Блокнот эксперта
добро пожаловать
[регистрация]
[войти]
Блокнот эксперта > «Миллион значений» > Зачем так остра сабля...
10.10.2007 15:39
 Зачем так остра сабля... 
опубликовал(а): Татьяна Пухначева (Puh)

Четверг..четвёртое и сорок сороков  

Автор  

jinok  

 

Страховкой небу снизу станем, пусть,  

Церковный клан вскипит от возмущенья  

Под сказочные гимны всепрощенья  

Всех тех, кого позвали в путь.  

Мои молитвы – время для стихов,  

Оставят боли старую одежду,  

Воровкой на доверии надежду  

И капельку удачи из подков.  

Поверится, сейчас сорвётся стих,  

Безудержный как вечер соловья,  

Либретто спишет дождь, и соло я  

Останусь в белом шуме на двоих.  

Восходит глаз заплаканный дождей,  

Остудой кипень манная небес,  

А человек, не ангел и не бес,  

И пусть она не верит, даждь же ей  

И им за просто так и без молитвы,  

За сердце в рубчик, шьющий благодать  

Из безотцовщины…всего, что просит мать  

За жизни танец с саблями по бритве  

 

 

 

Единственное не очень понятное слово стоит в названии, даже не слово, а знак, это две точки. Ну, было бы их три, тогда понятно. А две…, нет, здесь я сдаюсь, непонятно.  

А вот зато почти все остальные слова я бы толковала именно так, как они написаны. Их надо всего лишь прочитать буквально, и одно следует из другого очень логично.  

Итак, четвертое октября 2007 года был четверг. И, м…, скажем, герой этого стиха отмечал некоторое событие, повторявшееся уже много-много раз, каждый год, в один и тот же день. «Сорок» – изначально было даже и не число, а мера множественности. Это потом оно стало числом и заменило обычное «четыредесят». А сорок сороков лет – уже совсем много, самое время подводить итоги.  

Подстраховать небо снизу можно легко, надо только поддержать его. Но для этого придется до него возвыситься, то есть долететь, или дойти. Уже само по себе такое путешествие способно вызвать много энтузиазма, в том числе, в честь него без сомнения напишут гимны. Но на небо или рядом с ним могут попасть только те, кто не совершил грехов. Во всяком случае, все грехи уже прощены. Но тогда у церковного клана действительно есть основания для возмущения. Это же его прерогатива, прощать или не прощать. А его, похоже, в этом деле обошли (все уже прощены).  

Но есть и еще один общеизвестный способ попасть на небо, или поддержать его: достигнуть его с молитвами. Молитвы вполне естественно сравнивать со стихами, особенно с собственными :-). И далее перечисляются действия, которые должны произвести стихи-молитвы.  

Следующая фраза «Оставят боли старую одежду» может быть понята двояко. Существительное «боль» женского рода и оканчивается на мягкий знак. Поэтому и в родительном и в дательном падеже имеет одинаковое окончание. Первое – стихи сбросят старую одежду, принадлежавшую боли (родительный – чью?). Второе – стихи оставят старую одежду, отдав ее (дательный – кому?) боли. Судя по смыслу следующих строк, надо выбрать второе значение. Ведь, кроме того, предполагается оставить для боли и надежду, и удачу. Надежда как воровка на доверии – на мой взгляд, весьма удачное сравнение. Кого из нас порой не обманывали наши надежды? А мы в них так верили….«Удача из подков» небольшая вольность, наоборот не очень удачная (извините за тавтологию). И в самом деле, подковы приманивают в дом удачу, но сами-то по себе они ее не содержат.  

Итак, боль нейтрализована свалившимися на нее дарами. А герою стиха осталась Вера и Любовь. Тогда без сомнения, стих, который готов родиться, будет о неразделенной Любви. Во-первых, острая любовь чаще всего безудержная. Во-вторых, а о чем же еще поздними вечерами поет соловей, как не о любви? Дождь, влага, слезы – все это признаки любви и плодородия. Ну, а о неразделенной, поскольку немного ниже упоминается «она не верит». И в этих «песнях для двоих» герой стиха остался один, исполняет соло.  

Известно, что поплачешь (взойдет заплаканный глаз дождей), и легче станет. Увязнет в манной каше облаков горячее, бушующее чувство – и то правда, время, как известно, все лечит. А уж чего-чего, а времени у небес и на небесах предостаточно. Обратите внимание, что все действие происходит на небе, мы же его достигли молитвами-стихами. Точно также лечит время и раны сердца, остаются только рубцы. Так уж устроена психика человека. Не запоминаем мы плохое – к нему наша психика приспосабливается. Слово рубец, или рубчик, произошло от «рубить» и поэтому рубцами переживания и страсти прошлого в нашей памяти «отрубаются», изолируются, превращаются в капсулу. Ну, а на освободившемся месте создает себя благодать.  

Герой стиха остался один, но и женщина осталась одна, вернее, не совсем одна…  

Осталась только последняя строка, которая на самом деле довольно печальна. В ней опять допущена поэтическая вольность. Если ее переписать грамматически правильно, то получается следующее: вся жизнь женщины была танцем с саблями по лезвию бритвы. На мой взгляд, в этих словах слишком много острых предметов, но в целом возразить трудно. И последнее крошечное замечание. Сабля, как предмет длинный и узкий, принадлежит к мужским символам. Туда же следовало бы отнести и бритву. И заостренность, способность этих предметов поранить наводит на некоторые предположения ;-).  

 


Комментарии (выбрать просмотр комментариев списком, новые сверху)

jinok

 2007-10-10 17:11
Танечка, спасибо))
Я же говорил про Шерлока Холмса!
Вы забрались туда, куда даже я не хотел заглядывать)) Это глубинный второй уровень темы.
Верхний , конечно, площе и проще – взятие на себя полномочий молитвотворца и 911))
Второй – одновременно сложнее и больнее, наверное. И я за него молюсь стихами))

Двоеточие – моя маленькая слабость и поэтические понты, что-то вроде экслибриса.

Любовь, неразделённая и неделимая одновременно, такой отчаянный коктейль, и я очень благодарен, что таки меня вывели на чистую воду.

Последняя строка, да, там я нагнал слишком,конечно, гипербола с антитезой одновременно. Я попробовал соединить задор Хачатуряна и лезвие бритвы..Наверное, не очень получилось))

Спасибо!!


Puh

 2007-10-10 18:16
Да, пожалуй, это только второй уровень...
Третий был бы другой, я его не копала. Только смутно уловила, поэтому и не стала упоминать :-)
В каждом стихе есть несколько уровней, как точно замечено. И они все как матрешки, и одинаковые и разные, все глубже и глубже.
А вообще, так нечестно, вроде бы мы собирались на "ты"....

jinok

 2007-10-11 09:19
Прости Таня, редко видимся))
Конечно, ты))

AlexDalinsky

 2007-10-10 17:25
Я же говорила! Я же говорила!! ( танцую!)

jinok

 2007-10-10 17:32
Только на паркете!!, надеюсь, на пуантах?))

AlexDalinsky

 2007-10-10 18:50
Не, в шерстянных носках.:)) Холодно же вечером!

Puh

 2007-10-10 18:18
А можно спросить? А почему у вас такой ник?

AlexDalinsky

 2007-10-10 18:52
Эта.. это, имя и фамилие такое. Просто я не подумала, что потом исправить нельзя, а так бы только имя оставила. Саша меня зовут. Будем знакомы?

Puh

 2007-10-11 05:31
Ага, с удовольствием, Татьяна!
А то я все гадала, вроде как по нику одно получается, а в отзывах слух ласкает мягкое "-ла" :-)

kuniaev

 2007-10-10 17:31
Хороший разбор... Посидеть, что ли, тоже поразбирать? С одной стороны – лень, а с другой – надо бы... Нельзя же все это так оставить.

Puh

 2007-10-10 18:23
Это дело было бы хорошее :-).
Но есть одна тонкость, хорошие дела хорошо заканчиваются только тогда, когда нас на них сподвигнут благие побуждения. Вы уверены в благости своих намерений?

kuniaev

 2007-10-10 18:26
Безусловно. Промолчать в данном случае – преступление перед человечеством.

jinok

 2007-10-11 09:18
Вадим...человечество замерло в ожидании))

Puh

 2007-10-11 04:59
Полагаете, иначе одной из излюбленных тем критиков станет "молчание Куняева"? Ну, уж ради этого можно даже рискнуть и попытаться не рухнуть под тяжестью всего человечества. :-)

kuniaev

 2007-10-11 10:27
Пожалуй, проглочу эту шпыльку ради человечества.
Кстати, написав сей отзыв, Вы, Татьяна, стали должником мировой литературы. С Вас теперь – много-много хороших стихов. Только так Вы сможете искупить свою вину.
:)

Puh

 2007-10-11 15:39
Не..., лучше я тоже проглочу вашу шпильку, вот и будет баш на баш :-). Зачем же грех на душу брать :-), да еще много-много.


 

  Электронный арт-журнал ARIFIS
Copyright © Arifis, 2005-2024
при перепечатке любых материалов, представленных на сайте, ссылка на arifis.ru обязательна
webmaster Eldemir ( 0.056)