Вспоминая намедни исследование уважаемого Ивана Недомыки о роли слонов, задалась вопросом: почему же древние индийцы выбрали это животное в роли символа мудрости? Да, слоны демонстрируют недюжинную сообразительность. Да, умирать уходят в секретные и неизвестные в течение долгого времени места. Ну и что? Не проливает света на этот вопрос и беглое исследование происхождения индийского бога Ганеши – слоноголового и четырёхрукого бога мудрости и Властителя препятствий. Единственное, что приходит в голову – причастность к этому архаичного индийского культа слона. Но, с другой стороны, если вспомнить описание Шивы – синекожего великана, символа очистительного разрушения, с выдающихся размеров мужским достоинством (которое кусает змея, обвившаяся вокруг шеи) и Кали – чернокожей четырёхрукой жены Шивы, обладающей специфическими гастрономическими пристрастиями в отношении своего мужа, считавшейся богиней смерти и, как ни странно, страсти и похоти, можно предположить достаточно развитую фантазию у индийских мифотворцев. В принципе, индийский слон тут может быть совсем не при чём.
Придя к такому неутешительному выводу, я подумала: «А с чем сейчас можно сравнить мудрость? Нынешнюю мудрость». Всяких аспидов, кошек и собак, а также мифических товарищей типа единорогов и грифонов отмела сразу. Растения тоже не походят – слишком неторопливое существование они ведут ( я могу даже допустить, что растения могут организовать свою вполне разумную систему, но этот разум – другой и его мудрость с нашей, человеческой, не будет иметь ничего общего). После сравнительно длительных размышлений, мне пришла в голову только одна ассоциация – улитка…
Да, господа, этот слизистый комочек вполне может представлять нашу, современную мудрость. Не в последнюю очередь, из-за раковины. В самом деле, если представить человечество в виде улитки – вроде бы сформировавшейся, но, при этом, беззащитной и уязвимой без своего панциря, сходство будет полным.
Когда наши предки только слезли с деревьев (если это было действительно так – уж очень много допущений в теории Дарвина), на человечестве не было скорлупы. В этот момент все были беззащитны перед миром, этакая доисторическая улитка с множеством усиков рецепторов, но совершенно беззащитная. Как раз в этот момент и стал «нарастать» тонкий панцирь мудрости: отдельные особи сбивались в стаи, племена, роды. Появились первобытные шаманы и вожди. Шаманы стали толковать все события, происходящие в округе, воспользовавшись самым простым способом, которым, что уж греха таить, мы пользуемся и сейчас, пусть и в немного изменённом виде: не обладая достоверными знаниями о природе вещей (кто, кстати, скажет, что таковыми мы обладаем сейчас?), шаман начал придумывать Богов и различные начала. Другими словами, он начал материализовать проблемы, чтобы обладать хоть каким-то, пусть иллюзорным, способом их решения. Бесплодие женщин, бури и засухи, неудачи на охоте – это и многое другое слишком нематериально, чтобы его можно было бы контролировать. Другое дело – кусок дерева, похожий на человека или осколок камня, напоминающий чашу, клык могучего зверя и челюсть могучего врага… список бесконечен. Но эти вещи – уже достаточно материальны, чтобы с ними можно было проводить какие-либо действия. И ожидать результата, естественно. Не идет дожди – что ж, амулет потерял силу или шаман стал слишком слаб. Сменим и то, и другое.
На этом принципе все строилось и далее: свергались старые верования, взрастали новые учения. Но принцип оставался тем же. Ничего не менялось, кроме декораций – ведь скелет панциря уже заложен. Зачем что-то менять, когда проще нарастить ещё несколько чешуек на существующее? Лишнее это, лишнее…
Потом были великие мыслители и философы прошлого («Великие» относятся именно к слову «прошлого», а не к слову мыслители – умнее мы с вами и Диогена, и Сократа, и Аристотеля, а гений Александра Македонского и Ганнибала в современной масштабной войне уже ничего не значит, хотя в военных академиях именно Ганнибала изучают достаточно пристально, если я не ошибаюсь. Для понимания основополагающих принципов тактики. Но, повторюсь, в масштабной современной войне гений великих стратегов прошлого не значит ничего), которые создали второй скелет мудрости человечество, при этом украсив его завитушечками и рюшами. Философия. Конструкция стала ещё более прочной. Мы и сейчас цитируем «мудрость» древних, как попугаи. Зачем?
Собственно, мы и сейчас движемся по проторенной тропинке – укрепляем скелет ракушки новыми мудрецами и мыслителями. Да, масштаб не тот. Просто декорации стали более достоверны, раскрашены яркими красками и выполнены в объёме. Пытаемся проникнуть в глубины всего, что только возможно… на основании ранее полученных знаний. Ковыряем в панцире дырочку, чтоб воздух почище и солнышко с луной увидеть. А никак! Современная речь основана на отработанных веками штампах, люди анализируют философов и мыслителей прошлого. Находят там зёрна «истины». Никто не понимает, что искать там, где копались уже тысячи лет, нет никакого смысла. Искать надо там, где не копался никто, чем редкие гении и занимаются. И, часто, изобретают новые штампы, которые с радостью берутся на вооружение большинством…Человечество сейчас уже не сможет, наверное, выбраться на белый свет – слишком прочна раковина и слишком прочно вросла роговая броня во вход. Пудовой кувалдой не сломать.
…Громадная ракушка давно упала на землю – лист, даже ветка, не выдержали вес ракушки. Время от времени, чтоб не сдохнуть с голоду, улитка с треском открывает створку, хватает кусок засохшего листа – до зелёного уже не дотянуться – и, мгновенно, обратно, в спасительную вонючую тесноту, со скрипом вжимая «дверь» до упора. Агорафобия замучила…