Не так уж давно в славном городе Киеве я имел честь быть участником конференции с довольно громким и волнующим названием ***. И вот, на мое счастье, очередная бездарная сессия очередного скучного дня сменилась довольно занимательным и многозначительным выступлением. Уважаемый оратор, кроме того, что был великолепно подготовлен к речи, подкрепил собственные идеи художественным фильмом, снятым в период пресловутой перестройки. Полуфантастическое кино перекликалось с темой переоценки ценностей, воспитания странных детей, закрепощения будущих поколений.
Мы, теперь уже вовлеченные в процесс зрители, с интересом и любопытством слушали оратора, который логически и весьма, надо сказать, рационально аргументировал свои взгляды на будущее утверждения демократического общества. Он беседовал об исторических переломах, о роке судьбы, личностном росте, о необходимости развития индивидуального сознания. Кроме блистательного ораторского шарма, этот человек проявил недюжий интеллект, мудрость и эмоциональность. У него был драйв, стиль выпадов, спонтанные метафоры, владение голосом. Резюмируя, надо бы отметить, что Сергей Рац оставил приятное впечатление и во многих из участников возбудил интерес к его неординарной личности. Всего лишь одним четвертьчасовым выходом на трибуну, Сергей сумел создать в нашем сознании иммидж сильного аналитика, человека, который способен оказать соответствующую консультацию, помочь дельным и эффективным советом. Если к этому прибавить, что на предыдущей конференции здесь же в Киеве, в гостинице «Астория», в присутствии комиссаров ЕС, Сережа произнес яркую и содержательную речь, то сразу станет ясно, что перед нами восходящая, а может уже и просто звезда восточноукраинского гражданского общества. Беглое ознакомление с тематикой того выступления уже заставляет нас снять шляпу перед Сережей – то была точно также классно, как сейчас, художественным материалом украшенная презентация – «Противоречия, сопутствующие процессам демократизации в постсоветских странах». Он подмечал такие тонкости и нюансы, которые способен уловить только оотточенный и проницательный ум. Сережа шел дальше открытий и находок, он уверенно предлагал определенные, конкретный и смелые шаги для оптимизации затянувшегося процесса построения гражданских обществ, которому угрожала опасность перевернуться вспять. Мировая история свидетельствовала о рецидиве авторитарных режимов, когда нарастание демократических ценностей не проходил в нужном темпе.
Вобщем, Сергей, показался мне именно той личностью, которая могла бы помочь мне справиться с одной из неразрешенных дилемм моего бытия, которая дже спустя столько лет и по сей день не дает мне покоя. В конце того же дня, во время ужина в ресторане, я и Сергей случайно (хотя случайностей не бывает!) почти столкнулись тарелками у «buffet», когда набирали себе десерт. Между нами состоялся замечательный диалог, который привлек внимание одной молдованки и украинца, стоявших поближе, и некоторых других участников конференции, но эти господа, послушав всего лишь пару предложений, исчезали со сцены. Сережа оказался настоящим пулеметом идей, мысли так и хлестали из него фонтаном.
– Нам следует поддержать молодежь, чтобы обеспечить будущее, ближайшее будущее, НАШЕ и нашу старость. Нам следует научить людей самоуправлению, самоорганизации. Главное, чтобы народ научился, часть людей научилась управлять собой, своим временем, понятиями.
Кого мы воспититываем? Кого учим? На что ориентирована система образования? Мы сегодня фильм будем смотреть. Вечером. Ты не присоединишься к нам? Тебе не интересно? Там очень хорошо показано, что делает система с человеком. Чеетко! Как обезображивает. Вот я своих студентов учу и хочу учить, как избегать прямых и непосредственных ударов системы и стать выше системы. Выше. Над системой! Находясь в системе, ты практически ничего не сможешь сделать. Ты должен выйти из системы. Из системы – вне системы. Чтобы увидеть изъяны системы. В системе ты ничего познать не сможешь. Эгрегор системы опутает тебя своей сетью и затянет тебя своими идеями. В системе ты не сможешь оставаться оригинальным, креативным и эфффективным. У меня есть друзья, которые сумели высвободиться от рабства и меня научили таинствам Пути. Ты не хочешь присоединиться к нам? К нашему эгрегору? К моему эгрегору? Это путь медитации. Ты должен вырваться из системы мыслей и мечтаний, выйти из нее и тогда, когда вернешься туда обратно, ты не будешь зависим от системы. Больше, ты станешь свободным человеком и управляющим системой. Хозяином!
– Сергей, знаешь, я хотел спросить...Попросить твоего совета. – прервал я собеседника, зная его буйный ораторский нрав. Несколько его соотечественников уже прошли мимо, роняя на ходу в мой адрес: "А, значит, он и тебя прибрал к рукам?!"
– Знаешь, Сергей, меня интересует твое мнение по такому вот вопросу. Ты исследуешь тему влияния, масскультуру, навыки иммиджмейкинга. Так вот в чем состоит моя, ну, можно сказать, проблема. У меня есть собственные песни. Авторская песня. Бардовский стиль...Ну ты помнишь, как я пою?!
– Ага, очень эмоционально и проникновенно... – Сережа нетерпеливо откусил пирожное, запивая его кофе.
– Так вот я думаю, ну я планирую стать таким же масштабным исполнителем в Грузии, каким в свое время Высоцкий был и является по сей день Розенбаум в России. Да-да, может сейчас это звучит смешно, но есть же определенный расчет. Вот как ты думаешь, как я должен рассчитать вкус среднего музыкального потребителя? Что он подхватит? Как предвосхитить шлягер?
– Стоп-стоп-стоп! – вскричал Сергей. – Нет, нет! Ты должен быть в процессе! – возмутился от всего сердца Сережа. – Видишь? Нет, ты видиииишь? Как ты сказал, что ты сказал? Рынок, потребитель, продажи, влияние... Нельзя, просто нельзя мыслить подобным образом. Ни в коем случае! Понимаешь? Нельзя оперировать такими терминами! Ты должен пребывать в процессе, но не в цели. Когда ты войдешь, ты воссоединишься с действием, музыкой, тогда появится все, что ты желаешь, все, что тебе нужно, в чем ты нуждаешься. Отойди от подобного мышления. Тебе нужны деньги? Без проблем, они войдут в твою жизнь, появятся новые возможности, люди, которые будут финансировать твой проект. Ты же знаешь, что такое музыка? Когда ты, вот ты поешь и никто не остается, не может остаться равнодушным. Задевает за живое твое исполнение, я же слышал вчера на банкете. Я сам вот почувствовал всем телом. Поэтому пребывай в процессе, думай об удовольствии, переживай музыку, каждое ощущение и звук. Пой ради исполнения. Для своего духа. Пой ради песни, для духа собственного. Пой! Выйди из этой системы терминов. Нет, ты понимаешь? Смотри, ты думаешь, как маркетолог – «рынок», «потребитель»! Брось ты такие мысли. Ты же человек искусства?! Это же от Бога?!
Оставь эту систему расчетов и материального мира. Выйди в мир идей, стань над системой, вне системы, чтобы найти выходи. В системе этот выход тебе не найти. Не найти ни вдохновения. Освободись от привязанности. Привязанностей.
Вот когда ты поешь, ты же всей душой...Поешь от всей души. Ты не думаешь о потребителях, о продажах, о аплодисментах. Когда ты поешь ты переживаешь, именно поэтому от тебя исходит такая мощная волна энергии.
Вот так надо жить. Всем существом быть в процессе, пребывать в процессе, но не в результате. Надо выразить, опустошиться в процессе, и результат придет само собой.
Не успеешь оглянуться, вот тебе результат. «Опс» и результат. Когда живешь вот так, успех становится естественным сопровождением жизни, спутником жизни, обычным событием. Когда живешь так... Ну так, как ты поешь, живи вот так же, без оглядки на результаты и цели. Ты растворяешься в песне, опустошаешь себя, кайфуешь, блаженствуешь, вот тогда ты счастлив. Но для этого надо выйти из системы, нужна медитация, очищение мыслей, освобождение от балласта системы. Начни медитацию и это поможет найти себя. Результат не замедлит сказаться. Я могу помочь. Давай вместе медитировать. Не хочешь, я могу помочь в медитации? Хочешь научу? Ты не хочешь вступить в мой эгрегор? Тебе нужно быть в эгрегоре...
Тут, обладая правами автора, я прерву дидактический монолог Сережи, который полностью узурпировал режим диалога. Думаю, без дальнейших изложений, позиция Сережи стала ясна для читателя – пребывание в процессе, наслаждение процессом, акцентуация на качестве процесса, выход из ограниченности процесса (очищение разума от меркантильных мыслей и внесение идеалистических) и т. д. Мне кажется, что в главном Сережа был прав. Только офанатевший от идеи человек способен поднять массы, вложить себя в свое дело, песню, строительство, вдохнуть жизнь во все, к чему он прикосается душой и руками. Только сверхъественная энергия, работоспособность, темперамент, пронизивающая с головы до пят неординарность притягивают масштаб успеха Владимира Высоцкого. Только тот, кто умеет поставить дух над материей, должен надеяться на то, что даже самые великие маловеры станут бить челом пред ним. Лишь тот, кто вкладывает душу в мгновения, сможет стать властелином времени. Доминантом, от котого дни, часы и годы не удирают, как крысы с тонущего корабля, но с данью, со словами восхищения приходят поэты, деловые люди, короли и враги. Человек, пребывающий в процессе, занимающийся любимым делом или получающий удовольствие, это человек желанный, с которым приятно общение и к которому тянутся все, ищущие надежду, любовь, стимулы или покой.
Несмотря на эти лирично-позитивные идеи, предлагаю продолжить рассказ о Сереже. Держу пари, что вы даже и не догадаетесь к чему приведет развязка.
Еще раньше, вечером за день до открытия конференции в гостиничном холле у барной стойки встретились трое участников – я, Сережа, но другой, и Михо, мой закадычный приятель, молодой человек лет тридцати. Последнего описывать не стоит, просто представьте высокого, средней внешности кавказца от которого прет самодостаточность и необузданный темперамент, которого даже американская политкорректность и толерантность еще не заарканила. А вот наш компаньон Сережа, являлся полной противоположностью, антиподом предыдущего. Например, Сережа-оратор был маленького роста, с кривыми ногами и скрюченными пальцами, с малопривлекательной внешностью, почти незаметная личность до тех пор, пока не начинал говорить или не поднимался на трибуну. А вот этот второй Сережа совсем даже наоборот. Высокий и стройный, не менее 190 см в росте, косая сажень в плечах, с длинными волосами, почти Бред Питт на пороге открытия Голливудом, и почти неисправимый метросексуал, с экспрессивной мимикой, резкими движениями головы, заправлением спадающих на лоб челок. Парень выражался зычным басом и пока вербализировал свои легкие фразы, имел привычку раскрывать рот, делать паузу в целый такт, а дальше растягивать предложения по слогам (за такую оригинальную манеру я с Михо успешно занимались пародированием Сережи). У всех оставалось впечатление, что парень занимался соблазнением любого встречного и это было его самолюбованием, неиссякаемым нарциссизмом. Иногда нервно заливаясь смешком, Сережа высказывал какие-то сальности и двусмысленно водил глазами, регулярно подшучивал на тему, что его поселили в один с Федей номер , что это может плохо кончиться, выкуривал по паре сигарет за десять минут и не мог остановиться в ораторском полете, впрочем, не забывая о своих, небезызвестных нам с вами, паузах. В тот день на нем была футболка с надписью (если не ошибаюсь – It’s amazing choice). Приоткрыв рот, Сережа несколько раз закивал головой – «Дизайн моей жены!». Правда, я мало понял, что он имел ввиду, говоря о дизайне и что было в этом дизайнерское.
После этого Сережа пустился пересказывать собственную биографию, как он сам себя создал, выйдя из малообеспеченной семьи. Тут же он не постеснялся неумеренно похвастаться (в теории маркетинга это называется скрытая реклама) – во скольких побывал городах мира, насколько хорош Лондон, что последний лучше, чем Манчестер и что он, Сергей, все же предпочитает Лондон. Какие там коммуникабельные девочки, и народ вообще, что они прямо сами приходят и знакомятся, в отличие от других городов мира. Потом он перешел на Токио, истории Нью-Йорка, Сиднея и так далее. В порыве самопрезентации с украинским гостеприимством Сережа купил нам кофе и выпивку и самозабвенно и продолжал рассказывать нам о своих достижениях.
Михо не сдержался. Он, также как и я, если не больше, был захвачен мыслью знакомства с прославленными местными Афродитами и ему надоела самодовольная болтовня Сережи и то, как целенаправленно втискивал свои идеи в наши горячие головы молодой украинец. Во время выступления Сергея, Михо посерьезнел и стал крутить глаза перископом, все настраиваяя фокус на украинскую делегацию. Подконец, грузин догадался, что я, его надежный партнер по завоеванию женских сердец, не собираюсь заткнуть информационное отверстие Сережи, поэтому безо всяких извинений вмешался.
– Сэрыожа, а кто эта?
Дальше последовал прямой, перекрестный и беспристрастный допрос, который мы устроили «Сэрыоже» о тех участниках, с которыми тот был знаком, а мы – нет. Кто кто а я знал точно, что Михо вовсе не интересуется мужской половиной участников конференции. Поэтому когда несколько сбитый с толку Сережа начал объяснять кто есть кто, кто новый и т. д. и дело дошло до женщин, глаза Михо заблестели недобрым огнем.
– Сэрыожа, а кто эта?
– Сэрыожа, а кто эта?
– Сэрыожа, а кто эта?
– Сэрыожа, а кто эта?
«Сэрыожа» с завидным терпением отвечал на поток однообразных вопросов. Через минуту взгляд Михо был наведен на основную мишень его вылазки. Такая миловидная брюнетка среднего роста, лет двадцати пяти, что сидела на диване при входе и которая наблюдала за нами даже тогда, когда вроде бы отводила взгляд (я пишу «за нами» потому что Михо тут нет, не то не избежать бы мне его резкого возмущения – "Не за нами, а за мной!") .
– Сэрыожа! А кто эта девачка?
Сережа, не переводя взгляд, открыл рот, подвигал бровями, челюстью и губами. Все это продолжалось не менее три секунды.
-Занято!
-Што эта значыт? – справился Михо
-У нее есть парень...
-У эта девачка есть мушчина? – изумленно спросил Михо, будто спрашивал, мол мне понравилась женщина, я тут, «Я», собственной персоной, и кто-нибудь смеет выбирать кого-нибудь, окромя меня?
-Да, она с Сережей.
-С Сережей Рац? – спросил я (ну вы, очевидно, уже поняли, речь шла о Сереже-ораторе).
-Да! – ответил Сережа серьезно, постепенно все больше разочаровываясь, что придется сводить концы с концами и о самопрезентации пора забыть. – Что поделаешь, девушка занята. Она с парнем.
-Оны вместе жывиот? – Не унимался Михо.
-Да... Вместе – посмеиваясь ответил Сережа.
У Михо испортилось настроение. Для меня, априори, все пути к Насте были закрыты – неудобно бегать за девушкой, когда знаком с ее парнем и, не исключено, что может станем деловыми партнерами.
Но что для Михо? Этих обстоятельств он не признавал, с этой причудливой парой повстречался впервые, всей душой жаждал познать ласки украинской красавицы, а восточно-западная демократическая риторика Сережи-философа явно была ему до лампочки. Впоследствии он даже бросался на меня с рыком: "Чувак, ты что? Он же сумасшедший?! Чего ты его слушаешь? Брось ты это!"
На следующий же день (то есть в вечер нашей беседы с Сережей) мы с Михо совершили отчаянный рейд. В том же самом холле познакомились с сидящей в пленительном одиночестве, наедине с каким-то бумагами, прекрасной Настей. Остальное, как принято говорить, было уже делом техники и Михо ввел в бой свои резервы. Его русский совершал чудеса остроумия, я даже подшучивал над ним, что ему пора уже издавать книгу под бестселерским названием: «Русский язык для приезжающих на Украину лиц кавказской национальности». Его филигранная логика и встроенная, ой, извините, самородный лингвистический талант генерировал такую уникальную русскую фразеологию, что вконец Настя оказалась где-то в укромном уголке ресторана гостиницы, в компании разлитого в бокалы трехлетнего настоящего «Саперави» с левого берега Алазани, виноградников компании «Киндзамараули». События развивались по восходящей и если русский Михо был все еще далеко от языка Достоевского, в отместку его тестостерон не уступал по уровню тому, что присутствовал в крови грузинских жеребцов, совершавших набеги на славянские степи дамской целины в 70-80-ые годы прошлого столетия. Через полчаса молодые люди перешли в гостиничный номер Михо, однако же почему-то еще через полчаса отношения зашли в тупик – Амур собрал стрелы и пошел отчитываться перед Зевсом.
Нетронутая Настя выбежала из номера уже со ставшими полуанекдотичными выражениями – «Не надо, не надо, не надо, Миша. Я не могу, я не могу, я не готова, Миша, ну не надо! Прошу! Ты должен понять меня! Ну, Миша, не надо!».
Безусловно, разъяренный Михо, который так и сыпал молнии и огненных быков из глаз, никак не собирался мириться с решением женщины, напуганной его маскулинным натиском. Всю конференцию, официальные и неофициальные части, они провели в играх, флиртах, беготне. Едва Сережа-оратор скрывался из виду, Михо затаскивал Настю в глухой корридор гостиницы и страстно целовал ее, а в это самое время обезумевший Сережа, которого раз за разом пронзала мысль о Настиной неверности, бегал по всей гостинице в поисках своей пассии.
Каждый вечер Михо, обуреваемый эмоциями помощи несправедливо униженным, описывал мне, как гнусно Сережа заставляет бедную Настю сожительствовать с ним. Где шантажем, где угрозами физической расправы, где финансовыми посулами, Сергей Рац вынуждал мать-одиночку согласиться с противной ей связью. А так... А так Настя просто «ненавидела его», и жила с Сергеем, чтобы сохранить свою работу.
В тот злополучный для Насти вечер, когда мы заговорили с ней, Сережа отозвал ее в сторону и ужасно обругал, стращал всякими ужасными последствиями, которые могли бы с ней произойти. Этой нотации Сергея хватило всего на несколько часов, но ее сердце и глаза уже принадлежало только Михо. Всепожирающая любовная страсть, подкрепленная многовековой дружбой грузинско-украинских народов, вскоре проявилась во всей силе. Фактически, вся конференция, посвященная развитию демократии в постосветских странах, и гостиница, где нас поместили, превратились в поле амурных похождений. У Михо раздувались ноздри и он словно бил копытами, когда я спрашивал о Насте, махал руками так, что к нему трудно было подступиться на радиус двух метров.
А Сережа, наоборот, стал подобен ноябрьскому небе, во всей хмурости и сумрачности. Он почти возненавидел и меня, вся горечь прилила к лицу, и этот талантливый молодой человек погрузился в процесс озлобления на мир, не зная, каким образом подействовать и вернуть назад наполовину потерянную женщину. Этот несчастный маленький мужчина, который больше не улыбался и не шутил, представлял из себя страшно печальное зрелище. Сережа увяз в процессе разрушения своего настроения и в итоге мы получили троих страждущих лиц – треугольник любовной боли.
И все же ничего не шло в сравнение с теми страстями, что бороздили могучую душу Михо!
– Ублюдок!!! Настоящий ублюдок! – ревел грузинский мужчина. – Что он хочет от нее? Следует за ней по пятам и не дает нам возможности пообщаться. Или заставляет сидеть рядом с ним! Я его убью! Не хочу руки марать... А Настя говорит, что не любит его! Не любит! Женщина говорит – «Михо не можешь представить, как я ненавижу его!».
Эти слова кольнули меня в сердце – я почувствовал великую нереализованную демократическую сущность грузинского мужчины – «Женщина не любит, так что же он хочет!».
Вся оная трагикомедия тем и закончилась, что Михо так и не сумел увести Настю от всеведущего взора Сережи даже на четверть часа. Демократия победить не смогла, победило все то, что всегда работало и будет работать – шантаж, угрозы, авторитарность – нелюбящая пара осталась неразлученной.
За час до отъезда, когда для общего тонуса, я уже готов был принять вовнутрь стопку водки Немирова, к стойке бара подошел Сережа, налил себе коньяка, чокнулся со мной и взглядом мудрого победителя, но весьма дружелюбно сказал:
– Мы должны сотрудничать. Обязательно. Ты не хочешь присоединиться к моему эгрегору?
...А Настя просто и очень нежно обняла меня.