|
Ах, почти забыт ныне этот прекрасный и древний обычай – собирать и отсылать другу посылки! Как весело и деловито сновали по перегруженным почтовым артериям страны эти славные фанерные ящички! В каждом уважающем себя семействе было их не по одному, с затертыми и заново поверх написанными адресами, хранящими память о прошлых сокровищах и за ненадобностью пока заполненными всяким барахлом. Праздник ли на носу, день рождения ли кого-то из родни, или набралось вещей детских вполне еще годных к носке, или варенья наварено для внучат, грибочков маринованных для зятя – освобождается ящичек, где у нас маленькие гвоздики, место остается, давай сушек положим, письмо-то, письмо не забудь! И ведь не насильно, не по принуждению, а с желанием! А сколько удовольствия от получения посылок!
«Мам-пап, а что бабушка прислала? Ух ты!..». Друзья не забывают друг о друге: «Коля, я тут тебе журнальчики кое-какие насобирал, прочти на досуге, занятные вещички пишут…», – тепло на душе? Хорошо! Это тебе не безразличная мировая Сеть, где есть все, кроме одного: внимания, тебе одному предназначенного. И едут из Москвы на периферию, а периферией тогда было все, что не Москва, колбаска столичная, конфеты фабрики «Красный Октябрь», чай «Целонский», а в обратную сторону – своя экзотика: сало домашнее, с чесночком, соленья-маринады – дары лета и самоотверженного труда вспотевшего огородника, орешки кедровые из Сибири, медок алтайский, бастурма кавказская, бальзам рижский, рыбка копченая-вяленая с Дальнего Востока, с Украины в рыжих резиновых грелках – что? правильно, самогонка-горилочка, – эх, да мало ли чем ещё можно обрадовать друг друга!
Поэтому, получив известие о предстоящем получении посылки, я приятно взволновалась.
Известие было от моей подруги Ирины. Мы познакомились и подружились давным-давно, во времена нашей «курсантской», как мы ее называем, молодости. Курсантской потому, что все ребята в нашей немаленькой компании учились тогда в ВИИя (военный институт иностранных языков и заодно военных прокуроров). Яркая, веселая, умная Ирка была связующим звеном и тогда, и еще долгое время после того, как все позаканчивали институты, переженились, вышли замуж, разъехались в совершенно разные двадцать четыре стороны и пропали каждый в своей жизни. Ей звонили, передавали приветы друг для друга, рассказывали новости, заезжали, попав по делам или проездом в Москву, короче, Ирка была нашим «пентагоном», безотказным связным и вообще надежным «своим парнем», хотя, как водится, по добру редко воздается, и у Ирины жизнь складывалась непросто. Первые годы мы довольно часто виделись, то она на «юга» в отпуск с заездом ко мне, то я в Москву, что чаще бывало. Билет на самолет Баку-Москва стоил тогда 40 рублей, столько же на обратную дорогу, столько же, не больше, а то и меньше – на «погулять», все вместе как раз укладывалось в мою зарплату. «Гуляли» мы, в основном, в Ирининой кухне, в ее Орехове-Кокосове, три дня разговоров, рассказов, воспоминаний, хохота и поедания салатов. К одному из воспоминаний относится и доминантсептаккорд. Было время, когда мы были гораздо моложе, чем сейчас, и, так как обе очень любили танцевать (а Ирка танцевала так, что мужики шалели), то выбирали себе небольшой бар-кабачок с входным коктейлем и танцплощадкой и «гуляли» там. От знакомств мы отмахивались, не для того гулять пошли, но один раз нарвались на особо докучливого и противного кавалера, который уже сильно поддал и игнорированию не поддавался. Вижу, Ирка разозлилась и до скандала недалеко, но тут мы, не сговариваясь, соорудили себе неприступные лица, римские профили, речь тягучая, манерная, во взгляде серьезная усталость… «Ты помнишь это место, третий концерт…па-па,пара-па-пам-па-а, совершенно невообразимая раскладка по тональностям, я думала, что из диезов и бемолей не выберусь…». «Да, ты права, а доминантсептаккорд? Ты помнишь этот доминантсептаккорд?!» Откуда всплыл у меня этот доминантсептаккорд, ума не приложу, Ирина-то музыкант, а у меня на тот момент два курса медицинского. Иркины глаза наполнились слезами, а лицо сделалось окаменевшим, вижу – сейчас рухнет от хохота. А взгляд приставалы после этой фразы зафиксировался в дальней точке пространства, где-то в глубине Вселенной, мне кажется, он тоже хотел вспомнить что-нибудь соответствующее моменту, может быть, даже из сопромата, но поскольку был близок к состоянию кувалды, то ничего не вспомнил и просто отпал. Короче, всё в тот раз закончилось благополучно, если не считать нашего полуобморочного от хохота состояния.
Но это всё лирика, перейдем таки к «физике».
Стуча правой рукой, оснащенной гипсом, по дребезжащему почтовому ящику, левой я нетерпеливо выковыряла из недр его плоских извещение на посылку. Про гипс отдельная история, потом расскажу. Так вот, извещение добыто, кроссовки, куртка, ой, паспорт, и я уже на почте. «Девушка, вот… помогите заполнить, видите, рука…Спасибо!» Конечно, это был не вышепроплаканный фанерный ящичек, и не сверток, обшитый белой материей и обляпанный десятком сургучных блямб. Кстати, кто помнит умозашибительный процесс обшивания посылочного добра куском старой простыни? Но всё это не главное, главное – то, что внутри!
Я положила посылку на стол. Отошла. Закурила сигарету. Поставила чайник, пить хотелось что-то. Села у стола. На лице моем прочно утвердилась дурацкая улыбка. Хорошо, что дома никого пока нет. Что же там все-таки?
«Подбирала не по нужности , а по цвету, – написано в письме, – зелененькое, желтенькое, весна все-таки». Хм, посмотрим. Начинаю увлекательный процесс, главное – не торопиться, главное – растянуть удовольствие. Снята первая упаковка, за ней вторая. С удовлетворением наблюдаю третью, под ней должен быть, по крайней мере, еще пакетик. Точно, есть пакетик. Иркина цветовая гамма, материализовавшись, вызвала у меня вздох удовольствия и радости. Открытка со стихами Басё, предмет интимного туалета (на самом деле зелененький), флакончик Ив Роше нежно-желтого цвета и, конечно же, книжка, нет, две книжки: томик Поля Элюара и сборник философских статей. Были там еще стихи, судя по тексту натужного философского-любовного характера, – мои, какой-то двадцатидревней давности. Надо же, сохранила!
Известно, что каждая вещь имеет свою энергию. Каждая энергия имеет свой цвет, а каждый цвет рождает свой звук. Наши собственные акустические аурные зоны представляют собой динамичную систему полей, постоянно ваимодействующую с внешней средой. Зрение и звук осуществляют непрерывный перенос информации, но всегда ли мы распознаем эту информацию? Озаренная неожиданной идеей, я разложила подарки на столе и, призвав на помощь древних даосов, стала соотносить цвет со звуком.
Полученный звукоряд оказался, ни много ни мало, китайской пентатоникой! Должен быть септаккорд, упрямо билась я над нотами, складывая их и кучкой, и вдоль, и вперекрёст. Тем временем к месту моего сражения подтянулись танковые, то бишь, музыкальные силы, тут же был построен аккорд, но не вожделенный септаккорд, а нонаккорд с секстой, который мне, с моими любительскими познаниями в теории музыки, и присниться не мог, попутно показано обыгрывание, разрешение и т.д., и т.п. Удовлетворившись произведенным впечатлением, силы осведомились насчет покушать и, выпив мой кофе, удалились в компьютер.
«А-бал-деть…», – пропела я голосом Гальцева и задумалась. Вопросительный доминантсептаккорд словно содержащий в себе вечные наши «что делать?» и «что дальше?», с одинаковой легкостью разрешается и в мажор, и в минор, переходит и в слёзы и в смех, другими словами, подразумевает некую неопределенность, выбор, да-нет-может-быть. Как легки и быстры были наши шаги: аккорд – драма, аккорд – счастье, аккорд – не хочу жить, аккорд – жизнь прекрасна! Чем обернулись глупые ошибки юности, насколько затронули душу совершенные грехи, источили пережитые трагедии, к чему вывели поиски пути в динамике самостановления, самоутверждения, самосознавания? Что осталось с нами навсегда, а что отлетело за ненужностью?
В окно падал косой луч закатного солнца. По прошествии стольких лет вопросительность души зазвучала нежным и легким мажором, неразрешенность преобразилась в светлый джазовый аккорд, дошедший до меня таким банальным почтовым путем.
Много ли надо человеку, думала я, собирая раскиданные упаковки, – несколько строчек Басё, нежный запах мимозы, нечитанная еще книга, тепло сохраненной дружбы…И услышишь музыку, которая притворилась тишиной, и хаотическая реальность, преломленная хрустальным аккордом, явит универсальную гармонию…Нельзя измерить береговую линию одного и того же моря, – продолжала думать я, – но душа каждого человека – часть вселенской души- anima mundi, и мы лишь дробные фрагменты ее, которыми она одарила нас в надежде на созвучность…
«У самой дороги
Чистый бежит ручей.
Тенистая ива.
Я думал, всего на миг, – И вот – стою долго-долго».*
29 апреля 2007г.
Примечания.
Китайская пентатоника – лад с гаммой из 5 ступеней: фа, соль, ля, до, ре.
Даос – адепт даосизма, китайской религиозно-философской школы.
Септаккорд – аккорд, состоящий из четырех звуков. При расположении звуков септаккорда по терциям крайние звуки отстоят друг от друга на септиму.
Доминантсептаккорд – малый мажорный септаккорд.
Нонаккорд – аккорд, состоящий из пяти звуков.
* – стихи Сайгё.
Там ярче солнце и мокрей вода.
Нас ждут всегда и нам открыты двери.
Мы приезжаем в эти города,
Заходим в дом и веря, и не веря.
Переступив знакомый так порог,
Вдруг видим все вокруг совсем иное.
И то, что нам никто сказать не смог
Внезапно хлещет нас больнее втрое.
Ошметки прежней жизни по углам,
И запах тонкий старческого тела...
Не прячь глаза! Гляди, гляди! Ведь там
Ты сам – потом... Боишься? Эко дело!
Не трусь, дружок! Смотри, запоминай.
Здесь сходятся что «было» и что «будет».
Толпятся тени, спутав ад и рай,
Взяв за основу фальшь обычных буден.
Да ты бежишь? Ну что, кишка тонка?
Ты, безусловно, честный добрый малый.
Закрой страницу эту, ведь пока
Тебе здесь оставаться не пристало!
2007-05-11 11:57*** / Татьяна Пухначева ( Puh)
Печаль моя тонка,
Так тают облака,
Так слабо пахнет воздух на границе.
Закрой глаза пока
Тебя несет река...
Во сне опять увижу ваши лица.
Легка моя печаль,
В ней умолкает даль,
И еле слышен посвист крыльев птицы.
В ней чист и нежен снег,
Сквозь занавеси век
Во сне опять увижу ваши лица.
Нет ничего верней,
Чем позабыть о ней,
И делать вид, что все идет как надо.
Пока течет река,
Пока издалека
Еще не видно пасмурного сада.
Внезапно мысль:
да ведь она – старуха!
Движенья мелкие, согнутая спина.
И левое, неслышащее ухо
Платком прикрыто.
Кожи желтизна
Уже не кажется желаемым загаром.
Прощальный слабый взмах худой руки,
Такой знакомой, маминой...
Ударом
в груди вдруг дрогнуло,
и сжало как тиски.
Не едать воробьиной гадости,
Не видать соловьиной сладости,
Не держать мне перо морское.
Это жизнь, это что такое?
Это словно на солнце пятнышко,
Это лампу поставить рядышком
И руки своей отраженьем
Чашке с чаем придать движенье.
Так сидеть и нести бессмыслицу.
Кошку старую звать Кирилицей.
Приласкать, отпустить и снова – Не спасти ожившего слова.
Смотри: линолеум городской
Пылью взят и тоской.
Он предо мною лежит доской,
И я иду по доске.
Шаг – и небо летит строкой,
Шаг – и шар голубой
Вьется и кружится над строкой,
А я иду по тоске.
Смотри: мне плохо, но я иду,
Не спотыкнусь, не упаду.
Как по доске, по тоске иду,
Думая на ходу:
Пусть вполовину мой шарик сдут,
То, что не там – непременно тут.
И я это, Господи, здесь найду.
Думаю, что найду.
Человек лишился друга. Словно в рану – горстку перца. Словно лопнула подпруга, Что поддерживала сердце.
Увели коня и значит - Человек лишился счастья. И метель умело прячет Лошадей молочной масти.
Он искал, молился, плакал, Спал в берлоге, ел с волками. Но смирился, как собака, Разлучаясь со щенками.
Боль в глазах его янтарных Время, может быть, излечит. Искалечили кентавра, Навсегда очеловечив.
.
* * *
(Из драматической поэмы)
Б а к а л а в р (Сыну-«рыцарю», кивая на комнату Дон Кихота) : ...Для вас важна так эта... встреча?.. С ы н – «р ы ц а р ь» (восторженно) :
Да разве ж мог бы пренебречь я?.. Да что вы!.. – риск, отвага, доблесть!.. (поясняя) ...Я — в школу рыцарей готовлюсь...
Б а к а л а в р (удивленно) : ...Семь долгих лет — о, годы эти! — Провел я в Университете (И где! — как много в этом звуке — О, Саламанка!.. Храм науки...), Но не слыхал я там ни разу О школе рыцарей рассказов!..
(со снисходительной иронией, Сыну-«рыцарю»)
...Ни школ, ни университетов Для рыцарей...
С ы н – «р ы ц а р ь» : ..Не верю!.. Б а к а л а в р : ...Нету!
К а н о н и к (Сыну-«поэту») : ...И ты, сын мой?..
Б а к а л а в р (все с той же снисходительной иронией) : ...Вы тоже, что ли, Мечтаете об этой ш к о л е?..
С ы н – «п о э т» :
Нет, не по мне забава эта... Я больше склонен быть поэтом... Люблю...
Б а к а л а в р : ...Да тут не скучно, с вами!..
С ы н – «п о э т» : ...Играть я смыслами, словами...
Б а к а л а в р :
...И что ж вы?.. На какие темы?..
Г р а ф и н я (появляясь на лестнице) :
...Теперь он не отпустит вас Пока — всю! — не прочтет поэму «Дон Дьего Перес де Варгас»!..
(сыну, метнувшему в нее яростный взгляд)
Все-все!.. Уже я замолчала!..
С ы н – «п о э т» (вспыхнув) : ...Не всю!.. Но только лишь начало...
(становится в«позу» и начинает читать несколько озадаченным Канонику и Бакалавру) ... «Из дома вышел как-то раз Дон Дьего Перес де Варгас...»
Неожиданно разговоры смолкают: внимание всех привлечено громкой возней в углу за ширмой: в наступившей тишине все явственней слышны вздохи и стоны. Женский голос: «...Нет... Нет... О-о-о!.. Ай!.. Уф-ф-ф!..» Д о н К и х о т (появляясь в дверях своей комнаты, шатающийся, бледный, с всклокоченной головой, босой, с кирасой, надетой на ночную рубашку, с копьем в руке) :
...Заслышав голос, полный боли, Страданья полный — можно ль спать?.. Испания!.. Скажи, доколе Здесь будет женщина стонать?!.
Возня за ширмой прекратилась. (обращаясь к «угнетенной» женщине за ширмой)
...Я схвачусь со всем миром, ни себя, ни слугу своего не жалея, И — какого б ты ни была звания, и доля твоя высока иль низка - Я настигну, найду, накажу твоего мучителя и злодея, Клянусь Дульсинеей и светлым локоном у ее виска...
(обращаясь к невидимому за ширмой врагу)
Кто б ни был ты — я деву не отдам Тебе — палач, варнак! — на растерзанье!.. Или — клади свой меч к моим ногам, Иль защищайся, подлое созданье!..
(потрясая копьем, направляется к ширме на подгибающихся от слабости ногах)
...Недолго страдать тебе, дева, за ширмой — Копье в грудь врага я направлю умело!..
Санчо бросается было к нему, пытаясь его удержать, но Дон Кихот жестом останавливает его.
...Стараться бессмысленно просьбами, сын мой, Склонить эту сволочь на доброе дело!..
Отбрасывает ширму: за ней — изумленные и перепуганные Погонщик мулов и Альдонса, пытающиеся привести в порядок свою одежду. Погонщик, видя перед собой Дон Кихота с копьем, отшатывается и случайно задевает стоящую в углу метлу. Рыцарь воспринимает этот жест как попытку вооруженного сопротивления и с размаху опускает копье на голову Погонщика, тот падает на пол, схватившись руками за голову. Альдонса, в ужасе, прячется за стоящую тут же, в углу, бочку.
(приставив к горлу поверженного копье)
...Не ступит впредь нога врага Вовек на наши берега!..
(Альдонсе)
...Если был он с вами невежлив, груб — Дульсинее, моей невесте, Я доставлю его охладевший труп К вящей славе ее и чести...
«Обидчик» отчаянно машет головой и издает какие-то нечленораздельные звуки. (Погонщику)
...Впредь не скажешь ей слова ты злого, И всегда будешь помнить науку; И, в знак верности данному слову, Поцелуй свою правую руку...
Погонщик впивается в руку.
...Так наказал Юпитер Иксиона, Когда тот покусился на Юнону.
Погонщик вновь издает какие-то звуки, пытаясь что-то сказать.
...Я вижу, вы желаете, сеньор, Узнать, кто я; что ж, интерес понятен... Я — Дон Кихот Ламанчский. Разговор, Надеюсь, вам был, как и мне, приятен...
С а н ч о (прерывая его) : ...Вот перед кем вы пели жаворонком? — Прожженный вор!.. Еще прирежет спьяну...
Из-за бочки поднимается Альдонса.
Д о н К и х о т (Альдонсе, галантно, с поклоном) :
...Сам Актеон бы не был поражен так, Увидев обнаженную Диану...
Альдонса испуганно оглядывает себя, оправляет юбку, хочет что-то сказать Дон Кихоту, но от возмущения и ярости не может выговорить ни слова. Дон Кихот, истолковывая ее попытки, как желание выразить ему признательность и благодарность, останавливает ее :
...Честь вам помочь — для меня велика... Вот вам, сеньора, моя рука...
В это время, пришедший в себя «обидчик», ухватив метлу, подбирается к Дон Кихоту.
Д о н К и х о т (заметив его) : ...Измена в стане Аграманта!..
(Альдонсе, прикрывая ее)
...О нет, прекрасная инфанта, Я не оставлю вас!..
Заносит свое копье, готовясь отразить нападение врага, но в это время, Альдонса, схватив какой-то горшок, подскакивает к нему сзади и бьет его этим горшком по голове.
С ы н – «п о э т» :
«...Но вышел, знать, не в добрый час Дон Дьего Перес де Варгас...»
Дон Кихот падает без чувств на пол.
М е н е с т р е л и :
«... И не дышит уж рыцарь боле, И кружатся над ним вороны, На щите — по синему полю — Три серебряные короны...»
1-й С л у г а (глядя на Дон Кихота, сочувственно) :
...Аж побелели уши!..
2-й С л у г а : ...Эк, она его треснула!..
К а н о н и к :
...Прими, Господи, душу Раба твоего грешного, Поклонявшегося, как водится, Владычице нашей Богородице И всечасно уповавшего На милосердие Господа Бога нашего...
Дон Кихот пытается приподнять голову.
2-я С л у ж а н к а (Санчо) : ...Но господин, гляди-ка, твой — Однако, всё-таки, живой!..
Санчо бросается, радостный, к Дон Кихоту, помогает ему приподняться.
Д о н К и х о т (обводя всех невидящими глазами, Санчо) :
...Ах, сон... — я не помню преамбулы... Но помню лишь — облако... ангелы...
...И флейты поют, и литавры, И вот уж ведут Россинанта В венке из зеленого лавра И красного амаранта...
Роняет голову на колени Санчо.
.
Чем это мы заняты?..
Поэзией?.. Снами?..
Подбором более точных,
как нам представляется, фраз?..
для того, чтобы лучше описать
это звёздное небо над нами,
для того, чтобы всё-таки выразить
этот нравственный закон внутри нас.
Во время национальных праздников
мы вывешиваем на балконе своё национальное знамя
и бессознательно участвуем
в волеизъявлениях соотечественных масс.
Но вспышки салюта ярче,
чем звёздное небо над нами,
а вспышки патриотизма затмевают
нравственный закон внутри нас.
Каждый год мировая наука
радует нас новыми именами,
пополняя почти уже необозримый
нобелевский иконостас.
Но чем дальше мы проникаем
в звёздное небо над нами,
тем меньше нравственного закона
остается внутри нас.
Листок, найденный на Гиганде после войны.
Перевод с алайского. Не поддались переводу
отдельные идиомы, типа «ёшка», «мурьё», и в целом
буква «Ё».
МАРШ БОЙЦОВЫХ КОШЕК
Бойцовый Кот бежит вперёд,
сидит в засаде Кошка,
ведь он всего лишь Ёшкин Кот,
его главнее Ёшка!
Клинок-копьё!
Вперёд – мурьё!
Ё! Ё! Ё!
А вдруг Котам придет конец,
сбежит трусливо Герцог?
Нас Дева Тысячи Сердец
своим согреет сердцем.
Ё! Ё! Ё!
Летит бесшумно и легко
бойцовая когорта,
пьяны змеиным молоком
и нам плевать на чёрта!
Ё! Ё! Ё!
Противник паникой объят
и дух его подкошен,
страшнее страха во сто крат
наш клич Бойцовых Кошек!
Врага! В куски!
Врага! в клочьё!
Ё! Ё! Ё-о-о-о!!!
Приписка карандашом на обратной стороне:
А если сгинут все Коты,
наступит время Кошек,
имперцы тоже не скоты,
и будет род продолжен!
Не нужен нам ни чёрт, ни бог
и бронеход не нужен,
в другом бою исполним долг
и, может быть, не с мужем!
Муррр – ё! Ё! Ё!
Страницы: 1... ...50... ...100... ...150... ...200... ...250... ...300... ...350... ...400... ...450... ...500... ...550... ...600... ...650... ...700... ...750... ...800... ...850... ...900... ...950... ...1000... ...1050... ...1060... ...1070... ...1080... 1088 1089 1090 1091 1092 1093 1094 1095 1096 1097 1098 ...1100... ...1110... ...1120... ...1130... ...1140... ...1150... ...1200... ...1250... ...1300... ...1350...
|