ШКОЛЬНЫЙ КАБИНЕТ ЛИТЕРАТУРЫ.
Над доской портреты классиков, а на противоположной стене выписанная гуашью по ватману цитата из Пушкина: «Глаголом жечь сердца людей». В кабинете нет никого, кроме щуплого белобрысого старшеклассника, который, балансируя на двух составленных друг на друга стульях, красным маркером что-то приписывает к цитате. Не успев дорисовать жирный финальный восклицательный знак, мальчик всё же падает с неустойчивой конструкции, но приземляется удачно. Придвинув стулья к последней парте, небрежно закидывает за плечи лежавший на полу рюкзак и уходит.
В кабинет входит учительница, достаёт из шкафа пальто, надевает его и задерживается взглядом на стене с цитатой. Читая приписанное к Пушкину: «...и сжечь их все к чертям собачьим», тяжело вздыхает.
КАБИНЕТ ЗАВУЧА
В кабинете три человека: тот самый старшеклассник, учительница литературы и завуч – солидный седовласый мужчина. Завуч что-то говорит мальчику, но его не слышно, слышно только голос мальчика, читающий за кадром стих:
Глаголом жечь сердца людей
И сжечь их все к чертям собачьим.
Быть впереди планеты всей
В удачах или неудачах.
Любить сильнее, верить лучше
Без минаретов и икон...
И сдохнуть, подавившись грушей,
Не заплатив за телефон.
В разговор вступает учительница.
-У тебя юношеский максимализм, Женя! Ты думаешь, что ты самый умный и гениальный, а остальные так, погулять вышли! А сам учишься на одни тройки! И к цитате приписал такую ерунду!!!
Женя смотрит на неё со скучающим видом. Подобный диалог явно происходит не в первый раз.
-А в сочинении по Островскому ты такую ерунду написал, что я весь вечер валерьянку пила! – продолжает учительница.
-Анна Петровна, – наконец подаёт голос Женя, – зачем же валерьянку?.. Ну, вот такой вот я, что ж теперь?.. И вообще, я не самый гениальный. Самый гениальный – Ходасевич.
-Опять эти твои шуточки! – срывается на крик Анна Петровна.
Завуч, засмотревшийся было в окно, поворачивается к ученику:
-Маркин, исключу из гимназии! Справку вместо аттестата получишь, и плакал твой литинститут!
-Так исключите или справку выдадите? – спокойно интересуется Женя.
-Без родителей в школу не приходи!!! – рявкает завуч.
Женя небрежно закидывает за спину рюкзак, лежавший на полу и, выходя сообщает:
-Всё понял. Родителей у меня нет, так что в школу не приду.
По лицу Анны Петровны бегут слёзы, и она вылетает из кабинета вслед за Женей.
ШКОЛЬНЫЙ КОРИДОР.
Анна Петровна, гулко стуча каблуками с трудом догоняет вроде бы неторопливо уходящего Женю и берёт за локоть:
-Нам нужно поговорить.
-Я уже всё слышал, Анна Петровна, – холодно сообщает Женя и пытается высвободиться.
-Как это, у тебя нет родителей?! Ты что себе позволяешь?!
Анна Петровна отвешивает ученику звонкую пощёчину.
-Вы, Анна Петровна, можете не помнить, – подчёркнуто спокойно говорит Женя, – у вас учеников много. Я с бабушкой живу. Отца никогда не было, а у мамы новый муж, которому чужой ребёнок не нужен, она меня сплавила с глаз долой.
Анна Петровна хватает ртом воздух, и, наконец, находит слова:
-Женечка, ты же взрослый человек, должен понимать, что я тоже человек и хочу счастья...
-Кому я должен, всем прощаю. Пусть тебя твой Серёженька понимает. Простите, Анна Петровна, Вас.
КАБИНЕТ ЛИТЕРАТУРЫ.
Плакат с цитатой висит на прежнем месте. Приписка красным маркером слегка проглядывает сквозь бумагу, которой пытались заклеить кощунство.
КОНЕЦ
Автор стихотворения Анатолий Ухандеев