|
|
.
* * *
(Из драматической поэмы)
Действие этой сцены развивается параллельно — и у стойки, за столами, и — в комнате Дон Кихота.
Комната Дон Кихота. Д о н К и х о т лежит в постели, слушает А л ь д о н с у, которая сидит тут же, около него, в постели, обхватив колени руками.
А л ь д о н с а :
...И, с матерью, с утра и до темна я
Чесала лен, спины не разгибая...
Дон Кихот встает, с постели, подходит к окну.
...Что мне — нищей-то дочке?..
Всего и добра, что — невинна, —
Босая, в одной сорочке,
Сшитой из мешковины...
.....................
...За одним из столов — С а н ч о, с уже полюбившимся ему собеседником — с К а п р а л о м.
С а н ч о :
...Альдонса — ну, плутовка, ну, хитра!..
И слезы — плачет, правда, натурально —
Прозрачней слез апостола Петра!..
И о н совсем ослаб уже морально...
.....................
...Комната Дон Кихота.
А л ь д о н с а :
...Одна... И каждый — на ночь просится...
А жить в семнадцать лет ведь хочется...
И на меня смотрели косо
Все жены славного Тобосо...
.....................
...За столами.
К а п р а л (Санчо) :
...Меж друзьями мелькнул женский профиль —
Дело к драке, к войне, к катастрофе...
Чуть засек блеск рубиновых бус —
Раздувай фитили аркебуз!..
.....................
...Комната Дон Кихота.
А л ь д о н с а :
...И, как-то в ночь, с одним матросом,
Ушла навек я из Тобосо...
И неожиданно попала
В Александрию делла Палла...
.....................
...За столами.
К а н о н и к (громко, Бакалавру) :
...Когда бы ни неверная жена —
Хоть всяк п о э т Елену чествует и хвалит –
И Троя не была бы сожжена,
И Карфаген разрушен был едва ли б...
.....................
А л ь д о н с а :
... Применяла талант свой
Я не в монастырях...
На тончайших голландских
Не спала простынях...
.....................
Х о з я й к а (кивая на комнату Дон Кихота, Графу, жалуясь) :
...В нашем-то доме — такие вот шашни!..
Сколько добра на нее извели!..
........................
А л ь д о н с а :
...А иногда мне снится, что я падаю с башни —
Падаю, и все никак не могу долететь до земли...
...Так, в ожиданье друга,
Живу всю жизнь одна...
Монтьельская округа —
Чужая сторона...
Д о н К и х о т (глядя в окно) :
...Турниры... битвы... Мишура...
Что ж, может быть, и впрямь, пора
Забыть дороги и ристалища,
Достигнуть тихого пристанища?..
Пусть ты — прости уж старика —
Неизмеримо далека —
Как эта комната — от Космоса —
От мною созданного образа, —
Но есть ли смысл, и вправду, мне,
С моим здоровьем, на коне —
Безумья уступая признакам —
Гоняться по свету за призраком?..
(помолчав)
...Так, в штормах измотанный, сын блудный
Рад земле — скалистой и безлюдной...
.
Делай раз,
Утро,
Веки разжать!
Делай два,
Сукин ты сын,
Дышать!
Что с того, что камня на камне –
От души…
Просто прошу –
Делай!
Мать твою так,
Дыши!
Сутки – вата, лежишь –
Отбивая запрос:
Всем! Всем! Всем!
Удивленный,
Короткий,
Быть?
А зачем?
По чуть-чуть, по тихоньку, давай,
Нужно встать!
Стой,
Кому говорю,
Выхода нет –
Стоять!
Молодчина, вот так… Ну…
Вот и шажок,
На пол дела уже,
Тут дожить – ерунда,
Не срок…
Ничего, ничего, перекур –
Отдышись,
Авось
Будет день,
Ведь бывают же дни
Всерьез!
Ближе к лету
И ночи сузились
На светУ,
Как глаза кошачьи
Больше света!
Вприпрыжку где-то
На летУ
Голоса ребячьи
ПоутрУ
Принесет приветы
Потальон конопатый-
Солнце
На Востоке
Живут рассветы,
На Востоке
Твое оконце
Ты напишешь мне
детским подчерком
"...А Пари..."
Или так-Париж,
Поднебесному
регулировщику
Облаков,
И любимцу крыш!


Ковёр
Оценил его Клещ:
– Превосходная вещь!
Топор
Хоть наломал немало дров,
Но к покаянью не готов.
Ложка и черпак
Говорила Ложка Ложке:
– Я права, подруга?
Мы всегда берём немножко,
А Черпак – хапуга!
Сковорода
– Гостю рада я всегда, –
Говорит сковорода.
– Скучно без него – хоть плачь.
Будет мой приём горяч.
Даже бледная картошка
Разрумянится немножко.
Развенчали
– У Туфель, – Ноги всем твердят, –
Довольно приземлённый взгляд.
Но в чём их подлинный позор –
Носка не шире кругозор.
Льдина
– Рыбаки со мною в дрейфе.
Я дрейфую – люди дрейфят.
Артиллерийский снаряд
– В жизни так интересно случается!
Удивлённым, порою, бываю:
Люди целей своих добиваются,
Я же цели свои добиваю.
Противопехотная мина
– Я скромна и не видна.
В темноте сижу одна.
Жду в жару и гололёд,
Что избранник мой придёт.
О чеканных строках
Чеканные вазы и кубки, бесспорно,
Красивы. Над ними трудились упорно.
Но долговечней, отмечу при этом,
Чеканные фразы великих поэтов.
И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
А. Блок
...А вечером была игра. Игра в четыре руки на рояле. Впрочем, какой рояль? Конечно же, это было всего лишь пианино! Обшарпанное старенькое расстроенное пианино. С западающей «ми» первой октавы. С желтоватыми и шершавыми от времени клавишами.
Специальный черный, как и само пианино, стул, с круглым сиденьем, вертящимся на винтовом стержне, давно пропал в глубине прожитых пожилым инструментом лет. Поэтому играющие ставили рядом два стула, претендующих на звание венских своими изогнутыми спинками, и в четыре руки открывали крышку (это была их личная фишка – открывать именно так, в четыре руки).
Мысль о наступлении этого вечера делала её дневную жизнь немного странной, такой как бы в скобках, как бы мелким шрифтом, или, говоря профессионально – прелюдией, а скорее даже – интерлюдией. Почему так? Потому что вечерние встречи в четыре руки становились основными частями её жизни, а промежуток между ними – всего лишь досужим, никчемным время-протаскиванием, проталкиванием, проживанием.
Всё, что было до, происходило не с ней, а с её замещением в мире реальности. Привычный расклад и ход вещей, казалось, нёс её на своих натруженных, но равнодушных руках, и мало обращал внимания на собственные попытки истинной её сущности вырваться из железной хватки этих самых рук. Поэтому она не запоминала и не обращала внимания на то, что происходило до. Происходило и ладно. Вечер. Вот что было – не ладно.
Быстрый взгляд на часы. Полчаса до звонка. Стрелка, как назло, практически прилипла к циферблату. Она садилась за стол и бездумно рисовала ромашки и звездочки на подвернувшемся листке бумаги. Режим ожидания отключал напрочь все чувства, кроме одного – слуха. Она была не как натянутая струна, как принято говорить в таких случаях, а как взятый аккорд, усиленный педалью.
Она звучала. Звучала вся. Кожа становилась болезненно чувствительной, а кончики пальцев ныли, как будто погруженные в ледяную воду.
И вот – звонок. Она бежала к двери, резким поворотом ключа открывала замок и отступала в сторону. Он заходил всегда так, как будто вышел отсюда всего несколько минут назад. Просто вышел к угловому киоску за сигаретами и плиткой шоколада. Молочного, с орехами и изюмом, как она любила.
Её всегда восхищало его поведение. Он протягивал ей шоколад. Снимал обувь, присаживаясь на низенькую табуретку (табуретка была из детства, она любила сидеть на ней под навешанными пальто и шубами, когда собирались взрослые гости, и слушать неясный шум голосов и музыки из большой комнаты), заталкивал ноги в какие-нибудь тапочки, вечно грудившиеся парами в прихожей и проходил в её комнату.
Там стоял инструмент.
Обычно они почти не разговаривали до игры.
Садились на уже придвинутые стулья, синхронно прикасались к крышке и открывали её, улыбнувшись своему отражению в лакированной поверхности.
Она привставала и, не глядя, доставала ноты и ставила их на подставку. Это тоже была их фишка. На подставке обязательно должны были стоять ноты. Вполне солидные пьесы для исполнения в четыре руки, вполне солидных авторов, но она не интересовалась их именами. Секрет был в том, что он не умел читать ноты. Она закончила когда-то, уже довольно давно, музыкальную школу. А он никогда там не учился...
Пересечение состоялось на одной из вечеринок, когда гостевой народ дошёл до той счастливой кондиции, при которой каждый развлекал себя сам. Наиболее стойкие, в том смысле, что могущие стоять на ногах, изображали танцпол на VIP-вечеринке, тоскливо колыхаясь изможденными телами и припадая попарно друг к другу в большой комнате. К этому периоду её жизни в квартире она жила одна. Родители переехали в квартиру сына, ее брата, в маленький заштатный городок, расположенный близко от большого столичного города. Сына, он же брат, пребывал в долгосрочной загранкомандировке. Так вот, пары образовывались очень прихотливо – по половому признаку, то есть девочки с девочками, мальчики с мальчиками, что, впрочем, уже никого не шокировало и даже не пробуждало любопытства. Большинство же по давнишней интеллигентской привычке группировалось на кухне (дабы не курить в комнатах, хотя это «дабы» мало спасало от сизого тумана, наполняющего небольшую двухкомнатную квартиру) и вело, по всей видимости, задушевные разговоры, так как периодически кто-нибудь выбегал из обители поисков смысла жизни и начинал стрелять сигареты у присутствующих.
В такие моменты она уходила в свою комнату, будучи уверенной, что все были счастливы и пристроены хотя бы на эту приближающуюся ночь. Посуду мыть она предпочитала наутро, проветрив квартиру до ледяной хрусткости воздуха. А пока она прикрывала дверь, чтобы защититься от вползающих звуков и запахов, почти машинально открывала крышку инструмента и, стоя, одним пальцем начинала нажимать на клавиши. Вот в такую минуту он и заглянул, удивившись, как потом сам рассказывал, тихому и чистому звуку фортепиано в этом шумном бедламе. И так же стоя, как и она, стал нажимать на клавиши рядом с её пальцами. Была ли это музыка в настоящем понимании этого слова – она не могла сказать. Вернее могла – вряд ли это было чем-то достойным внимания профессионала. Но она чувствовала, что это была музыка разговора двух людей (можно было бы красиво соврать – двух одиноких душ, но она не любила красиво врать, это всегда было скучно и бессмысленно), и была уверена, что он чувствует то же самое.
Тогдашняя их игра продолжалась минут пятнадцать, не больше. Потом кто-то, посланный страждущими гостями, заглянул в комнату в поисках очередной порции сигарет, кофе и сахара, и она молча пошла на кухню, оставив нечаянного партнера в поисках самостоятельного решения, что же делать дальше.
Уходя в тот поздний вечер из её дома, он спросил: «Можно, я как-нибудь забегу к тебе? Всегда хотел научиться играть на рояле. Но раз нет рояля, то я согласен на пианино.» Она улыбнулась, несколько удивившись такому желанию, и, пожав плечами, кивнула головой…
И вот теперь один вечер в неделю они садились за этот старенький, обшарпанный инструмент. И играли…
Криком кричать
или биться об лёд,
или под сто восемьдесят,
не замечая знака,
чтобы из горла
густая кровь – краснее роз,
алее мака.
Чтобы было похоже
как здесь, внутри, –
в горячечной мгле,
в дрожаньи истомы,
так и там – где мысли
по тонкой игле
тянутся-тянутся
в окна дома.
Легко улыбаться,
лениво жмурясь,
большой и рыжей
ласкаясь кошкой,
и хрипло дышать
сквозь больное ребро,
укачивать боль
чужой ладошкой.
Заглядывать
в собственное нутро
в недоумении
несовпаденья – почему же оно
хлещет кнутом?
И падать-падать,
ища забвенья.
Не разомкнув губ,
кричать и кричать
на самом-самом
краю вселенной,
но тела крик
бессмысленно груб,
и рот растянут –
оскал Гуинплена.
От ужаса выть,
на луну взъярясь,
брошенной в ночь,
ударенной обухом,
сердцем своим
пятиться вспять,
вздрагивать, вскрикивать,
пугаясь хохота.
И фальшивя, – сквозь стон и страх, –
«Колыбельная для…»,
привыкая к боли,
напевать сквозь слёзы,
дни свои для,
и раны кровить
кристаллами соли…
Гуляет у моря Эдвард.
Он смотрит на рыб и прочих.
Ему говорят – он верит,
Что спать не положено ночью.
Он вслух называет звезды
Таинственными именами.
Вчера опоздав на поезд,
Он спит на соленом камне.
У моря тоскует Эдвард,
Поймавши звезду морскую.
Не знает, где зад, где перед:
Он смотрит наверх, тоскуя.
Иные шутят, бывало:
«Эдвард, с какой вы звезды?»
Он смотрит на море устало:
«Забыл, извините. А вы?»
Жила маленькая девочка.
Среди лесов широких,
Среди тайги большой,
Среди болот глубоких,
Среди травы большой.
Жила она одна
В тиши лесной
И говорила об одном:
Я маленькая девочка.
Страницы: 1... ...50... ...100... ...150... ...200... ...250... ...300... ...350... ...400... ...450... ...500... ...550... ...600... ...650... ...700... ...750... ...800... ...850... ...900... ...950... ...1000... ...1030... ...1040... ...1050... ...1060... 1070 1071 1072 1073 1074 1075 1076 1077 1078 1079 1080 ...1090... ...1100... ...1110... ...1120... ...1150... ...1200... ...1250... ...1300... ...1350...
|