09.12.2007 17:06 Игрушка опубликовал(а): Татьяна Пухначева ( Puh)
Игрушка / Гришаев Андрей (Listikov)
Игрушечник мне продает игрушку,
Смеющийся гудящий мяч.
Я в руки взять его не то, чтоб трушу,
Но как-то не уверен до конца.
Возьми его – и ты увидишь море.
Возьми его – и чудо ты услышишь.
Возьми: и вот стоишь ты на просторе,
Не поднимая жалкого лица.
Игрушечник отсчитывает сдачу.
В глазах его – огонь и справедливость.
Вам завернуть? И я уже не плачу.
И мяч в руках по-птичьи шелестит.
Всё это было медленно, как будто
Я из песка приморского рождался,
И камушки лежали, как минуты,
И слабый воздух в высоте блестел…
Ci troveremo allora in non so che punto
se ha un senso dire punto dove non e spazio
Тогда окажемся в пустынном месте,
где нет пространства, а, значит, нет и места,
Эудженио Монтале
Это стихотворение, на мой взгляд, построено таким хитрым образом, что напоминает туго завернутый пергамент. Попробую развернуть его, и понять, почему такая странная картинка возникла в конце, в последних его строках.
Некоторые почти неуловимые штрихи с самого начала говорят нам о том, что главный герой стиха – ребенок. И чем дальше читаешь, тем больше укрепляется в этой мысли. Дело не в том, что речь идет о покупке игрушки. Покупают их как раз взрослые, а не сами дети. Но игрушка – это только первый план. Что такое игрушка, для чего она предназначена? Для взрослого – это некоторая имитация реального объекта. С ней можно производить те же действия, что и с оригиналом, но как бы «понарошку», без особых последствий. Для ребенка это самый настоящий предмет, и действия с ним вполне реальные, и последствия весьма серьезные.
А действие в стихе очень напряженное. Обратите внимание, что продает игрушку не продавец, а игрушечник. Этот игрушечник вообще очень загадочная фигура: в глазах его огонь, и обещает он странные вещи. Мы еще к нему вернемся. Кроме того, игрушку он предлагает очень непростую. Это только кажется, что шар – мяч крайне прост. Круглая форма делает мяч идеальным философским и магическим телом. Толстокожие всезнайки взрослые ничего такого особого за кругом, шаром, сферой не замечают. А дети моментально нутром чувствуют особость мяча. Его округлость обладает непрерывностью и совершенством. Любая Округлость священна как наиболее естественное состояние, содержащее самость, неявленное, бесконечное, вечность. Это время, заключающее в себе пространство и отсутствие времени, как отсутствие начала и конца, пространства, верха и низа. Действительно, трудно решиться, когда тебе предлагают взять в руки целый мир.
Вы только послушайте, как таинственный игрушечник говорит о мяче: «Возьми его – и ты увидишь море. Возьми его – и чудо ты услышишь». Как и любой другой, этот мяч магическая вещь, прикоснувшись к нему (к его границе, нарушив ее) переносишься в другой мир, заключенный, надо полагать, внутри сферы. Да и не игрушечник он вовсе. Называйте его, как вам больше нравится, но я твердо уверена, что в стихе возникло не обычное земное существо. Оно обещает, что новый мир будет необыкновенно прекрасен. Настолько прекрасен, что боязно поднять лицо и взглянуть на него. Бойтесь существ, в глазах которых горит огонь и жажда справедливости! Ведь их понятия о справедливости очень часто расходятся с нашими.
А тем временем в стихе переход в мир иной уже совершился. Все необычно в последнем четверостишии. Некто или нечто рождается из песка. Для этого песок должен быть плодородным. То есть, песок приобретает функции моря или морской воды (уж не того ли самого моря, которое обещал игрушечник?). Бегущие минуты превращены в маленькие неподвижные (они лежат!) камушки. Время стало медленным и тягучим. Все пространство и воздух изменило свои свойства. И ничего не говорится, о том, можно ли вернуться обратно. Впрочем, а стремится ли к этому существо, которое родилось из песка «…в пустынном месте,
где нет пространства, а, значит, нет и места…»
Комментарии (выбрать просмотр комментариев )
|