Студия писателей
добро пожаловать
[регистрация]
[войти]
Студия писателей > Как я пела в школьном хоре
2009-01-17 02:11
Как я пела в школьном хоре / mg1313

Как я пела в школьном хоре  

 

В третьем классе я страстно хотела научиться музыке. В тот год мы переехали в другой город, и я попала в класс, где несколько детей занимались в музыкальной школе. Они учились играть на пианино, на скрипке, таскали с собой нотные тетради в папочках со шнурками и разговаривали между собой на непонятном языке, недоступном простым смертным. Сольфеджио, гаммы, сонатина, адажио могу, аллегро не получается, педаль не работает – эти слова казались недоступными простым смертным. А как хотела хоть глазком увидеть пианино! У двоих учеников из нашего класса дома было пианино, и мне не верилось, что можно жить рядом с таким инструментом, не то, что играть на нем. 

Я прожужжала все уши родителям о музыкальной школе, и мама обещала узнать, как можно туда поступить, но посоветовала сначала расспросить в классе у тех, кто там уже учится. Надо сказать, что в то время я была очень стеснительной и первая ни с кем не заговаривала, в разговорах только отвечала на вопросы. Но, пересилив себя, подошла к девочке, звали ее Галя Кузнецова, и спросила, как поступают в музыкальную школу. Она сразу огорошила вопросом, есть ли у нас пианино, что без пианино делать нечего в музыкальной школе. В нашей семье, где мама экономила на каждом куске хлеба, а отец брался за любую работу вне своей основной, чтобы вылезти из ссуды, взятой на постройку дома, вопрос о пианино был бы не понят. И я похоронила свою мечту.  

Но однажды мой сосед по парте Гена Рашкован пришел в школу с каким-то футляром и все время таскал его собой, а когда садился, ставил рядом с партой. Оказалось, это скрипка. Мечта моя поступить в музыкальную школу вспыхнула заново. Я видела сны со скрипкой, я слышала дивные мелодии во сне, я сочиняла музыку во сне и не хотела просыпаться. 

Проснувшись, понимала, что это несбыточные сны; пока мои родители выплачивают ссуду, не стоит и мечтать о музыке. 

Фортуна повернулась ко мне лицом сама. В школе ввели обязательное хоровое пение. Каждую перемену нас выстраивали в коридоре у стены, и мы учились петь песни под баян дяди Саши. Дядя Саша жил один, ходил по городу со своим баяном и играл везде, где его просили. Какой – то очень умный человек сообразил пригласить его на работу в школу. Здание школы было из старых построек – огромный коридор-рекреация и классы, выходящие дверями в периметр коридора. Каждую большую перемену нас собирали по классам, выстраивали на скамеечках в конце коридора. Мы долго распевались, потом пели хором разные песни. Первой разучили народную песню – «Во поле береза стояла». Пели мы ее речитативом, вступая последовательно. Получалось очень красиво. Вторая песня пелась на два голоса: 

То березка, то рябина, куст ракиты над рекой  

Край родной, навек любимый, где найдешь еще такой…  

Выводили мы на два голоса, стараясь из всех сил. Не знаю, как другие, а я с нетерпением ждала большой перемены и с воодушевлением пела вместе со всеми. Я так старалась, что обратила своим старанием на себя внимание дяди Саши. Он несколько раз просил меня петь тише, потом поставил в задний ряд на последнюю скамеечку. 

Есть у меня такая черта характера – полностью влезать в любимое занятие. Надо ли говорить, что дома я только и говорила о хоре, пела гаммы на все лады, а, пропалывая грядки в огороде, громко распевала «То березу, то рябину», и «Во поле береза стояла». Папа мой не выдержал, достал откуда-то с полатей гармонь. И я с удивлением узнала, что он был когда-то первым парнем на деревне – гармонистом. Он нам рассказывал, как боролся и побеждал на сабантуях, но про гармонь ни слова. К великому огорчению его и моему тоже гармонь совсем рассохлась, и извлечь из неё какие-то мало – мальские музыкальные звуки было невозможно. Видя, как расстроился отец, я пообещала купить ему гармонь. Я и купила ему ее с первой зарплаты, через четырнадцать лет, но он тогда был уже полупарализован, и только гладил гармонь и растягивал ее здоровой рукой. 

Это было лирическое отступление в будущее. 

Но гармонь не фурычила сейчас и здесь! Я готова была заплакать, тогда мама пообещала выкроить деньги на музыкальную школу, но в будущем году. А пока я продолжала ходить на хоровые занятия и удивлялась своим одноклассникам, под любым поводом сбегающих с этих занятий. Песен мы стали петь больше, пели в основном известные песни, которые часто звучали по радио. Особенно мне нравилась песня про Орленка. Я так и представляла гордую, птицу, раненную пулей, и слезы наворачивались у меня на глазах: 

« Орленок, орленок, взлети выше солнца 

И степи с высот огляди 

Навеки умолкли веселые хлопцы 

В живых я остался один…»  

 

А еще мы пели раздольную песню про Щорса:  

 

«Шел отряд по берегу, шел издалека 

Шел под красным знаменем командир полка 

Эххх, командир полка».  

 

Дядя Саша становился все строже и строже, разделил нас по голосам. Сначала, как обладательницу звонкого и громкого голоса он поставил меня в первые голоса, потом переставил во вторые. Когда я стала громко перевирать всю вторую партию и сбивать вторые голоса, он переставил меня обратно и попросил петь тише. Все эти перестановки нисколько не обижали, я так и продолжала одной из первых в переменку занимать свое место на скамеечке в заднем ряду. Думаю, дядя Саша с удовольствием исключил бы меня из состава хора, но что он мог поделать, наталкиваясь на горящие от восторга глаза маленькой девочки. 

Репертуар хора значительно расширился, и однажды наш руководитель объявил, что хор будет выступать на городском смотре художественной самодеятельности. И предупредил, что для чистоты исполнения он прослушает всех поодиночке и точно распределит по голосам, даже поставит оценки за пение. На прослушивание весь коридор заполнили старшеклассники, и нам впервые пришлось петь перед зрителями. Дядя Саша (как только у него терпения хватило!) вызывал всех по очереди, заставлял пропеть под баян или без сопровождения по куплету из любой хоровой песни и всем ставил оценки. Сказано было, что дети, получившие тройку, будут освобождены от хора. Ну, конечно вы догадываетесь, как пытались спеть мальчики, которых порядком утомляло неподвижное стояние. Но дядя Саша строго и справедливо сортировал всех по музыкальному слуху. Троечников было немного, около десяти на два класса. Дошла очередь и до меня. Я смело и независимо пропела один куплет из одной песни, потом из другой. Я пропела ему все песни. Руководитель долго – долго думал, смотрел на меня, потом выдавил, 

-Не могу ничего поделать, но поставлю тройку с двумя минусами. 

-А в хор ходить можно? 

Дружный смех счастливых троечников прервался звонком на урок. 

 

Жили мы на окраине, отделенной от города большим полем. Все новости разносились там со скоростью света. Пока я дошла до дома, на улице уже знали, что круглая отличница получила тройку с двумя минусами и даже петь не умеет. Помню, что задело это только моего отца, мама внешне осталась равнодушной. Я перенесла это хладнокровно и отстраненно, знала, что буду ходить в хор в любом случае.  

Дядя Саша был сильно удивлен моим появлением на своем певческом месте, махнул рукой и ничего не сказал. Он поставил рядом со мной нашу лучшую певунью из первого ряда и строго-настрого наказал мне не петь громче моей соседки. 

Вот и все.Конец первой серии. 

 

 

 

 


информация о работе
Проголосовать за работу
просмотры: [9656]
комментарии: [10]
голосов: [2]
(AlexDalinsky, Evita)
закладки: [0]

Хоровая эпопея.
Первая серия


Комментарии (выбрать просмотр комментариев
деревом)

mg1313

 2009-02-07 12:00
Щетки музыкальные,
шваброчки вокальные:-))

NeNota

 2009-02-05 19:44
Это был эгоистичный необдуманный поступок, даже для того возраста, финансовое положение семьи на то время было шаткое, к тому же мама была уверена, что мне при рождении слоны уши оттоптали, и удивлена, что меня приняли... И не видать бы мне занятий музыкой как своих ушей без зеркала, если бы не бабушка и дядя. Они взяли все расходы по обучению на себя, так что закончила, даже успешно, петь, правда, так и не научилась – не дано. Первые два года занималась в школьном чуланчике – инструмента-то своего не было. Так что первыми моими слушателями были щетки и швабры, да ещё скрипучий ворчливый стул-дедушка :)

mg1313

 2009-02-04 18:57
Вы молодчина! А закончили муз. школу?
Я бы не посмела поступить сама,каждый вечер слышала причитания матери,что денег ни на то ,ни на это не хватает.:-(
Тогда родители взяли ссуду и строили дом

Р.С продолжение пишу,выставлю к концу недели

NeNota

 2009-02-02 19:44
Жду продолжения! :)

NeNota

 2009-02-02 19:43
В.Драгунский "Денискины рассказы" – помните: "А я ещё громче могу!"?..
Интересное совпадение – Вы будто про меня в третьем классе написали. История один в один: и смена местожительства с тягой к прекрасному, и школьный хор – всё именно так и было, даже песни те же. Небольшие отклонения (%20), основное – я была очень самостоятельной девочкой, поэтому сдала экзамены в музыкальную школу, и только после зачисления в столь вожделенное заведение (в класс аккордеона) поставила перед свершившимся фактом родственников. Но это уже другая история...

mg1313

 2009-01-20 09:49
Не получается ответить на конкретный комментарий, отвечаю в порядке очереди:
Алекс, спасибо за голос!
Вот ведь как бывает у кого есть тому не надо, у кого нет, тому надо:-)
Я еще продолжение напишу,как меня постоянно в хор влекло,всю оставшуюся жизнь:-))
Осталось только сесть за компьютер.

Приветы моему любимому городу!!!




Bajun

 2009-01-19 19:21

;-)
пока – везёт, значит (нарушение закономерности – в Вашу пользу) )))

AlexDalinsky

 2009-01-19 19:14
Экзамены – экстерном) Потом выгнали один раз из института.Ненадолго. За "лживый" репортаж:))
Только с работы никогда не выгоняли.

Bajun

 2009-01-19 19:09
AlexDalinsky > .... а потом меня из-за поведения выгнали из музыкалки.:)
А потом и из художественной школы...

)))) продолжайте, продолжайте, .... ))))

AlexDalinsky

 2009-01-19 19:00
Забавно, трогательно)
А у меня было фортепиано.Большое , черное ,из проката. Папка притащил. Сейчас вспоминаю и , честное слово, не могу понять, зачем ему это было надо? В первый вечер играл сам) мы все слушали.
а потом меня из-за поведения выгнали из музыкалки.:)
А потом и из художественной школы...


 

  Электронный арт-журнал ARIFIS
Copyright © Arifis, 2005-2024
при перепечатке любых материалов, представленных на сайте, ссылка на arifis.ru обязательна
webmaster Eldemir ( 0.007)