Студия поэтов
добро пожаловать
[регистрация]
[войти]
Студия поэтов > Финал. "Да хранит тебя, Рыцарь, в дороге Господь..."
2007-06-06 10:38
Финал. "Да хранит тебя, Рыцарь, в дороге Господь..." / Юрий Юрченко (Youri)

.



                          * * *




В трех лучах света — в разных углах сцены — А л ь д о н с а,
С ы н-«п о э т» и М е н е с т р е л и, — смотрят вслед невидимым нам Санчо и Дон Кихоту.
Стук копыт.

Г о л о с Д о н К и х о т а :

...Песню походную, Санчо, начинай-заводи;
Вновь дорога петляет и тянется...
Сколько созвездий осталось у нас позади,
Сколько еще останется...

Г о л о с С а н ч о (напевает) :

«...Если ты зазевался — хоть самую малость! —
Когда счастье само тебе в руки давалось —
Не тоскуй, не зови — оно невозвратимо:
Тихо стукнуло в дверь — и пошло себе мимо...»

1-й М е н е с т р е л ь :

...Поднимаю я, Рыцарь, фужер свой:
Будь храним ты своею Звездой!..
И небесной дружбой не жертвуй
Ради дружбы земной...

...И удерживать бесполезно
Тебя — почестями иль казной...
О, не жертвуй дружбой небесной
Ради дружбы земной!..

Отправляясь в дозор свой бессменный —
Вечно дерзок, смешон и велик —
Пролетая над Сьерра-Мореной,
Ты успеешь в оставшийся миг

Прокричать над последнею бездной,
Под последний свой ветер сквозной:
«...Я не жертвовал дружбой небесной
Ради дружбы земной!..»

2-й М е н е с т р е л ь (высоко и тонко, почти на одной ноте — как поют молитву) :

...Дух бессмертный ведет твою бренную плоть —
На рассвете уйдешь, на закате ль —
Да хранит тебя, Рыцарь, в дороге Господь
И Пречистая Божия Матерь...

...Сладок черствого хлеба последний ломоть...
В ночь уходит последний мечтатель...
...Да хранит тебя, бедный мой Рыцарь, Господь
И Пречистая Божия Матерь...

Слышен голос далекий — и в голосе скорбь —
В шуме битвы ли, в грома раскате ль...
...Да хранит тебя Санчо в пути, и Господь,
И Пречистая Божия Матерь...

Стук копыт.

...Все так же — в трех лучах света — фигуры Альдонсы, Поэта и Менестрелей...

Г о л о с Д о н К и х о т а :

...И — за одним другой — в Поднебесие
Уходят всадники — с мечами, копьями...
Не остановят их все маги Персии,
Брамины Индии и Эфиопии...

Будут начертаны их имена
В Храме Бессмертия во все времена!..

...И может — позже ли, раньше —
Крикну с той высоты я:
«Есть среди рыцарей, Санчо,
Тоже — святые!..»

Г о л о с С а н ч о :

...Кого — куда, — он знает, Боже, —
Защитник ты какой — иль вор...
...И все ж, в Раю монахов больше,
Чем рыцарей, сеньор...

Г о л о с Д о н К и х о т а :

...И снова, друг мой, дал ты маху:
Ведь здесь их тоже больше, Санчо! —
Куда ни плюнь — попал в монаха,
А я — один на всю Ламанчу!..

...Смотри! — поднимается замок над лесом,
И подозрительная вокруг тишина...
Я чувствую: там униженная принцесса,
Инфанта или королева в темнице заточена!..

...И уже — откуда-то сверху — дробный топот копыт: мчатся Россинант и Серый...

Г о л о с Д о н К и х о т а (кричит) :

...А помнишь, Санчо, Ангуло Дурного?..

Г о л о с С а н ч о (кричит в ответ) :

...Я б не хотел его увидеть снова!..

Г о л о с Д о н К и х о т а :

...А помнишь Мрачного Красавца?..

Г о л о с С а н ч о :

...Уж как кусался!.. Как бросался!..

.


информация о работе
Проголосовать за работу
просмотры: [9290]
комментарии: [18]
голосов: [5]
(Lenn, Uchilka, NinaArt, urasova, Tageko)
рекомендаций в золотой фонд: [1]
(NinaArt)
закладки: [0]

(Не говорите мне о Сааведра!..)


Комментарии (выбрать просмотр комментариев
списком, новые сверху)

licophag

 2007-06-06 12:05
Если бы не опечаточка "иди" вместо "или" там, где инфанта; не "брамины... Эфиопии"; не фужер менестреля, и не "за одним другой", то финал, конечно, получился. Если его окончательно не заглушит – откуда-то сверху – дробный топот копыт.

Youri

 2007-06-06 14:31
.
"Если бы не ... "брамины... Эфиопии"... не фужер менестреля... то финал, конечно, получился."

Значит, он (финал) получился. Так как ваши тонкие замечания ушли (впрочем, как обычно) в молоко:

Брамины Эфиопии:

1. СЛОВАРЬ АНТИЧНОСТИ
link

«БРАМИНЫ (санскрит жрецы-жертвоприносители), индийская жреческая каста. В греческих источниках брамины за их уединенный и аскетический образ жизни называются также гимнософистами.

2. « 9. До какой степени это так, можно видеть на примере довольно серьезного романа Гелиодора «Эфиопики», где в роли «посвященных» выступают гимнософисты Эфиопии. Эфиопия для Гелиодора – «что-то вроде Индии» плюс «что-то вроде Египта»...»
Сергей Аверинцев НАГОРHАЯ ПРОПОВЕДЬ
link _sec/01_a/ave/rintsev3.htm

3. «Филостраты. ...Из Александрии Аполлоний отправляется к гимнософистам в Эфиопию...»
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
www.gay-nn.ru/?aquery=bgef&azb1=22&azb2=10&id=106993

4. «Гимнософисты Эфиопии – древнейшая индусская религиозная секта,получившая широкое распространение в Египте и Эфиопии...»
(М.д.Сервантес, «Дон Кихот», ч.1, Примечания, стр.576, «Худ.лит.», М., 1963)
____

«Фужер менестреля»:

1. Толковый словарь Ушакова
ФУЖЕР фужера, м. (фр. fougere). Бокал для вина

2. Толковый словарь Ожегова
ФУЖЕР , -а, м. Большой бокал на высокой ножке. Хрустальный ф.

3. «...лениво попивая эль и слушая игру менестреля . Гвенивер и Гветмар сели рядом с лордом Меймиком... Чудесно! – Гвенивер опрокинула за его здоровье свой фужер меда»
К. Кэр. Заклятье тьмы link
(и сотни других примеров в литературе...)


Опечатку исправил. Спасибо.

.



licophag

 2007-06-06 15:38
Еще раз хочу повторить, что финал получился, но вот "дробный топот копыт"..... А что касается всего остального, то не без занудства,
специально для любознательных хочу рассказать следующее.
Брамины – религиозная каста в Индии, и этот термин за пределами Индии и индуизма особого смысла не имеет. Но необходимо сделать одно замечание. Действительно, был определенный период в античной Греции, когда по отношению к индийским браминам применялось слово гимнософисты (которое означает всего лишь «голые философы» и имеет отношение к слову «гимнасиум», а не к слову «гимн»). Впервые этот термин можно встретить у Плутарха, который приводит исторический анекдот, когда в Индии к Александру Македонскому привели десять браминов, которых Плутарх назвал «гимнософистами». Некоторые исследователи считают, что в эпоху Плутарха слово «гимнософист» широко использовалось. Тем не менее, другие греческие авторы, описывавшие поход Александра, по отношению к этим индийским мудрецам используют термин «брамины» (или брахманы в современной огласовке).
Долгое время в древнегреческом брамины и гимнософисты оставались синонимами. Филострат в «Жизнеописании Аполлония» использует слово «гимнософисты» по отношению к некоторой секте в Эфиопии, сведения о которой он почерпнул у одного из учеников Аполлония. Поэтому синонимичность браминов и гипнософистов – это факт древнегреческой истории.
Что касается комментариев к худлитовскому «Дон Кихоту», то можно лишь сказать, что их готовили не очень сведущие люди, и комментарий к «эфиопским браминам» и «цикорной воде» свидетельствует об этом лучше всего.
Что же касается слова «фужер», то оно, действительно, существует, и по-французски означает «папоротник», намекая, тем самым на традиционный узор этого хрустального сосуда. Конечно, автор прав: во времена Дон Кихота менестрели, бесспорно, на постоялом дворе пили только из хрустальных фужеров.
Что касается моих комментариев «в молоко», то с «лейденским пророком» вы это убедительно «доказали» :))).
Но дело не в этом. Есть такая английская поговорка: Little knowledge is dangerous.
То есть, знать мало – опаснее, чем не знать вообще.
Тем не менее, с большим уважением к вашему трудолюбию и умению пользоваться интернетовскими поисковиками и популярной литературой.



Misti

 2007-06-06 16:15
И гимн и гимнасий имеют один корень. Гимнос – нагота по древнегречески. Гимн (хвалебную песнь Аполлеону и другим богам) по старинной традиции исполняли обнаженными, почему так и называется, а гимнасий – место для спортивных упражнений, что тоже подразумевало наготу.
Это я для того, чтобы любознательные не вводились в заблуждение рассказчиками... :)

licophag

 2007-06-06 16:57
Это только в русском "гимн" и "гимнасий" кажется, что имеют один корень, а в греческом – это ДВА разных корня, и, что интересно, пишутся по-разному. В "гимне" – хвалебная песнь, а в "гимнасии" – от "голого" тела. Это специально для тех, кто любит "подставляться", а также – для любознательных по-настоящему. Владимир, не отвлекайте. Посмотрите нормальный словарь.

Misti

 2007-06-06 17:03
Как грозно! Для меня Иван Ефремов – очень большой авторитет. Вы уже подставились на истории Второй мировой. И не раздувайтесь от самомнения. Я буду говорить все, что мне вздумается. Тем более, что прав я! :)

licophag

 2007-06-06 17:11
Посмотрите хотя бы в греческо-русском словаре.Вот если бы вы сказали, что "гимн" и "шаман" от одного корня, вот тут можно поговорить. Тут интересно. "Гимн" – от индоевропейского корня "петь", а "гимнасий" – от греческого "нагой". А вы, конечно всегда правы. Только в чем? :))))

Misti

 2007-06-06 17:13
"Если ты такой умный, то почему ты такой бедный?" :)))))))

licophag

 2007-06-06 17:17
Детская комната закрыта. Просьба игрушки положить на полочку. С собой не брать.

Misti

 2007-06-06 17:20
Согласен! Открыт дом хроников. И в нем мне делать нечего. Пока!
:)))))

Youri

 2007-06-06 17:04
.Фужер – это любойможет быть и хрустальным

Youri

 2007-06-06 17:09
. Фужер – это любой бокал на высокой ножке. Он иожет быть и хрустальным, но – не обязан.

По поводу браминов – я привел ссылки на источники.
Если комментатору нечего сказать по поводу собственно стихов – смысла в выкладывании здесь "исторических анекдотов" – я не вижу.





licophag

 2007-06-06 17:15
По поводу собственно стихов: получился финал (третий раз повторяю), но "дробный топот копыт" – как бы это сказать? – ну, в общем, дробный он очень. Но все равно, финал, если просто стихи, без света, то получился. Получился. Получился. Честное слово, получился. Я уже радуюсь за вас.

Youri

 2007-06-06 17:28
.
"Что касается моих комментариев «в молоко», то с «лейденским пророком» вы это убедительно «доказали»"
:))).

Доказал (не вам). Я, в отличие от др. арифисийцев, знаю, кто вы.
Я доказал это вам, "К-на", (и не раз) и на «Общепите» с «Вицлипуцли», с «мальвазией», «волкозубом" и т.д.
link
Вам также никак не дают покоя и другие ваши «ляпы», как напр., со «столой»... link

Я не такой заядлый книжный червь, как вы, и меня, как это ни ужасно, устраивают "худлитовские комментаторы" и С.С.Аверинцев.

А все претензии к неграмотным комментаторам и составителям энциклопедий – в эти энцикплопедии...
Здесь – я бы (повторяю) предпочел говорить о стихах.


licophag

 2007-06-06 18:25
Давайте так:определитесь сначала, в чем вы талантливей – в стихах или собирании сплетен и мусора по Интернету. Я за то, чтобы говорить о стихах. Я о них и говорю. Я читатель. Вы для того вывешиваете стихи, чтобы их кто-то читал. Я не хочу, чтобы мои стихи читали, я их не вывешиваю. Нигде. А здесь я выражаю свое мнение. Мое мнение: фужер не украшает ваш текст, топот копыт на небе тоже. Но вы – автор, и я могу только высказаться, и всё, а вы – все остальное.И не надо меня путать ни с кем из ваших друзей и знакомых. Первую европейскую иллюстрацию к "Дон Кихоту" хотите?

Youri

 2007-06-07 01:01
.
"Я за то, чтобы говорить о стихах. Я о них и говорю."

Нет. Вы говорите не о стихах. Посмотрите внимательнее ваши сообщения выше. Вы любой ценой хотите меня уличить в какой-то исторической неточности. К собственно стихам ваши передергивания и бесконечные "исторические анекдоты" отношения не имеют, и мне они неинтересны.

"Я не хочу, чтобы мои стихи читали, я их не вывешиваю."

Почему же, "Зиновий", – вы их вывешивали: и свои, и чужие.

"А здесь я выражаю свое мнение."

О своем отношении к сетевым анонимам и к их мнению я говорил уже много раз.

"Первую европейскую иллюстрацию к "Дон Кихоту" хотите?"

Спасибо, нет. Бойся данайцев...


Youri

 2012-11-03 03:09
.
Эля, Тома – рад Вам!

Youri

 2012-11-03 03:10
.
Лен, Люда, Нина, – и вам – запоздалое "спасибо"...


 

  Электронный арт-журнал ARIFIS
Copyright © Arifis, 2005-2024
при перепечатке любых материалов, представленных на сайте, ссылка на arifis.ru обязательна
webmaster Eldemir ( 0.012)