Блокнот эксперта
добро пожаловать
[регистрация]
[войти]
Блокнот эксперта > «Миллион значений» > Под ярким светом.
18.05.2008 17:10
 Под ярким светом. 
опубликовал(а): Татьяна Пухначева (Puh)

На солнечной стороне улицы...  

Куняев Вадим Васильевич (kuniaev)  

 

 

На солнечной стороне улицы,  

Наиболее опасной в период  

Летнего солнцестояния,  

Неосторожные музыканты  

Изливают на пыльный асфальт  

Водопады неожиданных для слуха нот.  

Серьезные дамы  

В плавящихся «Мерседесах»  

Сонно сдирают с лиц  

Слои превратившейся в напалм косметики.  

В воздухе пахнет дымом.  

Испаряющаяся отовсюду вода  

Образует дрожащее марево.  

Прохожие, плывущие по колено в нем,  

Почти не отбрасывают теней.  

 

На солнечной стороне улицы  

Отдыхает великое Время,  

Слушая откровения вспотевших музыкантов  

Как симфонию лета.  

 

 

Уровень первый.  

При первом беглом прочтении этого стихотворения, прямо с названия в воображении начинает возникать картинка: улица, жарко, одна сторона улицы на ярком солнце и прохладу можно найти только на другой стороне. Ну и так далее, лирическое образное описание жаркого городского полудня, когда от жары и солнца плавятся мозги и лень шевельнуть пальцем. Но вдруг, почти добравшись до конца стиха, буквально спотыкаешься об одну странность в тексте. Интересно, если прохожие не имеют тени, то почему ее должны иметь дома? Но если у домов нет тени, то нет и солнечной стороны улицы, потому что ВСЯ улица будет залита солнечным светом. У этой улицы все стороны солнечные, и вообще, здесь не важны. И, значит, название ничего не говорит об истинном смысле сказанного в тексте, а получившаяся складная картинка всего лишь внешнее прикрытие.  

 

Уровень второй  

Без сомнения, одну из главных ролей в этом стихе исполняет Солнце. Солнечный свет в полдень безжалостен. Он беспощадно высвечивает все морщинки и изъяны, под его лучами невозможно спрятаться или притвориться. Может быть, в этом состоит главная опасность? Солнц обнажает истинную сущность. В стихе оно заставляет всех что-то из себя извергать и отторгать, освобождаться от лишнего, срывает внешнее прикрытие. Всё и вся меняется под его лучами. Откровения, превращенные в громкие хаотичные звуки, с мощным усилием изливают из себя музыканты (как водопад). Дамы отторгают от себя вместе с кожей слои косметики, обернувшейся напалмом (это особенность напалма, слезать вместе с кожей). Вода освобождается от пара, то есть переходит в другое состояние. Но и пар немедленно преобразуется в марево. Прохожие уже отторгли, отбросили от себя тень, ее не существует. Даже прочные «Мерседесы» под лучами солнца изгибаются и меняют жесткую форму (плавятся). «В воздухе пахнет дымом»!  

 

Уровень третий  

Нет дыма без огня, а что же за огонь разгорается здесь? Конечно, солнце тоже огонь, но роль солнца скорее обнажить угрозу, чем ее нести. Хорошего не опасаются, опасность – на то она и опасность. Какой-то ее негативный знак обязательно должен проявиться в словах. Наиболее явный неположительный оттенок, на мой взгляд, сосредоточен в «дамах».  

Дозвольте сделать небольшое отклонение в сторону. Меня всегда несколько смешит (и наводит на глубокие размышления!) новомодное обращение «дамы и господа». Как говорится: «в одну упряжку впрячь не можно коня и трепетную лань». В этом обращении только поменялись роли. В совместной упряжи не рабочий конь, а благородный скакун, и не трепетная лань, а нечто обыденно-легкомысленное. Дело в следующем: пару к слову «господин», составляет «госпожа». А к «даме» парным словом будет «кавалер». Чувствуете разницу?  

Нет, как хотите, но слову дамы в стихе соответствует явно негативный смысл, особенно в сочетании с эпитетом серьезные и разоблачением их внешности. А теперь, в связи со всем вышесказанным, самое время заметить еще один оттенок, тоже разлитый по всему тексту: эротичность. Вот какая последовательность легко прослеживается. Напряжение, усилие и излитие (уже отмечалось), легкая неуверенность (кругом марево), релаксация (вспотевшие музыканты). И влага, влага, влага…. В виде изливающихся звуков, испаряющейся воды, плавящегося металла. А потом Великое Время отдыхает. Согласитесь, что дамы к этой ниточке имеют непосредственное отношение. Не в них ли спрятана опасность? Обычно боятся непонятого ;-).  


Комментарии (выбрать просмотр комментариев списком, новые сверху)

kuniaev

 2008-05-19 16:17
Ух ты! Как это все интересно! В Питере есть улицы на которых до сих пор написано: эта сторона улицы наиболее опасна при артобстреле. И есть песня американская, джаз – На солнечной стороне улицы. Все это и вдохновило. Музыканты ведь джаз играют, это очевидно. Дамы – в мерседесах. Как же еще назвать женщину в мерседесе? Спасибо за разбор полетов, было безумно интересно читать!

Puh

 2008-05-25 18:41
Это-то понятно, ЧТО вдохновило... Но почему вдохновило, и почему именно это, и какой из всего этого может быть сделан вывод?
А ведь, кстати, легкий отголосок войны у вас в стихе тоже есть, он в дыме, в напалме, в тяжелых звуках, падающих на асфальт.

NinaArt

 2008-05-19 19:18
У Вадима грандиозное произведение!

kuniaev

 2008-05-20 01:09
Самое грандиозное мое произведение спит сейчас сладким сном под соловьиную песню. :)

Puh

 2008-05-25 18:45
То ли еще будет, когда вашему самому грандиозному произведению соловьинные песни не будут давать спать :-).
И вообще, нехорошо останавливаться на достигнутом :-)))

Bondarenko

 2008-05-24 15:28
Вадим Куняев – замечательный поэт!


 

  Электронный арт-журнал ARIFIS
Copyright © Arifis, 2005-2024
при перепечатке любых материалов, представленных на сайте, ссылка на arifis.ru обязательна
webmaster Eldemir ( 0.004)