Студия поэтов
добро пожаловать
[регистрация]
[войти]
Студия поэтов > Об эпигонстве. (Сипериада-3)
2021-11-12 01:47
Об эпигонстве. (Сипериада-3) / Юрий Юрченко (Youri)

.
«ЭПИГОНСТВО – в художественной лит-ре нетворческое следование традиционным образцам:
какому-либо лит-му направлению, жанру, стилю, индивидуальной манере; влечет за собой утрату
их былой содержательности, опустошение формы, автоматизацию приемов… упрощение, вульгаризацию,
выхолащивание художественных канонов, стилей и форм… Источник Э. – угасание и распад тех или
иных идейно-культурных и
художественных концепций, которые перестают быть импульсом к творчеству и становятся объектом чисто
формального и бездумного воспроизведения… Это нередко определяется посторонними творчеству
мотивами (подчас связанными с феноменом нарастающего «омассовления» иск-ва): безотчетное или
сознательное стремление угодить литературной моде, подделаться под господствующий вкус.

Залог оригинального творчества, дающего всякий раз новое, непредсказуемое единство содержания и
формы, — движущаяся мысль, пережитая и прочувствованная творцом. В эпигонском же произведении,
построенном на искусственном и статичном сочленении г о т о в о г о, господствует механическая
«случайность», что ведет к использованию повествовательных и стилистических шаблонов,
к установке на внешние, технические эффекты. …Э. представляется прежде всего «рабской»
приверженностью установившимся (и успевшим стать шаблонными) правилам и нормам…»
(Лит-й Энциклопедический Словарь, М., «Сов. Энц-я», 1987)
______

В современной лит-ре, один из наиболее (из известных мне) наглядных образцов «эпигонства»
представляет собой творчество русско-израильского литератора Михаила Сипера.

Процитированное выше определение термина «эпигонство» относится почти к каждому (за редчайшим
исключением) стихотворению этого автора (см. опубликованные мною ранее примеры со стихами
М. Сипера «Я тебя так давно не встречаю...» и «Пустая комната», представляющими собой
эпигонское подражание стихотворениям «Сага» А. Вознесенского и «Кто ошибется? Кто угадает?»
М. Танича).

Несколько лет назад, одна моя хорошая знакомая, журналист Н.А., комментируя на одном из
сетевых форумов стихи М.Сипера, затрагивала уже тему эпигонства в связи с этим автором.

М. Сипер ответил ей, что она «в стихах абсолютно ничего не понимает», что его поэзия существует не
для кучки профессиональных критиков, а для широкого читателя, а с этим-то у него всё нормально, и
в доказательство привел названия двух десятков – от Н.Тагила до Иерусалима – фестивалей
и конкурсов бардовской песни, лауреатом которых, он, как автор стихов, является.

И М. Сипер тут не одинок. Десятки и сотни образцов эпигонского творчества пользуются устойчивым
читательским и зрительским спросом.

Объяснить этот «невероятный успех» можно, наверное, отчасти, тем, что эпигон (в нашем случае –
М. Сипер) следует (часто подсознательно) испытанным, проверенным временем образцам, которые, как
было сказано выше, уже были отработаны на массовом сознании и действуют беспроигрышно.

К примеру, есть известная песня из любимого кинофильма, или просто «пошедшая в народ», со
своеобычным размером, уже «запавшем» в народную душу, – и она, эта душа, будет теперь всегда,
подсознательно распознавать этот «запавший» в нее размер, и «отзываться» привычно на него. При
этом, основные мотивы оригинальной песни, при внешних обновлениях, сохраняются, – например,
в оригинальном тексте история была связана с железнодорожной темой, с п о е з д о м, с рельсами,
куда-то бегущими, – значит, наш эпигон всё застроит, скажем, на бегущем по рельсам т р а м в а е;
там, к примеру, про «в е с е н н и е_ г о д а» пелось – он про «о с е н н и е_ с н е г а»
вставит, там – «д у ш а_ п о л н а», – здесь – «н а п о л н е н ы_ с е р д ц а», – и всё, мы –
сами не зная почему, прочитав, вроде бы, впервые текст, чувствуем, что он нам такой необъяснимо
родной и близкий, и мы заявляем: «Может, там что-то и не так, а мне нравится!..»



__

«…Маргинал, эпигон, эта рыбка-лоцман, во все времена неотрывный от истинного поэта, но в
трезвейшие из времен презираемый, на сей раз узаконился.» (С. Рассадин).
_________


ПРО СИПЕРА МИШУ:

Нашел свою "нишу";
Пьет. Не дебоширит.
По-тихому тырит, –
«Щипач» из безвредных…
. . . . . . . . . . . .

Анчаров для бедных.
.



информация о работе
Проголосовать за работу
просмотры: [2967]
комментарии: [11]
голосов: [1]
(nefed)
закладки: [0]



Комментарии (выбрать просмотр комментариев
списком, новые сверху)

nefed

 2021-11-12 06:04
Здравствуйте, Юрий!
Интересно: а Михаил Сипер как-либо монетизирует плоды своего творчества?
Если да, то родственники авторов оригиналов имеют полное право подать на него в суд.
И, скорее всего, выиграют его. Сегодня и по гораздо менее явным поводам судятся и довольно успешно.

Biker

 2021-11-12 08:14
Боря, не смеши народ. Что спёр один Миша у другого? Мелодию, ритм, интонацию? Да это же в порядке вещей, исходя из того, что вокруг.
Но нет ни одной строки, которую он бы "повторил" буквально. И ни один суд не станет выносить суровый приговор против эпигона.
Помню, как я спорил с покойным Царевым, проводя параллели от его стихов ко многим шлягерам. И как на меня набрасывались бесконечные толпы его поклонников
А сам Царев отшучивался, отмахивался и отмалчивался.

nefed

 2021-11-12 08:58
"Царёв"-то как раз прекрасно понимал, о чём шла речь, поскольку человек он был образованный, редактором работал.

Biker

 2021-11-12 09:34
Понимал, конечно. Но ни эпиграфа, ни ссылки перед своими стихами не ставил. Случайно? Не думаю...

nefed

 2021-11-12 09:57
Странно... Производил впечатление приличного, адекватного человека.

Youri

 2021-11-12 12:51
.
Арсений прав... и не очень. То есть, я думаю, в 90% доказать "заимствования" в суде не удастся. Если "упереться", затребовать квалифицированную экспертизу, то, в итоге, возможно. Но с этим связываться – себе дороже: оч. волокитно, потеря времени и т.д. Тут более эффективный метод – наглядная демонстрация системного заимствования, то есть, когда для автора это становится основным "творческим методом". Публичность, наглядная демонстрация очевидного "заимствования" (с очевидными, убедительными ("хлесткими" по выраж. Бориса) конкретными примерами) для автора страшнее, чем тянущаяся годами и скорее всего не приводящая к положительному для истца решению, в каком-нибудь безымянном районном суде, юридическая процедура. Как пример – очень хорошая пародия Арсения на текст Царева, но одна, две -даже хорошие – пародии погоды не сделают. Царев посмеялся и – все забыли, а стих его висит на всех сайтах. Да и потом – для себя – лучше перевести все побочные негативные эффекты, неизбежно связанные с судебной волокитой (с отказами-отписками: никто не захочет связываться с труднодоказуемой, материально безынтересный для следователей, практически не работающей статьей) – в творческую плоскость: статус поэта (пародиста) гораздо лучше (и для душевного здоровья) статуса "истца"... Вы, Боря, вот часто сетуете, трудно, мол, материал найти... А тут – и ходить далеко не надо – у одного автора – вся русская и советская поэзия переписана! Мечта пародиста...


nefed

 2021-11-12 13:17
Не интересно – три-четыре пародии максимум. Интересно на живые стихи писать.
Хотя я периодически отдаю дань плагиаторам. Когда удаётся найти новый ход.

Youri

 2021-11-12 13:31
.
Не-не-не, Боря! Тут-то, как раз и интересно: основа-то – часто – качественный текст, хорошего (переписанного) автора. Вот у меня на очереди (даст Бог, доберусь) сиперовские перепевы Бродского, Пастернака и ты ды... Такая, частно-детективная задача: сделать то, что ты видишь (или слышишь) сразу – очевидным для всех, выявить – в тексте такого сипера – ст-е Пастернака. Он же (условный сипер) заметает следы – переводит "прямое" цитирование в "скрытое", ищет синонимы, коверкает образы, пытаясь придать им "неузнаваемость", перетасовывает цитаты, чтобы они зеркально не "аукались" и много еще всяких у него хитростей профессионально-эпигонских... Еще как интересно...


uroboros

 2021-11-12 13:28
Не знаю, можно ли вообще более-менее прилично зарабатывать чисто на стихах. Но думаю – нет. Хотя лучше спросить у профессионалов, у Юрия Васильевича, например. Стихи, если хороши и ты известен – это как запал у гранаты. Если ты узнаваем, тебя пригласят написать слова для песни в кино (лучше в сериале, и не одну), судить конкурс юных дарований, в комиссию по организации Праздника Поэзии в Ухрюпинском районе. Либретто пригласят написать или сценарий...в крайнем случае – слоган для рекламы (это вообще золотое дно). Но это поле тоже надо уметь окучивать. И, если придётся судиться за текст песни, которая попала в чарт и звучит из всех утюгов – значит надо уметь это делать.


Biker

 2021-11-12 13:32
Хочу омара на обед,
Хамона, сыра с плесенью...
Всевышний, к званию "поэт"
Добавь приставку – "песенник"!

Youri

 2021-11-12 13:35
.
Вот именно на этом- на тех "нечисто-поэтических" приработках – и стоит Сипер. Фестивали, жюри, приглашения в комиссии по организации, лекции в университетах о русской поэзии и ты ды... Это – его хлеб.


 

  Электронный арт-журнал ARIFIS
Copyright © Arifis, 2005-2024
при перепечатке любых материалов, представленных на сайте, ссылка на arifis.ru обязательна
webmaster Eldemir ( 0.011)