Студия поэтов
добро пожаловать
[регистрация]
[войти]
Студия поэтов > Чище... Прозрачней... Проще...
2010-05-23 11:15
Чище... Прозрачней... Проще... / Юрий Юрченко (Youri)

.




            * * *



Чище... Прозрачней... Проще...
Без зауми, без туманов
Как соловей в роще...
Как поздний Георгий Иванов...




23 мая.


информация о работе
Проголосовать за работу
просмотры: [9360]
комментарии: [36]
голосов: [1]
(zero)
закладки: [0]



Комментарии (выбрать просмотр комментариев
деревом)

Youri

 2010-06-11 11:42
.
"...У ночи на краю,
В углу оплывшая свеча
Качала тень мою..." –
я не стал уточнять, что это за "свеча", надеюсь, всё и так читается...


Youri

 2010-06-11 11:38
.
Раздутая – Вы правы – только в том, что касается "Живаго"... Роман средний (на фоне многих других произведений русских прозаиков об этом времени: великого "Тихого Дона", гораздо более цельных, чем "Д.Ж." "Бега" и "Белой гвардии", даже (!) на фоне "Хождения по мукам"...)..

А стихи... Можно много говорить, но, думаю, достаточно уже того, что Варлама Шаламова, в его двадцатилетнем аду, спасли, помогли продержаться и – буквально – выжить пастернаковские стихи, которые он узнал и полюбил еще в 30-е годы:

"...И каждый вечер, в удивленье,
Что до сих пор еще живой,
Я повторял стихотворенья
И снова слышал голос твой.

И я шептал их, как молитвы,
Их почитал живой водой,
И образком, хранящим в битве,
И путеводною звездой.

Они единственною связью
С иною жизнью были там,
Где мир душил житейской грязью
И смерть ходила по пятам..."

И еще
"...В подсвечнике из кирпича,
У ночи на краю,
В углу оплывшая свеча
Качала тень мою..."

- "...Свидетельство моего бесконечного уважения и любви к поэту, стихами которого я жил в течение двадцати лет." (Из письма 1952 г. Пастернаку). Иными словами, в течение двадцати лет – тень, призрак "мертвеца" Шаламова поддерживали (качали) у ночи на краю стихи Пастернака..." (цит.из "Зашифрованной поэмы").

Там – не до вранья, ни себе, ни другим... Там, "у ночи на краю", все интеллектуальные игры – отпадают, вся шелуха осыпается, остается только то, что по-настоящему "вкогтилось" в сердце...

Кстати, тот же Шаламов (сам – великий прозаик), так веривщий в Пастернака, так высоко ставивший его стихи, и с таким нетерпением ждавший завершения романа, в рез-те – был более, чем разочарован этой прозой, и очень точно назвал роман – "Доктор Мертваго"...

kuniaev

 2010-06-11 10:13
Конечно, я и не думал, что этот вопрос имеет какой-либо смысл. В поэзии наверняка сравнивать что-то с чем-то нельзя. Не знаю, почему вам, с вашим несомненным вкусом, не по душе Бродский. Мне, например, кажется, что самая дутая фигура в русской литературе 20-го века это, извините, Пастернак.

Youri

 2010-06-11 03:15
.
Вадим, тоже, вот, никак не соберусь ответить на Ваш – уже давний вопрос "Нельзя ли узнать, кто из современных поэтов пишет лучше, чем Бродский и почему?"
Вы знаете, лично мне – многих русских (и современных в т.ч.) поэтов читать намного интереснее, чем И.Б. Да что далеко ходить – стихи Листикова (даже его "неудачи") часто мне – душе моей – более близки, чем стихи Мэтра...

Listikov

 2010-05-26 13:40
спасибо. в данном случае мне достаточно других стимулов.

VKondakov

 2010-05-26 13:36
Ну, это тоже... хороший стимул к творчеству...
для этого, правда, ей нужно быть белой..))

Listikov

 2010-05-26 10:46
нет, не чувствую.
но всегда можно допустить, что во мне говорит зависть.

VKondakov

 2010-05-26 05:32

Я согласен с вами на все сто... Но я буду стоять на своем, на том, что я вам сказал.

Мне наплевать на биографию, я люблю ЕГО СТИХИ.
Так же, как я люблю стихи ростовчанина Николая Скребова, с которого в детстве меня "прошибло" искрой поэзии,
ещё менее известного Геннадия Лысенко, окончившего свой земной путь в петле, в помещении Союза Писателей г. Владивостока в 1978 году

("И у меня есть город,
весною, рано-рано,
распахнутый, как ворот,
на горле океана..."

"...Полоска собственного света,
накрап искусственных огней
у голубых камней Посьета,
у неожиданных камней".

К своему удивлению легко нашёл подборку его стихов в Инете (на Стихире!") и с радостью делюсь с вами link )

Не только я его помню!


А Михаил Гутман? Светлая ему память!


«Окраина неба, окраина моря, земли,
Окраина жизни…
Не слишком ли много окраин?
Пожалуй, не слишком,
покуда идут корабли,
одним из которых
я буду отсюда украден»


«Когда-то был стихами pад.
А нынче я стихами болен.
Остался в пpошлом Ленингpад
таком далеком, что не боле,
чем сожаленья легкий вздох
поpою душу потpевожит.
Ах, муза дальних поездов!
Почто сманила сладкой ложью?..
Сижу, гляжу себе в окно
в свеpхдальнем гоpоде Находка.
А мог бы жить в Паpиже. Но
не то чтобы не суждено,
а, как ни стpанно,
неохота»


Мне главное – стихи, они мне – как еда голодному… А Бродский – это уже пиршество … с любой страницы, с любой строчки.. Это высочайшая музыка и без его биографии, как таковой. Хоть где бы он жил…. Хоть как бы его звали… Да хоть Эйяфьятлайокудль или Апичатпонг Вирасетакун из Занзибара….

Вот разве что только не Конст. Кедров...))


Простите мне мое упрямство.))


VKondakov

 2010-05-26 04:55
"Отточенное версификаторство..."?
Разве ты не чувствуешь, как в каждом стихотворении бьется пульс жизни? Или душа воет? Или боль болит?
Выразить это, суметь достучаться до другой души – это "ловкость подачи"?

Я ещё года три буду приходить в себя от твоей оценки...

angelolov

 2010-05-25 19:07
Я высоко ценю свой поэтический слух. И "абсолютно" не согласна с "версификаторством".
Ловкость подачи – одна из граней таланта во многих видах искусств. И к поэзии это тоже имеет прямое отношение.
У меня создаётся впечатление, что в этом рассхождении наших вкусов кроется более глубокая суть.
Я – о вкусе поэта-читателя. Вернее, о том – кто сейчас судит. А не – за что судит...
Аналогии для себя я уже провела. (Это личное дело каждого).
С ув.

Listikov

 2010-05-25 17:18
присоединяюсь к Арсению. :)
для меня это вообще какое-то очевидное зло: отточенное версификаторство, ловкость подачи и как бы о чем. люди кушают, нравится.
аттракцион в никуда.



angelolov

 2010-05-25 17:04
А меня он очаровал. У него есть такие "Яркие" строки... – написаны было б "о том же" другими – слышался бы пафос (99%). Удержаться на этой грани под силу только настоящему поэту; и та же простота строк, – посильность понимания любым читателем; подчёркнутость, зачёркнутость – эти эмоциональные "отручества" отсутствуют. Ну, и самое главное – философия не поучительная, а образная: от чего хочется понимать автора, как себя, причащаться к его поэзии.
Тайна его – его талант, мне кажется. А жути... – ну, жути... Жути... ))))
Всё это, конечно, на мой взгляд. Но заурядным поэтом его назвать нельзя.
Я вот, прочитав только несколько стихотворений, извелась: ну, как? Как такое возможно? И так легко пишется, кажется.

VKondakov

 2010-05-25 16:12
А я от тя упал с того же стула и рядом....лежу.

Ну ты и чукча...))

Leo

 2010-05-25 15:52
Кабанову равных нет?? Упал со стула!:)))
Вполне зауряден, на мой взгляд. Я, например, читать его пробовал и бросил. Ни тайны нет в нем, ни жути!;)

Youri

 2010-05-25 15:41
.
"Посмотрите на меня..." – это не разговор, Володя. Вы его сейчас читаете, ЗНАЯ всё это – всю шумиху вокруг, как бы Вы ни думали, что на Вас это не влияет – нет, это не так. Мы – ни Вы, ни я – НЕ ЗНАЕМ, как происходили бы Ваши отношения с Бродским, будь он тихим провинциальным российским поэтом, мы можем только предполагать, что мы, впрочем, и делаем в наст. момент...

При чем тут "Лернер"?.. Я, Володя, ни за кем не повторяю, я говорю о своем отношении к этому к поэту. Конечно, про магната, это – бред, но то, что премия эта никакого отношения к стихам не имела – это факт. Они НЕ ЗНАЮТ наши стихи, наша ВЕЛИКАЯ лирика – непереводима на другие – во вс. случ., европейские – языки. Поверьте мне – у меня была возможность более 20-ти лет назад сделать для себя это открытие – и потом бесчисленное количество раз – убедиться в его справедливости. На русский язык переводится вся мировая поэзия (я уже говорил здесь об этом), но это всё – билет в один конец. Тут много причин, основная – уникальные музыкальные и пластические особенности русского языка (см. А. Пушкин, "О предисловии г-на Лемонте к переводу басен Крылова"), аналогов которым нет в европейских языках... Но это – долгий разговор. Наша лирика, повторяю, неизвестна на Западе. Известны несколько имен поэтов ХХ в. – Цветаева, Мандельштам, Маяковский, Есенин, Пастернак, Ахматова, Евтушенко, Бродский. Известность эта к собственно стихам этих поэтов отношения не имеет. Это – скандально известные – в разной степени имена (политика, участие – на той иди другой стороне в революии, эмиграция, самоубийства, скандальные браки /Есенин – Айседора Дункан/, ореол мученика ГУЛАГА- борца против режима /Бродский – для НИХ он, со своей ссылкой – борец-антисоветчик, мученик/ и т.д. "Но до поэзии, до вечной русской славы – им дела нет". То, что русская лирика непереводима доказывает и набоковски й перевод на англ. "Евг.Онегина", известного там не самими стихами а... многотомными комментариями к ним. Это же подтверждается и то, что гениальному ПОЭТУ Пастернаку премию дали не за стихи, а – за роман (очень неровная и не лучшая – об этом времени и об этих событиях – - русская проза), вокруг которого, на тот момент, разгорался крупный политический международный скандал. СКАНДАЛ, а не ПОЭЗИЯ – в основе многих наших "нобелевок". И Бродский – не исключение. Кстати, великая и высокая русская лирика непреводима (Того же "Шепот, робкое дыханье..." в других языках не существует – номинально, переводы-то, конечно же, есть, но – этой ЛИРИКИ – нет). Переводимы рассудочные, "философские", зарифмованные логические интеллектуальные игры (и Бродский, в этом смысле, на Западе намного более переводим читаем и понимаем, чем, скажем, Пушкин, Тютчев, Блок или Есенин). Вполне закономерно, что и сегодня там известны не наши лирики, не – напр. – Рубцов, а... Рубинштейн, Айги, Пригов, и проч. Вполне закономерно, что чуть ли не седьмой год от России на Нобелевскую пр. – в "поэзии" номинируется... Конст. Кедров...

Надо бяжать – потом доотвечу...


VKondakov

 2010-05-25 15:32
Да вот же ж... даром, что хохол.))
Но я думаю, что действительно, равных ему среди ныне живущих и нет.

angelolov

 2010-05-25 14:30
Владимир, прочла эти стихи, прошлась по Вашей ссылке. Потрясающий поэт... Кабанов...
Так рада этой находке, что не могу не поблагодарить Вас. Спасибо огромное.

VKondakov

 2010-05-25 13:34
Хотя я сам читаю и чту как огромного и великолепного Поэта – Александра Кабанова.

"Всех зверей под асфальт закатал колобок,
в поезд сел и отправился к теще.
И в купейном окне – золотится лобок
кривоногой осиновой рощи.

Мчится поезд по самому краю стола,
да не видно столовых приборов:
расползлись баклажанов тюленьи тела,
опустели бутылки соборов.

Будто здесь до сих пор отдыхает братва:
что ни день – сковородное днище,
а повсюду цветет и щебечет – жратва
и черствеет духовная пища.

И любовь – общепит, и надежда – стряпня,
у прощения – вкус карамели....
Неужели, Господь, и Тебя и меня –
под молитву и водочку – съели?"


Или из недавнего -

Съедобные чудеса

Пастырь наш, иже еси, и я – немножко еси:
вот картошечка в маслице и селедочка иваси,
монастырский, слегка обветренный, балычок,
вот и водочка в рюмочке, чтоб за здравие – чок.

Чудеса должны быть съедобны, а жизнь – пучком,
иногда – со слезой, иногда – с чесночком, лучком,
лишь в солдатском звякает котелке –
мимолетная пуля, настоянная на молоке.

Свежая человечина, рыпаться не моги,
ты отмечена в кулинарной книге Бабы-Яги,
но, и в кипящем котле, не теряй лица,
смерть – сочетание кровушки и сальца.

Нет на свете народа, у которого для еды и питья
столько имен ласкательных припасено,
вечно голодная память выныривает из забытья –
в прошлый век, в 33-й год, в поселок Емельчино:

выстуженная хата, стол, огрызок свечи,
бабушка гладит внучку: «Милая, не молчи,
закатилось красное солнышко за леса и моря,
сладкая, ты моя, вкусная, ты моя…»

Хлеб наш насущный даждь нам днесь,
Господи, постоянно хочется есть,
хорошо, что прячешься, и поэтому невредим –
ибо, если появишься – мы и Тебя съедим".

Да вот он, полностью – link



VKondakov

 2010-05-25 13:14
Посмотрите уже сейчас, Юрий, – на меня. Мне плевать, что его эмигрировали, что ему дали Нобелевскую... Он кстати, никогда не позиционировал себя с диссидентством, в страну никогда не плевал..
Мне так же плевать, что Нобелевскую премию не дали Есенину и прочим Поэтам, что Ходасевич и прочие были эмигрантами и т.д.
Вы бы ещё за Лернером повторили, что и премию Нобеля ему дали, за то, что Бродский был сигаретному магнату Бродскому каким-то коленом ...родней.

Причём тут всё это?... Его соперник Бобышев тоже отбыл за ним в эмиграцию. Сам... Но кто читает его стихи? Или кто поднялся вровень с ним из "ахматовских сирот"?

В музыкальности стиха уже есть театральность, т.е. надуманность, игра, а возможности языка куда как шире.
Бродский бесконечно расширял бесконечные возможности русского языка, эффектно мыслил, феноменально поэтически излагал... Он просто – гений. Тогда как тот же Г.Иванов – просто хороший русский поэт.

Но как я понимаю, в нашей полемике победителя не будет, так как это спор о началах...
Я лишь отделяю его стихи от его биографии, отвечая на ваш вопрос – кто бы их читал, говоря – я. Пусть это и покажется кому-то довольно наивным.

А кто сейчас "намного лучше", чем Бродский пишет, вот я тоже хотел бы узнать?




kuniaev

 2010-05-25 11:59
Если уж вы сравниваете, в смысле, применяете слова типа "хуже" или "лучше" (извините, что вмешиваюсь в ваш разговор), тогда наверняка руководствуетесь какими-то критериями. Нельзя ли узнать, кто из современных поэтов пишет лучше, чем Бродский и почему? Очень хотелось бы прочитать означенного гения, буде такой будет назван.

Youri

 2010-05-25 04:40
.
Скучный (с точки зрения музыкальной, что в поэзии – на мой взгляд – самое главное) рифмованный текст.

И если за скорость света не ждешь спасибо,
то общего, может, небытия броня
ценит попытки ее превращенья в сито...

написано талантливым пенсионером.
Хотел бы я посмотреть, кто бы сегодня цитировал Бродского, не случись этой политической акции с Нобелевской премией, и вообще, со всей этой дисссидентской шумихой. Живи он, к примеру, в каком-нибудь Новосибирске, и пиши себе те же самые стихи... Да у нас, по российской провинции, и живут, и пишут – и не хуже, иногда, на мой взгляд, намного лучше – но нет (часто – спровоцированного, срежиссированного) шума вокруг, нет рядом Ахматовой, нет диссидентского ореола, нет ее – "нобелевки"...

VKondakov

 2010-05-25 02:26
Меня упрекали во всем, окромя погоды,
и сам я грозил себе часто суровой мздой.
Но скоро, как говорят, я сниму погоны
и стану просто одной звездой.

Я буду мерцать в проводах лейтенантом неба
и прятаться в облако, слыша гром,
не видя, как войско под натиском ширпотреба
бежит, преследуемо пером.

Когда вокруг больше нету того, что было,
не важно, берут вас в кольцо или это -- блиц.
Так школьник, увидев однажды во сне чернила,
готов к умноженью лучше иных таблиц.

И если за скорость света не ждешь спасибо,
то общего, может, небытия броня
ценит попытки ее превращенья в сито
и за отверстие поблагодарит меня.

Юрий, вас обманули... Пенсионер? )) Тогда и Диоген пенсионер...
И чуть подправлю ваше высказывание – "Математика небытия выдавливает музыку жизни..." Но это же и есть сама жизнь..., строя свои отношения с вечностью, она неизбежно оказывается в дураках.

Но Бродский поэтически выстраивает их так, что можно сказать: видимо, правда в том, что мы в поэзии разные, а он в ней – гений.


Youri

 2010-05-25 00:07
.

При всем уважении и почтении к Бродскому – к нему это (то, что выше сказано о Тютчеве, Фете и Г.Иванове) не относится. К нему, скорее, относятся строки Арсения: "Сердечные стуки – глуше..." и "возраст... множит в душе усталость"...
Он, Бродский, родился пенсионером... Умным, талантливым – пенсионером. И, тем не менее, в некоторых его (как я уже говорил – очень, на мой взгляд, не многих) "молодых" стихах пробивается – сквозь рассудочность – настоящее живое чувство, и живая сила, а в более поздних – математика окончательно выдавливает музыку....


VKondakov

 2010-05-24 16:15
На березе ли, в печали,
али может, на дубу,
посидели, ....помечтали,
да и снова – ...бу-бу-бу....

))

А я за Бродского вздыхаю... За его бы 70....



Listikov

 2010-05-24 12:56
хорошо. тогда уточню. для меня есть один Иванов – поздний. быть может, это не очень справедливо по отношению к человеку, но к великим стихам – вполне.
хотя, действительно, чегой-то я прицепился?
хорошего Вам дня.



Youri

 2010-05-24 12:44
.
Это – формализм, Андрей. В собр. соч. (3 т.), под одной обложкой, собраны все произв. Иванова (без уточнения ударения) – ранние и поздние. Был один человек (как бы он не переставлял потом ударения в сы. фамилии) и писал стихи, в первой пол. жизни – так себе, во второй – гениальные.

Listikov

 2010-05-24 11:39
всё так, единственное, мне кажется, Иванов-то – он один, имено поздний. раннего – его (того самого ИвАнова) – как бы и не было.

Youri

 2010-05-24 11:36
.
Как говорит Leo: "Но голос нам все же нужен..."
Спасибо.


Youri

 2010-05-23 13:58
...Нет! – сердце поэта, Leo,
Отлично от сердца клерка! –
Хотя оно – там же – слева,
Но с Небом – иная сверка...

___

Вам – спасибо.



Leo

 2010-05-23 13:55
Спасибо, Юрий!:)

Youri

 2010-05-23 13:28
.
Нет! – с возрастом сердце – чутче...
И – выйдя из бурь-ураганов –
Как мощны и Фет, и Тютчев!..
Как молод Георгий Иванов!..


Leo

 2010-05-23 13:08
Сердечные стуки – глуше,
Когда наступает старость...
Он, возраст, желанья душит
И множит в душе усталость...

Youri

 2010-05-23 13:02
.
"Да – ярко, внезапно, дерзко –
Болезнь, как известно, роста...
...Но – с возрастом – ближе сердцу,
Когда – высоко и просто..."



Leo

 2010-05-23 12:46
Сначала писал он ярко,
Потом просветленно-ясно.
Небесным сошел подарком
Борис Леонидыч – разный...

Youri

 2010-05-23 12:39
.
Да спорить тут станет кто же,
С Борис Леонидычем мерясь?..
И всё же, он нам дороже,
Когда – в простоту, как в ересь...

Leo

 2010-05-23 12:03
Но голос нам все же нужен
Пьянящий, как краски юга...
И снова тревожит душу
Борис Леонидыч юный...


 

  Электронный арт-журнал ARIFIS
Copyright © Arifis, 2005-2024
при перепечатке любых материалов, представленных на сайте, ссылка на arifis.ru обязательна
webmaster Eldemir ( 0.008)