|
Опять штормит за окнами весна.
Давление меняется. Ночами
Приподнимается дневная пелена
И перед просветленными очами
Проходят женщины. Прозрачное, как спирт,
Струится время вспять, и постепенно
Они проходят, гордо и степенно,
И их приемлет трепетный эфир.
Одна из них – пришелица со звёзд.
Её глаза обращены в пространства
Неведомые. Струи светлых кос
И дивное нездешнее убранство
Блистательны и странны. Никогда
Не прикоснется к ней рука мужчины,
И в этом нет таинственной причины:
Для рук недосягаема звезда.
Другая взбалмошна, но дьявольски умна.
Красива? Нет, пожалуй, но смазлива
И ветренна, как быстрая волна
Речушки в дни весеннего разлива.
Но не проста. Мудрёною игрой
Увлечена превыше всех желаний,
И оттого-то во сто крат желанней
Тому, кто вовсе не её герой.
О третьей можно многое сказать.
Она и мать, и мудрая подруга,
Она могла бы быть женою друга
Или сестрой. Безмолвно ускользать
И прятаться за тягостной стеною
Законов совести, морали и судьбы,
Быть рядом и нигде, такой земною
И недоступной быть, увы, увы...
Четвертая капризна, как дитя,
И как дитя порою невозможна.
То движется наощупь осторожно,
То голову внезапно очертя
Бросается во тьму глухих раздоров,
То горько плачет, усмирив свой норов,
Но все напрасно. В этом вся беда.
Она проходит мимо навсегда.
Вот пятая идет сквозь чёрный мрак
Земного одиночества, в одеждах
Скрываюших лицо. Она – надежда
И безнадежность, истина и страх
Пред истиной, предчувствие беды
И жажда неизбежному свершиться.
Она себя как будто бы страшится.
Прошла, и ветер смел её следы.
Шестая предначертана судьбой,
Как крылья вдохновения – поэту,
Как невозможность быть зимою – лету,
И как влюбленным право на любовь.
Привычная, как воздух и вода,
И как вода и воздух неизбежна,
Она идет проста и безмятежна
И да пребудет в мире навсегда.
Седьмая...
За окном уже серо
И сыро. Дальний возглас электрички,
И ночь уже заключена в кавычки,
И выпадает лёгкое перо
Из рук. Будильник за стеною
Зовёт на труд неведомых жильцов...
В прозрачной тьме забрезжило лицо
И скрылось за дневною пеленою...
.
* * *
(Из драматической поэмы)
...Д о н К и х о т с трудом встает с постели, опускается на колени перед горящей в углу свечкой.
Входит А л ь д о н с а.
Д о н К и х о т (не замечая ее)
...Отпусти меня в лес, дай мне выйти еще к океану,
И не дай умереть мне в постели — дай рухнуть в ковыль
На бескрайних лугах, окаймляющих Гуадиану,
Иль — с коня на скаку меня сбрось в андалузскую пыль...
Поднимается с колен, берет кисть, смотрит на портрет.
...И скажу я своей Дульсинее, представ перед нею,
Что мой дух оставался бесстрашен и несокрушим —
Под дождем проливным ли в холодных лесах Пиренеев,
Или в снежных завалах крутых апеннинских вершин...
Слышится всхлипывание... Дон Кихот оборачивается, видит Альдонсу.
А л ь д о н с а :
...Стою тут, носом хлюпаю,
Смотрю, как вы хвораете...
(бросается к нему в ноги, плача)
...Простите меня глупую,
Сеньор, — не умирайте!..
Д о н К и х о т :
...Я не отверзну уст своих, сеньора,
И вас не стану слушать до тех пор,
Пока не встанете, не отведете взора
От — пылью всех дорог покрытых — шпор...
Альдонса в замешательстве смотрит на его босые ноги.
А л ь д о н с а :
...И поначалу если
Вас стукнуть и хотела,
Так потому, что влезли,
Все ж, не в свое вы дело...
...Но вот сейчас не спится —
И поняла, как есть:
Сеньор хотел вступиться
За эту... мою... честь...
...Вы — первый... мне попался...
Ведь в жизни моей... да...
За это не вступался
Никто и никогда...
...И, голову ломая,
Брожу вдоль частокола:
Что сделать бы могла я,
Сеньор, для вас, такого?..
...Могла б побыть у вас
До первого луча я?..
(смотрит выжидающе на Дон Кихота, затем, как бы предупреждая его ответ)
...Конечно, не сейчас —
Как только получшает...
...Не думайте, я — просто, —
Я так себя казню! —
С сеньора — нет вопроса! —
Я денег не возьму!..
Д о н К и х о т :
...Вы так открыты, так хороши...
И как, должно быть, я нелеп и страшен...
Я тронут до глубины души
Великодушием, сеньора, вашим...
К сожалению...
А л ь д о н с а :
...Я понимаю, сеньор, — с деревенщиной...
Д о н К и х о т :
...Дал обет я...
А л ь д о н с а :
...Со мною — неброской...
Д о н К и х о т :
...И не могу быть близок ни с одной другой женщиной,
Кроме Дульсинеи Тобосской...
Смотрит на портрет...
.
Мне приснилась река золотая:
Мягкий свет, достигающий дна,
На нехоженый берег, пылая,
За волной набегала волна.
Где пьют воду пугливые лани,
Где купает ежиха ежат – В мелководье, снесенный на камни,
Мертвый рыцарь в доспехах лежал.
И с неясным тревожным томленьем
(Словно мягкий над бездной полет)
На пробитом причудливом шлеме
Робко имя прочел я свое.
На щите странный герб я увидел
И запомнил в деталях его.
Мне казалось, что я – мертвый рыцарь,
Что оттуда пол-шага всего...
Я проснулся с немой ностальгией.
По геральдике книги листал...
Но все были места то чужие,
Я же только свой город искал…
Иногда, из окошка трамвая
Вдруг блеснет, никому не видна,
В мутной дали река золотая,
Пламенеющая страна.
Дельфин
- Взирая на все человека изъяны,
Согласен, что предки его- обезьяны.
А если бы предками были дельфины,
То стали бы люди умны и едины.
Болотная черепаха
- Не имей кривые ноги
И морщинистую шею,
Я была бы, видят Боги,
На болоте топь-моделью.
Нехудо
- О, привет, дружище, ну,
Как живёшь?- Нехудо.
Потихонечку тяну.
- Молодец. Откуда?
Телевизор
- То весёлый я, то строгий.
Вся семья всегда мне рада.
Я- как друг четвероногий,
А выгуливать- не надо.
Сердит давно...
Бог на людей сердит давно,
А потому и строг:
Ведь слышит он от них одно:
« Дай, Бог! Дай, Бог! Дай. Бог! «
А сирень под окном, как земля под огнём - на дыбы, словно взрывом подъята.. Полыхают кусты, в них соцветий кресты в четырёх лепестках режут пятый.
Что в анфас, что с торца жжёт по воле творца – белый, красный, сиреневый. Цветом бьёт в упор наповал, с тишиной пополам, не беря за погибель ни цента.
Запах резок и густ, словно радость и грусть всеми порами впитаны разом и сиреневый дым холодит, как экстрим, как чужой и таинственный праздник.
Ты такая ж, любовь, над соцветьем голов ты плывёшь одуряющим дымом, перед тем, как отцвесть, пятиредкостный крест, даришь любящим,но не любимым.
Все твои миражи в обаянии лжи, растворясь, появляются снова, а сирени пожар, этот сладкий кошмар, одурманит, пожалуй, любого.
Ну так что же, – цвети! За тоску впереди, – одурмань, охмури, разрыдайся! И завянь, отплясав по полям, по лесам и на будущий год повторяйся...
При торжестве поверхностного глянца,
без глубины на высоте любой,
теперь вести беседу сам с собой
и ничему уже не удивляться.
Теперь, послушав Рихтера иль Каца,
сравнить сие с божественной трубой,
обрушить стены и окончить бой
пора прошла, и поздно собираться.
Крестовый дом... Но разве выпал туз?
Шестёрка пик, и полон сухогруз,
где память собрала подобно Ною
потерянное в лабиринтах зла
приданое, что муза мне дала,
серебряное всё и кружевное.
.
* * *
(Из драматической поэмы)
Дон Кихот лежит, недвижим, в постели. Рядом, на маленьком столике — груда пустых склянок, пузырьков и бутылей, на другом столе, стоящем в углу комнаты, стоит чей-то портрет. Если внимательно приглядеться, то можно догадаться, что это — портрет какой-то женщины. Также можно догадаться — по разбросанным на столе тюбикам с красками, и по единственному изображенному на лице женщины глазу — что портрет не окончен.
Входит Санчо.
С а н ч о (бодро) : ...Вот, принес из лесу травку, Уплатите за доставку!.. (Видит пустую «посуду» на столе. Удивленно)
...А где ж чебрец с кукушником?.. Отвары тмина, липы ли?.. Вы что же — все их скушали?.. (с ужасом) Все сразу, что ли, выпили?..
Д о н К и х о т (оставаясь недвижим, слабым голосом) : Выпил всё. Съел все коренья, — Выл и бился я, как зверь; В лоно вечного забвенья Проводи меня теперь...
С а н ч о (пытаясь поднять настроение Дон Кихота) :
Сразу не померли — будете жить!..
(роется в мешке, который принес с собой)
...Гнидной травы пожевать для затравки, Волчьего корня в ноздрю заложить — Тут-то оно и пойдет на поправку!..
Д о н К и х о т : ...Уж твоя мне стряпня!..
С а н ч о ...В ухо — «божьей смолы»...
Д о н К и х о т :
...Похоронишь, сообщник и друг, В чистом поле меня, у подножья скалы, Где растет над источником дуб...
С а н ч о :
...Что же — в поле, значит в поле... ...Вот он, здесь, помет соколий...
Д о н К и х о т : Горький он очень...
С а н ч о (с нежностью) :
...Да, он уж таков!..
(глядя на поморщившегося Дон Кихота)
Здорово, все ж, она вас черпанула! — Мало вам старых своих синяков — Бросились вдруг на Погонщика мулов!..
Д о н К и х о т :
...На небесах, мой сын, поверь мне, Зачтут нам подвиг сей...
С а н ч о : ...Но т у т Нам за него, сеньор, в таверне Полкварты пива не дадут...
(продолжая вынимать из своего мешка «чудодейственные травы», пузырьки и бутыли)
...Чтоб дыханье не угасло — «Апарисиево масло»...
... И болеутоляющие воды Купил у кинтанарских скотоводов...
... К ранам, знамо дело, Приложить осоки, Выжать чтоб из тела Все дурные соки...
...Корень щавеля конского, смешанный с грязью, Да немножечко корпии с белою мазью...
Дон Кихот с ужасом смотрит на всю эту аптеку и на приготовления Санчо.
...Днем — полынь, чеснок — в ночи, Поутру — глоток мочи!..
Дон Кихот отбрасывает одеяло, вскакивает в негодовании на постели. Санчо, напуганный такой реакцией сеньора, на всякий случай, отходит чуть подальше от него.
(показывая на все свои препараты)
...Так — бабка моя, вроде... Здоровье же зато... Да знают все в народе... Д о н К и х о т (с трудом сдерживая негодование) : ...Я — рыцарь или кто?!.
Уж трижды на том свете Сегодня... С а н ч о : ...Д’вот вам крест!..
Д о н К и х о т :
...Я был, и все — от этих Твоих народных средств!..
Но рыцарь должен — сказано в «Анналах» — И это — т а к, тому примеров — масса! — Чтобы напасть любая миновала — Отпить глоток «Бальзама Фьерабраса»!..
Упоминание этого «бальзама» приводит Санчо в неописуемый ужас. С а н ч о :
...О нет, сеньор!.. Неужто вы забыли, Как капля «животоворного» бальзама Свалила с ног огромного цыгана — Неделю его в чувство приводили!..
Уж эта смесь попортила мне крови!.. При вашем-то теперешнем здоровье — Ой, выбросьте, сеньор, из головы — Достаточно пригубить лишь, не боле, Чтоб я отнес вас в ваше «чисто поле, К источнику, к подножию скалы»!..
Дон Кихот неумолим. Он развязывает болтающийся на тесемке, обвязанной вокруг его шеи, маленький мешочек, наливает в чашку воды из кувшина, отсыпает туда из мешочка немного какого-то порошка: клуб дыма вырывается из чашки и заволакивает всю комнату, какое-то мгновение ничего не видно, только слышно шипенье и бульканье в чашке, затем дым рассеивается — Дон Кихот стоит на кровати с чашкой в руках. То, что он начинает петь — это что-то нечто среднее между ритуалом и средством придать самому себе мужества, необходимого для того, чтобы отхлебнуть этого зелья.
Д о н К и х о т (поет) : ...Когда не держит меч рука, Когда в крови твоя кираса, Тогда достань из тайника Рецепт с Бальзамом Фьерабраса!..
«...Смерть входит тихая, как мышь...» — Сказал поэт Торквато Тассо... Но встречу с ней ты отдалишь Глотком Бальзама Фьерабраса!..
...Когда ж окончится твой путь Во мгле теряющейся трассой, То на прощанье не забудь Глотнуть Бальзама Фьерабраса!..
Он выпивает содержимое чашки, по телу его проходит крупная дрожь; выронив чашку из руки, он падает, как подкошенный на кровать, какая-то сила подбрасывает его несколько раз вверх, он вцепляется в кровать, изгибаясь в судорогах и, наконец, вытягивается, недвижим. Санчо, забившись в угол, наблюдает за ним. Видя, что Дон Кихот не двигается, он начинает выть.//
С а н ч о (воя и всхлипывая) :
...Не послушали вот Санчу... Что же я скажу Ламанче-е-е?..
(плачет) Д о н К и х о т (сдавленным голосом) : ...Вот так страдал дон Фелистир, Когда его взял в плен Ги Скон: Ему поставили клистир Из ледяной воды с песком...
Санчо, обрадованный тем, что Дон Кихот еще жив, бросается к нему, но тот останавливает его жестом.
...Оставь меня, но прежде свет...
(кивает на оконную штору, загораживающую свет)
...Впусти, и кисти приготовь...
(обращаясь к портрету Дульсинеи)
...Нет! Не окончив твой портрет, Я не уйду, моя любовь!..
.
Schizo ( греч.) – раскалываю
Phren ( греч.) – сердце, душа, ум, рассудок
Положи мя яко печать на сердце твоем,
яко печать на мышце твоей: зане крепка
яко смерть любовь, жестока яко смерть
ревность: стрелы её – стрелы огненные.
(Песнь Песней)
Я целую тебя – ты не знаешь об этом... Ты – не здесь...
Снег летит над усталой Землей... Шорох звезд... Шепот снов...
Лед прозрачных надежд и намеков на праздник...
Новый Год над планетой промчался хвостатой звездой,
Прихватив с собой счастье случайно... почти мимоходом...
Слов больных злые спазмы! И в горле – наждак!
Сердца ком как из ваты! Невозможное – где-то!
Но я разве об этом? Как странно! Смотри,
Расчерчу для тебя полотно – черный-черный квадрат,
Полный смысла и вялотекущей шизофрении.
Это – наша судьба, это – то, что прошло,
Это – то, что еще впереди, то ли скажется, сбудется ли?
Это то, что уже никогда не случится –
Да и к лучшему! Бог мой, прости!
У прозрачных домов застекленные крыши.
Видишь? – Вижу! Всё у всех – как всегда и везде!
Отражается всё – как в стоячей воде.
Почему не понять, не принять, рвать на части,
Тянуть, отодрать от себя эту душу? От чего же так душно
На морозе стоять? Застывая, душа поднимается к небу
Тонким слабым дымком... Забывает над прошлым победу...
Никогда не вернется сюда... никогда... никогда... никогда...
И – беда не беда! Просто выросла ТАМ лебеда...
Ну, а ЗДЕСЬ – лишь татарник колючий, отцветший давно...
Всё равно... Всё – равно!..
Суть вещей уравнялась линейкою жизни,
Но подранена смертью...
И опять – «положи ты меня, как печать,
На уста и на сердце свое...» Только в смерти лицо засверкало
Как мрамор – прожилками счастья... Разве этого мало?..
Нет дороги и нет тех заклятий, что откроют тяжелые двери в
тот рай...
Да и есть ли они – эти двери?.. «Никому не прийти назад...»
Не остаться в живых... И последний герой уходит походкой
усталой...
На плече карабин... Нет уже боевого запала... Взгляд застывших зрачков...
Всё сначала... с начала... с начала...
Но без нас, но без глаз, без улыбок и щебета детства...
Никуда от себя ведь не деться!.. И – горбатых могила не
правит!
Всё исправят надежды снега! Как озимое поле накроют они до
весны,
А под ними трава – молода, зелена и глупа! Всё надеется –
осень не будет!
И не сбудется злая судьба – то ли лечь под косой, то ли
просто отцвесть,
То ли просто отпеть, отгореть, словно роща златая...
Злая... злая... злая судьба...
И вдогонку – так страшно – слова:
Ум расколот... рассудок... душа... отлетела...
Тише, Цезарь, все в порядке!
Ты у нас – душа святая,
Ты – боец не за награду.
Что, пора уже, светает?
Заходи, мы будем рады.
Анатолий Крупнов
Тише, Цезарь! Всё проходит!
И любовные качели
Вечно юной Клеопатры
не единожды взлетели!
Всё у нас и так в порядке.
Чинно ходят все в сандалях!
И хитоны ладно сшиты.
По утрам все на зарядке.
Где ты, милый? Что ты? С кем ты?
Мы тебя не позабыли.
Мы тебя вспомянем просто,
наливая всем, кто милы.
Рубикон нам, как Акоста.
За него ещё не пили!
А Акоста, словно пламя.
Здесь ведь нет его могилы.
О бессмертии он спорил!
Отвергал догматы церкви.
И покончил с жизнью косной.
И ушел во Внеземелье.
И не ждать теперь ни яда,
ни меча от друга в спину!
Не печалуйся, не надо,
не зови бедой кручину!
Всё проходит, друг мой Цезарь!
Всё пройдет, как ни печально!
Будь ты даже принадлежен
к высшей касте так брутально.
Не печаль свои ты брови,
посмотри на Клеопатру.
Далеко ещё до крови.
Время вспять течет – не рад ты?
Вечно юные качели
вечно пламенной богини
И иной любви метели
ищут нас по свету ныне.
Цезарь, Марк, Брут, Клеопатра –
только имя, только звуки.
Наступает наше завтра –
и протягивает руки.
Замирая от печали,
от бессмысленности жизни,
на качелях мы качаем
наши слёзы, наши мысли…
Страницы: 1... ...50... ...100... ...150... ...200... ...250... ...300... ...350... ...400... ...450... ...500... ...550... ...600... ...650... ...700... ...750... ...800... ...850... ...900... ...950... ...1000... ...1050... ...1060... ...1070... ...1080... 1087 1088 1089 1090 1091 1092 1093 1094 1095 1096 1097 ...1100... ...1110... ...1120... ...1130... ...1140... ...1150... ...1200... ...1250... ...1300... ...1350...
|