало ходить ему, задире.
Говорят, он белыми мастак.
Сделал ход с Е-2 на Е-4,
Что-то мне знакомое... так-так!...

Ход за мной. Что делать? Надо, Сева!
Наугад, как ночью по тайге...
Помню – всех главнее королева:
Ходит взад-вперед и вправо-влево,
Ну а кони только буквой "Г".

Эх, спасибо заводскому другу -
Научил, как ходят, как сдают...
Выяснилось позже – я с испугу
Разыграл классический дебют!

Вижу, он нацеливает вилку,
Хочет есть. И я бы съел ферзя...
Эх, под эту закусь да бутылку!
Но во время матча пить нельзя.

Я голодный, посудите сами:
Здесь у них лишь кофе да омлет.
Клетки, как круги перед глазами,
Королей я путаю с тузами
И с дебютом путаю дуплет.

Есть примета – вот я и рискую:
В первый раз должно мне повезти.
Я ж его замучу, зашахую!
Мне бы только дамку провести.

Все слежу, чтоб не было промашки,
Вспоминаю повара в тоске.
Эх, сменить бы пешки на рюмашки,
Сразу б проянилочсь на доске!

У него ферзи, ладьи – фигуры! -
И слоны опасны и сильны.
У меня же все фигуры – дуры,
Королевы у меня и туры,
Офицеры – это ж не слоны.

Не мычу, не телюсь, – весь, как вата.
Надо что-то есть. Уже пора.
Чем же бить? ладьею?.. страшновато.
Справа в челюсть?.. – вроде рановато,
Неудобно как-то – первая игра.

...Он мою защиту разрушает
Старую индийскую в момент.
Это смутно мне напоминает
Индо-пакистанский инцидент.

Только зря он шутит с нашим братом,
У меня есть мера, даже две:
Если он меня прикончит матом,
Я его – через бедро с захватом,
Или ход – конем по голове!

Я еще чуток добавил прыти -
Все не так уж сумрачно вблизи.
В мире шахмат пешка может выйти
(Если тренеруется) в ферзи!

Фишер стал на хитрости пускаться,
Встанет, пробежится и назад,
Предложил турами поменяться -
Ну еще б ему не опасаться,
Я же лежа жму сто пятьдесят!

Я его фигурку смерял оком,
И, когда он обьявил мне шах,
Обнажил я бицепс ненароком,
Даже снял для верности пиджак.

И мгновенно в зале стало тише,
Он заметил, как я привстаю...
Видно, ему стало не до фишек
И хваленый, преславутый Фишер
Тут же согласился на ничью.



VKondakov

 2008-01-19 08:05
Да, забыл сказать – это 1972 год....

Uchilka

 2008-01-20 17:13
выдержки из частной переписки в ответ на вопрос о причинах подачи голоса

начало хорошее, что-то типа: остров ледяной
стал твоей могилою под свист
побеждённых чемпионов мира... – неплохо же?

о, нашла способ быстрее брать, не напрягая память:-))


Величайший шахматный титан,
обыгравший целое столетье,
генералом свадебным не стал,
королём скитаясь по планете. – а это и вовсе хорошо, много ассоциаций: хоть Шекспир, хоть Квитка-Основьяненко... архетипы же, блин, причём не прямолинейно поданы, а с какой-то не очень присущей поэзии основательной хитроумностью, причём сверху наив всегдашний ухмыляется:-)))


-офицерский и ладейный флот
пешечным, конечно, не унизить.
-сам себе посол своих америк – это уже можно на цитаты:-))
ну и так далее, ну и общее впечатление...
да, я сразу сказала, что стих датский, но из лучших датских...
опечатку заметила (кстати, о птичках:антисимит???), просто отвлекли, и комменты ща писать сильно некогда, тока читаю и то не всё...

VKondakov

 2008-01-20 17:24
Стих датский, это да...

По факту ж...

Интересная переписка. Обманчива тишина ... на Арифисе, оказывается...

А стишок вышел сам по себе таким.
Рифмы тут , вообще, хиловатенькие.

Да, опечатку исправил.

Спасибо Людмила.

Остался, конечно, один интересный вопрос у меня, но... воздержусь я его задавать.

Со вздохом, Владимир.



Uchilka

 2008-01-20 17:29
Капитан, улыбнитесь!:-)

VKondakov

 2008-01-20 18:06
А то!

vino

 2008-01-20 20:04
Что бы за всем этим не стояло,но он достоин уважения.за не банальность по жизни и не трафарентнное поведение!!!

VKondakov

 2008-01-21 01:25

Отталкиваясь от твоей фразы, сказанной ранее,
можно сказать, что там где обыватель банально жил,
он всегда умудрялся делать выбор!

vino

 2008-01-21 11:35
Все так!

Listikov

 2008-01-21 22:45
а вот мне кажется, что это не стихи.

либо я сошел с ума, либо проголосовавшие голосовали за что-то другое. интонация, мне кажется, чуть ли не пародийна.

(с уважением, а потому искренне)

mg1313

 2008-01-21 23:12
не сходите с ума! :-)
Стих цепляет. Может быть потому, что я помню все эти исторические события: и матчи, и демарши,и исчезновение Фишера.Это история 70-80х годов прошлого столетия.


VKondakov

 2008-01-22 14:54
Спасибо – за память лет и за нас в ней!

Uchilka

 2008-01-21 23:16
смотри шире, дружище:-))) (это мне линуксоиды говорят, видя мои мучения с компом)

Listikov

 2008-01-21 23:33
как там Достоевский говорил: "ох, широк русский человек. я бы сузил..."

Все-таки, мне кажется, что в некоторых смыслах широта взглядов не должна быть беспредельной.
(Впрочем, можно вспомнить слова Ван Гога "вкус – враг искусства" – но здесь речь и не о вкусе...)

VKondakov

 2008-01-22 14:58
"Широта взглядов не должна быть шире прицела моей винтовки", – сказал бы снайпер.

Ну и что из того следует, Андрей?

С улыбкой, Владимир.


Listikov

 2008-01-22 19:57
из этого следует, что поэзия в какой-то степени все же ремесло (в котором рифмы, впрочем, занимают одно из последних мест).

VKondakov

 2008-01-23 15:50
Она ремесло тогда, когда с её помощью зарабатываешь на хлеб.
Когда не на хлеб – это графоманство.

Listikov

 2008-01-23 16:46
по-моему, чушь.
Вы же понимаете, что я не это имел в виду.

VKondakov

 2008-01-23 17:41
Да, по-твоему это чушь.

VKondakov

 2008-01-22 14:52
Согласен.
Это не стихи в том же смысле, в котором Высоцкий говорил про

стихи ставшие песней, – "Письмо к другу", она начинается, помнишь как-

"Ах, милый Ваня, я гуляю по Парижу,
и то, что слышу, и то, что вижу,
пишу в блокнотик, впечатлениям вдогонку.
Когда состарюсь – издам книжонку..."

Кстати, здесь она полностью link

Он называл эти строки зарисовкой, текстом без второго дна, что и отличает собственно стихотворение от текста.

Это, по сути, экспромт, отзыв, отклик души на всколыхнувшее её событие, и каждая строчка не знала, какими словами она продолжится в другой.
Я буквально открыл тексты, пролинькованные здесь, читая их и писал. Я их зарифмовал!
Самый большой минус – это слабые рифмы...
От Поэзии, – здесь, собственно, последние две строчки.
И довольно того!
Я удовлетворен.
То смутное, что заворочалось в душе при этом известии, не оказалось задавленным другими, уже бессмысленными для него событиями, не примялось последующей суетой,
а явилось ...

Чего же боле!..

Спасибо!



VKondakov

 2008-01-22 14:53
Да.
Интонация не пародийнвя, всё-таки, я надеюсь,
а грустно-ироническая...

Listikov

 2008-01-22 19:59
конечно не пародийная, но может быть воспринята таковой. а слабые рифмы здесь совсем не главное.
здесь имеет место быть какой-то акынский зачин каждой новой строфы.
(а линки даже не смотрел, честно говоря)

Listikov

 2008-01-22 20:04
кстати, ну и что там хорошего в финале?
по-моему, все обычно.

не знаю, быть может, я зажрался хорошими современными стихами (был вот позавчера на вечере Айзенберга, местами был потрясен), 30го Гандлевский выступает... и все-таки мне кажется, что я прав – и надо нам всем ставить себе более высокую планку...

VKondakov

 2008-01-23 17:18
"зажрался хорошими современными стихами" –
по хорошему тебе завидую..

.. про планку ты прав, по часто она находится внутри тебя самого...

Lenn

 2008-01-22 13:26
А я, признаюсь честно, голосовала за то, что за текстом виден автор, за его сочувствие, за постоянные отклики по подобным темам(ну,это я в общем,конечно..и всё же),за хороший финал в произведении...Так..


VKondakov

 2008-01-22 15:02
Ленн, пасиб, за финал, а за "постоянные отклики по подобным темам" я пошёл ... застрелюсь...

Вла....ди......м..............и..............р...............

Lenn

 2008-01-22 15:16
Прости за встревание.
"Это, по сути, экспромт, отзыв, отклик души на всколыхнувшее её событие, и каждая строчка не знала, какими словами она продолжится в другой".

Не нать стреляться и не верю, что ты удовлетворён своей работой(извини за назойливость). Зачем идти на поводу у строк?) Они не должны тащить тебя, ты сам умеешь ими управлять.

"Чего же боле!.."
Поболе бы того, что высветило бы художественную ценность текста. Можно же и отзываться, и экспромтировать, и зарисовывать стихами, чтоб не звучало слово "текст":)

Живой?


Youri

 2008-01-23 21:03
.
"...голосовала за... постоянные отклики по подобным темам.." -

М-да-а-а... Эт ты, Лен, сказанула... Действительно, автору ничего не остаецца, как пойти и застрелицца...

VKondakov

 2008-01-24 07:42

Прощайте же, Юрий, Арифис,
уйду я в любимой кепке.
Отныне я не в тарифе с
вульгарною Ленкой Кепплин.

Нет, что бы мной восторгаться,
Вау! – визжать от нетленок.
Всё. Я пошел стреляться
двустволкой ее коленок.








В моей смерти прошу винить Лену К.

VKondakov

 2008-01-23 17:24
Можно, кто спорит.

Возьми и попробуй.

Закипающий... Владимир.

Lenn

 2008-01-23 21:43
Вова, прошу прощенья за пост от 2008-01-22 13:26.

Пожалуйста, закипай скорея, я заварку уже в чайник засыпала)



 

  Электронный арт-журнал ARIFIS
Copyright © Arifis, 2005-2024
при перепечатке любых материалов, представленных на сайте, ссылка на arifis.ru обязательна
webmaster Eldemir ( 0.016)