Публицистика
добро пожаловать
[регистрация]
[войти]
Публицистика > Рецензия > Аристократичный кич
2006-07-29 22:52
Аристократичный кич / Миф (mif)

Народ! Перед вами заказуха, и это есть хорошо!  

До жизни такой я дошел сознательно: набился в друзья-приятели к начальству и схлопотал кучу работы на мою взъерошенную голову. Врать не стану: болтать люблю. Тем более, когда есть повод, а он в данном случае – весьма нагляден и интересен.  

Подозреваю, что идея поручить осуществление краткого критического обзора творчества уважаемого aristocrat-а именно мне родилась в сообразительной головке Высокого Стройного Начальства, не упустившего из виду недавнее награждение мифической анти-премией одного из произведений автора. Сверху был спущен лаконичный и вежливый циркуляр, в котором обращались ко мне с титулом «эксперт», так что отказаться не хватило духу: амбиций и тщеславия у меня – в масштабах космических. Да и желания отклонить предложение, говоря откровенно, у меня не возникло, поскольку внимательное чтение стихотворений г-на aristocrat-а, еще до отправки хозяйке ответа на предложение, заинтересовало меня, как гнездо иволги пытливого юнната. Что ж, мы работы не боимся, пусть она боится нас.  

Все последующие утверждения и умозаключения прошу рассматривать в качестве экспериментирования с интерпретацией, на которую у меня хватило умственных способностей. Также прошу прощения у уважаемого автора, если что-то переврал, недопонял или не оценил по достоинству.  

К телу.  

Я рассчитываю, что вы извините мне следующий каламбур (уважаемый автор в первую очередь). На мой взгляд, стихи Аристократа звучат весьма «пролетарски». Соцарт здесь – ключ ко всему. Казенный сермяжный клич агит-плаката сменяют парадные кричалки и вести с полей. Рапорты о жертвовании простыми рабочими средств на развитие науки и сцены шумных народных гуляний доведены до абсурда и бреда авторским голосом вполне закономерно, поскольку наблюдаемые читателем события и явления абсурдом и бредом представляются по своей сути.  

 

 

(«Физика плазм»)  

…  

…Строитель сложил купюры  

В большой портмоне-кошелёк  

И вот он настойчивым шагом  

В Сбербанк по тропинке идёт  

 

Пришел, взял квитанцию смело  

И в ней аккуратно вписал  

Я жертвую деньги все эти  

В развитие физики плазм…  

…  

 

 

(«Когда грустно»)  

…  

…А когда устанут очень  

Цимбалисты бить по струнам  

К ним на выручку приходят  

Гусляры играть на гуслях…  

…  

 

Героика будней занимает почетное место в этом смысловом ряду. Программная поэма «28 космонавтов» в этом смысле наиболее яркое произведение. Супергероические персонажи совершают в космосе невозможные, мультипликационные подвиги, но, вернувшись на землю, откалывают коленца еще более фантастические. Например, бегают наперегонки в скафандрах или танцуют с одной единственной девушкой.  

 

(«28 космонавтов»)  

…  

…Но кончай болтать об этом  

Дискотека все же – танцы  

Белый танец объявили  

И девица пригласила 28 космонавтов…  

…  

 

Выпадение в сопредельное измерение – или даже через одно – происходит незамысловато и заметно, и от того, наверное, вдвойне увлекательно: даже на простом графическом уровне автор весьма изобретателен. Чего стоит удалый Коля, рассекающий просторы поля на НЕ огромном комбайне?!  

 

(«Комбайнер»)  

…  

…Комбайнёр удалый Коля  

На комба...ине огромном  

Рассекал просторы поля,  

Собирая урожаи…  

…  

 

Вакханалия ирреальности в подобных местах наиболее наглядна и выпукла. Скажем, «ледокол могучий атомный крейсер «Владимир Ленин», погружающийся в воду медленно, рассекая люды Антарктики» в «Ледоколе». Или рутина врага танкиста в «У танкиста выходной».  

 

(«У танкиста выходной»)  

 

У танкиста выходной  

Враг устало отдыхает  

Жарит мясо на костре  

И рябину собирает…  

…  

 

Об особенностях художественных исканий весьма красноречиво повествует произведение, которое можно, пожалуй, рассматривать в качестве своеобразного творческого автопортрета. Оно достойно быть приведенным целиком.  

 

«Художник»  

 

Подобно мотору трактора  

Работает крепко и чётко  

Художник, встав за мольбертом  

Как за станком токарным  

 

Он кистью проводит смело  

По глади холста и макает  

Кисть эту в краску синюю  

Словно торпеду в море  

 

Художник – подобно ракета  

С двигателем реактивным  

Взлетает к вершинам искусства  

И там парит в невесомости  

 

Сталевар холста и бумаги  

Он плавит метал иллюзий  

Создавая картины бесценные  

Икебаны и инсталляции.  

 

К слову, несмотря на своеобразный стиль, Аристократ – тонкий лирик, не чурающийся к тому же философских мотивов и рефлексий в анализ мотивировки, истоков, почвы, фундамента и возможностей собственного творчества, сетуя при этом на бесшабашность натуры и, если хотите, кризис жанра.  

 

(«Я бы»)  

…  

…Но не быть мне музыкантом  

Потому что я философ  

И всё время своё трачу  

Я на думать головою…  

…  

…Вот так жизнь вся и проходит  

В девках, картах и весельях  

Ни какой тебе музыки  

Ни какого вдохновения.  

 

И напоследок. Поскольку в жизни, так или иначе, в самом широком смысле рифмуется все и все взаимосвязано, то, возможно, имеет смысл внести дисгармонию отсутствием рифмы, размера и четкого ритма, подчеркивая, таким образом, индивидуальный нигилистический почерк: это даже не постмодерн (поскольку соцарт периодически сдает позиции жанрово, воплощаясь стилистически), это круче, это его зеркальное отражение вверх ногами, это кич. Помимо этого, мерещится что-то от песен акынов – их можно писать теоретически бесконечно, в журнале пробовали и получалось довольно похоже, но не так. Так получается только у Аристократа.  

Справедливости и полноты картины ради добавлю, что среди произведений уважаемого автора попадается и откровенная чушь, но эта самая малая из цен, которые вынужден платить художник, балансирующий на тонких гранях ирреального и абсурдного, малейшее отступление от сути которых гарантирует обвал в примитив и вычурность. Пожелаем же г-ну aristocrat-у всегда чувствовать прохладу тончайшего острия стиля, по которому он движется, подобно канатоходцу. 


информация о работе
просмотры: [5570]
комментарии: [7]
закладки: [0]

Работа выполнена в рамках Положения о бонус-баллах (см. Правила сайта). Администрация.


Комментарии (выбрать просмотр комментариев
списком, новые сверху)

ZanozA

 2006-07-31 00:31
Несмотря на заявленную "болтливость" Вы достаточно немногосовны. Я бы даже сказала, лаконичны. но это дорогого стоит. Сама, помню, писала такое... ияжело это писать бывает, особенно немногословно :) Держите марку!

С уважением, Настя

mif

 2006-08-05 17:59
Спасибо, милая Настя, приятно получить от "редактрисс" благосклонный отзыв, это ценно весьма. Буду, как грится, и впредь стараться держать марку, деваться некуда, обязывает некоторое самолюбие.

Antik

 2006-07-31 20:06
Ага, я же говорил!
Так что зря Вы ему червячка-то впарили!
А насчёт акына – точно подмечено.

mif

 2006-08-05 18:02
:)
И ничего и не зря! Не дискредитируйте анти-премию, уважаемый Антик! Заслужил червя – схлопотал червя, а достойные произведения и похвалить и выделить ничуть не грех. Одно другому не помеха. Тем более, что автор небезынтересный.
Спасибо за отзыв, благодарю.

Antik

 2006-08-05 21:47
Да и в мыслях не было! Хозяин-барин, кому хочет тому и вРучит!

aristocrat

 2006-08-01 20:48
Благодарю Вас уважаемый Mif!

mif

 2006-08-05 18:04
Ваша реакция самая ценная по известным причинам. Было очень интересно работать, прочитал все Ваши произведения, можете с уверенностью называть меня специалистом по Вашему творчеству!


 

  Электронный арт-журнал ARIFIS
Copyright © Arifis, 2005-2018
при перепечатке любых материалов, представленных на сайте, ссылка на arifis.ru обязательна
webmaster Eldemir ( 0.063) Rambler's Top100