Чёрный квадрат. / автор статьи Нина Волкова 11.12.2006 14:18
ЧЕРНЫЙ КВАДРАТ – продукт рефлексии над развитием европейских художественных традиций.
До знакомства с этим изданием я примерно мыслила так же ,как Автор Etel журнала ARIFIS в своем произведении о высмеивании «Черного квадрата» Малевича.
Слева внизу: К. Малевич.Динамический супрематизм №57.1916
«К.С.Малевич крупнейшая фигура авангардистского движения , новатор искусства ХХ в., создатель супрематизма» для меня не звучали и особых представлений не давали. Ласкал взгляд реализм, расслаблял или заряжал, вдохновлял или опустошал, позволял куда-то двигаться, чего-то достигать, познавать.
И вот в руках книга."Малевич прошел по многим течениям как некий смерч, который выдул из них все лишние наслоения и обнажил стилеобразующий ствол...","Малевич создает супрематизм, это скачок в беспредметность, революция в живописи, преодоление земного притяжения ради достижения безвесия, переход к принципиально новым формам познания".
Я стала каждый день разглядывать беспредметные работы, в т.ч. «Черный квадрат».И постепенно начала понимать, что глядя на авангардные работы , я могу очень многое домысливать, вплоть до современных предметных ассоциаций, создавать в сознании свою сказку увиденного, свое произведение, свои цвета.Я поняла , что люблю работы Сезанна за «волокнистую» пластическую систему авангардного прибавочного элемента; работы Е.Кремницкой за «серповидную» пластику кубизма, А Малевича за «прямую» супрематизма.
«Черный квадрат» потребовал от своего создателя теоретических размышлений и он называл его царственным младенцем, который по заключению К.Г.Юнга,"исключительно разнообразен и принимает самые разнообразные формы,как,например, форма драгоценного камня,жемчужины,цветка,чаши,золотого яйца,четверицы и т. д." А в современном мире ощущается, что за порогом « Черного квадрата» существует ветвление виртуальности."
«Новое искусство – это особое видение мира.Наряду с описательным искусством,служащим литературе, существует "искусство как таковое», беспредметное искусство или с предметными формами, но независимое. Живопись есть самостоятельная форма мышления и познания"( Казимир Малевич. Каталог выставки.СПб.1988). Впервые квадрат появился на занавесях оперного спектакля"Победа над солнцем" в 1913 году, а только в 1925 в статье Л.Лисицкого « Искусство и пангеометрия» осуществляется одна из первых попыток осмысления «Черного квадрата» как продукта рефлексии над развитием европейских художественных традиций, итога живописной эволюции, – открытие универсальных оснований, обнаруженных в чистом виде, а также предостережения от упрощенного понимания его как геометрического орнамента и просто правильной геометрической плоской фигуры."
"Есть два супрематических квадрата- черный и белый квадрат на белом.Обоим достается.Постоянно нападают и на белый квадрат на белом.Совсем недавно один московский художник повторил шаблонную мысль о скудости живописных средств белого квадрата на белом.Наоборот!Возьмите два белых отношения и я скажу, живописец ли вы."
«Как бы не относились к квадрату люди, положительно или отрицательно, варя в нем картошку и кашу, ненавидя его и друг друга, в искусстве и сейчас живет эта форма бытия"(Стерлигов В."Я держу в руках зеркало..."// Каталог » В круге Малевича".СПб.,2000.С.292).
Живет, существует и позволяет свободно смотреть за горизонты линий, «осмыслить новое мировидение на уровне самоорганизации Вселенной в человеке». И мне в этом помогает, и на меня действует , развивая творчество. Буду счастлива, если смогу написать необычную авангардную работу, свой макрокосмос. Комментарии
|