15.08.2007 08:29 HOMO LUDUS опубликовал(а): Татьяна Пухначева ( Puh)
Не поместившись в облачной горсти... / Арсений Платт (Mistifikator)
Не поместившись в облачной горсти,
Дожди на землю устремились косо.
Они пройдут. И снова заблестит
Твоих стихов серебряная россыпь.
Душа замрет от шелеста травы
И зазвенит от ведьминого визга.
Ночным полетом потревожат высь
Созвездий заколдованные брызги.
А хмель восторга, что ни говори,
Был нами так таинственно угадан.
Все сбудется, пока не догорит
Живой огонь зеленого граната…
Да позволит мне уважаемый читатель начать несколько необычным образом – с конца, обратиться к последней строке стихотворения. Все стихотворение не столь уж велико, чтобы свободное плавание по тексту вызывало какие-то неудобства. А в последних строках, мне кажется, спрятан ключ ко всему стиху. Как и почти все строчки, они весьма красива, поэтому я с удовольствием их процитирую: «…пока не догорит живой огонь зеленого граната».
Действительно, гранат один из немногих драгоценных камней, имеющий окраску почти всей цветовой гаммы. Мы привыкли считать его цвет кроваво-красным, но существует и достаточно редкий зеленый гранат (в стихе важен зеленый цвет). Магические свойства приписывали гранатам всегда. Как полагали, гранаты возбуждали сильные желания и безумную страсть, зеленые особенно в мужчинах. На руке человека, одержимого страстью, они якобы начинали блестеть ярче. Но иногда гранаты могли вдруг быстро потускнеть, утратить свой блеск и сочность. Это объясняли тем, что порожденные камнями необузданные желания преступали нормы человеческого поведения. Тогда гранат становился для своего владельца несчастливым камнем. В старом русском «Азбуковнике» о красном гранате писалось: «Камень зело драг и всем камням господин, виден аки уголь и нощию светит». И в этих строках «Азбуковника», и в трудах древних авторов от Геродота до Аль-Бируни упоминается о загадочном свечении граната – о живом огне. Однако это камень очень сильного эмоционального напряжения, приносящий успех только страстным и активным людям, у которых избыток сил и они не жалеют их для достижения своей цели – пока горит живой огнь.
«Живой огонь» и немного колдовства, вот что играет в стихе и сразу притягивает. Здесь все переменчиво, все в движении. Веселая и немного опасная игра, игра от избытка сил, потому что не поместились силы в замкнутом пространстве. И избыток эротики, тоже не поместившейся в словесную шелуху, пролившейся и спрятанной между строчками.
Что касается колдовства, то достаточно просто привести список слов-определений разбросанных по тексту: облачная горсть, устремились косо, серебряная россыпь, ведьмин визг, ночной полет, заколдованные брызги, таинственно угадан, живой огонь. Этот список говорит сам за себя, но я еще вернусь к его значениям. А пока возникает интересный вопрос: где же, собственно говоря, мы находимся, на земле, или на небе? Положение все время меняется с невероятной скоростью, как во сне. Игра – сон, или сон – игра?
Расположившиеся на облаках дожди (а вместе с ними и мы!), переполнив небо, устремляются вниз, на землю. Но сразу же начинает сверкать звездная россыпь – серебряная россыпь стихов. Звезды на небе, а душа тем временем уже снова на земле, приникла к траве. Услышать слабый шелест можно только рядом с ним. И снова взмывает ввысь вместе с визгом. Потому что визг это высокий звук, устремленный в высоту, тогда как, например, рокот, низкий звук, распространяющийся вширь. Но, потревожив небо, она там не удерживается и серебряными брызгами снова падает вниз (право слово, брызги всегда падают вниз). Параллельно происходят не только мгновенные перемещения в пространстве, но и непрерывные волшебные преобразования сущности. Вслед за ожившей россыпью (мелкие отдельные частицы), появляется душа, которая всегда считалась живой и цельной. Однако она тут же замирает (почти умирает) и твердеет. Твердеет до звона, превращается в серебряный колокольчик. Мелкие рассыпчатые звуки колокольчика оборачиваются серебряными брызгами созвездий. Брызги созвездий просто обязаны быть тоже серебряными. Ведь и созвездия заколдованы. Разве не замечательная игра?!
Но, как и любая игра, она таит в себе опасности. Недаром упомянут в конце стиха хмель восторга (хмель восторга это не сам восторг, это состояние после восторга). Хмель изменяет сознание, как и эта игра все изменяет. Впрочем, как и сон изменяет сознание. Мы стремимся к этим состояниям, потому что они часто вызывают у нас восторг. Как сказал бы прагматичный медик – всплеск адреналина в крови.
Действительно, в тексте много «опасных» объектов. Облака – это нечто загадочное и недостижимое, неуправляемое и непредсказуемое. А отсюда, как и любое непредсказуемое, таит в себе опасность и вызывает тревогу. Так же, как и дожди, которых очень много. Вообще-то, дожди обладают сильнейшей семой плодородия (вот вам и скрытое присутствие Эроса). Но эти дожди уж очень стремительные, да еще и косые. Косящий, скашивающий, с косой – смерть с косой ходит…. Однако…, это уже и Танатос заиграл. Серебряная россыпь стихов появляется (оживает!) после таких дождей. Серебро однозначно металл колдовской, связан с миром потусторонним, с миром после смерти.
«Душа замрет от шепота травы». Вспомните название замечательной книги А. Катаева «Трава забвения», это очень точное попадание в семантическое значение слова «трава». Шепот травы, шепот забвения. И у меня самой однажды душа замерла, когда я услышала шепот ковыля, заполонившего останки домов в Харрапе (цивилизация долины Инда, 4000 лет до нашей эры). Однако трава связана с вечностью и забвением именно потому, что она вечно возрождается. Травы, росы, шепотки – опять ряд Эроса, та самая скрытая эротика, о которой я уже говорила. А не добавить ли сюда и ведьмин визг, который слышен в следующих строках?
А игра так и будет длиться, пока позволяют пределы возможностей, пока горит огонь в камне. Играть, так играть!
Комментарии (выбрать просмотр комментариев )
|