26.02.2009 13:04 ЭКСКУРСИЯ ПО МУЗЕЯМ МИРА. Шедевры живописи.Из серии женских портретов.Часть третья. опубликовал(а): ВОЛКОВА НИНА ( NinaArt)
Настоящая серия включает произведения поздних передвижников и художников , пришедших им на смену, порвавших с натурализмом, позитивизмом, социальной тематикой.Русское искусство конца XIX-начала XX века все более уходит от задач отражения действительности в сторону ее романтического или символического преображения , решения декоративно-стилистических задач.За короткий период оно стремительно проходит несколько стадий , неторопливо преодоленных передовой европейской живописью, в «сокращениях и обобщениях», по выражению М.А.Волошина, осваивает импрессионизм, символизм, модерн, открывает авангард.
Движение за обновление национальной культуры и сближение ее с западноевропейской возглавляет петербургское объединение «Мир искусства». Параллельно с ним существует Союз русских художников (с 1903) , лицо которого определяют московские живописцы,облекающие темы передвижнической живописи в пленэрно-импрессионистические формы.
А.П.Гусарова.Государственная третьяковская галерея,каталог собраний.Издательство «Сканрус»,Москва,2005
Первый раздел.ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ.Начало русского импрессионизма
Константин СОМОВ. ДАМА В ГОЛУБОМ( 1897-1900),холст,масло.103х103
Эта картина попала в Галерею по рекомендации «Мира искусства», влияние которого на жизнь Третьяковки несомненна. Изображена Елизавета Михайловна Мартынова(1868-1905), художница, друг Сомова, его соученица по ВХУ.
Предлагаю удивительное стихотворение автора нашего журнала mickic к этой картине:
Сквозь листьев пряную шагрень
Волной вечернего благодаренья
Крыла незримые роняют тень
Сиреневого оперенья.
И кажется, вечерний свет
Из глыбы сумрака ваяет
Прелестный лик из давних лет
И струи лет воспламеняет.
И ты сама, как птица-сон
Из дивной сказки Метерлинка,
Сжимаешь кружевной виссон,
Вспорхнуть готовая снежинка.
И вечер, жалкий пилигрим,
Затеплил пред тобою свечи,
И тенью пламенной прикрыл
Прозрачно-восковые плечи.
И обернётся мигом век,
Крылом качнувшись издалече.
Застывший кружевами снег
Напомнит снова нашу встречу :
Опять сквозь пряную шагрень
Волной вечернего благодаренья
Я захлебнусь. Я буду просто тень
Сиреневого оперенья.
Михаил НЕСТЕРОВ( 1862-1942).ДЕВУШКА У ПРУДА.Портрет Н.М.Нестеровой.1923 Холст,масло. 94х90
Портрет дочери художника , дарованный ею в 1996 третьяковской галерее.Третьяков пристально следил за творчеством М.В.Нестерова. Художник выделялся религиозным символизмом в своих произведениях, многие мастера не признавали его нерационалистические устои религиозных тем, считали вредными.На протяжении жизни Нестеров неоднократно обращался к теме жития святого и большую коллекцию «Сергиева цикла » подарил Галерее.
Этот портрет дочери написан со значительными нотами романтизма, декоративность природы создает ощущение присутствия.В некоторых информационных источниках картина называется "Портрет Н.М. Нестеровой на садовой скамейке"( Нестеров 1962
Ленинград).
Стих mickic к картине:
Ожидание
За прудом заброшенным обморок сонный
зелёной водой захлебнулся в глуши
и в рябь студенистую отражённый,
как эхо беззвучное, зноем дрожит.
И взгляд мой, подобно жуку-плавуну,
скользит за картинного лака стеклярус:
сорвал ли художник-хитрец пелену,
иль вширь развернул зеленеющий парус?...
Как будто плывёт средь лазоревых вод,
струящихся в волнах травы изумрудной,
дощатой скамейкой сколоченный плот
и ангел вот-вот в струи трав снизойдёт
с печальной мечтой, на земле неподсудной.
Её отрешённо-мечтательный взор
скользит мимо тех, кто за ней наблюдает,
за край поднебесно вознесшихся гор
и в свете заоблачном чудно плутает.
Что ждёт её, вестницу облачных сфер,
на грешной, привычной для старожилов,
и что ей пирующий хам, лицемер?
От них она крыльями грудь защитила!
И так, за крылатой бронёй схоронясь,
всё ждёт неподвижно и не улетает.
И крыльев охранных её перевязь
цветочными листьями с плеч ниспадает.
Цвет времени в профиле плавном, как в снах,
за долгие годы не выцветает,
змеится травы малахитовый прах,
янтарные крылья цветов разметая...
Пред вечностью сонной ей вечно сидеть,
крылатой русалке, не знающей брода,
и в полдень бездонный, как в сердце, смотреть
сквозь зеркало сонного небосвода...
30.03.2000
Иван КРАМСКОЙ(1837-1887). НЕЗНАКОМКА.1883 Масло
Самая манящая для зрителей, неразгаданная для историков искусства жанровая картина.
Картина не из коллекции Третьяковки.
Мне понравилась идея сопровождения картин мастеров современными стихотворениями:
В розово-палевом тумане,
в мираже города-театра
явилась из-за снежной грани
со скифским взором Клеопатра.
Степным дыханием в кальяне,
иль притчей кочевых поверий
качнулись в зрительном капкане
волокна страусовых парьев.
И как паломник на дороге
к святыням благодатной Мекки,
поймаю взор холодно-строгий
сквозь чуть опущенные веки.
И на душе, как ожиданье,
чтоб чудо в Рождество – гроза,
чтоб, точно молнии блистанье,
сияли мне её глаза!
Чтоб с эмпиреев экипажа,
осанку гордую храня,
и с губ язвительным виражем
она взглянула б на меня,
чтоб, как целебную живицу,
пить этот мимолётный яд
и жизнью целой расплатиться –
нет, не за ночь, но лишь за взгляд!
29.02.2000. mickic
Лев БАКСТ(1866-1924).ПОРТРЕТ Л.П.ГРИЦЕНКО-БАКСТ.1903 Холст,темпера.43,8х36
Художник с 1914 года удостоин звания академика ИАХ. Член Брюссельской Королевской академии художеств, вице-президент жюри Общества декораторов во Франции, член-учредитель «Мир искусства». Педагог.
На картине изображена Любовь Гриценко, дочь П.М. Третьякова, вдова художника Н.Гриценко, в 1903-1910 – жена Бакста.
Валентин СЕРОВ (1865-1911).ДЕВУШКА,ОСВЕЩЕННАЯ СОЛНЦЕМ.1888 Холст,масло.89,5х71
Одно из первых произведений зарождающегося в Росии импрессионизма.В дальнейшем
Третьяков закупает у Серова целую серию портретов.
Изображена Мария Симонович, в замужестве Львова, двоюродная сестра Серова, впоследствии скульптор.
БОРИСОВ-МУСАТОВ Виктор Эльпидифорович (1870-1905)
ГОБЕЛЕН.1901 Холст,масло.103х141,2.
Эта картина является особенно ценным поступлением в Галерею. Борисов-Мусатов-автор декоративных панно, пейзажей , портретов. Прошел большую школу художественной подготовки, был учеником В.Поленова, В.Коновалова, Б.Сальвини-Баракки, В.Верещагина, учился в Париже в Школе Ф.Кормона.
Михаил ВРУБЕЛЬ(1856-1910).ЦАРЕВНА-ЛЕБЕДЬ.1900 Холст,масло.142,5х93,5
Картина по мотивам «Сказки о царе Салтане» А.С.Пушкина и одноименной оперы Н.А.Римского-Корсакова. Декорации и костюмы были выполнены по эскизам Врубеля.
Партию Царевны-Лебеди пела Н.И.Забела-Врубель,его жена.
Живописец, график, монументалист. Работал в декоративно-прикладном и театрально-декорационном искусстве, скульптуре. Автор символико-фантастических композиций, портретов, декоративных панно.
После тяжелого психического заболевания скончался в лечебнице доктора Бари, находясь там последние четыре года.
ДЕЛЛА-ВОС-КАРДОВСКАЯ Ольга. Портрет А.А.Ахматовой.1914 Холст,масло.85х82
Художница училась в ВХУ у В.Савинского и в мастерской И.Репина. Год жила в Мюнхене, посетила Швейцарию, Флоренцию и Рим. С 1922 года профессор АХ.
Живописец, график. Автор пейзажей , портретов и жанровых сцен. Педагог.
Игорь ГРАБАРЬ(1871-1960).ДАМА С СОБАКОЙ.1899 Холст,масло. 150х114,5
Помимо посещения юридического и историко-филологического факультетов занимался в мастерских П.Чистякова , И.Репина, в Школе Ашбе в Мюнхене. Посещал в
Париже Академию Р.Жульена и Школу Ф.Коларосси. Попечитель, а затем директор Третьяковской галереи. Живописец, график. Пейзажист, автор натюрмортов, портретов. Работал в журнальной и книжной иллюстрации. Занимался архитектурой.
Историк искусства и художественный критик. Музейный деятель. Педагог.
Картина написана в Мюнхене. Изображена дочь циркового наездника-араба. Комментарии (выбрать просмотр комментариев )
|