|
Зима в Ираке - Враки... драки!... Куда ты, брат? Снаряд!... Твои разломанные плечи С вечера Лежат. Обугленное мясо - Брасом... Брасом!... Куда ты? Врешь! В песке по шею, Раскинув руки, Плывешь, плывешь... Навстречу солнцу - К лучу, К оконцу... Здесь нет окна! Лакает сука Ковшами жизни До дна, До дна...
На смотровой площадке – тишина. Ночь льёт с Медведицы не свет, а молоко. Звезда в бокале – непонятная, одна, Глупа как истина, красива как прелюдия, Сонаты, ненаписанной никем. Останемся людьми, отпустим на свободу, Стихами белыми последние листы. Возьмемся за руки и с Эйфеля шагнём В замедленную съёмку по Шагалу. Когда ночь встретила их лицами в толпе, Перекрестились и араб, и иудей, Под шипы змей своих – она его узнала…
Музыкальный альбом I Тема...взмывает музыка с колосников органа,неистово взнесён огонь сердечной речи,зажжённый от костра с заветного кургана,и освещает тьму величием предтечей.Гуди, печной огонь! Вы, мощные мехи,вдувайте воздух нив в расплав сердечной топки!Вязанкой хвороста лежат мои стихинад займищем огня в пергаментной щепотке.Кровь дымных строк стучит в сердца колоколов.Свой яростный полёт срывая в боль ожога,поднимет пепел крыл охотных соколовмоих разговорных тетрадей с богом.И пусть твердят потом, кого я отравил,пусть ищут нарасхват свидетелей и судей!Им не сыскать тех вин, им не испить тех вин,Им не постичь вовек моих дикарских сутей!Лети за медью труб, созвучных с вышиной,за сполохом тоски, костром занявшей душу,лети, моя душа, за дикой тишинойсквозь дикие края – над морем и над сушей!Лети, безмолвный звук, упавший из пустот!Лети, обрывок чувств, мерцающий во мраке!Лети, слепой вожак, в пустыне зыбких нот,лети, мой поводырь в вороньем старом фраке!Над клавишами лет парит твоя ладоньи ладанкой во мгле мерцает хищный взгляд,единым взмахом рук ты сдёрнешь оболоньи прикоснёшь к душе калёный звукоряд,и параллели струн в ладах меридиан,окутав сердца звук под нёбом отзовутся,и с музыкою сфер хвалебный мой пеан,и с гаммою настройщика сольются...Молчанья мерный гул и грохот звёздных волнв цунами и самум сливаются бездонно -- гудит органный вздох и, глуби вышней полн,у пересмешника в свирели ищет лоно...04.01.96 II ВариацииЗацелована клювом свирели,убаюкана в зыбочке скрипки,забывалась под сердцем гитары,а очнулась в груди виолыпод рукой виртуоза артиста,изваявшего нежное чудотонкоглинянного сосуда,самоцветного, самозвучного,точно слепок поющей мадонны,заломившей в истоме руки,опрокинувшей в обморок счастьяочарованный мир музыканта,уносимого, как Ланцелот,на органном крыле дракона,а вернёт и излечит душузвёздно-мудрый кентавр – фортепьяно,повторяя над зыбочкой скрипкипоцелуи свирельного клюваи удары гитарного сердцав подреберье сонливой виолы...13.01.96 III Весёлый реквием (моцартиана) "Это похороны по третьему разряду: то есть в отдельном гробу, но в общей могиле...Это обойдётся всего в 8 флоринов и 56 крейцеров... Добавим 3 флорина за погребальные дроги...Боже мой... И похороны скворца обошлись нам в ту же сумму!" Э. Радзинский, Несколько встреч с покойным господином МоцартомПохоронили певчего скворцавсего за восемь шуточных флоринови крейцеров – пятьдесят шесть,и своды овдовевшего дворцаразверзли зевы тишины звериной,из клетки выпустив убийственную весть.Помянем же скворца!Он песней нас будил,он веселил нас трелью,он резвый малый был!С талантами певца сидел он за решёткой,и сладкогласый клюв он чистил без конца,и крылья простирал пушистою бархоткой,и перья мрели радужною щёткой -- он щёголь был,он щёлкал и свистал,по комнатам летал, порхал, носился...Теперь он прахом стал и страстный его пыл,наверно, в небесахс душой его бессмертною простился...Лети, душа, лети!Из клетки поднебесья ты видишь ближе рай,где клеть весны подвесив,Всесильный Музыкант слагает душам песни...Лети, душа, лети! Над запятыми нотразвёрнут веер звёзд, как мирозданья грот.Над вечностью пространств душа вновь воскресаетв лазурной глуби вод, а смерть – лишь запятая,и жизнь – лишь оборот извечного мотиваиз текста вечных нот без прозы, без курсива...Но – шутка ли! – рыдали небеса:приплатой на бессмертье – видят боги! -- ещё три флорина, богатства чудеса,три флорина на гробовые дроги...Ах, эти крейцеры!В них – карцеров бряцающих запоры,колючками увенчаны заборы,тюремщиков толстеющих запорыи бесконечной колоннады бор:дверей, ступеней, переходов, камер, залови в воздухе удушенном растворбезмолвия оставленных воксхаллов,который не похитил стражник-вор...Восславьте же Творца!Он нам простил грехии всем безгрешным далслух тишины и пенья,чтоб родились стихи,чтоб онемел воксхаллпред колдовством жреца,чтоб плакало сквозь смехЕго Творенье...05.05.94 IV Бетховен "С сими словами Бетховен подошёл к фортепиано, на котором не было ни одной целой струны, и с важным видом ударил по пустым клавишам. Однообразно стучали они по сухому дереву разбитого инструмента... " В.Ф.Одоевский, Последний квартет Бетховена. 29.07.2005....в глухую высь отверженный Бетховенстучит по клавишам разбитого рояля,как прачка на реке вальком дубаситпо деревянному настилу над водой,и зеркало воды бесстрастно отражаетразмеренные сильные удары, а круги волн,должно, изображают природу волновой стихии звуков...(Природа, между тем, лишь безучастна,свидетельствуя автору ряд тем,которые его воображенье вменяет ей,безмолвно-безответной, таящей, может быть,в шкатулочке заветной свой дивный вздох,свой дивный взгляд и свадебно-единственный наряд,даримый Избранному Богом...)Кому ж открылась тайна тишины??Вдоль кладбищенской ограды бежал мальчишкас палочкой в руке и оглашал окрестности предместьядрянным звучаньем ржавых прутьев, с которыхэти звуки опадали, как ржавчина, когда по ним ударитоглохшей деревяшки оковалок.И долго бьётся звук меж чугуниной деревяшкии деревянностью железных прутьев.Умри, Бетховен! Это – не для слуха!Симфония кладбищенской оградысопровождает день в овраг заката,и соло очумевшей электрички кометой налетит на перегон,тринадцатый от головы вагонспружинит мягко и на твердь перронанеспешно ступит величавая персона,и это будет, несомненно, Он!!Он спустится к тропинке с переезда,минует церковь с крашеным забором,и спросит у меня, идущего навстречу:"Где инструмент моей глухой печали?Где колотушка деревянной стали?!"И я ему, волнуясь, не отвечу,что я сюда приехал ненадолго и вот теперь обратно уезжаю, и пусть он сам бежит за тем мальчишкой,что бьёт по рёбрам тишины извечной,пусть сам себя в мальчишку превращает,с природой безучастной громко споря,размеренные сильные удары по клавишам решётки нанося,как прачка на реке вальком дубаситпо деревянному настилу над водой...27.06.95. V КанторМестечковый кантор был сед,как зимняя береста,и лет ему не менее ста,и как осенний туман, он слеп,и весь мир помещал в тесноватый склепза кухонной занавеской истлевшего холста.И он был глух, как кладбищенский мрак,молчалив и величествен, как обет,когда в потёртый его лапсердакопускали дань за тайну загробных бесед,скудную плату из медных монет...Он принимал от любого заказ,качая головой, как фарфоровый китаец,словно начиная ритуальный танец,и забывался в азарте, впадая в экстаз...Он всю жизнь и всегда только пел,говорил то с Богом, то с душами умерших,этот певчий, ничего не умевшийиз бесчисленных земных и полезных дел,он всегда и всю жизнь только пел.Только КАК он пел!Голос сначала немного хрипели поэтому он, извиняясь, моргал и смотрел,чуть не плача,но, окрепнув, голос всё чище и выше звенели его окрыляла удача.И Ангел, коснувшись его крылом,мелькнув, летелв открытый и светлый Дом,в его алтарный придел.Этот кантор – колдун, чародей и маг!Он забрал моё сердце, а следом – и душу,и забросил в раскачивающийся гамак,и вот теперь я замираю и трушу,возносясь к небесам и проваливаясь во мрак,но всё ещё продолжаю слушатьголос, вознесённый над мраком и глушьюи надо мной, повергнутым в прах...Я не знал из тех слов, что он пел,ни единого тайного слова,но пение преодолевало заветный предели я становился приманкой улова,я сам звенел опереньем разящих стрел,или бубенчиком на сети хитроумного птицелова:"...о, наполни меня, я – сосуд пустой!Из чего мне черпать, Боже, веру мою?Подбери меня, Господи, колосом в поле твоём,я с Тобою песню жнецов пою...Если есть мне ещё надежда,пусть и смерть не разлучит с Тобою,мне спокойней теперь, чем прежде,я всю душу Тебе открою..."09.07.93. VI Четыре этюда для гитары 1 Гитара, рыбий рот разинув,дрожала, гибелью полна,её хребет, из тела вынутый,стянула крепкая струна,и по струне, хребтинку выгнув,гуляла вольная волна --гитара возрождалась, сгинув,и струны пробовали звук,как пробуют вино и женщин,а заодно – и вкус затрещини гибельность смертельных трещингитара чувствует на звук......и струны опрокинут высь,где раззвездился плащ Зевеса,где крылья роздранной завесывзметнул закат над храмом леса,и струны эхом отзвались,струна отравы травяной змеится лунною дорожкой,сияет полнолунья плошкойи ластится зеленоглазой кошкой,вскипая пеной кровяной......в корриде звука и огнятрепещет грифа бандерильяи танец смерти ткёт мантилья,лукавый веер сегидильиклубит песочная стерня:мы кружим в поминальном сне – -ты снова надолго прощаешься,ты снова к морю возвращаешься,ты снова морем воплощаешься,ты плещешь памятью во мне,плеск моря на гитарном дне,и волн расплав струной смыкается,и странный шут всё усмехается,и день пред сумраком смеркается,и рыбки – звёзды в глубине,рыб достаёт с фанерной глубикогтистых шуток перебор,их хищно-крылый уговор,как наговор, иль заговор,твоих ресниц мне приговоркатит судьбы печёный клубень,подкатит горловой комок,и струны спутают звучанье,и – оглушающе молчанье,и века близится скончанье,и плавником...бьёт потолок...03.05.95 2Открывай – распахивай фибровый футляр,вынимай фанерную душегрейку струннуюи веди – заманивай на дикий крутояр,и бросай с зазнобою златокудрою.Перебор малиновый – маковый костёр – душегубка лютая, до неба разводи,ворожи, друг – вражина, с пол дюжиной сестёри бросай на уголья хладеющей груди!Ах, гитара чёртова и чёртов гитарист,чарой встречи речена горячечность чела!Сам дрожу струной больной, или белый листраскаляет струны мне до бела?Где душа моя, мне бы вызнать бы,как футляр теперь старый и пустой.Мне бы жизнь мою начать сызноваи хлебнуть распахнутый на яру простор!Пробежав лады, кожей звук ожги,чтоб огонь в струне задрожал,чтоб в глазах – ни зги, чтоб в груди – ни зги,чтобы в сердце – струной – кинжал!Закрывай, душа, потёртый фибровый футляр,скрепкой закрути плотней старый замок,помнишь, как он, новенький, защёлкнув, стрелял,точно новой жизни теперь взведённый курок...03.04.95 3Я беру гитарные струныполной горстью, звенящей жменейотмеряю в пространство время,отмеряю время в пространство,я натягиваю семь тетивна семи серебряных луках,и стрелой звенящей речитативрвётся с ложа струнного звука,я взметаю радугой семидужье,в колеснице моей – семь конейв колокольцах с подмастью поддужной,с подголосками пряжек над кожей ремней.Эх, удалый мой семерик,погарцуй, гарцуй, забери в галоп!Поменяй зелёный кафтан на белый салоп,поменяй опять салоп на кафтан,сам себе я лучник – палач,сам себе я мученик Себастьян.На гитаре – лаковый и зеркальный лёд,звук гитары – маковый и хмелящий мёд.Загляжусь, заслушаюсь – колдовская песнь!Мир подлунный кружится, а гитара – здесь...11.08.95 4 Г и т а р и с т Я сижу, поджав ногу, как цапля,С удивлением глядя на пальцыНа черном грифе,Пробегающие по серебряным рельсам струнНад латунными шпалами желтых ладов,И -- на пальцы,парящие в гулкой безднеНад полыньей полынного кольцаИнкрустированной фанеры:Натянул свои струны, как нервы,И бренчу на них без конца -- ты еще и не так удивишься,что средь этого мира пылишься,точно нотная чья-то тетрадь снесена на чердак полежатьпод серебряной пылью мушинойсреди шорохов, страхов мышиныхпаутинным беззвучьем дышать,да вдруг найдена кем-то опять Знаешь, чтобы чуть-чуть слышнее,Слышать гитарный голос,Полный, как спелый колос,Надо, чтоб медный волос,Венной воскреснул струною,Вытянут меж лучевоюИ меж лопаточной костью,Он породнится со злостью,А оборвётся – кто спросит?Но этих звуков грозди,Сочные и живые, Лишь и роднят с медью гвозди,Смертные – крестовыеТак у себя на пальцах,Странных моих страдальцах,Вижу я кровь, как будтоСняли их с рельс гудящих,Не струнных, а настоящих,И разум под насыпь сводитПростук колесный мелодийИ желтым плавятся шпалыЛатунных, как зерна, ладовИ если б не крылья опалыУгольно – блестящего грифаНад бездной в коросте фанерыИ дикость поющего скифаС ужимкой парижской химеры,Как вызнал бы ты о всесильиПисаний в коросте слов?Послушай, из всех заветныхЕсть слово одно – ЛЮБОВЬДва призрака целуются во мгле,И волны их из них перетекают,Как плоть, уже истлевшая давно,Приникла б к плоти, ставшейЗвездной мглою,Так каждый поцелуй роднит с тобоюЗемную мглу со звездопадной мглою,Как – будто я к источнику приникС живою в смеси с мертвою водою,Так я живу со смертною бедоюИ он не исчерпаем, тот родникЗвездный прах клубит над землей,Перемешан с клубящимся прахом земли,Изгибаясь мебиусовой петлей:То ли звездная соль в ковыльной пыли,То ли пылью просолены звездные ковылиЯ мешаю звуки, как ведьмак – коренья,Вычисляю паузы на древнейшем абаке,Становлюсь то стрелой, то стреленной мишенью,Я – собака, ставшая собственной тенью,Сторожащая тень кошки, спящей в собакеИ поет моя гармоничная лираПро асимметрию знакового мира,Где сумерек прохладный ворохНавален с чердаков небесныхНа нотный залежалый шорох,На паутинный вздох словесныйПереливом курантов часы водяные струятсяИ меж струн как-то сами собой громоздятсяТо города предместье за холмами,А то – пещерка темная с волхвамиРазвернутый оградой, циферблат,Как нотный стан, иль судей становищеЯ сам несу обрус – багряный платПод благословье или кнутовищеНа кладбище в предместье недалекомСкрипичный ключ мой делает триктрак,И тотчас судят меня строгим окомМонах веронский или датский призракИз однокрылых бабочек-дверейВыпархивают галки дождевые,Как ветреные флюгеры дождей,На трубы мокрые и мостовыеВ Вероне – дождь, под ним не видно слез,Утихли смуты, войны, мятежи,Пройду Вероной по пути из роз,Дожди переплавляя в падежиПереправляет черный гондольерЧерез потоки с дождевой слезою,Он долго смотрит в лунный камамберИ говорит с причальною волноюИз рукава вдруг клетку со щегломОн вынет, точно долг пред кредитором,И станет дождь лишь грустный метроном,А тот щегол пронзит совиным взоромИ вот придут, как – будто волшебство,Жующий вол и ослик в нимбе сенном,Чтоб волхвованье воплощалось в Рождество,Как звук струны в преображеньи венномИ венских вальсов дождь и грусть до слезВ Вероне Вифлеемской отзовется,И за Путивлем над землей березВ коросте неба просияет солнцеНемое небо, точно нотный стан,Иль становище крыльев перелетных,Кто зван из них, кто выбран, но незванНа сборище под коркой переплета?Летят, неровным клином накренясь,На древний Иова скребок похожи,И я скребком счищаю кровь и грязь,Коростой спекшиеся на душе и кожеОни летят предместьями столиц,Над городком, что за петлей шоссейной,Неся на крыльях прах и светоч лицВ сияньи собственного вознесеньяЯ возрождаюсь в пепле звуковомСидящей цаплею над пропастью древесной,Кольцован музыкой, как метроном,Дивящийся шумихе бессловесной24-06-2002 VII ОрганКрыло органа, время рассекая,взметнуло эхо стрельчатого звука,над клавишами воспаряют рукии вновь меня спасает Навсикая,из под обломков выведет на свет,залечит кровоточащие раныгармония. Сквозь времена и страныпромчит, кружа, в душе оставив след...Бессмертная, заснёт в беззвучье та,что пробудится в самом первом звуке,даруя все блаженства и все муки,и для которой не помеха глухота...Меха органа дышат в звуках труб,тепло мелодий отдавая трубам,и приоткроет мертвенные губыхолодный деревянно-медный сруб:вдыхая жизнь в безжизненный орган,ваяет «тутти» с кафедры органной какой то карлик, сказочно-карманный,и дышит в душу неба океан...26.05.94 VIIIМорозные узоры на окненачертаны мятущимся ненастьем,и над твореньем хрустнувшим запястьемдрожали ветви в снежном волокне,в манжетах белоснежных тонких рукбыл спрятан фокус хитрого факира:то ветра серебристая секира,то стужей стянутый звенящий лук,по мановенью лунного лучазвучали строки чудного клавира,застывшего морозно триумвирав заснеженной печати сургуча...дымилась бедность партитурой стужи,горя в нетопленом , завьюженном камине,и Праздный Музыкант в объятиях богиникружился, грея кровь, и забывал про ужин,он презирал удел, оставленный для тела,он воспарял туда, где, обретая дух,единая душа, неразделима в двух,мятежная, смиренно пела...30.05.94 IX РомансВ зеркальном чреве фортепьяноживут мечтательные струны,и их ведические руныаккомпанируют сопрано,и это трио неизменно,как пригорчь одури бурьянной:фрак пианиста, голос пленныйв стенаньях струнных фортепьяно,они в содружестве раздора,как пламя пунша с тенью мглистой:то голос – шпагой матадора,то струны – в сердце пианиста...22.05.94 ХВ пройме окна лик дивной изографиижил силуэтом робких сопряженийпотёртых сгибов смутного движеньяс рожденьем строк для кроткой эпитафии:за перекрестье световых лучейкренилось донце бездны поднебесья,и всё пространство растворённой взвесьюсжималось радугой звенящих обручей,гербарием крылатых махачейпорхали призраки зеркальных отражений,дымками запрещённых всесожженийи прахом фраков спугнутых грачей,разъявших струны нежных натяженийзабывшихся в восторге скрипачей...11.02.94 XIТы – Юдифь моя и юдоль,ложем смерти твоя ладонь...моя судьба в тисках твоих ладоней,в бездонности, что синевы бездонней,иль каплей бытия на блюде лона,как голова предтечи Иоанна,венчавшая пьянительные танцы,увенчанные похотливой страстью......так обвенчай мою главу ладонью,мучением моим, моей юдолью!Пленительным восторгом зажигаясь,танцуй, танцуй, волшебница лукавства!Последним взглядом время прожигая,сквозь боль и смерть шепчу тебе я: "Здравствуй!"Танцуй, танцуй! Ещё не жил Вивальди,и Сарасате не играл цыганам,и Паганини скрипки безымянной не обнажил израненную душу,танцуй опять, мой ангел и мой дьявол!Танцуй ещё, бог создал океан и сушу,и свет, и тень, и ненависть с любовью,меня – для мрака, а тебя – для танца,стрелой мгновений прочертили бровиистому тела цвета померанца...18.03.93 XII Струнный квартет 1Зачем опять в скрипичное плечовложил печаль тоскующий сверчоки нервно вздёрнул бешеный смычок,и целый мир безмолвный – ни при чем ?Цикада из запечной ночизальётся горечью цикорной,бросая зёрна многоточий,прохладе пауз непокорна,сплетает нити сухожилийв сетчатку чувственных тенет,то сложит , то расправит крыльяживой коленчатый кларнет.Соль одиночества и холодпрольёт в тиши скрипичный плачи бьёт, и бьёт хитинный молот,звонарь души, ночей палач!Калятся звуки в горне жарком,чтоб расплескаться в горле струнном,и дом, едва дыша, вдруг шаркалбессонницею полнолунной.Не умолкай, полуночный набат,гори неугасающей свечой!Пока сверчок не спит, бессонниц брат,мне целый мир безмолвный нипочем! 2 А.Вивальди. Концерт соль-мажорКак тихо на струне скрипичнойвздыхаешь ты,как из далИ, из радунИчнойи с высоты...Как сбивчиво биенье сердцаи скрипки плач,как иноходца-иноверцабросает вскачь...Заплачет струнная свирель.Под плач свиреликачает лунная качельсад асфоделий...И ключ скрипичный подберётцыган бродячий.Умрёт-воскреснет и замрёт,смеясь и плача...Разбойным, дерзким трюкачом,как чудо-дверцу,он скрипицей, как тем ключом,откроет сердце...Смычок в полёте замер иему навстречумишенью посланной летитнесвязность речи...Он, точно тетерь на току,от скрипки пьяный.И ранка от смычка в бокутепла и рдяна...Я у него смычок беруиз рук горячих.Умру-воскресну и замру,смеясь и плача...И скрипицы весёлый плачпо струнам льётся,покуда в сердце вешний грачдо слёз смеётся...10.02.08 3 Видение музыкиСначала дождь хлестал и лил потоком с крыши,и я глядел в квадрат окна и долго слышал,как бьются прутья струй дождя в мембрану кровли,и я не знал ещё тогда, что всё запомню...И я не знал ещё тогда, что всё замечуиз памяти, как из окна, где я жёг свечи,и капал воск на нотный лист стекла за рамой,и музыка и дождь текли сначала гаммой.Под говор ставень, ветра гул и скрып качельныйвдруг стало можно угадать – виолончели!Они молились, и клялись, и проклинали,в созвучьях с воском и дождём вдруг застывали.И обретали вечность, что дождём размыта,она в картоне ль, в глине ль, иль соломой крыта:клавиатур, клавиров пыль, волокна досок,смычков, истёршихся средь струн, как Вещий Посох,застыли немо под дождём сухою ранойи встали мощно предо мной стеной органа -- дождливой влагою дыша близ виадуков,виолончельная душа – лепнина звуков...Мерцая в сумрачном нутре углём в камине,свечи зрачок – кошачий глаз желто-карминный....Но вот из-за стены дождя – всё вновь иначе:виденье звуков стало вдруг Стеною Плача,но вот и плач уже застыл, как воск на нотах,и стал рельефом на дожде, нектаром в сотах...И вот уже дождя совсем почти не слышно,лишь кошкой лунный луч скользит по мокрым крышам...26.10.08 4 Виолончель(портрет в трёх монологах) Л.Н. в память о мастер-классе в московском Центре оперного пения Галины Вишневской 1 – От футляраУложат, как младенца в колыбель,и, бережно баюкая в движеньи,блаженное подарят сопряженьехолодных струн о тёртую фланель...Свидетель частого преображенья,я слышал, как простая багатель*предстала, как крестильная купель,и крестница – в восторге обнаженья...Оставленный всегда вознаграждён!Я полон звуков множества имён:вдруг перекличка влюбчивых синицпод гулким сводом рухнувшей капели с поющей глиной вешних черепиц -- в нечаянном напеве вьёлончели...*багатель – маленькая пьеса, технически несложная и простая по содержанию. 2 – К смычкуОткроет музыкальный сундучокволшебный ключик, колдовской крючокфехтует на струнахс самою Фортуной,волОс тетивою стянут пучок... 3 – До канифолиТрёт бархат подкладки, как моль,глаза её – желтофиоль,и лихо гуляет, шутя,по конскому волосу вдоль...18.10.09 Испанское трио Хабанера "...так, вспыхнув, начинает танец свой она...", Р. М. Рильке, Испанская танцовщицаКак капля ломит свой округлый край,Живя предвосхищением потока,Взор танцовщицы полон грозным током,Как плеском моря вспенен птичий грай,Или весна бродит безумным соком.Как будто пробуждаясь и грозяПрорваться в танце диким половодьем,Иль пристяжной, сорвавшейся с поводьев,Она кружит и пыльная стезяСочится раной, давленою гроздью.Стежком прозрачной вязи на водеОна мелькнёт, сестра морской звезде,В колодезной глуши зеркальной тьмыЗастынет отплеском заснувшего гранита,Недвижной взвесью пенной кутерьмыИ возродится в танце – Афродитой.10.02.98 Фанданго "Да здравствует ослепительное Фанданго!" Александр Грин, Фанданго.Вот эти крылья, вышитые шалью -- они сначала спят и неподвижны,но вдруг, как ранним утром, встрепенутся,навстречу свету шторой распахнутсяи, точно парус, к ветру повернутсяигрой движенья, в танце непостижной,опутанные музыкальной данью...они – в предвосхищении свободы:о, только б им взлететь не помешалите две руки, бескрылых от природы,под складками цветной крылатой шали!Ритм вторженья торжественной страстина гортанном цыганском наречьеокрыляет отважной властьюи ложится крылатым оплечьем.Руки танца стремительней ветра лёгкий холод к горлу проносят,чтобы памятью горицветовпамять танца летела в просинь.Пропасть света зелёного блеска -- холодея, припомнил сравненье:поцелуй кастаньет, точно нить арабески,или острого края её раненье...Кружевную пену летящей шалив переплеске волн на вьющейся юбкетолько руки и удержали,словно крылья – в ладонях – ручной голубки...И отчётливый, ясный, прозрачныйпереход за границу высокой сцены,словно просто – сквозь дым табачный,пропитавший картонные стены:я дышу весёлым танцем юга,сам звучу, как отзвук отдалённый,Птица Танца назвалась моей подругой,я – у ног её и ею окрылённый......отражённый в зеркале гитары,в полынье, рождающей звучанье,не объемля непомерность дара,я шепчу прощенье и прощанье...Вот её опущенные рукии струны умолкшей бандерилья,Птица Танца в песне о разлукедержит сердце на горячих крыльях...07.02.10. Танго Астору ПияццолоНа черной улице под кружевом закатаОни привычно – томно танцевали,И вечер бликов в отблесках горбатыхДвиженья легкие сопровождали в ночь.Кофейной тьмой дышали жабры улицИ яркий свет метался в танце с мраком,Как будто тесто с солью, с перцем, с макомМесили в тесном ложе древних хлебниц,Или на ложах купленных любовницВоскресло б семя выжженных смоковниц.Они кружились в кружеве вечернем,И платье красное с высокими разрезамиВзмывало ало-черным опереньемИ окружало кожными надрезамиЕго встречавшее холодное презрение.Живою кожей, смуглым слепком тела,Воскрес из музыки любовный танецИ небо бросило ночной багрянецНа платье, что кружилось и летело,На города вечерний глянец.За бормотаньем пыльных каблуковБандонеон одышливо плететсяИ жалоба его, как плач оковВ тюремном дворике под вечер раздается,Но не обманет даже простаков:Он сам с собою плачет и смеется,Он знает сам, его ночной уловНа рынках утром быстро продается...Тангейрос вновь глядит с вершины вниз,Ее ж рука скользит по складкам тела,Ах, как она к нему лететь хотела,И вот он, этот гибельный карниз,Шагнув к нему, она лишь вниз летела...А он на цыпочках отходит, не глядитНа груду перьев из лохмотьев ткани,И профиль неприступен, как гранит,И взор его уносится в зенит,Как вопль ее из выжженной гортани...Ах, его руки, руки-шпаги, руки-крылья !Они взмывали и разили в сердце разомСтрелой отравленной, крылатой бандерильей,Как острым жалом, иль безжалостною фразой...Он смотрит холодно-угрюмо визави,Чтоб не жалеть и не обнять, что было б слишком,И кажется, забрызгана в кровиЕго заиндевевшая манишка,Но, видимо, исчерпана почтиИз сумерек воскресшая интрижка...И танец стал как будто угасать,Лениво-медленно течет его зигзаг,Но кто мог знать и мог предугадать,Куда его заманит лисий шаг !Бандонеон довел чечётку до бедыИ гнал её, как плот, широкой лопастью,И грохотала бездна из водыДля двух танцоров на углях у края пропасти...Они танцуют у меня в груди,В ладонях вечереющего сердца,Гитарой брошенною бредит и гудитБандонеон заклятия твердитПеред закрытой музыкальной дверцей,То нервом скрипки, а то флейты нежностьюБандонеон сзывает всю ватагу,Чтоб показать искусную небрежностьИз стона струн с наждачною бумагой...06.09.07. XIVБалладилья о рояле поэтаЧёрной ракушкой выброшен к отмели Стиксамузыкальный щелкунчик, Кристобаль близорукий, сквозь открытую створку с улыбкой сфинксацедит музыку перламутровым звуком. Над клавишами времени силкирасставлены сетчаткой паутинной.И мякотью латунною колкисвивают гусеницу струн пружиной.Цикады времени меж медных струн живут,в янтарных сотах ульев неумолчныхцикутой памяти питая мёд минут,пружинным кружевом свивают кант бессрочный.Скажи, о чем играть? Зачем, скажи!В распахнутую настежь сердца клеткувлетают птиц янтарных миражии вьют гнездо на подреберной ветке.На птичьем зеркальце пыльцы цветочной шаль,иль это клавиш вензели литыезакрутят струнным кружевом в спиральрешетки парков, ветки, мостовые...И по клавишам, как по щебню Гранады,мерит пальцами вёрткие милито ли горный гул громовой канонады,то ли вздох рыдающего Боабдиля.Там, где небо обронит лазури ведёрков глубь ущелья, гулкого, как базилика,отзовется эхо: «Гар-си-а Лор-ка...»,булькнув цепью колодезной: "Ты, Федерико?"Из блестящего – чёрного лака – комодарвётся счастьем, болезнью, безумьем, горем,плещет музыка полой водою без бродаи беснуется в пальцах покорным морем.И кружится крыло околдованной птицыв крышке лаковой небосвода.Как пленительно в бездне кружиться в такт неточности тщательного перевода!Соком звёзд истекает луны апельсин,плеском клавиш утоплен в янтарном просторе,точно в миг распахнутый – Моцарт, Шопен, Дебюсси? -воскрешаются небо, горы, и море.Снежный цинк перламутровых клавиш мерцалмеж бугристых, как ночи, где плачут совы.- Что ж ты Богу в сердце своём сказал?- Я молчал.- Что ж Ответил Бог?- И Он ни слова...Замедляется века оглохшего иноходьна последнем витке механического завода.Плещет в лунной заводи звёздная плотьв такт неточности тщетного перевода.Ветер спугнутой птицей взмахнетизумрудным крылом из маренговых перьев,словно души ушедших мольбой помянетвздохом занавесей день успеньев.А душа пойдёт одиноко бродитьпо лугам, орошённым росой Грааля,да вдруг примется тетиву мастеритьиз струны сиротеющего рояля...13.04.2000. XV ЗВОНАРЬНад грохотом приземистого мирався мощь оглохшего от счастья звонаряиз клетки звонницы восторгом кенарязвонила гимн глаголящего пира:над тишиной окрестных вод и пущплыл благовест пронзительно-печальный,навек-навек разлучный и венчальный,так с веткой венчан перевитый плющ......над всем, что было, колокольчик сердца,глухой звонарь, я гулко раскачал,и он качнулся к пропасти начал,и колокольного органа скерцоплескалось, точно волны о причалбросали брызги солнечного перца...27.12.93 XVI Л. Н.Мелодией романса опьянён,я сплю во сне и я молю прощенья,мне снилось волшебство предвосхищенья,меня будил и вновь баюкал клён...Я сплю, пока мой древний дилижанснеровно дребезжит дорогой скучнойи сам собою песнею разлучнойрожденью слов предоставляет шанс...Гитара говорит мне о любви,а голос вторил о её изменеи взвешивал на роковом безменекинжала сталь и капельки крови...И я скучал за стенкой жестяной,за хрупкою скорлупкою пустячной,статистом продвижения невзрачнымпо кругу карусели заводной...Колдует голос и за ним струналатает тишины худой прорехии, точно птица, звонко из-за стрехизвенит по мановенью колдуна...О, как знаком мелькающий пейзаж!сиди, глотай плацкартную дремоту,минует разухабистую нотуна лазерных рессорах экипаж...И всё вернётся, повторившись вновь,как андерсеновскою давней сказкой,и Рембрндт вновь согреет в пальцах краски,чтоб жаром их бежала в сердце кровь...Крылатою посланницей летитструна, мерцая углем из камина,и захмелевшей веточкой жасминнойдарует лепестковый алфавит......мелодией романса опьянён...08.03.09 XVIIОткровение М. Л. Р. "Музыка – это откровение более высокое, чем мудрость и философия". Людвиг ван Бетховен...опять осеннюю седмицув лесу и в поле проведя,охотник в заговоре с птицейпротив себя,и осень, стылый заговорщик,отмеривает тем двоимне меньше льда, тепла – не больше,чем в струнах целый мир храним......крылом качнётся хладная качель -- зеркальный лак хранит прохладу тела,о, как бы ты иначе со мной пела,когда б тебя, птенец-виолончель,попавшую в наш обморочный плен,держал бы я меж огненных колен!11.11.10. XVIII Токката* Е.К....баркас у пристани покатой -- трубач жестяный на носузеркальным раструбом щербатымкачает небо на весу,и зов его, как гром неслышный,летит к рыбацкому подворью,где ангел жестяной над крышейвзнесён мольбой и прошлой болью......бег трубача в волнах крылатых,взлёт ангела в лучах сиянья -- в безмолвной жестяной токкатезабылось противостоянье...*Токката (итал. toccata, от toccare – трогать, касаться) – муз. пьеса для фп. или органа...03.10.10 XIX Вальс – романс...вихрь колдовства с той шальной тарантеллой,с шлейфом разлук обрученье навекив ваших объятьях, о Девушка в Белом,с грустью на ваших заплаканных веках... слушая жалобы грустной валторны,всепоглощающей силой сочувствийстраждет о прошлом Женщина в Чёрномс горечью болей прощальных напутствий... жизнь промелькнула мгновенно и властно,робкую нежность напомнив несмело,вашей решимостью, Женщина в Красном,всё существо напряжённое пело... лунные дали за ближним холмомв бликах кометных лучей заблистали,кружится Девушка в Голубомв звёздных ветрах, вознесённых мечтами...20.02.90 XX Фортепианный концерт (кончерто гроссо) "У музыканта главный инструмент – не тот, на котором он играет, а тот, который у него внутри." Ольга Богуславская...светлой тени накинута сетьна хитиновый лаковый панцирь.Чтоб крыло приподнять и взлететьмедным бликам воздушного танца,надо струнам свободно запеть,и в приподнятом пении струнстанет блекнуть и удалятьсярой пылинок, лучистый табун:мир на лаковой спинке ларца созерцает с ладони колдун:и кружит, и кружит всё подрядто ли звуков воздушных круженье,то ли этот колдующий взгляд,то ль ладони волшебной движенье,то ли ларца зеркалящий яд,чёрно-лаковым вспыхнет крылом,на просвет отраженья светлея,и несёт на себе свой разлом,точно крест на спине скарабея,вознося покаянный псалом...Очаровано чудом звучанья,фортепьяно продолжит рассказпро ливанского кедра качанье,про пустынного ветра скитанья,про Печаль, что писал богомаз,про лепнину для лютни и лиры,что восходят на круг гончара,изваявшего из поющей глиныпламень неопаляющего костра,обжигающего стихиры...и про чёрный холодный костёрв чёрном лаке ларца-скарабея,умирающего, как актёр,воскресающего, как психея,под крылом, разметавшим чёрный шатёр......под рукой, обмеревшей на миг,обрывается обморок звука,словно пропасть сорвалась в крик,облекая простёртые рукив медный вздох иль желтеющий блик......как янтарные соты, нутро фортепьяно,как силки или сети, натянуты струны,и рождается звук горьким вкусом тимьяна,тёмно-жёлтой волной под зелёным буруномчёрно-серой воды, ускользающей и горько-пряной......то ли саваном свет, то ли нимбот топчана безжалостного Прокруста:белых крыльев кровит перегиб – - в овладеньи искусством овладеванья искусствомангел сдерживал стон, а слышался всхлип......чернокрылый излом над крестом паука,колченогий колчан изготовленных стрел,из-за крышки крыла тетиву натянула рука ,перламутр оперения клавиш белел,как слепящая мраком кромешным пурга......эту чёрную шлюпку с крылом наподобие киляи с обломком весла, подпирающим лаковый парус,«по волнам моей памяти» раскачает не первая миля,знать бы, сколько ещё этих милей осталось,посчитать бы от первого шторма и до последнего штиля....перья белые слетят с вороного крыла,перья чёрные слетят с молодого подранка,белым – с чёрным, чтоб синяя птица опять обрелаволю к вымыслу, как к танцу – вакханка,и оперенье к полёту – стрела,чтоб синела сталь натянувшихся струнтетивой арбалета на двадцать тоннтак, что загудит, как литой чугун,лаковый хитиновый балахони готов бы взлететь однокрылый трёхногий вещун......он со мной говорит через век или два,открывает закон цветка через формулу звезды,воплощается сиянием божестваили мрачной силой вражды,обретающих во мне черты сродства...и наигрывая сам себе,он посмеивается надо мной,колченогий жук скарабей,однокрылый кентавр подставной,чернокнижник и чародей,он играет зеркальным своим крылом,и я вижу вен моих нитевидный моток,и читаю себя исчисленным им числом,и в зеркальный провал, как сорванный лепесток,я взлетаю на лаковый волнолом...20.05.97 XXI Фортепьянный квартет...когда высь осени прозрачна и чиста,хмелеет в кронах охра и румяна,качает зыбь на вздохах фортепьянотри лакированных трепещущих листа,когда смычок, волшебная игла,ныряет в струнах сетчатой мембраны,он будто штопает сочащиеся ранызеркально-воронёного крыла......пробежка волка в имени творцанеслышным заклинанием жрецапереметнулась с клавиш на смычки,с басовых струн на струнные дискантывзмывают разъярённые сверчкиот бешено-спокойных музыкантов...15.03.99 XXII Из жизни объявлений...под ветрами смут меж обыденных войнобъявлений полощутся лепесткинад руинами разорённых Трой:"Обучу на рояле игре в три руки..."...не проходит время гонений и зла,и в Египет тропа горяча от следов,и расплавленной змейкой строка сползла:"Для шарманок -ремонт музыкальных валов..."...разлинованный лист дрожит стрекозой,в рукописных ресницах линялых глазистекает строка чернильной слезой:"Сочиняю Реквием – на заказ..."14.03.2000 XXIIIМузыкальная шкатулка Музыкальная шкатулкаоткрывается ключами:механическим, скрипичными ключом моей печали.Вставив ключ в замок, в начале,поворачивая плавно,позабудь о всём не главном,отвори мои печали.Сокровенная шкатулка – всё, о чём мы ни мечтали,сохранили детства куклы – и веселье, и печали......и дотрагиваясь нежно,мы костюмы им меняли – и Мальвине с Арлекином,и Пьеро моей печали,в круговерти масок, куколто терялись, то встречали...Мир, уйдя под цирка купол,не забыл моей печали:у танцующей Мальвиныпросинь неба за очами,и кружИт без перерыва,крУжит вальс моей печали,Арлекин играет "драму"с обольщеньем и речами:менуэт танцует с дамой,менуэт моей печали,карнавальных тайн разгадкиза движеньями плечами:болеро – как взгляд цыганки,болеро моей печали,и раскрашенные ярколоскуты цыганской шалиразметались. В шальных складках – миг любви моей печали...и в разлуке, обречённый,за объятий обручамимой Пьеро не наречённыйобручён с моей печалью...Переменчивых картинокбег не ведает причала,уследить бы различимостьрадости с моей печалью:бросив войны и ремёсла,арбалеты и пищали,вилы, сети, вожжи, вёсла,куклы зрят в глаза Печали,гордые ломают спины,мирные грозят мечами,куклы рвут с лица личину!И мою – с моей печали...Весь калейдоскоп событий – за потухшими свечами.Песню свадьбы или тризнывсе поют с моей печалью?...Музыкальная шкатулказакрывается ключами:механическим, скрипичными ключом моей печали...
Вершины гор казались бугорками В долинах из несбывшихся надежд, А сила веры в избранность богами Крушила неподатливый рубеж. Кристальность чувств натянуто звенела От взглядов косоватых и прямых, И не было им никакого дела До дел житейских в негах неземных. В её улыбке пряталась Джоконда, Сжимая мысли в страстные тиски...
Но только Мону подцепила Хонда, А Леонардо спился от тоски.
Тебе опять трястись на выходных в прокуренной холодной электричке… Закрой глаза, как шторы, мы одни, Летим стрелою рельсов прямо в небо. Я спрячу в Сочи прикуп, постелю У каждой резкой станции соломку, Проснется в детском смехе рыже звонком, Гербарий цвета карих добрых глаз.
Мне столько еще нужно рассказать, Быть ближе в этих таборах кочевий где ехать, не сложнее, чем летать. Посмотришь за холодное стекло, три выдоха тепла и запотело, Представишь нарисованный кораблик, мы в нём плывём как сны по городам Дождём из ниоткуда в навсегда.
Свет дольше, чем угасшая звезда.
Недекабрьское солнце Ярко светит в декабре. Недекабрьская травка Зеленеет во дворе.
Неожиданно, незримо, Забегающий вперёд Приближается родимый, Но нездешний Новый Год.
Впрочем, рядом лес сосновый, Место есть для пикника. Cядем, выпьем и промолвим: «С Новым Годом!» А пока
Нам искусственная ёлка - Ностальгии благодать. Нужно стрельнуть шумно пробкой И желанье загадать!
Вдаль, по пальмовой аллее Мы идём до маяка, И плывут над Галилеей Кучевые облака.
Помнишь, как становятся чужими. Чай пролит на обложку с аватаром, не станет старым, кто рождался в снах.
Сын трогает то время, то гитару, она внутри меня, пытаясь ныть, опять не сочиняет и не спит.
Когда впервые стукнется ребёнок о край тебя, мир пьян и очень звонок. И даже слышно, сердце как шумит, его, еще с горошинку размером, волной в прибой , пока не уплывет на поиски своих несовпадений.
И треснутой, как высохшие двери, смиряясь, приноравливаешь слог, чтоб вынести все то, что после звона. Внутри гордыни слон подснежник давит, и сердце обрастает купоросом, кусают одиночества пираньи, и ранит, и саднит, и боль першит.
Одна простая мысль от всех спасает, стук справа – ты меня уже не бросишь ты мой законновыжданный ребёнок, не выплеснут с купели как вода, мир снова пьян и звонок, как тогда…
Страницы: 1... ...50... ...100... ...150... ...200... ...250... ...300... ...310... ...320... ...330... ...340... 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 ...360... ...370... ...380... ...390... ...400... ...450... ...500... ...550... ...600... ...650... ...700... ...750... ...800... ...850... ...900... ...950... ...1000... ...1050... ...1100... ...1150... ...1200... ...1250... ...1300... ...1350...
|