Загадки творчества
добро пожаловать
[регистрация]
[войти]
«Искусство - зеркало, где каждый видит себя.» ( Гёте )
Загадки творчества > Чёрный квадрат.
 Чёрный квадрат.  /  автор статьи Нина Волкова  11.12.2006 14:18

ЧЕРНЫЙ КВАДРАТ – продукт рефлексии над развитием европейских художественных традиций.

До знакомства с этим изданием я примерно мыслила так же ,как Автор Etel журнала ARIFIS в своем произведении о высмеивании «Черного квадрата» Малевича.

Слева внизу: К. Малевич.Динамический супрематизм №57.1916

«К.С.Малевич крупнейшая фигура авангардистского движения , новатор искусства ХХ в., создатель супрематизма» для меня не звучали и особых представлений не давали. Ласкал взгляд реализм, расслаблял или заряжал, вдохновлял или опустошал, позволял куда-то двигаться, чего-то достигать, познавать.

И вот в руках книга."Малевич прошел по многим течениям как некий смерч, который выдул из них все лишние наслоения и обнажил стилеобразующий ствол...","Малевич создает супрематизм, это скачок в беспредметность, революция в живописи, преодоление земного притяжения ради достижения безвесия, переход к принципиально новым формам познания".

Я стала каждый день разглядывать беспредметные работы, в т.ч. «Черный квадрат».И постепенно начала понимать, что глядя на авангардные работы , я могу очень многое домысливать, вплоть до современных предметных ассоциаций, создавать в сознании свою сказку увиденного, свое произведение, свои цвета.Я поняла , что люблю работы Сезанна за «волокнистую» пластическую систему авангардного прибавочного элемента; работы Е.Кремницкой за «серповидную» пластику кубизма, А Малевича за «прямую» супрематизма.

«Черный квадрат» потребовал от своего создателя теоретических размышлений и он называл его царственным младенцем, который по заключению К.Г.Юнга,"исключительно разнообразен и принимает самые разнообразные формы,как,например, форма драгоценного камня,жемчужины,цветка,чаши,золотого яйца,четверицы и т. д." А в современном мире ощущается, что за порогом « Черного квадрата» существует ветвление виртуальности."

«Новое искусство – это особое видение мира.Наряду с описательным искусством,служащим литературе, существует "искусство как таковое», беспредметное искусство или с предметными формами, но независимое. Живопись есть самостоятельная форма мышления и познания"( Казимир Малевич. Каталог выставки.СПб.1988). Впервые квадрат появился на занавесях оперного спектакля"Победа над солнцем" в 1913 году, а только в 1925 в статье Л.Лисицкого « Искусство и пангеометрия» осуществляется одна из первых попыток осмысления «Черного квадрата» как продукта рефлексии над развитием европейских художественных традиций, итога живописной эволюции, – открытие универсальных оснований, обнаруженных в чистом виде, а также предостережения от упрощенного понимания его как геометрического орнамента и просто правильной геометрической плоской фигуры."

"Есть два супрематических квадрата- черный и белый квадрат на белом.Обоим достается.Постоянно нападают и на белый квадрат на белом.Совсем недавно один московский художник повторил шаблонную мысль о скудости живописных средств белого квадрата на белом.Наоборот!Возьмите два белых отношения и я скажу, живописец ли вы."

«Как бы не относились к квадрату люди, положительно или отрицательно, варя в нем картошку и кашу, ненавидя его и друг друга, в искусстве и сейчас живет эта форма бытия"(Стерлигов В."Я держу в руках зеркало..."// Каталог » В круге Малевича".СПб.,2000.С.292).

Живет, существует и позволяет свободно смотреть за горизонты линий, «осмыслить новое мировидение на уровне самоорганизации Вселенной в человеке». И мне в этом помогает, и на меня действует , развивая творчество. Буду счастлива, если смогу написать необычную авангардную работу, свой макрокосмос.

Комментарии

Mistifikator

 2007-01-08 14:16
Если авторитет художника очевиден, то он может писать квадраты, круги и даже выставлять чистый холст. Всегда найдутся теоретики, готовые увидеть необыкновенное и разукрасить свои слова вычурностью заумных терминов.
Черный квадрат Малевича. Да! Он есть и будет.
Синий ромб Сидорова? Нет! Кто такой Сидоров?
Только и всего. Это как нижнее белье Монро, выставленное на аукционе. И берут! И еще как! :)))

NinaArt

 2007-01-08 20:40
Да, но "Ч.К." первичен, он положил основу нового русского искусства , а теперь Сидоровы – его последователи .

Mistifikator

 2007-01-08 21:02
Нет! Ч.К. всегда вторичен.Так как требует раскрученного имени автора. Следует отличать весть от вестника. Рерих говорил, что и муравей может быть вестником. Когда весть значительна...

NinaArt

 2007-01-08 21:26
Этому раскрученному имени после "Ч.К." было очень трудно существовать в условиях ( вплоть до нашего времени ) самой разнообразной критики. Малевич не просил рассматривать его как просто геометрическую фигуру. Примите этот поступок как шаг к новому беспредметному искусству. Тем более, что сам художник прошел очень много направлений, прежде , чем создать супрематизм.
С уважением, Нина.
"нельзя говорить, что рост дает семя или же почва.Можно лишь сказать, что потенциальный рост таится в семени, в загадочных силах жизни, которые в надлежащих условиях приобретают конкретные формы".М.Ричардс

Mistifikator

 2007-01-08 21:36
Я же не против Ч.К.! Просто считаю, что он не может существовать без Малевича. Он двуедин и никогда не самодостаточен. Только и всего. Разумеется, он интересен, как часть автора, как иллюстрация его самобытности...

NinaArt

 2007-01-08 21:58
Очень приятно поговорили.Всегда к Вашим услугам.

jinok

 2007-06-19 12:13
А мне ближе мнение Т.Толстой. У неё есть замечательное эссе о сём квадрате. И для меня Этот Чёрный, всего лишь кич, при всем уважении к нелёгкому и почти проторённому в одиночку пути.
Мне ближе Ван Гог (-и).

Будь я Малевичем, я бы рисовал белую точку на белом))

А эссе понравилось, Нина, очень интересно читать мнение художников о художниках.И иметь свою точку зрения, диаметрально не совпадающую,с другими. Это позволяет заподозрить у автора самодостаточность размера никак не мене того, о ком она пишет!
А это значит, что Ваш микрокосм уже на подлёте!



NinaArt

 2007-06-19 12:29
jinok,милый, я слежу за Вашим творчеством, я Вам очень рада.
Но, чтобы полностью понять, как появилась эта статья, почитайте стих у автора Etel "черный квадрат", вернее комментарии к нему.
С уважением,Нина.

NinaArt

 2007-06-19 12:31
Да,забыла, Татьяна Толстая вообще авангард не признает.
Её кредо – " школа злословия".

jinok

 2007-06-19 12:33
Ну и авангард, наверно,е отвечает ей взамностью))

jinok

 2007-06-19 12:32
Ой спасибо, Ниночка.И я Вам рад! Пошёл читать)) Я тоже всё время мечтал о квадрате накуролесить, да видимо еще время не пришло))

jinok

 2007-06-19 12:44
Нина, а я не нашёл этого стихо) Автор не удалил его? Ссылка есть?))

NinaArt

 2007-06-19 12:49
Смотрите сообщение по внутренней почте у себя.



 

  Электронный арт-журнал ARIFIS
Copyright © Arifis, 2005-2024
при перепечатке любых материалов, представленных на сайте, ссылка на arifis.ru обязательна
webmaster Eldemir ( 0.007)