Студия поэтов
добро пожаловать
[регистрация]
[войти]
Студия поэтов > Лабиринты мечты. Венок сонетов
2010-01-16 22:44
Лабиринты мечты. Венок сонетов / Креймер Захар (zakhar)

1
Мечтать о лучших переменах -
Прекрасный инструмент любви,
А время движется степенно,
Попробуй-ка, останови!
Давно построен дом. Мужчиной
Стал, повзрослев, любимый сын,
Ему идти дорогой длинной,
Дай Бог, чтоб он не шёл один!
Мы отворим ему все двери,
Начертим карту всех дорог,
Чтобы он был в себе уверен,
Чтобы пройти везде он смог.
Беспечно созерцать кино
Пожалуй, нам не суждено.

2
Пожалуй, нам не суждено
Умножить счастье близким людям,
Но стоит распахнуть окно -
И свет зальёт постылость буден.
Проникнет свет во все коленца
Нераспустившихся цветов,
Согреет замершее сердце,
И ты обнять весь мир готов!
Мы молоды, десятилетий
Как будто не было, и нет,
И солнцем дышат междометья,
А злой хандры простыл и след!
И светом полнятся мгновенья,
И кровь бежит, бежит по венам.

3
И кровь бежит, бежит по венам,
Но вдруг один, другой удар,
И третий тут же, непременно,
И я, как тот бильярдный шар
Лечу за борт, собой сбивая
Другие белые шары.
А в небе реют птичьи стаи,
Поют! А я – я вне игры.
Упал – и никому не нужен,
Упал – исчез, упал – пропал!
Лежу в какой-то грязной луже,
Ничтожен, грязен, жалок, мал.
Но ты подашь мне руку вновь,
А значит, нам не всё равно.

4
А значит, нам не всё равно,
Ведь будет ночь и будет завтра,
Ночь успокоит сказкой снов,
А утро как всегда, внезапно
Коснётся ласково волос,
Надежду, как ладонь, протянет,
Избавит от тревог и слёз
И освежит своим дыханьем.
Излечит тело от ушибов,
Причешет мыслей кутерьму,
И снимет тяжкий груз ошибок,
Прогонит слабость, горе, тьму,
Подскажет, выйдя на подмогу,
Как выбрать лучшую дорогу.


5
Как выбрать лучшую дорогу?
Вопрос, конечно, не простой,
Любовь приблизит нас к порогу
Мечты любимой, золотой.
Ведь полон путь преград и кочек,
И долог и трагичен он,
Летит, как птичья стая, почта,
И закрывает небосклон.
В прошедшем времени оставим
Хранимых писем каталог,
Прервём на время неустанный
С далёким прошлым диалог,
Избавимся от этих пут,
Чтобы удачным был маршрут.

6
Чтобы удачным был маршрут,
Мы выбрали ориентиры,
Следили мы, куда ведут
Цветные линии, пунктиры.
Они вели в далёкий край
Мечты, удачи, солнца, моря,
Где много дивных птичьих стай,
Где ни болезней нет, ни горя.
Но оказалось, той страны
На карте нет и быть не может,
И боль оборванной струны
Своей мы ощутили кожей.
А сколько нам ходить под Богом –
Не знаем, мало или много…

7
Не знаем, мало или много
Идти вдвоём сквозь боль и мрак,
Мы часто слышим голос строгий:
"Держи готовым свой рюкзак!"
А это значит, что не вправе
Оставить что-то на потом,
Не дремлет Сатана лукавый -
Лишь представляется шутом.
Не станем мы просить поблажки
У серых пристальных небес,
Всё тяжелей нести поклажу
Судьбы, и мы не ждём чудес,
Не знаем, сколько жизни тут
Осталось – дней, часов, минут…

8
"Осталось дней, часов, минут…"
Звучит назойливым мотивом.
Кому-то выпал тяжкий труд,
Кому-то – жить в дворце красивом,
Один удачлив и здоров,
Другой больной и невезучий,
Один всегда на всё готов,
Другой же ждёт особый случай,
Кому-то горе от ума,
Кому-то глупость, и без горя.
Но лишь рассеется туман,
И вдаль уйдёт, как волны в море,
И вновь сойдутся наши руки:
Жизнь-это встречи и разлуки.

9
Жизнь-это встречи и разлуки,
И пройден уж немалый путь,
Нас не пугают жизни трюки,
Позвал бы только кто-нибудь!
Ах, если б пригодился опыт,
Приобретённый за всю жизнь,
А не рутины мерзкой копоть,
Что неуклонно тянет вниз!
Пускай вокруг одни преграды,
Со всех сторон молчанья лёд,
Но нам ведь многого не надо,
Ещё, быть может, повезёт
Среди интриг и бед людских,
Среди небес и волн морских.

10
Среди небес и волн морских
Летит мечта забытой птицей,
Она была в краях других,
Она сумела возвратиться
В объятия привычных мест,
Под сень домашнего уюта,
Где звуков дорогих оркестр
Пуховым облаком окутал.
О чём теперь ещё мечтать,
Куда лететь, ломая крылья?
Вдали – чужая пустота,
Она рождает лишь бессилье.
Возьмём тревогу на поруки,
И лягут на весы поступки.

11
И лягут на весы поступки
Осенней жёлтою листвой,
Приобретения, покупки
Не будут значить ничего.
И остановится мгновенье,
И ночь накроет вечной тьмой,
И только море белой пеной
Окликнет ласкою немой.
Лишь только звёздное сиянье
Сравняет чаши на весах,
Когда земли обетованной
Коснётся мимолётный страх
Твоих ошибок и моих,
И Божий Суд рассудит их.

12
И Божий Суд рассудит их,
И всё опять придёт в движенье,
Чтоб шум прибоя не утих,
И не заметил перемены.
Опять в небесной синеве
Возникнет радуга надежды,
И мы в разросшейся листве
Услышим пенье птиц мятежных.
Мы прожили немало лет,
И мы прекрасно понимаем,
Что мы за всё несём ответ,
И жизнь не обойти по краю.
Пойдём своей дорогой милой,
Лишь только б не иссякли силы.

13
Лишь только б не иссякли силы,
И не упасть на полпути,
Чтобы мечта не прекратила
Свой путь, зачахнув взаперти.
И ты и я её лелеял
От детства до седых волос,
Нет ничего, её милее,
И не беда, что не сбылось
Всё то, что кажется, по праву
Смогли бы в жизни получить.
Жить невозможно по уставу,
Нам ухватиться бы за нить
Мечты, как птицы белокрылой,
Лишь только б воздуха хватило!

14
Лишь только б воздуха хватило –
Нам нужно многое успеть,
Нам не страшны глаза могилы –
Пускай осталась только треть
Всей быстротечной жизни этой –
Нам не продлить её предел.
Какой заплатят нам монетой
За совокупность наших дел?
И что ещё нам уготовит
Судьбы неясной переплёт,
Когда какой-то силой новой
К небесным звёздам увлечёт
На звёздных трепетных аренах
Мечтать о лучших переменах?

15
Мечтать о лучших переменах
Пожалуй, нам не суждено,
И кровь бежит, бежит по венам,
А значит, нам не все равно
Как выбрать лучшую дорогу,
Чтобы удачным был маршрут.
Не знаем, мало или много
Осталось дней, часов, минут.
Жизнь – это встречи и разлуки
Среди небес и волн морских,
И лягут на весы поступки,
И Божий Суд рассудит их.
Лишь только б не иссякли силы,
Лишь только б воздуха хватило!


декабрь 2009 г.


информация о работе
Проголосовать за работу
просмотры: [9787]
комментарии: [14]
голосов: [2]
(Antik, Antosych)
закладки: [1]
(Antik)



Комментарии (выбрать просмотр комментариев
деревом)

zakhar

 2010-01-30 16:09
Спасибо, Людмила!

Uchilka

 2010-01-29 03:56
ну ладно, не надо меня спрашивать, я и сама скажу.
венок – это такая напасть... большое дело уже просто дописать, даже зная, что почти никто читать его не будет:-))) по себе знаю, поскольку это испытано. безупречных во всех отношениях венков я ВООБЩЕ никогда и нигде не читала, даже у классиков, – есть относительно хорошие, есть покачественнее, местами блестящие, есть послабее, но с яркими искрами образности, свежими звонкими рифмами, и т.д., ну все так – не до конца стабильны... это и из-за трудности формы, и трудности выдержать (прежде всего – найти!) вот такую почти романного объёма тему, довести её с тем же дыханием, не скатиться в просто рифмование, не допустить лишних (для ритма) слов, не допустить повторов нигде (особенно в рифмовках), соблюсти кульминацию общую к магистралу и частные все – в каждом сонете.. всё должно быть цельно, и каждый сонет самодостаточен...
ни в одном венке я не встречала КАЖДОГО сонета – перла.. разве что у Волошина "Корона астралис" – читается на одном дыхании и всё вместе, и любой сонет – в концертном варианте:-)) однако, там есть свои уязвимости, уже другого плана, хотя эта – главная – задача выполнена.
Захар, я хочу сказать, что вы молодец. Но Юрий прав, очень многое хотелось бы ярче, начиная от тематики – там материала просто необъятное количество более свежего, чем тот, который вы пользовали, честное слово. ну и так далее, посмотрите ещё по всем параметрам, сами увидите, я знаю:-)))))))


Youri

 2010-01-29 03:17
.
Так и не принимайте. Я высказал свое – естественно, субъективное – мнение, Вы вправе остаться при своем.
Тушнову я не "лягал" потому, что стихи на АРИФИСЕ выставила не она, а Вы. Да и Вас бы "обошел", если бы не более, чем благодушный отзыв Антика, мнение которого мне всегда (согласен ли я с ним или нет) интересно. Этот отзыв – это, скорее, мой ответ Юр. Палычу, чем желание Вас обидеть.
Думаю, тем не менее, что моя "неконструктивная критика" для Вас (могла бы быть, если б Вы меня услышали, а не спешили обижаться) более полезна, чем "голос" и отзыв Антика.
Разбор (то, что Вы называете "профессиональным подходом") здесь, на мой взгляд, в принципе, невозможен, так как Ваше произведение в целом – как мне кажется – беспомощно.
Здесь, на АРИФИСе есть авторы, стихи которых я разбирал (во всяк. случ., пытался) подробно, – в тех случаях, когда я видел, что несмотря на какие-то огрехи – за их, пусть далеко не совершенными, стихами – стоит интересная, нестандартно мыслящая личность.
В Вашем случае, я, к сожалению, этого (в этом тексте) не увидел.

"Нет такого понятия "плохая рифма". Есть глагольная, бедная и др., но "плохая"..."

"Плохая рифма" есть. Причем, эта же рифма – у хорошего поэта, в хорошем стихотворении – может стать "хорошей". А в плохом стихотворении – она остается "плохой".

"Вы пишете, что произведение унылое, скушное.
К сожалению, это ничем не обосновано!"

Считайте так. Вы, как я сказал, вправе, мне не верить и не обращать на меня внимания.
А хотите – эксперимент?
Напишите в "личку" авторам журнала, перечисленным ниже, и спросите их, согласны ли они с тем, что ваш "венок" – произведение "унылое и скучное", или нет, и вообще, в какой степени они согласны с тем, что я написал о Вашем тексте (причем, среди этих авторов далеко не все и не всегла разделяют согласны с моими оценками, а с некоторыми мы расходимся принципиально):
Лен,
Училка,
Листиков,
Кондаков,
Воспиталка,
Куняев,
Нефед,
Лео,
Антик (да-да, – я не оч. уверен, что в личной переписке он выставит Вам те же баллы) –

и тогда – или Вы утвердитесь в том, что Вы правы, или усомнитесь – так ли уж "ни на чем не основан" и "голословен" мой "бред", и так ли уж мои "обвинения взяты с потолка"...

А что? Не поленитесь, спросите...

С уважением...


zakhar

 2010-01-28 23:36
Спасибо Вам, Анатолий, за Вашу тёплую рецензию!
С ответным теплом.
Захар.


zakhar

 2010-01-28 23:34
Ув. Youri!
Комментарий прочитал, разочаровали Вы меня, я то думал, что Вы намного серьёзнее. Вместо деловой конструктивной критики – голословные, с потолка взятые обвинения, не более того...
Вы пишете, что произведение унылое, скушное.
К сожалению, это ничем не обосновано! Но если для Вас унылое и скучное – то ради Бога! О вкусах не спорят!

Вы пишете, что коряво написано и в качестве иллюстрации приводите вполне нормальные строки. Непонятно, что же в них корявого? Это – Ваше субъективное, ничем не обоснованное мнение!

Вы пишете, что "безынтересная, вялая рифма" – И опять в качестве иллюстрации приводите нормальные, вполне современные рифмы.

Вы пишете, "просто плохая рифма".
Нет такого понятия "плохая рифма". Есть глагольная, бедная и др., но "плохая" – что это?
Шибко непрофесиональный подход...

Насчёт "Мы". Поясняю, если так трудно догадаться, что "Мы" – это ЛГ и женщина ЛГ .

Вы пишете "Отзовитесь, кому этот строгий голос является, и заставляет спать с рюкзаком на спине?"
Это вообще – бред! Где у меня написано, что кто-то спит с рюкзаком на спине? Чушь какая-то...

Вы увидели рифму: "завтра-внезапно" – и сразу – обвинения в отсутствии слуха. Ах, ведь эта рифма есть у известной поэтессы! Такая критика – просто смехотворна. Кстати, почему эта рифма не указана Вами среди "плохих", "вялых" или хотя бы "неинтересных"? Не хотели обидеть Веронику Тушнову? Хотя, Вы, поэт, обладающий абсолютным поэтическим слухом, могли бы и её лягнуть за рифмы в стихотворении, из которого взято цитируемое четверостишие: темно-давно, книжки-передышки, отдать-ждать (вообще – глагольная – какой ужас!!)

Очень, очень жаль, что толкового разбора, к сожалению, у Вас не получилось, а то, что получилось – это – огульное, необоснованое:
"унылое, скушное, коряво написанное, безынтересная, вялая рифма, просто плохая рифма, обязательно набор штампованных, банальнейших "истин" и "откровений", обязательно отсутствие слуха".

Все эти определения и эпитеты лежат далеко за пределами профессиональной, конструктивной критики, и посему, с сожалению, не могут быть приняты.

Захар.


zakhar

 2010-01-28 23:27
ANTOSYCH!
Спасибо Вам, Анатолий, за Вашу тёплую рецензию!
С ответным теплом.
Захар.

zakhar

 2010-01-28 23:15
Ув. Youri!
Комментарий прочитал, разочаровали Вы меня, я то думал, что Вы намного серьёзнее. Вместо деловой конструктивной критики – голословные, с потолка взятые обвинения, не более того...
Вы пишете, что произведение унылое, скушное.
К сожалению, это ничем не обосновано! Но если для Вас унылое и скучное – то ради Бога! О вкусах не спорят!

Вы пишете, что коряво написано и в качестве иллюстрации приводите вполне нормальные строки. Непонятно, что в них корявого? Это – Ваше – субъективное, ничем не обоснованное мнение!

Вы пишете, что "безынтересная, вялая рифма" – И опять в качестве иллюстрации приводите нормальные, вполне современные рифмы.

Вы пишете, "просто плохая рифма".
Нет такого понятия "плохая рифма". Есть глагольная, бедная и др., но "плохая" – что это?
Шибко непрофесиональный подход...

Насчёт "Мы". Поясняю, если так трудно догадаться, что "Мы" – это ЛГ и женщина ЛГ .

Вы пишете "Отзовитесь, кому этот строгий голос является, и заставляет спать с рюкзаком на спине?"
Это вообще – бред! Где у меня написано, что кто-то спит с рюкзаком на спине? Чушь какая-то...

Вы увидели рифму: "завтра-внезапно" – и сразу – обвинения в отсутствии слуха. Такая критика – просто смехотворна Кстати, почему эта рифма не указана Вами среди "плохих", "вялых" или хотя бы "неинтересных"? Не хотели обидеть Веронику Тушнову? Хотя, Вы, поэт, обладающий абсолютным поэтическим слухом, могли бы и её лягнуть за рифмы в стихотворении, из которого взято цитируемое четверостишие: темно-давно, книжки-передышки, отдать-ждать (вообще – глагольная – какой ужас)

Очень, очень жаль, что толкового разбора, к сожалению, у Вас не получилось, а то, что получилось – это – огульное, необоснованое:
"унылое, скушное, коряво написанное, безынтересная, вялая рифма, просто плохая рифма, обязательно набор штампованных, банальнейших "истин" и "откровений", обязательно отсутствие слуха".

Все эти определения и эпитеты обидные лежат далеко за пределами профессиональной, конструктивной критики, и посему, с сожалению, не могут быть приняты.

Захар.


Antik

 2010-01-27 20:56
Напишу в личку....тока завтра

Youri

 2010-01-27 20:00
.
Так я же говорю: доверие к Вам сгубило: не будь Вашего "хорошо", да еще и "голоса" с рекомендацией "читать всем", так бы и было – остановился бы на первых трех строчках, а так – "рыл" до дна, надеясь понять Вашу "рекомендацию"...

Antik

 2010-01-27 19:32
Так Вы остановились бы на первом сонете.
В смысле, раз не понравилось.


Youri

 2010-01-27 19:16
.
"Повелся" на рекомендацию Антика. И пожалел. То, что это – большая работа, то, что сам по себе этот ТРУД достоин уважения, это несомненно. Если бы только "некоторые неточности с метром и рифмами", то – да, ничего страшного. Но кто сказал, что "венок сонетов" – это обязательно, что-то унылое, скушное:

"Давно построен дом. Мужчиной
Стал, повзрослев, любимый сын,
Ему идти дорогой длинной,
Дай Бог, чтоб он не шёл один!
Мы отворим ему все двери,
Начертим карту всех дорог,
Чтобы он был в себе уверен,
Чтобы пройти везде он смог..."

Кто сказал, что "венок сонетов" – это обязательно, что-то коряво написанное:

"ЧтоБЫ он был в себе уверен,
ЧтоБЫ пройти везде он смог..."

"...И свет зальёт постылость буден."

"Проникнет свет во все коленца
Нераспустившихся цветов..."

"...Поют! А я – я вне игры." (Ай-я-я!..)

Кто сказал, что "венок сонетов" – это обязательно – безытересная, вялая рифма -

десятилетий – междометья
удар – шар
волос – слёз
ушибов – ошибок
кутерьму – тьму,
подмогу – дорогу.
дорогу – порогу
простой – золотой
Любовь приблизит нас к
Мечты любимой,
каталог – диалог,
ориентиры – пунктиры.
моря – горя.
страны – струны
мрак – рюкзак
небес – чудес
здоров – готов
горя – море (исчо раз!)
руки – разлуки.
опыт – копоть
людских – морских.
морских – других,
крылья – бессилье.
поступки – покупки
синеве – листве
по праву – по уставу,
аренах – переменах
не суждено – не все равно


- а часто и – просто плохая рифма:

"Но ты подашь мне руку вновь,
А значит, нам не всё равно."

А значит, нам не всё равно,
Ночь успокоит сказкой снов,

Надежду, как ладонь, протянет,
И освежит своим дыханьем.

Не станем мы просить поблажки –
...Всё тяжелей нести поклажу

Осенней жёлтою листвой -
...Не будут значить ничего.

О чём теперь ещё мечтать -
...Вдали – чужая пустота,

Возьмём тревогу на поруки,
И лягут на весы поступки.

И всё опять придёт в движенье,
...И не заметил перемены.

Жизнь – это встречи и разлуки -
...И лягут на весы поступки,

И что ещё нам уготовит -
...Когда какой-то силой новой


Кто сказал, что "венок сонетов" – это обязательно набор штампованных, банальнейших "истин" и "откровений":

"А время движется степенно,
Попробуй-ка, останови!"

"Но ты подашь мне руку вновь,
А значит, нам не всё равно."

"Ночь успокоит сказкой снов,
А утро...
Подскажет, выйдя на подмогу,
Как выбрать лучшую дорогу."

"Любовь приблизит нас к порогу
Мечты любимой, золотой."

"Ведь полон путь преград и кочек,
И долог и трагичен он."

"А сколько нам ходить под Богом –
Не знаем, мало или много…"

"Не знаем, мало или много
Идти вдвоём сквозь боль и мрак."

"Не знаем, сколько жизни тут
Осталось – дней, часов, минут"

"А это значит, что не вправе – кто не вправе?
Оставить что-то на потом"

"Не дремлет Сатана лукавый -
Лишь представляется шутом"

"Кому-то выпал тяжкий труд,
Кому-то – жить в дворце красивом"

"Один удачлив и здоров,
Другой больной и невезучий."

"Один всегда на всё готов,
Другой же ждёт особый случай."

"Кому-то горе от ума,
Кому-то глупость, и без горя."

"Жизнь – это встречи и разлуки"

"Нас не пугают жизни трюки!"

"... рутины мерзкой копоть ... неуклонно тянет вниз!"

"Пускай вокруг одни преграды,
Со всех сторон молчанья лёд,
Но нам ведь многого не надо,
Ещё, быть может, повезёт"

" Мы прожили немало лет,
И мы прекрасно понимаем,
Что мы за всё несём ответ,
И жизнь не обойти по краю."

"Жить невозможно по уставу."

" Пускай осталась только треть
Всей быстротечной жизни этой –
Нам не продлить её предел."

"Мы часто слышим голос строгий:
"Держи готовым свой рюкзак!" " –

(кто это – МЫ?.. Я, лично, ничего такого, ни про какой рюкзак, голосов не слышу. Может, я – выродок какой, может, мне не дано, но тогда – кто? Отзовитесь, кому этот строгий голос является, и заставляет спать с рюкзаком на спине?..)

...Кто сказал, что "венок сонетов" – это обязательно отсутствие слуха, то есть, что автор не должен проверять себя на слух, чтобы не возникали – эхом – у читателя перед глазами – более, чем известные – строки:

"А значит, нам не всё равно,
Ведь будет ночь и будет завтра,
Ночь успокоит сказкой снов,
А утро как всегда, внезапно,"
______

"Не отрекаются любя.
Ведь жизнь кончается не завтра.
Я перестану ждать тебя,
а ты придешь совсем внезапно."

Вопросов тут задавать автору можно еще долго, но у меня основной вопрос – к Антику:
Юра, ЗА ЧТО Вы меня (и, наверное, не только меня) так "подставили" (а вместе с этим, и автора)?... Мы же Вам верим... Вы, уж, как-то поосторожней, с оглядкой, раздавайте свои рекомендации, пожалейте наше время... Ладно бы там, стишок на три-четыре строки, но тут же – "венок"!...



Antosych

 2010-01-27 09:25
Отлично! Спасибо за удовольствие!
С теплом,
Толя.
:)

zakhar

 2010-01-17 19:55
Спасибо большое!
Мне очень дорога Ваша оценка.


Antik

 2010-01-17 17:59
Захар, Венок – это большая работа, и сделали Вы её хорошо. Некоторые неточности с метром и рифмами – ничего страшного, голосую и рекомендую к прочтению!


 

  Электронный арт-журнал ARIFIS
Copyright © Arifis, 2005-2024
при перепечатке любых материалов, представленных на сайте, ссылка на arifis.ru обязательна
webmaster Eldemir ( 0.010)