31.08.2007 19:54 ЭКСКУРСИЯ ПО МУЗЕЯМ МИРА: «Шедевры живописи». Часть первая. опубликовал(а): ВОЛКОВА НИНА ( NinaArt)
Как часто мы ходим в музеи? Что для нас эта система , отражающая культуру и вкусы определенной эпохи? Какова ценность музея в понимании национальной истории?
Выдающийся искусствовед Федерико Дзери образно ответил на эти вопросы и определил музей как «смесь искусства и истории, филологии и басни, документа и романа, которая посылает нам через многие годы луч света и доносит уникальные по ценности опыт и знание».
В современном социуме ключем к доступу понятия «музей» является виртуальное его посещение.Сегодня и мы попробуем с помощью автора
Марии Мауджери текста книги Шедевры Живописи, русского издания СЛАВИЯ на основе издания NARDINI EDITORE ,перевода Евгения Кузьменкова познакомиться с некоторыми собраниями лучших художественных галерей Европы.
Поскольку рубрика АБРИС предполагала размещение исторических справок по искусству, будет интересно узнать некоторую историю создания шедевров, сдержанно и точно составленную Марией Мауджери.
СТАРАЯ ПИНАКОТЕКА
Мюнхен. Королевская коллекция
АЛЬБРЕХТ ДЮРЕР
Автопортрет. 1500
Холст, масло.67х49 см
«С 1577 по 1791 год картина находилась в Нюрнберге, родном городе Дюрера. Известно, что в 1805 году городской совет решил продать "Автопортрет» в Мюнхен и заказал сделать с него копию Абрахаму Вольфгангу Кюфнеру. За свою жизнь Дюрер написал несколько автопортретов. Этот , последний ,выполнен в 1500 году, о чем сообщает надпись в правом верхнем углу картины: « Я, Альбрехт Дюрер из Нюрнберга, в возрасте 28 лет создал вечными красками самого себя по своему образу и подобию».
Художник предстает как человек своего времени, космополит, исполненный собственного достоинства, пытаясь подчеркнуть ту существенную роль, которую художник играет в современном ему обществе.Дюрер написал себя анфас с глазами, устремленными на зрителя; благословляющим жестом он как бы соперничает с Христом, явившимся перед верующими."
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ
Мадонна с гвоздикой. 1480-1475
Дерево, масло, 62х47,5
«Возможно, эта картина и есть » Мадонна с графином", о которой , как о произведении Леонардо, упоминает Вазари, и которая, по его словам , принадлежала папе Клименту YII. Известно, что картина находилась в коллекции доктора Гуго Гюнцбурга и была продана им в Пинакотеку в 1886 году. Сначала ее приписывали мастерской Вероккьо, затем Лоренцо ди Креди и, наконец, атрибутировали как произведение Леонардо. Предметом споров остается датировка – конец семидесятых годов ХY века. В это время молодой Леонардо ещё работал в мастерской Вероккьо, а поза Мадонны напоминает позу «Дамы с букетом» ( Барджелло, Флоренция), которая наверняка принадлежит кисти Вероккьо. Несмотря на то, что по первому , поверхностному впечатлению эта работа кажется юношеской, суровость альпийского пейзажа за окном и воздушная перспектива второго плана предвосхищают манеру произведений Леонардо более позднего периода, таких как «Мадонна в скалах» и "Джоконда"( обе находятся в Лувре, Париж)."
ЭРМИТАЖ
ЖАН АНТУАН ВАТТО
Савояр с сурком .1716
Холст, масло, 40,5х32,5
"На картине изображен один из многих музыкантов, родом из Савойи, альпийской области Франции, селившихся в XYIII веке в Париже. Композиция поражает неожиданной простотой. Бедно одетый улыбающийся юноша в одной руке гордо сжимает свою флейту , а другой – ласково гладит сурка. Вдали виднеется несколько зданий и церковная колокольня. Картина приобретена бароном Книпхаузеном и в
1774 году вошла в коллекцию царицы Екатерины II."
АНРИ МАТИСС
Семейный портрет. 1911
Холст, масло, 143х194 см
"На этом необычном холсте, который Анри Матисс написал после своего посещения выставки исламского искусства , организованной в
Монако в 1910 году,художник изобразил один из эпизодов жизни своей семьи: строгая фигура матери , одетой во все черное, с книгой в руке, два подростка, которые играют в шашки, слева, на диване, сидит сестра, она собирается заняться вышивкой. Краски цветовой гаммы картины проявляют свою силу в контрасте сопоставления , создавая контуры, отделяющие одну деталь изображения от другой.
Полотно было приобретено и ввезено в Россию известным любителем
искусства С.И.Щукиным, коллекция которого была национализирована
в 1918 году и передана Государственному музею нового западного искусства в Москве.Затем, в 1948 году, в числе прочих экспонатов этого музея, картина Матисса попала в Эрмитаж."
ГАЛЕРЕЯ УФФИЦИ
ПАРМИДЖАНИНО
Мадонна с длинной шеей/ 1534-1539
Холст,масло, 219х135 см
"Пармиджанино получил заказ на эту картину от Елены Баярди, дочери Франческо Тальяферри, 23 сентября 1534 года. Картина оставалась в мастерской художника еще два года после его смерти, после чего, наконец, была доставлена на предназначенное ей место, то есть в капеллу Тальяферри в церкви Серви в Парме. В результате долгих переговоров в 1698 году Фердинандо I де Медичи удалось приобрести холст , и он долгое время оставался в Палаццо Питти , а с 1928 года находится в Уффици. Некоторые предварительные эскизы свидетельствуют о том, что художник собирался запечатлеть в правой части композиции Святого Иеронима, разворачивающего папирус, вместе со Святым Франческом, от фигуры которого сохранилось едва намеченное изображение ноги. Святая Дева с Младенцем в соответствии с догмой о Непорочном Зачатии окружена своими атрибутами: разрушенной колонной на заднем плане и вазой, которую держит в руке ангел на первом плане правой части композиции."
КАРАВАДЖО
Вакх.1596-1597
Холст ,масло, 95х85 см
«Эту картину Караваджо написал в ранней молодости, вероятно , в первые годы своего пребывания в Риме. Он изобразил молодого простолюдина в образе Вакха,который предлагает зрителю бокал вина. Невероятный натюрморт на первом плане состоит из корзины с разными осенними фруктами и графина с вином, напоминает » Корзину с фруктами" из миланской Пинакотеки Брера кисти того же Караваджо. Холст появился во Флоренции как дар кардинала дель Монте герцогу
Тосканскому Фердинандо де Медичи. « Вакх» был частью личной коллекции герцога и в прошлом не выставлялся в Уффици, а был без всяких серьезных оснований помещен в запасники галереи, где его и обнаружили в удручающем состоянии в 1916 году. Атрибуция этого холста принадлежит авторитетнейшему исследователю творчества
ломбардского художника – Роберто Лонги."
ДРЕЗДЕНСКАЯ КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ
КАСПАР ДАВИД ФРИДРИХ
Большой заповедник.1832
Холст,масло,73,5х102,5
"В 1832 году Саксонское общество любителей искусства в Дрездене приобрело этот холст непосредственно у художника. По жребию он достался министру фон Нотиц-
унд – Екендорфу. Наследники последнего продали его в 1909 году в Дрезденскую галерею. Пейзаж изображает заповедник в Остре – области , расположенной на северо-западе от Дрездена, в месте слияния Эльбы и Вассерица.Пейзаж, несмотря на видимую связь с реальностью , как и другие картины Фридриха, предстает глазам человека как некое фантастическое видение, грустное и наполненное меланхолией. Природа становится как будто откровением божества, и человек,теряющий свою роль главного героя этой жизни, превращается в ничтожную пылинку во Вселенной."
ХУДОЖЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
Питер Брейгель Старший
ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ. 1563
Дерево,масло.114х155 см
"Впервые картина упоминается в 1566 году как принадлежащая коллекции Николаса Йонгелинка. Затем она вошла в собрание Рудольфа II, а в 1659 году – значится в описи галереи эрцгерцога Леопольда-Вильгельма.Вторая авторская версия картины . меньшего размера , находится в Музее Бойманса ван Бенингена в Роттердаме. Книга бытия повествует о том, как после потопа люди решили построить
высокое здание , которое позволило бы им спастись от других подобных катастроф. Чтобы наказать людей за брошенный ими вызов, Бог заставил людей говорить на разных языках, и они перестали понимать друг друга.Взяв эту тему ,Брейгель хотел осудить прогресс, понимаемый им как предельное выражение
человеческой гордыни. Нравственная посылка художника ясна: Бог в любом случае накажет тщеславного и гордого человека. Не случайно и то, что форма Вавилонской башни напоминает форму Колизея, то есть того места, где в языческие времена происходили убийства тысяч христианских мучеников.""
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.
Комментарии (выбрать просмотр комментариев )
|