Вот если бы нам предложили некие определения творчества мастеров художественного слова, то могли бы мы сразу же вычислить того, о ком идет речь?
При том, что за определениями стоят наиболее компетентные литературоведы и прочие интеллектуалы?
Давайте возьмем самые свежие. За последние несколько лет.
Итак, за что эти инженеры душ признаны лучшими?
1. За безошибочный поэтический голос, который своей строгой красотой делает индивидуальное существование универсальным.
2. За влиятельную работу, которая с помощью языковой изобретательности исследовала периферию и специфику человеческого опыта.
3. За повествовательное воображение, которое с энциклопедической страстью представляет пересечение границ как форму жизни.
И мы, разумеется, тут же поймем о ком идет речь!
Первая четкая характеристика может относится лишь к Луизе Глюк, разумеется.
Вторая – к Петеру Хандке, безусловно.
А третья – только к Ольге Токарчук. И к никому другому.
И все эти трое великих – Нобелевские лауреаты по литературе за 2020, 2019 и 2018 годы.
Американская поэтесса и два прозаика. Австриец и полька.
А три определения значимости их творчества – официальные обоснования присуждения им премий.
Который раз я перечитываю скупые, но емкие фразы.
Какая в них грандиозная концентрация смысла!
Какая безошибочная продуманность характеристики индивидуального мастерства, самобытности формы и содержания!
И, что самое главное, в этих обоснованиях заложена авторская узнаваемость, возможность тут же понять, о ком идет речь!
......................................................................
Вспоминается старенький анек:
Марь Иванна гуляет с детьми по парку. Из кустов выбегает ежик.
Училка спрашивает:
- Дети, а кто это такой? Ну! Вы же знаете! Про него и в книжках написано, и песенки сложены, и по телеку о нем часто рассказывают!
Вовочка с умилением смотрит на ежика и говорит:
- Так вот ты какой, дедушка Ленин!