Загадки творчества
добро пожаловать
[регистрация]
[войти]
«Искусство - зеркало, где каждый видит себя.» ( Гёте )
Загадки творчества > На языке искусства…
 На языке искусства… /  по материалам журнала san’at  23.10.2005 00:07

Термин арт-терапия появился в лексиконе психологов западной Европы в середине ХХ столетия. Он вбирает в себя описания ряда специфических методов, помогающих средствами искусства исцелять душевные недуги. Однако само содержание метода, а именно – воздействие искусства на психическое состояние человека, имеет еще более глубокие корни в истории культур древних цивилизаций. Так, в эпоху античности и в средние века исключительно велика была вера в целебное воздействие музыки. Некоторые литературные и медицинские источники свидетельствуют об исцелении хореоманией (пляска Святого Витта) с помощью музыки.

А что исцеляли японские «Сады камней?» Как влияли на человека пирамиды Египта? Как исцеляли греческий Парфенон и еще целый ряд других шедевров мировой культуры – будь то памятники архитектуры, живопись, скульптура или театр? Такой статистики нет, однако изучение переживаний, сопряженных с созданием и восприятием искусства, уже в древности выявило такое явление, как катарсис.

Катарсис – термин, применявшийся Аристотелем в учении о трагедии. По Аристотелю – трагедия, вызывая страх, гнев, сострадание... и другие эмоции., заставляет зрителя переживать, тем самым как бы «очищая» его душевное состояние.

Феномен катарсиса позволил:

во-первых – ограничить повседневные чувства от эмоциональных потрясений, которые вызывает общение с произведением искусства;

во-вторых – обнаружить сопричастность сопереживания продукту духовного взлета творца, произведения искусства;

в-третьих – указать на то, что воздействие произведений искусства на личность происходит не только в плане художественного познания реальности, но также в плане изменения самой личности по отношению к себе.

Все эти выводы, безусловно, верны. Ну, а убеждение Аристотеля в целительной силе искусства – это, по сути, руководство к действию для психотерапевтов всего мира: «Бери искусство и исцеляй!» Однако возникает целый ряд вопросов: А что такое искусство? Как им лечить? Как научить понимать язык искусства? И вообще, есть ли универсальная первооснова у этого, весьма специфического, языка? Да и язык ли это вообще? Ответы на эти вопросы были получены на стыке художественной практики, философии, культурологии и психологии.

Вот некоторые из них:

Современный человек на генетическом уровне обладает словарем всех созданных знаков и символов о мироздании. Он живет как бы в гигантской библиотеке, в которой собран весь духовный опыт человечества. Язык изобразительного искусства имеет универсальную первооснову, а именно: жест и интонацию. Союз жеста и интонации или, иначе говоря, «Интонированный жест» – рождает смысл.

Творчество, или создание «новой реальности» – это то, что сделало человека – Человеком.

Отсюда вывод: любое подавление в человеке его генерального устремления творить есть основание для невроза.

Арт-терапия как метод имеет три аспекта:

  • Суггестивный.

  • Диагностический.

  • Креативный.

Суггестивный (от лат. – suqqestio – внушение) – самый древний. Строго говоря, все развитые религиозные системы весьма удачно и эффективно использовали весь арсенал выразительных средств искусства, чтобы достичь главной цели – воздействовать на души верующих. Надо заметить, что все суггестивные методы требуют от арт-терапевта повышенной ответственности за результаты таких воздействий.

Диагностический, или распознающий, аспект стимулировал появление ряда методов арт-терапии под общим названием «проективные тесты». Суть этих методов заключается в том, что человек, реагируя на ряд визуальных раздражителей, стимулов (знак, символ, силуэт, цветовое пятно) создает, по сути, свой психологический автопортрет.

Далее – прфессионализм арт-терапевта – распознать (используя определенные алгоритмы) дисгармонию психической структуры пациента. Основоположником этого направления принято считать шведского психиатра Германа Роршаха (1884 – 1984)..

Креативные (от лат. Creatura – создающий) методы построены на том, что человек вовлекается в процесс художественного творчества.

Вследствие перевода личной драмы из сферы подсознательной, и, как правило, неуправляемой, в сферу сознательную и эстетически управляемую, происходит сублимация негативных переживаний, катарсис и, как следствие – разрешение проблемы.

По материалам статьи журнала san’at 3-4-2004

http://www.sanat.orexca.com/rus/index.shtml

Комментарии



 

  Электронный арт-журнал ARIFIS
Copyright © Arifis, 2005-2024
при перепечатке любых материалов, представленных на сайте, ссылка на arifis.ru обязательна
webmaster Eldemir ( 0.002)