15.06.2007 10:04 Поцелуй летящего ветра. опубликовал(а): Татьяна Пухначева ( Puh)
Я с тобой... / Анастасия (ZanozA)
Я с тобой… поцелуем летящего ветра,
Незнакомого с лицами питерских крыш,
Припаду к островку приглушённого света
сквозь окно, у которого тихо сидишь.
Я с тобой… я живу между снежными днями,
Через форточку свежестью, вскользь по стене
Отрывными шуршащими календарями
Непременно напомню тебе о весне.
Я с тобой… только жаль, голос ветра печален
и несведущ в лирической магии фраз..
Ты прислушайся снова …он здесь и ночами
Не фальшивит – как небо – мерцанием страз…
Ты меня поцелуй… не меня, просто ветер.
Как продрогшую кошку прими и погладь…
не спеши на безумства порывом ответить
Лишь позволь тебя воздухом робко обнять.
Все события в стихе происходят без сомнений ночью. На это указывает много признаков: свет, падающий из окон, прямое упоминание промежутка «между» днями, мерцающее (звездами) небо. Надо сказать, что ночь имеет двойственную символику. Она связана с первобытными страхами перед тьмой и неизвестностью. И одновременно с ростом, женским началом, сексуальностью, мечтами и обновлением. Негативный символизм ночи так же силен, как и позитивный, а возможно даже и преобладает. Вспомните, кто были дети греческой богини Никс: Танатос (смерть), Гипнос, и Фатум (судьба). Почти то же самое можно сказать о двойственной символике ветра. Ветер – это и легкий ветерок, приносящий облегчение в знойный день, и сметающий все ураган. Ночь всегда заселена звуками и дуновениями. Это время активности потусторонних сил. В славянской мифологии душа (в виде дыхания, дуновения) недаром традиционно отождествлялась с воздухом, ветром, вихрем. Всю эту символику мы неосознанно считываем в стихотворении моментально.
Именно попыткой выделить из такого двойственного символизма позитивное значение объясняются многие моменты в стихе. Я не совсем уверена, что удалось убедить в «благих намерениях ветра», но вернусь к этому позже. А сейчас обратимся к примерам из текста. Настойчиво утверждается слабость (то есть, безопасность данной потусторонней силы!). И свет «приглушенный», и человек сидит «тихо». Из-за этого и полет ветра становится «слабым». Во-первых, на него распространяется значение смысла от следующих за ним образов. Чтобы услышать шум ветра надо прислушиваться, значит это даже не шум, а шорох, дуновение (души?). Говорится, что «голос ветра печален», печаль эмоция сильная, но ее нельзя назвать активной или бурной. А во-вторых, трудно представить себе поцелуй урагана, это будут явно нечто другое, чем в тексте. Дальше возникает интересный момент – небо, которое фальшивит. Кстати, при этом приравнивание звезд стразам очень логично. Страза или страз (именно так, возможен и мужской и женский род) пришли к нам из немецкого языка. И, по своему прямому значению, это подделка под драгоценный камень. То есть фальшивка! У всех народов небо всегда связано с некими высшими сверхъестественными силами, а здесь утверждается, что эти силы лживы. Ветер есть здесь и сейчас, а небо бесконечно далеко от нас. Ветер слаб, а эти силы всемогущи. И ведь как манят, несмотря на то, что всего лишь подделки! Лучше синица в руках, чем журавль в небе? Что лучше, краткий миг жизни здесь, на земле, или вечность на небе, но после смерти?
Все время подчеркивается эфемерность и непостоянство ветра, действительно ему свойственные. Не потому ли приходится настойчиво произносить – Я с тобой, я здесь – что ветер не может быть ни с кем, он неудержим и не постоянен. Его нельзя схватить, и, между прочим, нельзя погладить. Ветер припадает к стеклу – отчаянная, но неуверенная попытка обратить на себя внимание. Отрывные календари висят на стене, если вдоль стены дует ветер, то он будет шуршать их листками. Листки календаря – не есть ли это олицетворение времени? И они тоже эфемерны, сегодня есть, завтра нет, они не нужны ни для чего другого, только для меры времени. Если шуршать ими, то можно напомнить о времени и о весне. Обычно ветер невидим, но обнаруживает себя звуками: свистом, шелестом. Однако, наш ветер, как уже отмечено, не настолько силен и не имеет магической силы. То есть, хотя и происходит отчаянная попытка персонификации ветра. Но, похоже, попытка безуспешная, все кончается пустыми объятиями воздуха.
А теперь я добралась и до того, как все же сложилась символика этого стиха, удалось ли закрепить ее позитивную часть. Обратите внимание, на два момента в самом конце стихотворения. Появились порывы безумства (которые требуют ответа) и продрогшая кошка (требующая внимания, как и ветер). Новая попытка персонификации теперь уже в виде кошки. А ведь кошка опять очень неоднозначна по смысловому значению. Это, безусловно, женский образ. Кошка может быть ласкова, как женщина, Или наоборот, если вам больше нравится, женщина ласкова как кошка. И кошка может быть непредсказуема и коварна, как ветер. А ведь цепочка-то связалась! И что с того, что кошка слаба, промокла и продрогла. Именно кошка обладает невероятной способностью к перевоплощению. А что будет, когда она согреется? К тому же рядом еще такое тревожное слово «безумства». Не могу удержаться, что бы не показать здесь еще одну сторону невольно возникшей интересной цепочки между ночным ветром и кошкой. В египетской мифологии Бастет – богиня, священным животным которой была кошка. У древних греков Бастет отождествлялась с Артемидой – богиней охоты и деторождения (Диана у римлян). А последняя обладала лунной природой, была близка к колдовским чарам, страшная Геката была ее ночным воплощением, ночным вихрем. И теперь, судите сами, какая символика ночи возобладала...
Комментарии (выбрать просмотр комментариев )
|