В дополнение к интереснейшей статье В. Цивунина о хоморайтерах – графоманах недавно обнаружил не менее интересный отрывок о бравоманах.
Т.к. отрывок небольшой, привожу его полностью, считаю, что это актуально не только здесь и сейчас, но и всегда и везде:
Н.Шошанни
Психология поэзии
и немой язык
Дмитрий Яшин
БРАВОМАНИЯ. ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ.
(или история графомана, рассказанная им самим)
Н.Шошанни
Некоторые фигуры высшего пилотажа
в поэтике
Бравомания – болезненное навязчивое писательство, возникающее на
почве недостатка внимания к бравоману окружающих, заниженной
самооценки, прочих комплексов, безделья и невежества. По сути,
является параноидальным расстройством психики. Естественно, что
больной бравоманией не осознаёт своей болезни и всячески
сопротивляется признавать себя больным.
Возбудители болезни
Условно можно разделить на две группы:
1. Человеческие пороки: эгоизм, больное самолюбие, тщеславие,
зависть, лень, апатичность, безделье, бесстыдство, бесцельность,
уныние, безграмотность, невежество, глупость, гордыня.
2. Превратности судьбы: одиночество, тоска, пустота, отчуждённость,
отчаяние, безысходность, непризнанность, сознание собственной
никчёмности, забытьё.
Списки можно продолжить. Конкретные причины, приведшие к
психическому расстройству, сугубо индивидуальны.
Этиология болезни (происхождение)
Начинается всё с того, что будущий бравоман берёт в руки Букварь,
знакомится с буквами, словами, языком и первыми детскими
стишками, на уровне которых зачастую и остаётся. Букварь
воспринимается как нечто умное, взрослое и несущее расширение
своих возможностей. Позже он читает «умные» книги (достаточно
парочки), и бравирует полученными «сакральными» знаниями перед
окружающими, тем самым, повышая свою самооценку. Это ж круто!
Окружающие же, не способные понять, для чего читать
Мандельштама и Сартра (сами то прочитали один букварь, и то
использовали его больше для художеств), беспощадно забивают
потенциального бравомана камнями. В нём копится ярость и жажда
доказать таки свою крутизну! Далее он видит по телевизору и прочим
СМИ мордашки знаменитостей, греющихся в лучах славы, и в нём
вспыхивает вполне здоровое самолюбивое желание: а мне бы так!
Патогенез (развитие болезни)
Будучи внутренне ущемлённым, желая быть на равных с лицами по
телевизору, берётся за создание собственных «нетленок». При этом
крайне ленив и не вникает в суть вещей. Всё ж так просто! После
написания нескольких каракуль с остервенением бешёной макаки
двигает их в массы.
Основная мысль! Стихи для бравомана не цель, а средство. Не ради
стихов, а стихами. Целью же является привлечение внимания и
постоянное повышение самооценки, в чём он нуждается, как в
наркотике.
В целом бравомания носит параноидальный характер, что
проявляется во всём. Это набор навязчивых идей: Я талантлив! Я
уникален! Я должен писать! Мне надо больше публиковаться! Я буду
признан и известен! Все татаре, кроме я! Я! Я! Я! И снова Я!
Инфектологические данные (распространение)
Болезни подвержены чаще молодые особи (16-25 лет), для них
характерна острая форма заболевания и зачастую бравоманией оно не
является (псевдобравомания). В большинстве случаев болезнь
переходит сама собой в скрытую форму по истечении пубертатного
периода, то бишь, с исчезновением прыщей.
Особо опасна хроническая форма бравомании, так как она
практически не поддаётся лечению.
В последнее время болезнь широко распространена в нашей стране
по причине появления Интернета. Благодаря нему сократился
инкубационный период заболевания, от точки написания первых
каракуль до опубликования их хоть где-нибудь.
Клинические признаки (симптомы)
1. Страстное желание быть прочтённым, опубликоваться
Для реализации этой цели подойдёт что угодно: самиздатовский
сайт, стена в подъезде, бумага, наконец. Открыв на компьютере
документ со своими стихами, защищённый паролем (вдруг кто сворует
и получит все лавры!), бравоман незамедлительно печатает свой
первый сборник стихов на своём же родном принтере, пускай
небольшим тиражом, но хочется подержать в руках плод бессонных
ночей и переведённого кофе. Да и показать можно, дарит его
друзьям, родственникам и первым встречным на улице. Пусть
восхищаются мной, что же в этом плохого!
Совсем всё плачевно, если бравоман имеет доступ к СМИ, хотя бы к
Интернету. Он публикуется на всех возможных сайтах, включая сайты,
посвящённые борьбе с гепатитом и оптовым поставкам оргтехники.
Он счастлив! Каждые полчаса он залезает в Интернет и любуется
своими буковками на экране, и в первую очередь своим именем,
проверяет, есть ли отзывы, голоса, ждёт неминуемо приближающейся
славы. Его могут видеть миллионы, его читают, им, возможно,
восхищаются, дают ссылки на его стихи друзьям и коллегам. Да и сам
он с удовольствием раздаёт ссылки на свои стихи, общаясь через аську
или в чате. Счастье, однако, длится недолго.
Вот он уже представляет себе, что его пока ещё неизданную книгу
ставят на полочку рядом с томиками Пушкина, Пастернака,
Бродского.
Но тут появляется кое-кто, и этот кое-кто приходит ни с охапкой
роз, а с кое-чем и кое-чем очень тяжёлым.
2. Реакция на критику
Он ждёт признания своего «сверхъестественного» дара, когда уже
его погладят по головке и ветерок от аплодисментов обласкает его
«гениальную» шевелюру. Он искренне готов к этому. А тут бац!
Плотный прессинг из аргументов, причём далеко не в его пользу.
Этот факт не желает укладываться в голове бравомана, его реальность
не поддерживается. Не может такого быть! Кто же виноват? Конечно
же, критик, это он всё обломал и изгадил действо упоения
собственной персоной. Бравоман начинает обвинять критика во всех
смертных грехах, начиная с того, что тот неправильно ходит по нужде
и заканчивая обвинениями в развале русской словесности. Обвинения
носят самый разнообразный характер, но по большей части касаются
личности критика, сяк его переэдак, потому что критику он
воспринимает как выпад лично против него, как оскорбление и
посягательство на собственное достоинство. Бравоман всеми своими
действиями пытается доказать своё моральное, интеллектуальное и
прочее личное превосходство над критиком. То, что осуждают стихи
его слабо волнует, на стихи бравоману наплевать, они повод, оказался
плохим и выкинуть не жалко, новый состряпает. О стихах
предпочитает вообще ничего не отвечать, не пытается
аргументировано их отстаивать, слово «аргумент» ему не знакомо, всё
на эмоциях. Максимум может из себя выдавить, что стихи порождены
его душой, сердцем и прочей требухой, и что грешно на них наезжать.
Это ж святое! Случается, бравоман всячески преследует ненавистного
критика даже после того, как тот от него отстал (как это он посмел
обделить меня вниманием!), засыпает его ящик письмами гневного
содержания. Чем более авторитетен и известен критик, тем лучше,
тогда бравоман точно просто так от него не отвяжется. Как же, такой
человек! И я с ним! Никогда он не прочь побыть близко с чужой
славой, даже общение с известными персонами кардинально
повышает самооценку бравомана.
3. Собственно «творчество»
Смотри «Словарь юного пиита». Там хорошо описано, подробно
останавливаться не буду. Отличительная черта – халтурность, стихи
сделаны тяп-ляп, на скорую руку. Содержание их банально (сам
бравоман так не считает, он же большой оригинал!), полно
общеупотребительных оборотов и образов, «потрясающих»
открытий, типа «солнце светит», «дом стоит». Править их он не
любит, они же и так образец совершенства! В творчестве не
наблюдается сколько-нибудь видимого роста, бравоман не желает
учиться и работать над собой. Он застревает на одном и том же уровне
и никакая сила не способна его сдвинуть с места. Да и не нужно ему
этого. Поэзия становится жертвой и средством поддержки его чувства
собственной значительности.
4. Бравоман и поэзия
Характерной особенностью бравомана является то, что поэзией он
по большому счёту не интересуется, как и всем остальным в силу
своей апатичности, «ломает» его. Не читает он чужих стихов, когда по
сайтам ходит, а если и читает, то бегло, не вдумываясь. При этом у
него постоянно возникает мысль: не ровня они моим стихам, жалкое
подобие! Оценок не даёт, никем, кроме себя любимого не
интересуется. А зачём? Всё равно там ничего интересного, чего время
то зря терять, лучше своё что-нибудь заботварить. Он сам центр
мироздания и точка, только его творения имеют право на жизнь и
признание. Успешные хотя бы немного авторы вызывают у бравомана
зависть, а стихи их кажутся особенно бездарными.
Теорией стихосложения бравоман, как правило, не интересуется,
литературоведческих трудов не читает и в словарь то не заглядывает.
Прочитав пару книг поэтов, не особо известных широкой
общественности, типа Ходасевича и Саши Чёрного считает себя
крайне сведущим в вопросах поэзии, «продвинутым» и нос сам собой
к потолку задирается. Этой парочкой бегло просмотренных книг он и
ограничивается, считая, что и так всё знает. На самом деле он не знает
НИЧЕГО.
5. Личность?
Какой же он человек наш бравоман? Верней всего сказать –
неудачник и выраженный параноик, серость. Не клеится у него жизнь.
Ни на учёбе, ни на работе достижений видимых нет, и с личной
жизнью не ладится, здоровьем хлипок, спортом не занимается, всё ему
ни в охотку. Нечем ему гордиться и похвастаться нечем. Никакущий
он, в голове бардак, целей ясных нет, и для чего вообще живёт
непонятно. Чего хочет сам не знает и не стремится ни к чему.
Серенькая у него жизнь прямо скажем (как и он сам),
ненасыщенная, однообразная, пустая, мается от безделья целыми
днями и не знает, какую стену собой припереть, на судьбину свою
горькую сетует. Жизнерадостностью бравоман не отличается,
грустный он какой-то, упадочный, весь в себе загруженный ходит,
скучный, зануда, в нём мало желания жить. Интересов настоящих у
него нет и занятий стоящих, бездельник он. А энергию
нерастраченную и время куда-то девать надо. Бравомания становится
для него отдушиной, поэтому и божится он, что стихи от души,
сердца, на самом деле от безысходности его существования.
И вот думает бравоман одним ударом разрешить все свои проблемы,
написать пару стишков, стать известным, признанным, и большим в
широком смысле слова. И наладится тогда у него в жизни всё,
проблемы сами собой улетучатся, растают, будет он великим,
уважаемым и преуспевающим. Тешится этими мыслями. Только вот
заблуждается бравоман, и на этом поприще надо труд и мозгУ
прикладывать, а вот делать этого он не умеет и не хочет, потому что
лентяй первостатейный.
Если ты узнал себя, немедленно смотри раздел «лечение» ! Если ты
узнал другого, немедленно пошли ему историю болезни на e-mail.
Если ты пошлёшь её 10-ти бравоманам, ждёт тебя счастье от
прочтения хороших стихов, гарантирую.
Диагностика (выявление)
Обычно не требуется. Бравоман сам выдаёт себя с головой (см.
клинические признаки). Существуют места массовых скоплений
бравоманов – самиздатовские сайты и прочие места, где можно
удачно «засветится».
Профилактика
Вакцинация жёстким прессингом критиков, прочтение данного
труда и «Словаря юного пиита». Либо можно ограничится чтением
одного букваря. В идеале лучше вообще никогда не научится читать,
писать и думать.
Лечение (самое важное)
В запущенных, особо болезненных случаях, необходимо обратится
за помощью к психотерапевту или психоаналитику. Я не шучу!
Нижеописанные рекомендации применимы только к людям,
страдающим лёгкой формой бравомании: помоги Себе Сам!
Первым делом бравоман должен признать, что он болен, это
обязательное условие. Впоследствии больной принимает решение:
лечится или никогда впредь не браться за перо, во втором случае
бравомания протекает в скрытой форме.
Надо понимать, что болезнь не лечится без огромного желания
больного выздороветь.
Самое важное в процессе лечения: бравоман должен перевести
внимание со своей персоны полностью на стихи, забыть себя и не
надеяться на успех, если он на самом деле хочет их писать,
заинтересоваться поэзией как таковой, полюбить её, и трудится,
трудится, трудится. Не ждать немедленных результатов, чтобы писать
хорошие стихи надо пройти долгий путь и заниматься ими серьёзно.
Нужно долго и упорно учиться. Будущий поэт должен приобрести
такую черту, как самокритичность, бравоман лишён её напрочь.
Нужно уметь смотреть на свои творения со стороны, находить
недостатки, быть к себе очень требовательным.
Бравоману желательно найти квалифицированного лечащего врача,
то бишь, руководителя (учителя), который будет вести лечение.
Необходимо неукоснительно следовать его предписаниям.
Показаны уколы критиков, при этом пациент должен получать
удовольствие от процесса. А также аккумулировать в себе
содержимое уколов до накопления лечебной концентрации.
Самый главный препарат при терапии бравомании – болюсы труда,
они должны быть большими и в немалом количестве.
Поможет чтение творений здоровых и литературоведческих трудов,
изучение теории стихосложения. В процессе лечения нужно много
работать со словарём.
Так же очень полезны таблетки самоиронии, настойка
оригинальности, порошок чувства юмора и аэрозоль искренности.
Советую ещё запастись валидолом!
Исход болезни
При своевременном лечении возможно выздоровление, хотя
процесс этот может занять значительное время. Бравомания
выдавливается по капле. Часто переходит в скрытую форму.
Хроническая бравомания, судя по всему, не лечится. Бравоман со
стажем пока у него не отнялась рука, продолжает свою нескромную
деятельность и тиражирует сомнительные творения всеми известными
ему способами. При этом вырабатывается «бравоманское мастерство»,
текст хорошо срифмован, ритмичен, но по-прежнему пуст.
Бравомания становится значительной и неотъемлемой частью его
жизни и её заменителем.
Графоман, если ты мне не поверил, прочитай очерк Осипа
Мандельштама «Армия поэтов», тебе станет жутко. Его легко найти в
Интернете.
© 2005 Дмитрий Яшин
© 2002 "Русские рифмы"