Публицистика
добро пожаловать
[регистрация]
[войти]
Публицистика > Статья > Говорим без заикания
2006-01-25 15:47
Говорим без заикания / Муратов Сергей Витальевич (murom)

Главная причина заикания – судороги мышц речевого аппарата: нижней челюсти, языка, губ и мягкого нёба. Иногда к судорогам речевых мышц присоединяются судороги мышц лица и рук. Почему появляются те или иные судороги? Почему одни люди заикаются, а другие нет?  

В головном мозге человека есть три центра, отвечающие за нашу речь. Центр Брока – голосовой центр, отвечающий за работу мышц и связок, участвующих в речи. Центр Варнике – слуховой центр, который распознает собственную речь и речь окружающих.  

А ссоциативный центр – анализирует, что было сказано и принимает решение, о чём говорить дальше. Слаженная работа этих центров формирует речевой круг: говорю – слышу – анализирую – говорю. Переодические разрывы речевого круга вследствие неодинаковой скорости работы речевых центров и лежат в основе заикания. Механизм заикания выглядит примерно так: перевозбуждённый центр Брока (самого мощного из речевых центров) начинает работать быстрее и речевой круг временно размыкается. Перевозбуждение провоцирует судороги речевого аппарата и человек заикается. Потом центр Брока расслабляется до нормы и снова замыкает речевой круг.  

Заикание возникает в основном на согласных звуках К, Т, Б, П, Г, Д, – так называемых «взрывных». Реже на шипящих (ш, с, ф, х) и носовых (м, л, н).  

Как лечат заикание? Просмотрев соответствующую литературу, я пришёл к выводу, что все они, в основном, «лечат» психологические проблеммы, провоцирующие спазм или судорогу речевых мышц. Я не ставлю своей целью анализировать имеющиеся методики, так как очень много информации на эту тему можно найти в интернете, а компилировать других авторов я не хочу. В своей педагогической деятельности я довольно часто сталкивался с заикающимися детьми различных возрастов и выработал интересную методику преодоления этого речевого порока.  

Я исхожу из предпосылки, что крупные мышцы больше влияют на работу мелких, чем наоборот. Таким образом, спазмы или судороги языка, губ или мягкого нёба напрямую зависят от состояния мышц нижней челюсти. В состоянии покоя мышца не может зажаться вдруг – ни с того, ни с сего. Первичным толчком к судорогам является ОТКРЫВАНИЕ РТА, т.е. первая же попытка произнести любой, даже гласный звук. Центр Брока активизируется, но нервное состояние говорящего перевозбуждает этот центр и происходит заикание.  

В чём же заключается моя методика? НЕ ОТКРЫВАТЬ РТА – ГОВОРИТЬ СКВОЗЬ ЗУБЫ.  

Если крупнейшие мышцы нижней челюсти не двигаются, то они и не передают на более мелкие мышцы языка и губ никаких провокационных судорог.  

По мере продвижения в обучении говорить сквозь зубы можно постепенно разжимать зубы, но продолжать НЕ ДВИГАТЬ ЧЕЛЮСТЬЮ. Дальнейшее развитие речи, как вы догадываетесь, может происходить в нормальном состоянии.  

Чем моя методика нравится мне и моим ученикам, кто страдал этих недугом? Можно разговоривать всегда, в любой ситуации и без заикания. Я думаю, что окружающим будет приятней слушать речь «сквозь зубы», чем постоянное заикание. Психологический комфорт наступает немедленно, и уже в процессе такого своеобразного общения нивелируются те нервозные моменты, которые и были главной причиной заикания.  

Все остальный методики, с которыми я ознакомился, требуют длительного «лечения». Многие из них еще и стоят кучу денег (компьютерные программы, психотерапевт, логопед, и др. терапия, которая отнюдь небесплатная).  

 

Вот такая маленькая статья. Отвечу на любые вопросы как в форуме, так и мылом.  


информация о работе
просмотры: [14977]
комментарии: [5]
закладки: [0]

Красивая речь – это ли не искусство?!
Но как часто люди страдают заиканием и не могут полноценно общаться!
Существует много методик преодоления заикания. Некоторые из них действенны, некоторые не очень. Но все они требуют много времени и, зачастую, больших денег. Я предлагаю свою методику: действует моментально и совсем бесплатно.


Комментарии (выбрать просмотр комментариев
деревом)

murom

 2006-08-17 20:45
Пробуйте в любой момент и проверьте на себе, когда это делать лучше – вы же взрослый человек. Обычно я занимаюсь исправлением речи несколько минут от урока (я учитель скрипки) и пробую с учениками все этапы за несколько минут: разговор сквозь зубы нескольких слов – пару слов с разжатыми зубами – опять со сжатыми – опять с разжатыми. Только в очень трудных случаях заикания прошу ребенка говорить со сжатыми зубами постоянно в течение дня (или хотя бы большую часть дня). Все решать индивидуально, как вам самим нравится и удобно. Чувствуете, что срываетесь на заикание – сожмите зубы и говорите так несколько минут. Потом можно опять раскрывать. Первое время, конечно, стараться сильно челюстью не двигать.
Удачи Вам.

PS поделитесь своим опытом – другим читателям будет это интересно.

Master777

 2006-08-17 20:01
Здравствуйте! Мне 19 лет и я заикаюсь. Через какое время после разговоров всквозь зубы, можно разговаривать чуть открыв рот?
Спасибо за ответ!

murom

 2006-01-27 04:24
Никакого патента я не получал и не собираюсь получать. Просто делюсь с людьми своим опытом. Что касается возраста. Так уж получилось, что самыми молодыми моими учениками были дети 7 лет. До этого, еще в садике, они были под наблюдением у логопедов, применяли рекомендованные ими упражнения, но безрезультатно. Самым сложным случаем у меня была девочка, которая ко всему прочему не выговаривала половину согласных звуков. Кроме разговора "сквозь зубы" я ей давал разговорные упражнения, например: для выработки звука Р я предлагал ей говорить слова, где буква Р стоит после буквы Т (три, тру, тро, тра). И только после этого, когда она говорила ТРИ хорошо, вводил слова с сочетанием КРА, КРЕ, КРУ, ПРА, ПРИ. и никогда РЫБА или РАК, т.к. начинать с Р сложно. Также сложно и после шипящих. Такие слова – в самую последнюю очередь.
У детей много сопутствующих речевых нарушений: высовывание языка, открывание челюсти всторону и пр. Как вы видите, первые два убираются сжатыми зубами тоже.
Начальный возраст? С того момента, когда ребенок сам понимает, что говорит неправильно и может выполнять какие-то упражнения.
В любом случае нужно подходить индивидуально.
Что касается различного рода педагогических открытий, то их есть у меня и в очень большом количестве – все не запатентуешь. Некоторые описаны в моей диссертации.

Arifis

 2006-01-27 02:27
Сергей Витальевич, Вы меня просто сразили до удивления таким подробным подходом к проблеме логоневроза. Вижу, что Вы ещё и специалист в этой области.
В связи с этим позвольте задать Вам пару вопросов, касающихся Вашего метода:
1. Можно ли его применять, если у ребенка/ взр.пациента присутствуют сопутствующие (или предшествующие) речевые нарушения, какова эффективность этого метода в таких случаях?
2.с какого возраста целесообразно начинать применять методику лечения, это важно, поскольку слаженная работа речевых центров у ребенка зависит от степени зрелости разных отделов мозга?

Спасибо Вам, советы очень ценные и действительно же тянут на научное открытие!
С ув. К.К.

mif

 2006-01-27 01:52
Знаете, что? Это – потрясающе! Сам я никогда заиканием не страдал, но представить проблему эрудиции хватило. И фантазии – прочувствовать простоту и действенность способа. Да Вы – лекарь!

Кроме шуток, уважаемый Сергей Витальевич: я надеюсь, это запатентовано. Потому как похоже на открытие, хотя я в открытиях смыслю мало.

Примите поклон.


 

  Электронный арт-журнал ARIFIS
Copyright © Arifis, 2005-2024
при перепечатке любых материалов, представленных на сайте, ссылка на arifis.ru обязательна
webmaster Eldemir ( 0.006)