|
Всем рождённым даются бесплатно на смерть лишь права, Вот и вяжешь верёвкой намыленной дней кружева. Успевай лишь отсчитывать петли... На котором часу чёрт затянет потуже регат, И успеешь ли спрятать сердечные тайны под кат? Подберёшь иероглифы, нет ли...
Не стилографом вечным, не вслух, не гусиным пером И не шариком венгра, не ката стальным топором, А простым карандашиком (грифель поддаётся очинке) чудные царапнешь слова По бумажной щеке и царапина, кровью жива, Покрывается коркою мифа.
В карандашной легенде поселятся духи людей И предметов, и смыслов. Поступков, желаний халдей, Растекаешься мыслью по древу. Как древесный жучок, все ходы изучив под корой, Прогрызаешь тоннели, словесной увлёкшись игрой, Точишь зубы за так, для сугреву.
Согревая собою морозную гулкую тишь, Сквозь часы ожиданья страницами тихо шуршишь, Добираясь до сна или смысла. Но на вкус и на запах слова, как бумага, сухи, Растворяешь сухое в вине под названьем стихи. Тянет книзу не спирт, коромысло...
Два ведра пронести в темноте, не разлив ни глотка, Не согнав ни совы, ни сверчка с золотого шестка, Очень трудно. Вселенская осень Раздаёт всем по вкладу из песен в печальный настрой. Блудный месяц гусаром залётным без прав на постой Завернёт на ночлег и не спросит.
Что тут спрашивать, знает двурогий зимы прейскурант. Сколько стоят висок побелевший и тёмный талант, На который, упав, уповаешь... Звёздный свет холодит, но сжигает бескрайнюю ночь, О которой со зрячим молчать и по-Брайлю толочь...
Прозревая, слепца понимаешь.
Морской этюд.Послушай, сколько музыки во всём,что нас с тобой связало в этот вечер...Смычок весла над морем занесён,волна поёт струной, и бесконечен,протяжен ветра здешнего мотив,звенит цикад прерывистое скерцо -и все аккорды сумерек вместив,прибоя бьётся трепетное сердце…*(фото автора)
С днем рожденья, Нина! Лучик наших душ, жрица мастихина Высшая, к тому ж.
Ты – Богиня кисти, красок и цветов! (Пьёт за это виски Вова Кондаков).
Что я пожелаю? А чего желать? – Время урожая. Надо собирать.
Выплеснуть на волю краски из души – чтобы ветер в море!.. Небо! … Солнце!... – Жизнь!
1. Буква «О» и много сот - Есть сорняк такой,..
2. С буквой «О» порядок строг, Чуть не так – иди в ...
3. На букву «Зэ» во время Ноя Не испытали люди...
4. Рак малюсенький, рачок, С буквой «Зэ» – в глазу...
5. Не упрячешь ты в мешок С буквой «эС», простой...
6. Буква «эС» с большою лавкой Станут малой птичкой...
7. Лучше праздничный наряд, Чем на букву «эС» – ...
8. Буква «эС» с кирпичной кладкой На одежде станут...
9. Небольшой и ценный клад С буквой «эС» – огромный...
10. С буквой «эС» усатый кок Очень быстро в камбуз – ...
02.07.09
Николай Иванович не только главный редактор, но и главная достопримечательность нашей редакции. За глаза его называют либо Дед (если хотят восхититься тем, что он на прошлой редакционной пьянке дёрнул сто грамм и пел частушки, а ровесники в его возрасте и из дома-то нечасто выходят, если вообще доживают), либо Пень (во всех остальных случаях). Дочитать то, что он пишет, до конца тяжело, но это не из-за возраста, у него и сорок лет назад были сплошные «бурные, продолжительные аплодисменты», по особо важным поводам переходящие в «нескончаемые овации», а когда он берётся править написанное другими, хочется схватиться за голову и выть от тоски. Что бы там ни было изначально, к концу будет сплошной официоз, читая который преподаватели журфака ласково интересуются: «Деточка, а вы не думали о другой профессии?». Каждый раз думаю, как прочитаю новый номер... Во мне кипит семнадцатилетний максимализм. Хочется свергать авторитеты, срывать покровы и писать так, чтоб каждое предложение хотелось бесконечно перечитывать. Коллеги в курилке угощают сигаретой и призывают беречь нервы ("Тебе ж ещё детей рожать, ребёнок!", – привычно шутит Андрей, и все привычно хихикают) и относиться ко всему проще. Ответственный секретарь Валера говорит, что районная газета – не для того, чтоб блистать глубинами литературного стиля. Правда, когда я спросила, зачем же в таком случае, Валера посмотрел на меня, как на неразумное дитя дошкольного возраста, и пообещал, что вырасту – пойму, а пока посоветовал писать то, что нравится, в стол. Саша советует научиться восхищаться талантом Пня нашпиговывать текст таким количеством штампов, и попробовать переплюнуть его в этом (так Саша и получил полгода назад областную премию за лучшую статью). Нина предлагает подмазаться к Галине Ивановне из отдела писем: неизвестно, что там было у этой Галины с Пнём в далёкой молодости, но материалы её отдела почти не правят, и вообще он её как будто побаивается. После номера, посвящённого юбилею издания, моё терпение лопается. Нина, конечно, предупреждала, что, рассказывая читателю о работе редакции, Пень непременно напишет под моей фотографией «наш молодой, подающий надежды кадр», но я не ожидала, что это будет так мерзко, и фотографию выберут самую дурацкую, с празднования чьего-то дня рождения (я с рюмкой в руке и взглядом, устремлённым внутрь себя, а чёлка сбилась набок и не прикрывает прыщ на лбу; не докажу ведь никому, что пьяна не была, и тот бокал был единственным). Не говоря никому ни слова, я написала заявление по собственному желанию и, пока сессия не началась, а новую работу не нашла, решила писать рассказы – для оттачивания стиля. Я сварила себе кофе, создала в ворде файл rasskaz.doc, глубоко вдохнула и набрала первое предложение: «Был чудесный солнечный день».
Балладилья о рояле поэта
Чёрной ракушкой выброшен к отмели Стикса музыкальный щелкунчик, Кристобаль близорукий
сквозь открытую створку с улыбкой сфинкса цедит музыку перламутровым звуком.
Над клавишами времени силки расставлены сетчаткой паутинной. И мякотью латунною колки свивают гусеницу струн пружиной.
Цикады времени меж медных струн живут, в янтарных сотах ульев неумолчных цикутой памяти питая мёд минут, пружинным кружевом свивают кант бессрочный.
Скажи, о чем играть? Зачем, скажи! В распахнутую настежь сердца клетку влетают птиц янтарных миражи и вьют гнездо на подреберной ветке.
На птичьем зеркальце пыльцы цветочной шаль, иль это клавиш вензели литые закрутят струнным кружевом в спираль решетки парков, ветки, мостовые…
И по клавишам, как по щебню Гранады, мерит пальцами вёрткие мили то ли горный гул громовой канонады, то ли вздох рыдающего Боабдиля.
Там, где небо обронит лазури ведёрко в глубь ущелья, гулкого, как базилика, отзовется эхо: «Гар-си-а Лор-ка…», булькнув цепью колодезной: "Ты, Федерико?"
Из блестящего – чёрного лака – комода рвётся счастьем, болезнью, безумьем, горем, плещет музыка полой водою без брода и беснуется в пальцах покорным морем.
И кружится крыло околдованной птицы в крышке лаковой небосвода. Как пленительно в бездне кружиться в такт неточности тщательного перевода!
Соком звёзд истекает луны апельсин, плеском клавиш утоплен в янтарном просторе, точно в миг распахнутый – Моцарт, Шопен, Дебюсси? - воскрешаются небо, горы, и море.
Снежный цинк перламутровых клавиш мерцал меж бугристых, как ночи, где плачут совы. - Что ж ты Богу в сердце своём сказал? - Я молчал. - Что ж Ответил Бог? - И Он ни слова…
Замедляется века оглохшего иноходь на последнем витке механического завода. Плещет в лунной заводи звёздная плоть в такт неточности тщетного перевода.
Ветер спугнутой птицей взмахнет изумрудным крылом из маренговых перьев, словно души ушедших мольбой помянет вздохом занавесей день успеньев.
А душа пойдёт одиноко бродить по лугам, орошённым росой Грааля, да вдруг примется тетиву мастерить из струны сиротеющего рояля…
13.04.2000.
Плач по Федерико I "В одной из многих могил, доныне безвестной, лежит гранадский поэт и еще трое убитых – два тореро и хромой школьный учитель". Н. Малиновская, Испания в сердце поэта, Литературная газета, 16.07.86 (№29) Он стал землею и небом Гранады, стоном гитары, немой ворожитель. С ним победили глухую громаду два тореро и хромой учитель. А дуэнде, певец печальный, собрал чёрных скорбных розалий и вступил в нескончаемый, чёрный и нечётный размер пассакальи. Над надгробьем в безвестной ограде ветер – метущимся эхом – проситель. Медленно плыл на волнах серенады, в шлюзах Альгамбры дремал искуситель. Встретились с вечностью у эспланады два тореро и хромой учитель. Не танцуй! Он, быть может, вернётся. Не оплакивай ветер веселья. Но совсем почернело солнце в пассакалье августа осенней. Не печален, погружённый в осень, и не весел, сам себе мучитель. Разольётся половодьем осень, всех печалей и тревог гонитель. Растворятся в плеске гулких весёл два тореро и хромой учитель. Не танцуй! Все давно позабыли, даже ветер не помнит веселья. Не унять только мертвенной пыли в пассакалье августа осенней. Осень дорогу выплещет к морю, горечи соли извечный носитель. Мареву моря задумчиво вторит воспоминаний печальный воитель. Всколыхнули розы рыб в просторе два тореро и хромой учитель. Не танцуй! Не узнает теперь он ветер счастья в мгновенья веселья. Он досмотрит свой сладкий сон в пассакалье августа осенней. Здесь и прилива, и смеха, и пенья, и партитуры, и духа хранитель. В краски детства, в блики гаммы тленья перельется синий тот краситель. В волнах осени в приливе опьяненья два тореро и хромой учитель. Не танцуй! Не обманывай память. На ветру только флюгер в веселье. Жестяная стелется наледь в пассакалье августа осенней. Юность до старости не смирится. Старости юность – плохой поручитель… Небо кружит, как крыло голубицы, вешнею песней наполнив обитель. Песенным зовом стали, как птицы, Два тореро и хромой учитель. Не танцуй! Танец твой без возврата. Ветер ждёт в западне растений, и разбойна его расплата с пассакальей августа осенней… 25.10.1996 г. II Корриды геометрия проста: всё сводится к пересеченью траекторий, которыми друг друга волокут тореро и судьбой клейменый бык. Все сходится в овал арены, в точку встречи, расчисленную ритмами минут. На песке с усердием писца они вычерчивают танец смерти, два грациозных беглеца, два неразличных близнеца, два гордеца, иль два лжеца, два мудреца, иль два глупца, две жертвы, или два жреца, две одалиски, два скопца танцуют этот танец смерти. О, только б зрителей сердца не разорвали страсти черти! И бледность смуглого лица с невольной спазмой рук у горла, и смех, и грех, и хрипотца в словах, произнесенных гордо: "Ладони с геометрией сдружа, расчисли линий звёздных пируэты, чтоб избежать то рога, то ножа в корриде меж судьбой и силуэтом". А по ладони, точно лабиринтом, блуждает в тропах нерождённых строчек поэт Пьеро, одетый страшным флинтом и спрятавший в карман наивный колокольчик. Сбежит за поворот, очутится в кармане тропа средь гор, сорвав воздушный венчик, и, кружево измяв на облачном волане, засунет вместе с ним козлёночий бубенчик. Как скупо обвела судьба арены круг, в песчаный зодиак впечатав все дороги! Повергнутый рыхлит песок, как плуг, зацепленный за ледяные ноги… Оглохшие кусты и ягод кровь взметнутся: не шторм и не обвал, а выстрелы в упор. Бубенчик с колокольцем разобьются в осколки неба, где недвижен взор…16.01.1997.
"Возможно, это всё мне только снится... Часы пробьют двенадцать раз подряд И золушки, и платья (даже принцы) Мгновенно превращаются назад." Алексей Керженевич Опять я сплю, и мной владеет чувство Заслуженно утраченной вины... Часы двенадцать раз пробили густо, Но не подряд, а как-то вдоль спины. И золушка, и фея дружно обе, Насквозь примерив туфельку с утра, Мгновенно превратились исподлобья Не то вперёд, не то позавчера. А я, решив навылет быть попроще, Бесхитростно обласканный судьбой, Кружился в танце! С Золушкой – наощупь, А с феей – то повзводно, то гурьбой... ...Когда часы пробили сто пятнадцать, Мы с принцем раздавили пузырёк... Хорошие мне сны по пьянке снятся Стремглав намедни дескать поперёк! ***
Опять кончаются деньги и нужно брать новый заказ. Это я понял, когда заглянул в холодильник и не нашел там кефира. Тоскливо. Жить можно без утреннего сока, даже без вечернего пива, но не без кефира на ночь. Это как барометр. Когда эта сеть с австралийским зверем на лейбле перестает завозить тебе продукты, значит, кредит подошел к концу, надо идти на работу, или вскрывать запасы в банке. Это мучительная дилемма всегда заканчивалась одинаково. - Заказики есть? – спросил я, набрав номер с телефона, который не доставал из сейфа недели три. - Мы уж решили, что ты в завязке. Заказы всегда есть. С детьми не берешь? - Не, это уже браконьерство какое-то. - Ладно, тогда как обычно. Есть заказ на холодное оружие. - Аниме что ль насмотрелись? - Ну, типа того - Штопор сгодится? Не тащить ж мне катану через полгорода? - Надбавка гарантируется. - Вы серьезно, катану? Подумаю. Так и до бензопилы можно докатиться. Мне нужно в центр, или в трущобы. В спальном районе искать смысла мало. Там они маскируются под своих, а вот в других местах, где людей полно, их бдительность может ослабнуть. И все. Беру фотоаппарат с маленьким объективом – чтоб не думали, что папарацци, и вперед. Дебильный вид обязателен. Сейчас зима, значит это длинный шарф и желтые ботинки. С моей рязанской рожей за иностранца себя не выдашь, будем делать фрика. Стоять с камерой перед какой-нибудь барочной церковью, которые различаются для меня только цветом – дело нехитрое, а вот что фотограф может ловить у универмага постройки семидесятых или апгрейденного кинотеатра? Только людей фотографировать. Ко мне скоро привыкают и даже самые недружелюбные – старухи и толстопузые дядьки перестают делать фейсы кирпичом. Может, ну его нах, уйти в фотографы? Так можно проходить несколько дней и все без толку. Я уже с бомжами перезнакомился, теми, что ночуют у подъезда банка – тут теплее, и к деньгам ближе, скалятся. Пару раз разбрасывал приманки – ракушки каури, но их никто не брал. Отчаяние – верный советчик. Еще не разу не подводило. Устав от бессмысленных походов по центру, я еду в спальный район. Здесь другая технология – чужака на раз вычислят. Придется тащиться в супермаркет, или торговый центр. И убрать камеру с глаз долой. У входа в этот супермаркет на стене был нанесен оберег, замаскированный под граффити. Вот и славно. Я подошел к стеллажу с пивом. Взял баночку и пакет чипсов уселся прямо на развал с пакетами сока, откупорил, сижу, пью. Ждать пришлось недолго. Появилась молодая женщина в клетчатом пальто. Она толкала перед собой тележку, наполненную раковинами каури, ну или устрицами, осьминогами, угрями и форелью. Я взялся за телефон. - Готово. Сто тысяч прямо сейчас. - Какой быстрый, – отозвались на том конце, – Посмотреть нужно. Я помню, помню. Как будто бы они мне заплатят, если я ошибусь, чистоплюи. Женщина была красива, но неестественна, будто ее облик создавали в фотошопе существа, прекрасно изучившие анатомию, портреты людей, но ни разу не видавшие их вживую. И потому эта красота больше отпугивала. Я пошел за ней. Через три квартала женщина, явно устав от преследования, остановилась. Я приблизился и сказал ей в спину: - Завтра ты умрешь. Она молчала. Я обошел ее – так и есть, склоненная голова, никакой мимики на лице, меня словно нет. Я разозлился и хлестнул ее перчаткой по рукаву. - Завтра тебя не станет. И знаешь, как это произойдет? Утром, когда ты выйдешь из дому ты увидишь на скамейке самурайский меч, или пожарный топор, не важно. Ты возьмешь его в руки и пойдешь в ближайшую школу, ЖЭК, или в магазин. Закроешь за собой дверь и начнешь убивать всех, кого увидишь. А потом выскочишь на улицу и будешь бросаться на прохожих. А когда надоест, вернешься домой и выпрыгнешь в окно. - У меня второй этаж – прохрипела женщина. - Значит, это будет окно соседей. - Ничего оригинальнее не придумали? Могли бы сказать, что я съем свою мать, или пойду в зоопарк и скормлю себя тиграм? Хреново у вас с фантазией. Все это время она надвигалась на меня, раскрывая глаза все шире. Кажется, я выбрал не ту фигуру, подумалось мне на секунду. Может и поцарапать и крик поднять… - Кто бы говорил про фантазию, – отвечаю, – ты хоть раз видела живую лошадь? И не любопытно? Что ты делала вчера вечером? То же что и позавчера – сидела дома, смотрела телевизор, готовила ужин и читала книгу. У тебя всего три канала в ящике, а книгу эту ты читаешь уже полгода и забыла как она начиналась. Кстати, на ужин только овсянка или мюсли. Но ты можешь вспомнить, нравиться тебе их вкус или нет? Твоя программа зациклилась и давно. - Это не правда. У меня все отлично. И это не овсянка а бурый рис… - Там где рис, там зеленый чай и коврик для приготовления суши, а на стене австралийская маска и в сумочке айпод. Есть молодой человек. Ты встречаешься с ним по субботам у него дома. Но никогда не оставляешь его ночевать у себя. Я читал это с карточки, которую вытащил из бумажника. Там их еще 11. - И что, будущее мое вы тоже предсказали по карточке? - Тут много ума не нужно. Поживи я пять лет такой жизнью как ты, я бы сам схватился за топор и побежал рубить соседей. Женщина передернула плечами. - Если у вас все расписано, может скажите, что я сейчас думаю? - Конечно. Я люблю с молоком и без сахара. Она некоторое время смотрела на меня исподлобья, потом сказала - А почему нет… В квартире было как в кукольном домике, только как будто нарочно были разбросаны некоторые вещи, что создавало видимость беспорядка, например, в прихожей. Предыдущие модели вылизывали каждый квадратный сантиметр свой территории. Как будто от этого зависела их жизнь. Похоже, программа обучается. Она вышла не в домашнем халате, а в джинсах и вязаной кофте. - Как долго все это может продолжаться? – сказал я. Она следила за тем, как рассматриваю ее квартиру и теребила рукой браслет на запястье. - Вам не нравится? - Да мне даже не любопытно. Я хочу, чтобы ты задумалась… если поставить здесь видемонитор, ты смогла бы увидеть, как повторяется цикл осмысленных движений. Повторяется без конца. Хотя, что я говорю, ты это давно заметила и пытаешься обмануть себя, совершая маленькие безумства. Как, например, приглашая меня сюда. Я остановился у австралийской маски. - В детстве ты видела фильм о безумно красивых чувствах и запомнила эту маску на стене. Так нас дурачит фень-шуй. Если что-то пошло не так, есть надежда, что, поменяв местами картину и маску, или кухонную плиту и холодильник, мы получим результат. Или вместо того, чтобы приготовить сегодня штрудель, позвать незнакомца. Ломая привычный ритм жизни, ты создаешь себе иллюзию, что живешь по-настоящему. - Вы ведь говорили не про кофе? Вы не думайте, я вас слушаю, просто вы говорили не о кофе, а о чае, ну тогда. На улице. Пойду, поставлю чайник. И уже из кухни: - Для чего вам фотоаппарат? - Чтобы не вызвать подозрений. - Вы секретный агент или супергерой? - Тут, родная, все просто. Представь себе конвейер с которого сходят тысячи машин. Роботов. Они все запрограммированы на что-то одно. Кто-то быть курьером. Кто-то сгибать прутья. А чтоб вопросов не было, память надо делать покороче. Тогда и жизнь кажется интересной. Но попадаются бракованные экземпляры. Они все помнят. И вшитые блокираторы не успевает их переключить на какую-нибудь заморочку, вроде детей, или игральных автоматов. Они бессознательно понимают, что заняты хуйней, простите. Это осознание бессмысленности накапливается у них и через некоторое время они начинают заглушать его – алкоголь, наркотики, опасный секс, прыжки с парашютом. Но и это не всегда помогает. И наступает тот момент, когда машина ломается. Моя работа – помочь такой машине. - Вы психотерапевт? - В некотором роде. Я помогаю за деньги. Она отвернулась: - Уже поздно, мне кажется, вам пора. - Я бы хотел остаться. Она пожала плечами, поправила прическу: - Я вам постелю на диване. Утром я вышел из ее подъезда и закурил с тоски. Карточки не врут. Подъехал автомобиль. Стекло опустилось. Водитель в белом свитере небрежно произнес: - Годится. Деньги и инструмент в багажнике. Я открыл багажник. Взял сумку. Сунул туда нос, вроде все правильно и покосился на инвентарь. - Да. Твои были правы. К пропаренному рису и зеленому чаю нужна катана. Подделка? - Конечно, не эпохи Эдо, скорее из квантунских трофеев, но кровушки попил изрядно. Взял японский меч, вытащил его из ножен и положил на скамейку. Смотрелось очень хорошо – яркое на солнце лезвие на облезлой зеленой скамье. Видно каждую царапину на полировке. Навел фотоаппарат и сфотографировал. Сегодня будет много снимков. Где-то наверху уже хлопнула квартирная дверь. Перед тем как сесть в автомобиль, повернулся к наблюдавшему все это алкашу на детской площадке. - Кузьмич, как тебя там… у тебя есть 15 секунд чтобы добежать до своего подъезда, закрыться и вызвать милицию… Алкаш смотрел то на меня, то на меч, лежавший на скамейке. - Ни разу еще не слушались, – добавил я вполголоса, обращаясь к водителю. - Живые, они всегда так,- поставил диагноз водитель. Страницы: 1... ...50... ...100... ...150... ...200... ...250... ...300... ...350... ...400... ...450... ...460... ...470... ...480... ...490... ...500... 503 504 505 506 507 508 509 510 511 512 513 ...520... ...530... ...540... ...550... ...600... ...650... ...700... ...750... ...800... ...850... ...900... ...950... ...1000... ...1050... ...1100... ...1150... ...1200... ...1250... ...1300... ...1350...
|