19.05.2007 18:08 И настало время перемен… опубликовал(а): Татьяна Пухначева ( Puh)
Барабаны судьбы / Antik
С неба – дождь, из радио – ложь,
А из кино – бумер,
Однажды проснёшься и поймёшь –
Умер.
Скрипнет дверь и придёт беда,
Час посидит рядом,
И обернётся в стакане вода
Ядом.
Будешь лежать – глаз в потолок,
Станет постель липкой,
Нервы натянешь, как на колок
Скрипки.
Хочешь познать сердце луны
Тихим ночным летом?
Высуши слёзы своей вины
Ветром.
Не умирай, если не пьян,
Не береди душу,
Слушай судьбы своей барабан,
Слушай!
Начнем с названия этого стиха. Барабан особый музыкальный инструмент. Он один из древнейших и очень важных инструментов, потому что использовался для коммуникации. Причем, коммуникации в самом широком смысле, то есть его используют для связи со сверхъестественными силами. А чего уж говорить о барабане судьбы. Богини судьбы Мойры держат нашу жизнь в своих руках, прядут и обрезают ее нить, и вообще ведают всеми изменениями нашей участи. Так что в названии стиха уже задано сильнейшее семантическое поле, а я только попробую показать его проявления.
Но, первоначально мне хотелось сделать небольшое отступление о ритме. Конечно, можно назвать его странным, рваным, дробным – и, вот оно слово, неизбежно само появилось. А каким же еще должен быть ритм в стихотворении с таким названием? Именно, дробным, рассыпающимся, как дробь барабана. Попробуйте, прочитайте его вслух, и вы услышите эту барабанную музыку. Кстати, мне лично очень даже нравится эта находка, но, это реплика в сторону, повернемся к смыслу.
И еще одно маленькое замечание, на самом деле, радикальных изменений состояния (смерти) в стихе, еще НЕ ПРОИЗОШЛО, все глаголы первых трех четверостиший стоят в будущем времени. А ведь это очень хорошо связывается с уже заявленным барабаном. Одно из основных, сохранившихся даже до наших дней, предназначений барабана было предупреждать своим звуком об опасности. Предупреждать равносильно защищать! Кожа и дерево, из которых и делают барабаны, прямо предназначены для защиты. Однако состояние главного героя уже измененное. Обратите внимание на его полную неподвижность и пассивность. Он лежит, не в состоянии даже перемещать взгляд, единственный способ контакта с действительностью слух. И призывы, которые раздаются, это не призывы встать, а только слушать.
Попадающий с неба дождь (влага) и ложь (звуки) способны изменить. Причем в такой связке, когда они становятся эквивалентными, их свойства взаимно переходят друг в друга. Видимо, об этой опасности предупреждает барабан. Обычное значение дождя очень сильно связано с плодородием. А здесь ложь связана с дождем, и сема плодородия распространяется на нее. Однако и ложь влияет на дождь, делая его плодородие «неправильным». Что понимать под «неправильным» плодородием? Лучше всего это может сказать небольшая цитата из В. Кальпиди
… и, силясь «О», как рыба на мели,
сказать, мисте... от судорог свободы
вся напряглась и: воды отошли,
ты не поверишь, каменные воды –
мёртворожденье шло на всех парах:
отпал от пуповины страшный мелос,
и пуповина, обращаясь в прах,
спеклась, как кровь, в поэзию – не спелась,
а именно спеклась..."
Это мертворождение, рождение наоборот, или рождение-смерть.
Достаточно сложное слово в тексте «бумер». Дело в том, что это слово-калька с английского, и для него в языке еще нет устоявшегося семантического значения. Хотя, как известно, звучание любого слова тоже несет некоторую смысловую нагрузку. Поэтому будем отталкиваться от нее. Слово бумер взрывное и резкое, как удар (ну вот, опять барабан). Так что в этом тексте оно появилось вполне логично и к месту. Если долго подвергать себя действию дождя, звуков (лжи, ударов), то произойдут радикальные изменения состояния. Не только слушающего, но и предметов вокруг него (вода станет ядом). Дальше возникает не очень эстетичная, но достаточно достоверная картинка нового состояния. Отчего может стать липкой и неприятной постель? Первый вариант, от влаги извне. Я имею в виду дождь и приравненную к нему ложь. Кстати, и беду в этом стихе следует приравнять ко лжи. Ведь именно ее присутствие приводит к превращению воды в яд. Да и из общих соображений подобное равенство кажется вполне естественным. Второй вариант, влага «изнутри», ведь выпит яд. К тому же, извините за физиологическую подробность, вся гладкая мускулатура и от яда, и в первый же момент умирания обычно расслабляется. Но, не исключены и оба варианта одновременно! Боюсь, что для окончательного решения недостаточно материала. Судите сами, написанных мной строк стало уже несколько больше, чем строк в самом стихе :-).
Луна была первым мерилом времени, я могу напомнить про лунные календари, фазы, циклы и все ее изменения за которыми и сейчас человек следит очень пристально. Именно по этой причине она, как полагали, управляет человеческой судьбой. И, кстати, считается, прежде всего, символом женского начала. Но как раз по этой причинам она для нас опасна, опасно на нее долго смотреть, ее свет опасен для лунатиков, да вы и сами можете вспомнить еще много чего. Если познать сердце луны, можно познать свою судьбу. Интересна перестановка слов, не тихая летняя ночь, а тихое ночное лето. То есть, длительность ночи растянута на все лето. Впрочем, уж если изменится человек, то почему бы не измениться и всему вокруг него, особенно времени. Ведь все эти изменения очень похожи на смерть. А время в состоянии смерти уже лишняя категория, и произвольное изменение его масштабов Луной вполне логично. Вот и заиграла вся символика Луны, и появилось еще одна возможность перемен.
Ветер в своей символике, это тоже мощный символ изменений и непостоянства. Вино изменяет человека, делая его пьяным, изменяет сознание. Заметим, что осознанная вина тоже изменяет психику. Высушить слезы вины тоже означает изменение состояния. «Не умирай, если не пьян» – не умирай, пока не изменился. Сначала поговори с судьбой, послушай ее барабан? Но ведь уже известно, что слушать опасно, это приводит к изменениям. Мда..., и хочется и колется...
Ведущее семантическое поле: изменения. Они прописаны очень четко. И ясно, что изменения не только необходимы, но и неизбежны. Немного настораживает страх перед этими переменами. Но ведь в ритмично меняющихся и одновременно повторяющихся звуках барабана спрятана сама вечность, а ее бояться бессмысленно.
Комментарии (выбрать просмотр комментариев )
|