|
Меч слов В клюве неся
Шел сосед мой, нетрезв
Шар голубой Над головой Поворачивался
Плыло небо из звезд
Кто-то урну поджег во дворе Свет ее, шелестя Освещал и лицо его в ноябре Уводил и держал, уведя
И двойное соседа лицо Как же осень за горло берет Матерка выпускало кольцо И душило огонь в свой черед
А меч слов Улетая, летел
Приходили наверх глядеть
Мать моя и отец От их тел Шла любовь И шар голубой начинал гореть
. (Фрагмент из драматического монолога «"Две птицы" или "Правила приема для поступающих во ВГИК"») «… Да, конечно, я рассказал бы еще в своем фильме о том, как трудно возвращаться в свои города. Я бы рассказал о мастерской резьбы по дереву во Владивостоке, где я работал учеником. Мне было шестнадцать лет, Мастер вырезáл к какому-то конкурсу фигуру пожилого партизана, которого изображал я. Старый воин должен был стоять (почему-то) почти обнаженным и грозить кому-то кулаком. Я поворачивался то так, то этак, гневно вскинутая рука затекала, и по мне расползалось какое-то тщеславное и грустное сознание того, что, вот, мол, будет стоять партизан на выставке, будут люди смотреть, и никто не догадается, что партизан этот – я… Потом мастер вырезáл девушку с юношей, сидящих у окна. Юношу он опять резал с меня. Через шесть лет я приехал во Владивосток, голодный, зашел в «Пельменную» и увидел на стене над столиками эту работу. Я смотрел на этого деревянного недоросля с бутылеобразной головой и плечами, и мне вдруг стало очень жалко себя и обидно… Как-то Мастер сказал мне: «А не попробовать ли тебе самому? Я чувствую – у тебя получится». Он выдал мне кусок треснувшей доски, штихели*, и я приступил. Сначала я нарисовал на доске лицо, затем начал доску обтесывать и опиливать. В процессе работы я понял, что первоначальный замысел погублен и «лицо» трансформировалось в морду, сначала – кошки, а потом – тигра. Увидев, что это тигр, я сообразил, что в связи с близостью Уссурийской тайги и учитывая местный эпос, литературу, я очень верно и тонко задумал свою работу. Я вгрызся резцом в деревянные волокна вокруг своего дитеныша, видя уже и в этом символ: из глубины, из веков, которые олицетворяла грубая, необработанная доска, вдруг проклюнулась добрая морда тигренка… Я вспоминал Сельвинского: «…Это ему от жителей мирных Красные тряпочки меж ветвей, Это его в буддийских кумирнях Славят, как бога: Шан — Жен — Мет — Вэй! Это он, по преданью, огнем дымящий, Был полководцем китайских династий…» Я зажегся. Я вдруг почувствовал, как я узнаЮ дерево, и как дерево привыкает ко мне и начинает доверяться мне. Я услышал его – дерево. Я чувствовал радость и восторг оттого, что оно меня слушалось, уступало мне, и я мог уже управлять его – дерева – венами-линиями, только чуть подправляя их и направляя в нужную сторону. Случайно, совершенно неожиданно для меня, перед носом у тигра вырос маленький цветок с четырьмя неровными лепестками, и тигр потянулся с любопытством к нему…. Когда уже было поздновато, я спохватился и вспомнил, что у тигров есть хвосты, и даже на сáмом Дальнем Востоке безхвостых тигров не бывает. Пришлось хвост изыскивать из того, что оставалось, и он получился очень куцым. Этот куцый хвост, разнолепестковый цветок, удивленный тигриный глаз – очень сочетались друг с другом. Мне уже было жалко, что у тигра только четыре лапы, только два уха: мне хотелось еще вырезáть и вырезáть… Но пришел Мастер, остановил меня, дал паяльную лампу и заставил меня сжечь моего зверя, точнее – обжечь. Я послушно, как мне ни было больно, обжигал тигра, потом чем-то пропитывал-смазывал, а потом Мастер забрал старый обгорелый кусок дерева и унес. Через полгода я встретил своего тигра в Москве, на ВДНХ, в «Павильоне труда и отдыха», слушал, как говорили об «интересном авторском замысле», «решении» и проч. И я уже и сам верил, что были и замысел, и решение… …Первую маску свою я вырезáл для Оли. Оля была рядом, работа от этого шла споро: мне хотелось сделать ее быстрее и лучше. Получилась она немножко с разными глазами, с чуть смещенными щечками – монголовидная красавица. Имея уже опыт, я ее обжег и покрыл раствором, демонстрируя свое мастерство и гордясь им. На обратной стороне я сделал отверстие для гвоздя и вырезал: «Оленьке». Она повесила маску у себя дома, над кроватью, и мать ее, которая меня терпеть не могла, первый раз в жизни сказала что-то доброе в мой адрес, вроде: «Хорошо... у него талант… – но тут же поправилась: – ...но это – от Бога, а сам – дурак!» …Как-то, я встретился с Ольгой. У нее дочь, муж хороший, хирург, ходит на судах за границу, привозит всякие именные статуэтки, рисунки каких-то знаменитостей, чуть ли ни Сикейроса; она мне всё это показывала немножко с гордостью, немножко с грустью, а потом, случайно, я увидел свою косенькую монголочку, которая висела там же, где ее повесили семь лет назад… * * * ...Из дерева мягкого сделаю маску я – Первую маску для девочки ласковой... Как ты податливо, теплое дерево, Как ты прощаешь мою растерянность – Линии сами будут вести меня, Лишь успеваю за ними резцы менять... Комната к ужину стружкой заполнится, Будет подружка ее выметать; Так и закружится, так и запомнится – Стружка по комнате будет летать... . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ...Потемнеет маска на стене... Сгинет мастер в дальней стороне... (1979-80)
Во многой мудрости много печали Экклезиаст
* * * Я просто жил, не думая о смысле,Без взлётов и падений, не спеша.Судьбы не колебалось коромысло,Не ведая тревог, спала душа.Но ты впорхнула, оборвав затишье,Поэтка, щебетлива и юна,Счастливая, цветущая, как вишня,Свою весну познавшая сполна,И мне глаза, шутя, открыла лирой.Я стал стремиться вникнуть в суть вещей.Читал Гомера, Пушкина, Шекспира,Театры посещал и вообще…Познал, что «все мы в этом мире бренны»,Лишь пешки в разных партиях Творца.И только тот, кто сделан из полена,Не ощущает ужаса конца.Как страшно жить, о, Господи! А надо …Но нет уже «ни музыки, ни сил».Явилась мудрость – и ушла отрада.И люто, беспросветно я запил…
Над поверхностью пруда, Там, где с ряскою вода, Появилась голова И сказала громко: "Ква! Эй, зелёные подружки, Большеротые лягушки, Ночь наступит очень скоро И пора нам квакать хором!» А закончила едва, Как запели все: "Ква-ква,.."
Жили на солнце, а о другом молчали. Мама учила – надо стараться лучше. Вот набежала туча, и мы сказали: Будем жить в условиях тучи.
Гром посреди раздался, и мы сказали: Поживем в условиях грома. У нас есть вторая печаль внутри первой печали И дом чуть поменьше внутри первого дома.
В доме не прибрано, страшно, но мы сказали: Поживем в условиях страха, Дрожим, лепестки пионерские в актовом зале, Но вдруг мы воскреснем из праха.
Вдруг мы очнемся – нет, или мы качнемся В сторону ту, где были, и где сияли Мамины серьги – мы к ним, а они на солнце Пели и плакали и воскрешать не стали.
Я царь — я раб — я червь — я бог! Но, будучи я столь чудесен, Отколе происшел? — безвестен; А сам собой я быть не мог. Гавриил Державин – «Бог»
Умрешь – начнешь опять сначала И повторится все, как встарь: Ночь, ледяная рябь канала, Аптека, улица, фонарь. А. Блок – "Ночь, улица, фонарь, аптека..."
И нет лекарства в мире лучше От страха стать золой в золе, Чем уяснить, что ты лишь случай - Прекрасный случай на земле. А. Дольский – "Когда легчают сожаленья"
* * * Ну, про́жил эту жизнь, ну, две, ну, три,А дальше что – опять одно и то же?Вновь улицы, аптеки, фонариИ тело, надоевшее до дрожи.Самцы за самок рубятся спьяна,Слегка прикрыв фатой культуры скотство.Бушует доминантная война…Меняются лишь средства производстваИ антураж. Но суть, увы, одна…Следить за этим – каторжная пытка,Как рушились эпоха и страна,Чтоб где-то захлебнулись от избытка.А для чего кружи́тся карусельИ кем вещей порядок узаконен,Не ведаем – не видно нам отсель,Кто правит бал и судит в марафоне.Наука облегчает жизнь толпы,Религия сбивает в кучу стадо,Мы, в общей массе, сле́пы и глупы́,Солдатики вселенского парада.Так хочется порою переменНезримого Создателя питомцам!Прибавит солнце несколько рентген,И закипит кровавый бой под солнцем.Цивилизаций смрадные следыНе раз смывали волны океана,Но вскоре расцветали вновь сады,И сыпалась с небес густая манна.Из века в век стезя твоя, как встарь,Вершины брать, срываясь часто с кручи,Ничтожный и бессмертный раб и царь...А жизнь твоя – всего лишь частный случай.
Беззаботность птицей вольной Упорхнула от меня, Видно посчитав довольно Песен спела веселя.
Я кормил её по-царски, Вин заморских не жалел, Но финал настал сей сказки Улетать её удел.
В края юного безумства, Где ещё не знают бед, Где девятым валом чувства, Где изгоем слово – Нет.
В ком найдёт теперь гнездовье, Райским пеньем опьяня? Осчастливит иль погубит – Срок отмерив для себя.
* * *
Давно пасу я мысль одну, Хотя, казалось, не тупой. И, видно, даром пропаду, Влетев в космический запой.
А помню славные деньки, Без дум, сомнений и нытья. Самоуверенный кретин, Доволен был собою я.
Во что играем, что поём, С тоскою справиться стремясь, Теряя годы день за днём, Надежды втаптывая в грязь?
Но тянет время тетиву, Подаст услужливо колчан И даже вытащит стрелу - Хоть сдохни, только б не молчал.
Кому охота сдуру лезть, Подняв забрало, на рожон? Забыв про совесть, ум и честь, Сидим под юбками у жён.
А правит массою мамон, Душа молчит, погребена. И лишь порой чуть слышный стон Напомнит, что жива она.
Я сам себе вспорю живот, Порежу тушу на куски: Так, где же тут душа живёт? А ну, мозгами-то раскинь,
И через боль бесплодных лет Её на волю отпусти…
Лети, душа, на Божий свет, Не дело чахнуть взаперти.
Софья Андревна разбила яйцо в сковородку и ахнула Облако белое по телевизору кажется Семьдесят лет прожиты – как вчера Но как скользит по тарелке яичница Лаковой пленочкой жира подернута Будто возносится радость и гнев отделяется И опускается гневной монетой на дно
Все справедливо и тело сквозь сбои и трещины Вышло смещенное влево согнулось и мается Вправо смещенное внуков и правнуков около Сладкий разгон торможение ветка в окно
Стукнет и белая Софья Андревна возносится Вправо к серванту где зеркало пыльное солнечно Где огонечек наливки и рюмка хрустальная Обожествленные фото младенцы и муж при усах Вышли бессмертными в смерть и случилось что Софья Андреевна С вилкой берущей яичницу внуков и правнуков около Облака из телевизора и херувима сервантного – Памятник дрогнувшему но устоявшему Быть невозможному прошлому-настоящему В пленочке лаковой где все навсегда пронеслось Вечное «да» и скольженье И мы просим нас помянуть
* * *
Была попытка к бегству хоть куда. Из серых будних дней хотелось в сказку. Вина и водки взяли под завязку, Закуски маловато – не беда.
Известно – между первой и второй Зазор неуловимо минимален… Из тесных кабинетов, душных спален Нырнуть хотелось в омут головой,
Вне сериалов, шоу, пошлых драм Себя почуять дерзким великаном… Сменить решили рюмки на стаканы, Повысив дозу сразу на сто грамм.
Полёт нормален – вышли на семьсот! Кордоны сзади, вырвались из зоны, И побоку унылые резоны, Когда волна горячая несёт…
А утром, как всегда, опять жалели, Что не оставили ни капли на похмелье.
Страницы: 1... ...40... ...50... ...60... ...70... 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 ...90... ...100... ...110... ...120... ...130... ...150... ...200... ...250... ...300... ...350... ...400... ...450... ...500... ...550... ...600... ...650... ...700... ...750... ...800... ...850... ...900... ...950... ...1000... ...1050... ...1100... ...1150... ...1200... ...1250... ...1300... ...1350...
|