Студия писателей
добро пожаловать
[регистрация]
[войти]
Студия писателей > «На границе тучи ходят хмуро…»
2011-11-03 04:05
«На границе тучи ходят хмуро…» / Юрий Юрченко (Youri)

 

 

                                        * * * 

 

 

В 1989 году с меня взяли «подписку о невыезде». Дав эту самую «подписку», я тут же зашел в ОВИР, находившийся в одном здании с моим «родным» 10-м о/м (около Белорусского вокзала), и оформил себе «выездную визу» по приглашению в Германию. Милицейские компы и сейчас-то фурычат через пень-колоду, а тогда ничего подобного просто не существовало. Перестукнуться же через стенку с соседями никто не догадался, и мне, к моему удивлению, без проблем проставили в паспорт визу.  

«Вывозил» меня мой друг, Вадик, театральный режиссер, он-то мне и привез приглашение от незнакомых мне немцев.  

Всю дорогу я ожидал, что вот-вот в купе войдут и спросят: «Гражданин, а куда это Вы собрались, нас не спросяся?..» – и только когда поезд прогромыхал через реку Буг и я увидел польских погранцов, я, наконец, поверил в реальность происходящего и на радостях, на полях «Таможенной декларации» написал: 

 

«На границе тучи ходят хмуро: 

Перешли границу Вадик с Юрой!..» 

 

Прошел год или два (к тому времени мы с Вадиком уже освоились в Европе), и в городе Биаррице (Франция), я получаю весточку от Вадика. Надо сказать, что Вадик никогда никому не может ни в чем отказать – помочь построить дачу, взять на себя хлопоты по переезду на другую хату, пререгнать машину из Германии, напр., в Свердловск и т.п. – все обращаются к нему. Вот и в этот раз, его попросили перегнать откуда-то куда-то один подержанный «оппель», что он и сделал, и где-то на юге Франции его остановила полиция. Оказалось, что этот «оппель» в розыске, что в нем был кто-то убит, и в багажнике нашли пятна крови, а весь «оппель», включая злополучный багажник – в «пальцах» Вадика… И вот, он мне и послал призыв, что, мол, он нуждается в помощи, и чтобы я срочно мчался в Ниццу, где с ним разбиралась полиция, и как-то помогал ему выкручиваться из истории.  

Но загвоздка была в том, что я и сам, по какому-то сомнительному поводу, был задержан на несколько дней полицией в г. Биарриц (недалеко, кстати, от Вадика). Полиция, тщательно перетряхивавшая мои вещи, нашла забившуюся в какой-то угол, в сумке, скомканную (ту самую) «Таможенную декларацию» и срочно позвала переводчика с русского перевести содержание нацарапанных мной когда-то и давно забытых строк.  

Вспомнив те, двухлетней давности, «мрачные тучи на границе», и нашу радость при переезде через Буг, я в тот же день, с оказией, переслал Вадику записку: 

 

«Интерпол разгладит хмурый лоб границы: 

В Ницце пойман Вадик, Юра – в Биаррице…» 

 

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  

 

Все тогда обошлось – и у Вадика, и у меня, и уже через пару месяцев, Вадик срежиссировал масштабный концерт для русскоязычной публики в Мюнхене, в котором участвовали Юлиан Панич, Александр Зиновьев, Владимир Войнович, Юлия Вознесенская, Нина фон Кикодзе, Людмила Кравчук и другие достойнейшие люди, и я, завершая первое отделение этого вечера, впервые спел там свою песню, посвященную Вадику и нашей с ним «пограничной» истории: 

 

 

БЕЛОРУССКИЙ ВОКЗАЛ  

 

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . Вадиму М. 

 

Небо затянуто серою коркою... 

Прожито. Пройдено. Крест.  

Вот и кончается улица Горького – 

Ночь... Барановичи... Брест... 

 

«Ловится», помни, – в купе, или в номере –  

Каждое слово и звук... 

Входишь в ОВИР, чтобы выйти в Ганновере 

И оглядеться вокруг... 

 

Поезд отправится дальше, до Кёльна,  

И – закружит карусель...  

Быстро привыкнешь, и будет не больно: 

Вена... Лозанна... Брюссель... 

 

Что же терять мне, колымскому школьнику? –  

Нет, ничего мне не жаль.  

Катится глобус по полю футбольному –  

Бостон, Мадрид, Монреаль... 

 

В этом таланте есть что-то порочное –  

Всюду быть – в меру – своим...  

Вот и кончается повесть о Родине – 

Мюнхен... Иерусалим.  

 

Небо закатное, серое, мутное,  

Вот – обагрились края... 

 

...Дай задержаться же, хоть на минуту мне, 

Господи, воля Твоя... 

 

 


информация о работе
Проголосовать за работу
просмотры: [10628]
комментарии: [12]
голосов: [5]
(Evita, Leo, NMarina, VKondakov, dinov)
закладки: [1]
(Elenabel)



Комментарии (выбрать просмотр комментариев
списком, новые сверху)

Leo

 2011-11-04 07:06
Юрий, а мелодия этой песни не с "выпьем за тех" взята?

Youri

 2011-11-04 14:30
.
Нет, Арсений. Совершенно другая.

Leo

 2011-11-04 22:28
Голосую авансом...:)
В надежде на будущую автобиографию, которая мне чертовски интересна...

Youri

 2011-11-04 23:10
.
Да она где-то и есть, Арсений, в машинописных листах, всё руки не доходят перевести ее в приличный вид... Придется отрабатывать аванс...

Youri

 2011-11-04 23:11
.
Лена, тронут...

VKondakov

 2011-11-05 05:03
Обожаю это стихотворение!
...и дым чужих отечеств имеет свой запах, для одних недостижимо манящий, а для других уже обыденно привычный.

//И окурки я за борт бросал в океан.../

Youri

 2011-11-06 01:10
.
Лена (Бель), Марина, Володя – рад и вашим авансам...

dinov

 2011-11-06 05:48
Вспомнилось, как ночевали с Вадимом в Матвеевском на какой-то квартире пройдя до нее каждый поздний вечер путь на метро до Киевского вокзала через его буфетный набор из пресной булочки за 2 копейки и колбасы и доедая все это в электричке. Я спал на столе, а Вадим на детской кровати, умостив ноги на приставных стульях. А перед сном он читал мне свою пьесу "Однообразие", которая по-видимому и стилистикой должна была отображать название. И спать хотелось. А когда мы не попадали в эту квартиру, то в заброшенном доме на Арбате. В художественной мастерской, где подушкой служила батарея отопления. Переодически дом начинал трястись. Вадик объяснил, что это внизу проходит поезд метро. И еще мне говорили, что здесь бывало оставался ночевать Олег Ефремов, когда не мог двигаться дальше. Поэтому батарея отопления под головой компенсировалась осознанием сопричастности...


dinov

 2011-11-06 06:09
Юра, рассказ твой интересный и я, наверное, больше, чем другие жду "приличный вид". А стихотворение захватывает и переносит... Одна фраза:"Вот и кончается улица Горького" – чего стоит – ВТО, Пушкин, Лира... Да и я, наверное, упросил бы взять меня с собой.

Youri

 2011-11-06 07:44
.
"Рассказ" – это слишком громкое название для этих нескольких строчек... Это какой-то новый не очень пока внятный жанр намечается: две-три строки, случайно найденные – надпись на книге, открытка или телеграмма в стихах (у меня их море, а сейчас они все "возвращаются" так или иначе ко мне: прихожу к друзьям и они показывают мои старые телеграммы и "записки", оставленные в дверях), и к каждой такой записке-телеграмме – короткая история: откуда и при каких обст-х эта "Записка" возникла... Получается своеобразная летопись театрально-литературной жизни ("тусовки") конца ХХ века... причем, поскольку я жил "с широким захватом", то эта "летопись" достаточно объемна и георафически и по "цеховым" пересечениям – актеры, поэты, художники, моряки, музыканты, грузчики... просто интересные люди всякие, на которых мне везло....

Youri

 2011-11-06 06:41
.
Да, там была мастерская Игоря Попова... Через неее прошло мно народу... Игорь делал декорации к знаменитой "Взрослой дочери молодого чевека" в театре Станиславского, и ко многим другим спектаклям А. Васильева, который тоже, кстати, там часто был... У меня на Маяковке до сих два письменных стола и одно кресло из этой мастерской... К слову, мы с Вадиком вчера ужинали в "ДомЖуре", в нескольких шагах от этой мастерсккой, точнее от того места, где она была. Он прилетел из Мюнхена, и мы с ним сговорились на встречу НГ в Париже...

Youri

 2011-11-06 06:50
.
...И еще мы с ним решили, что пора обоим возвращаться в Москву, и открывать здесь "Театр Поэта" на Сретенке... Ну, просто – Станиславский с Немировичем, а "ДомЖур" сыграл роль "Славянского базара"...


 

  Электронный арт-журнал ARIFIS
Copyright © Arifis, 2005-2024
при перепечатке любых материалов, представленных на сайте, ссылка на arifis.ru обязательна
webmaster Eldemir ( 0.007)