Практикум-проективные методики > Мастер-класс: куклотерапия.
Мастер-класс: куклотерапия. 30.04.2006 Существуют конструкции кукол, которые известны многим (пальчиковая, объемная, марионетка, перчаточная). Но к этому списку можно добавить еще 3 конструкции кукол, которые мало использу-ются в психолого-педагогической практике (колпачковая, веревочная, плоскостная). Каждому виду кукол присуще нечто соответствующее стадиям развития ребенка. Детям до 3-3,5 лет особенно подходят пальчиковые куклы, затем добавляются простые куклы, которые могут стоять и управляются снаружи. Ребенок в этом возрасте ежедневно шаг за шагом познает окружающий его мир. Он ощупывает, хватает, вовлекает в свою игру все, до чего может дотянуться. Все в окружающем мире живет для ребенка – так, как живет он сам, и все предметы дей-ствуют и говорят.
После того, как на 3-м году жизни ребенок проходит через первое переживание своего «Я» и вступает в новые отношения с окружающим миром, он оказывается в состоянии следить за развитием действий. К 4-м годам в работе с ребенком можно использовать стоячие куклы, марионетки, веревочные куклы.
Необходимо учитывать переживание связанное с тем, что рука исполнителя проникает в куклу и одушевляет ее из-нутри. Использование с детьми младшего и среднего до-школьного возраста перчаточных, больших по размеру кукол может привести к испугу, повышению тревожности, неадекватному поведению.
Пальчиковые куклы
Выполняются из бумажных цилиндров (по размеру пальца) или лоскутка ткани треугольной формы в виде косынки, которая ук-репляется на пальце с помощью резинового кольца. Про-цесс изготовления куклы очень быстрый, всего несколько минут и мо-жет использоваться с целью оперативной диагностики эмоционального состояния, настроения, а также с тера-певтическими и психопрофилактическими целями.
Изготовление «пальчиковых кукол» и последующая театрализация позволяют исследовать глубинные проблемы, чувства, переживания личности.
Колпачковая кукла
Используется для работы с детьми 3-х лет, у которых наболюдается за-стенчивость, неуверенность, а также дети с большим количеством стра-хов, проблемами в общении и т.д. Этот вид куклы можно применять в свободной игре с деть-ми 5-ти лет.
Веревочная кукла
Кукла многофункциональная, наиболее эффективна в работе с детьми 3-х лет у которых есть проблемы идентифика-ции, общения, повышенная тревожность. В свободной игре применяется с детьми 5-ти лет. Особенность использования куклы состоит в том, что голо-ва куклы за петельку присте-гивается на рубашку ребенка, а в петлю на ладошке куклы продевается палец. Кукла может быть высотой до 1-го метра.
Плоскостная кукла
Используется психологом, педагогом для работы с детьми 3-х лет, у ко-торых наблюдается проблема в общении, поведении, нарушенный образ «Я». В свободной игре данный вид куклы применяется с детьми с 4-х лет. Особенности конструкции куклы в том, что ее руки крепятся на кнопки, а также можно сделать набор из 6-ти «лиц», которые крепятся к голове куклы на «липучке».
Обзор методик подготовлен редактором рубрики – Анной Кондратовой по оригинальным материалам описанных арт-терапевтических техник, опубликованных в следующих книгах:
«Практика арт-терапии: подходы , диагностика, система занятий» Л.Д. Лебедева.
«Путешествие с волшебной кисточкой» С.В, Капранова.
|