«Всё сущее, утратив покой, начинает звучать. Деревья и травы безгласны, но ветер всколыхнёт, и они зазвучат. Вода безгласна, но всколыхнёт её ветер, и она зазвучит. Взволнуется и устремится за ним или остановит свой бег, вспенится, заклокочет. Металл и камень безгласны, но стоит ударить по ним, и они зазвучат. Так и человек. Нахлынут чувства, и он не может молчать. Запоёт или заплачет – о печали расскажет, или о радости».
Предваряю свои слова словами древними, заповедными: «В Начале было
Слово… И стало Слово плотию и обитало с нами, полное благодати и истины» – это от Иоанна.
«В Начале» – нет, не постигнуть смысл этого. Может быть, когда-нибудь мы и узнаем это – «в начале»…
Но вот об этом другое свидетельство: «В словах имеется начало…» – это от Лао – Цзы.
Вот третье суждение – от Гумилёва :
В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо своё, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.
Но забыли мы, что осияно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что слово это – Бог.
Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества,
И, как пчёлы в улье опустелом,
Дурно пахнут мёртвые слова.
Господи ,просим о милосердии: научи словам ЖИВЫМ, ТЕПЛЫМ. Раздвинь пределы! Позволь несказанное…высказать. Пусть оно будет истинным.
И мы верим, что однажды произнесённое воплотится!
И мы говорим: «КЕРАМИКА», и пусть это будет наше начало в слове…
И мы надеемся, что слово «КЕРАМИКА» станет плотью и будет обитать с нами в России, полная благодати как и во всё мире.
Прохлада – утра чистота – разлита всюду. И сад весь дремлет… Он безмолвен – этот Сад Российской Керамики. Безликий Сад – ибо нет ни одного имени творивших, творящих Красоту в огне рождённую.
Да будут имена художников – порцелиновых дел огненны и во веки веков!
«Поднимись, ветер с севера, и принесись с юга – повей на сад мой,-и польются ароматы его!»
Вот сильный ветер налетел – колышется трава душисто и шелестит листва. И свет, и тень – всё отражается в лице. Затихнет ветер мой – и ты не прозвенишь!
Мой ветер – мои слова: фарфоровые, фаянсовые – звонкие!
Боже, дай слог,чтобы слова были блестящие – глазурованные!
Кто эта, блистающая как заря, прекрасная как луна, светлая как солнце»? Это она, «дщерь именитая».Дочь богов. Это она, многоликая Керамика: Фарфоры, Фаянсы, благородные Глины, переродившиеся в Огне.
Афродита – из пены морской, Вы из Недр Земных и Жара Божественного.
«Один лишь Дух, коснувшись глины, творит из неё человека» – поразился Экзюпери.
Ты настолько древняя, что о твоём появлении в мире не сохранилось даже преданий. Ты настолько юна, что тебе прочат стать властительнецей будущего века.
Но песнь наша – об искусстве. Об искусстве, которое лежит там, где услада его – на грани между «да» и «нет».
Песнь наша – о Керамике.
О Керамике, сотворившей человека, давшей ему горячую пищу, Дом и Храм.
О Керамике, навсегда сохранившей в себе первые рукописные знаки, начертанные вначале на податливых глиняных пластинах – они стали древними Книгами, передающими накопленные знания следующим поколениям.
О Керамике, запечатлевшей образ Спасителя – единственный прижизненный, нерукотворный. Ныне зовут его «Спас на черпии» (черепице) или «Спас на керамии», празднуя 29 августа третий, «ржаной» Спас.
Родилась ты в недрах таинственного Времени, от божественной Пламенной любви.
«Есть шестьдесят цариц и восемьдесят наложниц, и девиц без числа, но единственная она, голубица моя…» Много испытал: и металл, и финифть, и эмаль, и дерево, и стекло. Но только она, голубица моя, послушная и пластичная, всегда готова выполнить волю своего Повелителя. Любую волю – самую прихотливую. Но только она прельстила своей покорной красотой. «Дщерь именитая! Округление бёдер твоих…дело рук искусного художника…Как ты прекрасна, как привлекательна, возлюбленная! Влеки меня…будем восхищаться и радоваться тобою…»
Чему уподоблю тебя?
Что есть Ты?
«…садовый источник – колодезь живых вод». Божье творение – когда-то только они обжигали горшки. И со времён богов твоя суть ничуть не изменилась.
Если говорить о Великом, то Она дала Насущное: пищу, приготовленную на огне, Храм и Жилище. Возможность записывать и передавать Знания в будущее, открытие эры металла…
Если о малом – то она всегда на нашем столе, радует своей нарядностью и разнообразием форм. В её тонкой белизне цвет калёного янтаря ещё ароматнее, а кофейная пустота африканской ночи ещё обворожительнее…
Тысячелетия, древность… и новорожденная, дышащая теплом. Я беседую с вами и проникаю в сокровенное, беседа делается отрадна, столь отрадна, что и не выразить.
Первая победа над материей – подчинение её стихии миропорядку.
Мать изобразительных пластических искусств. День за днём…год за годом…века…тысячелетия…а Вы почти не меняетесь: то же изящество линий, очарование шейки, стана, ножки. Характер мягкий, податливый.
Зачем Ты мне?
Любовь свою оставить! Остаться, остаться на этой Земле, где любил и был счастлив – в людях, в делах, в словах, в звуках, в цвете, в керамике.
Ибо она и Слово пережили все человеческие потрясения и уцелели.
Господи! Ты даёшь мне благословенные дни, чтобы делать и делать, и снова делать, и остаться здесь, на Земле, в Любви, когда я уйду. Прости неразумного, не всегда выполняющего Твою Волю! Прости!
Керамика! Ты настолько Древна, что о тебе не сохранилось даже мифов. Ты настолько Юна, что за тобой – Будущее.
Фарфоры, Фаянсы, менее благородные Глины – их бесчисленное множество: различны они по составу, по цвету, пластичности…
Задрапированные в тончайшую прозрачную мантию стекла, сквозь которую просвечивают истинный обнажённый цвет, либо красочный.
Возомнивший сказал: «Не Боги горшки обжигают». Боги, и только боги в пламени созидают твёрдую, звонкую керамику
Глина – слово мягкое, податливое, похожее звучание можно наблюдать и в других языках (англ. Clay). «Керамика» – звучит иначе, твёрдо и звонко.
Керамикой глина становится только после обжига, есть в этом что-то от Высшего, от Горнего.
Чудесному превращению глины в керамику в раскаленном пылающем горне человечество обязано очень многим.
Но помимо насущных потребностей у человека существует иная, на первый взгляд не столь важная потребность в Красоте и Духовности.
И что бы с нами было, если бы не существовала эта «столь важная потребность в Красоте и Духовности»…
А мы – под Богом. В подмастерьях служим. Принимаем огненные творения в трепетные руки. И не перестаём удивляться божественным превращениям. Нет-нет, мы не разучились радоваться и поражаться новым воплощениям Красоты, дарованной свыше. Бывает горько и больно видеть пустые глаза тех, кто смотрит на авторскую керамику с равнодушным сердцем. Не о них ли сказано: «они только делают вид, что живут».