|
06.09.2006 14:58 Праздничные сказки / Автор: Иван Недомыка опубликовал(а): Гаркавая Людмила Валентиновна ( Uchilka)
2006-02-03 21:41:00
Праздничные сказки / Иван Недомыка (Nedomika)
Вот новогодняя сказка
Пошел лесник в лес, елку срубить на новый год. Срубил, глядь, а у него куфайки-то нет. Побежал он бегом домой куфайку надевать и елку собой понес. Прибежал домой, елку уставил в хрестовину, нарядил как положено, куфайку надел и опеть в лес. Срубил елку, домой отнес, думает – продам её, куплю бутылок с водкой или шампаньским, да напьюсь хоть. Потом еще побежал елку рубить – жене на отрез. Хоть и не было у нево жены, ан собирался завесть вскоре. Сложил елки в сарай, ключом запер и опять в лес: еще елку рубить. Теперя, чтоб мотоциклет какой закупить по запчастям на свалке автомобильной, потому как к людям ездить на ём сподручнее. Потом еще раз в лес побёг – опять таки елку рубить – уду покупать, рыбалить очень любил. Шибче даже, чем охотничать да книжки читать матершинныя. А тут, как на грех – милиционер на лыжах бежал соревнование. «Стой», говорит он леснику, – «где твоя лиценсия на елки»? «Тута» – отвечает лесник, да и достает из кармана газетку. А в газетке у него мультифора завернута, целофанка така для бумаг, чтоб не мялись. А в мультифоре – бумага-то и вставлена, что разрешение на елки дает. Глянул милиционер, и так и обомлел – потому,что это была лиценсия не на елки, а на зайцев.
Сказка ложь, да намек содержит – коли любишь на лыжах кататься – будь ко всякой неожиданности готов!
***
Или вот рождественская сказка.
Случилось однажды нашему Вахрамею служить на границе пограничником. Год служит, два служит, а тут глядь и дембель пришел. Обрадывался Вахрамей такому стечению обстоятельств и ну плясать. Отплясал барыню как следоват, да и домой поехал.
А ехать долго ему пришлось, потому, как пограничье то далёко было. Едет день, все в карты играет, едет второй – песни поет. И вот на третий день подходит к нему книгоноша глухонемой и говорит по-свойски, по глухонемому. Купи, говорит книжку у меня какую, я тебе благодарен стану. Купил Вахрамей книжку, да и стал читать. День читает, книжка не кончается, два читает – а все конца краю не видно. На третий день, глянул в окно – а поезд на перроне стоит и мамка евоная там стоит с чемоданом. Обрадывался Вахромей, стал из вагона выбираться.
С утра, опосля встречи, как положено, стал он на работу иттить. Вот тут-то и сюжет наш наиглавный начинается, теперь держи ухо востро, не спи, как до того носом клевал!
На работу Вахрамей в электромеханический завод пошел, электромехаником, чтоб больше денег зашибить. Поработал день, поработал другой – а тут-то ево и уволили «по сокрасчению». Во!..
Ну, тут, любой дурак мораль-то сысчет! Понял, поди?
То-то… А я и без сказки завсегда говорил, что электромеханики никогда денег много не зарабатывают!
***
Рождественская сказка настоящая.
Ну, ты понял, не рождественская эт сказка, а совсем наоборот.. перепутали все, линотиписты проклятые, метранпажи неумытые! Короче, вот настоящая рождественская сказка, а ту, прежнюю – забудь!
Дядя Ваня, что топил коммунальную баню в Щепковом переулке, по совместительству на елках дедморозом был. А в тот год, как раз Брежнев помер. И новый год, само-собой, отменили, а дяде-то Ване сообщить не сообщили. Во… Да и кто ж ему в баню депешу пришлет али цыркуляр. Ну, дык, топит он баню, а про себя думает: «рожество скоро».
А тут, дети к ему пришли и говорят. Не, детей дядя Ваня не любил, так индифирентно к ним относился, палкой не стращал, но и леденцом не баловал. «Давай», – грят, «дядя Ваня, мы у тебя тайно новый год справим, а то у нас негде». А ему чо? Пусть справляют, не жаль! Елку соорудили, дедморозом обрядили ево, хоровод поводили вкруг, да и по домам. А ночью той, Рождество было и в баню слетелись феи разные добрые, и кто там еще на Рождество слетается – все слетелись. Токмо, дядь Ваня спал и ничево не видел.
Много время прошло с тех пор, Горбачева сняли уже, тогда только узнал смелый истопник, што не дети к нему приходили – а диссиденты. Во как!
Мораль тут, брат, умом никак ни понять – Рождество, оно, брат, чудес полно!
***
И третья сказка, теперь уж сочельниковская.
Да и не сказка это вовсе, а правдишная история из внешнеполитической жизни середины шесьтидисятых годов, прошлого, теперь уже, века. Вобщем, сыскал один мужик в кладовке старую монету.
Истертую всю, в пыли. Стал шоркать об штаны – глядь а там буковки, да цыферки проявляться стали. И чем больше шоркал, тем больше надписей вылезало. Дивиться мужик, да знай себе трет монету. А жинка ему – ты, грит, об пим лучше потри! И вправду, потер он об пим денежку, а та заиграла вся! И вот, увидел мужик на ей надписи написанные: «liberte egalite fraternite 1960 1 franc», да ветка кака-то нарисована, как бы со сливами.
Удивился он, да другу сторону тереть давай. А там! Там вообще – баба с мешком прорисована оказалась.
Да така, стройна, длинноволоса – идет по полю, семена какие-то сеит. Да босая, а позади её – солнышко встает, горизонту свет даёт! Залюбовался мужик, даже буковки читать не стал, что по кругу выписаны были. А жинка ему через плечо глядь – ты што кобель старый на чужих баб пялисся!?! И в морду ему ополовником. Вобчем, монету ту отобрала да дохтору снесла, чтоб надписи разобрал ненаши. Оглядел дохтур ту монету (а он гиникологом был как раз) и говорит: «плохи, матушка твои дела, монета непростая, а суть – валюта иностранной державы Франции, републикве франкаисе, то есть!»
Испугалась баба, да поздно. Пришли с утра пораньше два гражданина штатской наружности, да и забрали мужа в бутырку за незаконное хранение валютных запасов. А еще напоследок бабу-то припугнули, да голисткой какой-то обозвали, нехристи.
В этой сказке и совсем уж выводы на поверхности лежат и сами в рот просятся…
А и то верно, завсегда русский мужик от француза страдал – то болезню срамную оне выдумают, то наполеоном к нам прутся.
***
Ну, и в подконец – модестовская сказка.
Не знаешь, небось, что за праздник такой 31 декабря?
Э-э-х, бескультурщина! Праздник в честь святого покровителя скотов бессловестных. Раньше, полагалось мужикам братчины устраивать, да скотов тех поедать, во славу св. Модеста. Пиво пить полагалось. Да ладно, не об том речь.
Сказка же вот какая. Поучительная необыкновенно, посему послушай её с тщанием и внимательно, не как те прежние! Было у отца три сына… А не перебивай, не та это сказка, не про Иванушку и не про дурачка! Было у отца три сына, один из них женился на лягушке царевне и жил себе спокойно. Другой – на боярской дочке. И тоже спокойно жил, так чуть-чуть волновался, потому, что тесть-боярин ругался на него изредка, за неспособность к боярскому делу. А третий, вот беда – женился на купеческой дочери. Самая незавидная доля досталась парню. А хороший парень был, смышленый да ладный, на гармошке играл, белку мог в глаз сбить с дерева. А стругать начнет – и-и-и-и не остановишь. Топор в руках так и играл у него, кажную букашку в лесу привечал, да чаем поил из фляжки. А еще, бывало у озера, мужики рыбалят, да бурлака или дубинушку поют, а он сядет в сторонке, удочки бросит и тоненько-тоненько, как маленький лобертино, затянет: «джама-а-айка!», а всякая дичь, что поблизости окажется вторит ему влад. Хороший парень был, что и говорить. А как обженился на купчихе, так расстройство вышло ему одно…
Ну, сам понимаешь… Чай телевизор смотришь, чо с купцами-то делаетца...
***
Маланьина сказка.
Аккурат под новый год по-старому, 13 числа, стало быть, наступает Маланьин день – день больших приготовлений к пирушке праздничной. Тут уж все, кто как может – кто свинью режет, кто курёнка-поросёнка, кто боровка, кто свинью, опять же. Апосля, харч варят – кто холодец, кто окорок, кто – холодец, там. Вобчем, весело. А сказка моя про цыган. Как ходют оне по всему белу свету, да крадут всё. А иные лошадей даже. А бабы ихние – те, больше по гадальной части, в руку смотрят али ещё куды. Всё одно – чево нибудь стащут. Юбки у них большие, они туды детей прячут. У мужиков, у всех почитай, зубы блестят, бутто золотые. А ещё я вот пословицу вспомнил: «Кишка свиная – еда не худая» или по-другому сказать, «Лакомый кусочек – скорее в роточек». У цыган, говорят и домов нет вовсе, и живут они в складных таборах, навроде сарая, только без крыши. Барон у них за главного – чё он сказал – враз голову кому-либо скрутят и в пустырь выбросят. Или вот, скороговорку смогёшь быстро-быстро сказать: «свинья белорыла, тупорыла, полдвора рылом изрыла»? Бичами они друг-друга секут, коли спор или рознь промеж них начнётца. Кто кого засёк – тот и в победителя вышел. Обычая, то есть, культурной цивилизации среди них нету. Пытались их к делу приладить – в армию забирать или на строительство какое – нивкакую не выходит. Никак не дёржутца они там. На коня скок – токма ево в армии али на строительстве и видели. Одним словом – наряди свинью хоть в серьги, а она всё одно – рылом в навоз.
И я про это ж, сказку сказываю – кто, как свинья жил, на том свете обязательно цыганом станет, а кто цыганил – тот в свинию обратица. Вот тебе и мораль.
***
Сказка модестовско-амосовская.
28 июня – кто не знает – «пророк Амос – пошел овес в рост» и Модест тут же, но другой Модест.
Лето, оно конешно, не до сказок – пахать-сеить надобно. Потому и сказки летом короткие, чтоб заяц меж них не проскочил. Вот слушай.
Стал Юрий Игнатьич замечать, что сосед его, научно-технический прогресс отрицает. Ладно бы, яблоки ночью воровал или лошадей дегтем мазал, то понятно – человек авитаминоз испытыват или просто анодосидативный синдром у него. А тут тако дело – всяк испугаться может. Собрал вещи Юрий Игнатьич и переехал на жительство в Харьков, хотя никого родственников там у него не проживало.
Така сказка, короткая, куды деваться. Я, честно говоря, и сам половины слов недопонимаю, а всё одно страшно. А мораль здесь…така: если ты…, вобщем, надо завсегда…эта…короче – пахать-сеить надобно! Вот.
***
Аграфеновская сказка.
Еще ее называют ленинская, потому, что есть кино «6 июля» – про Ленина.
Казах один жил в Тушине. Он мне и рассказал сказку энту. Только говорит, никому её не рассказывай, а то воблой подавишься. Ну и чо, ты думаешь, я расскажу чево. Ага – хрен там.
***
Осийская сказка.
На пророка Осию колесо прощается с осью, как народ сказал. Лутше не скажешь! Истина здесь сокрыта, а в книжках ваших – пыль одна. Слушай осийску сказку, она тебе глаза приоткроет!
Решил кот из дому збежать и отправился в лес, у лисы жить. Пожил неделю, да и взад засобирался. А лиса не отпускат – не могу, кричит, апосля нашей конюнкции дале одна находиться – меня в лесу уваженья лишат!!! Делать неча – остался. А тут охотники промысел утеяли, осень на дворе – лису бить пора. Да только медведь тех охотников крепко подрал – голоден был и вонь ружейну на дух терпеть не мог. Только зайцев-то и настреляли охотники эти. Так и воротились нисчем.
Вот. А мораль здесь токмо обныковенный житель понять сможет, кто книжек не читал, да головы себе не забил мякиной сорною. Но, тебе, так и быть скажу – главное, када на охоту итти – собак не корми! Эта первейшая заповедь – тут она и отображена, да не всякий вникнет!
Серия сказок, приуроченных к праздникам, в основном, к православно-христианским.
Типа фольклора
Я вообще не любитель сказа... (не считая, конечно, Лескова, Леонова, даже и Бажова и некоторых других замечательных писателей, водрузивших сей местечковый штандарт столь же высоко, как победное знамя над рейхстагом)... Но, что называется, взялся за гуж... Разберёмся и со сказками. Хотя, переписывать за земляка тексты не буду, как за московского юношу Андрея:-)) это было некоторым образом баловство, наглядность поэтапной работы с материалом, причём – при почти полном отсутствии его, материала, на начальном этапе... может быть и полезно это для не искушённого успехом автора... Тут же – совершенно другой случай.
Позднепереселенческий диалект в вашем, Иван Недомыка, случае – смесь французского с нижегородским (рабоче-крестьянского с удаффкомовским): интонация, рисунок речи явно заимствованы (лавры Шергина покоя не дают? ну, дык... Шергин – особ статья ваще... там и стёб другого уровня, и смысловое содержание значительно глубже, то есть и двойное дно, и мощные подводные течения, и все неправильности оправданы художественно), причём заимствования из совершенно противоположных местностей, потому диалект практически неустановим... Однако чистота эксперимента для автора не главное, не такого рода ценность он чаял привнести в данные тексты, как я понимаю.
Использование приёма чересчур назойливо. Типизация несколько убога и опять же заимствована (прямо перед глазами то герои пластилиновых мультиков суетятся, то клонированные чудаки на букву «м» Василия Макарыча). Постоянно обращение к читателю, тут автор даже и переходит границы всяческого приличия: «ну ты понял», «не знаешь, небось, что за праздник... Э-э-эх, бескультурщина!» «чай, телевизор смотришь, чо с купцами-то делаетца» и т.д. Типа доверительная беседа у автора с читателем... Оно бы и не плохо, но обидно: за дурака держит... И ещё ошибочка вышла: сказ – это, конечно, живая импровизационная речь, без гладкописи... Ну, гладкопись и не снилась... Хотя, живость импровизационная тоже... Но тут в каждой сказке присутствует ещё и своего рода закольцованность, замкнутая странной моралью логическая схема, похожая на петросяновские юморески... Если хоть чуть понятнее было бы человеку со среднестатистической величины чувством юмора, где смеяться, разбогател бы писатель и поэт Иван Недомыка...
Многое просто раздражает... Например: каво, чево, ниво, по сокрасчению... Это удафф, а не стилизация... Ведь написано либо так, как слышится, либо искажение просто хулиганское... Подобным образом коверкать рускава йезыка просто пОшло.
Хотя не редкость и великолепные находки: милиционер на лыжах «бежал соревнование», например. Высокий класс! Ведь может же автор, когда хочет!
Опытный писатель, работающий в этом жанре, подумает над каждым словом, чтобы не перегрузить текст... Выводы в рот просятся? Ничего себе... Ну, ладно, в рот, так в рот...
Лингвисты предложили бы автору скальпель для текстов... Удаффкомовцы – йаду.
Мой совет: использовать литературную нормативность плюс характерность (неправильность), а не наоборот...
Комментарии (выбрать просмотр комментариев )
|