Блокнот эксперта
добро пожаловать
[регистрация]
[войти]
Блокнот эксперта > Учительская > Твои ресницы / Автор: tarakan
12.09.2007 20:18
 Твои ресницы / Автор: tarakan  
опубликовал(а): Гаркавая Людмила Валентиновна (Uchilka)

 

Ты прямо так и сказала мне: «Пока. Я не вернусь». И без того тусклое освещение прихожей стало еще тусклее. Ты подошла к зеркалу и, не меняя строгого выражения лица, стала прихорашиваться. Я опустил голову – взгляд как-то само собой сфокусировался на отвисших коленках трико, а затем – на дырявых тапочках. Какой жалкий! Я отвел глаза в сторону. И только тогда понял суть происходящего – около стены стояла твоя дорожная сумка. Вместительная, черная с желтыми надписями. Я поднял на тебя вмиг остекленевшие глаза. Ты не раздумывала, ты уже все решила, поэтому просто взяла сумку обеими руками, раза два цокнула каблуками и захлопнула за собой массивную дверь. Несколько секунд я стоял в оцепенении. А потом быстро сбросил тапочки, надел, не зашнуровывая, ботинки, накинул куртку. И побежал за тобой. В тех самых жалких трико с отвисшими коленками! Догнав, я попытался выхватить твою сумку, чтобы помочь донести до автобуса (ничего глупее не придумаешь), но ты грубо оттолкнула меня. Я должен был понять, что ничего уже не изменишь, что нужно отпустить тебя к другому. И забыть. Навсегда. Но как-то не получалось. Я все равно нелепо бежал за тобой, пытался выхватить сумку, поскальзывался и падал в темную осеннюю холодную грязь.  

 

Нормальный мужик в моем случае взял бы водки. Но ты называла меня тряпкой. Ты как всегда права, любимая. Потому что если бы я выпил в тот день водки, сошел бы с ума сразу. А так…  

 

Я закрыл входную дверь, прислонился к ней спиной и медленно сполз вниз. Со вздохом закрыл глаза. Вокруг чернеющая пустота. И больше ничего. Все произошло так быстро, как быстро тогда стучало мое сердце.  

 

Она ушла.  

 

Ушла.  

 

Ушла.  

 

Я открыл глаза и долго смотрел бессмысленным взглядом на стену, около которой еще совсем недавно стояла твоя сумка. Я почему-то начал вспоминать, что на ней было написано, но так и не вспомнил.  

 

Потом я незаметно для себя очутился в комнате. Лег на диван. Лежа на спине думал о тебе. Вспоминал самые счастливые моменты нашей жизни, и мечтал о том, чтобы жизнь с Ним у тебя была лучше.  

 

В последующие вечера, также лежа на спине, я просил у шершавого потолка ответа на вопрос: чем же Он лучше меня? Ответ возник в голове тут же. А ничем Он не лучше. Просто тебе стала больше не нужна моя нежность.  

 

В один из таких вечеров я превратился в маленького человечка. И полетел к тебе.  

 

Сначала я жил на твоей голове. В коротких волосах. Дышал ими. Чуть было не впал в зависимость. Потом шептал тебе о своей любви на ухо. Но ты ничего не слышала. У тебя была семья. Появились дети, которых Он называл спиногрызами. А ты нянчила их, может быть, даже жила ими. Я тоже качал кроватку (сначала мальчика, потом девочки), когда ты усталая засыпала. Я рассказывал им сказки. И обещал прилетать каждую ночь на маленькой звездочке. Еще мальчику я обещал подарить собаку как у Электроника, девочке – радугу. А когда засыпали и дети, я залезал тебе в ухо чтобы попасть в твои сны. Но ты меня, конечно же, не видела. В твоих снах часто, когда ты бежала по подсолнечному полю, подсолнухи тянулись не к солнцу, а к тебе. А я такой же маленький, каким улетел к тебе в тот вечер, прятался всегда именно в тот подсолнух, который ты срывала. Я не хотел досаждать тебе. Потому что любил тебя всю свою жизнь.  

 

Ты отколупывала одну семечку, быстро-быстро жевала ее, бережно раскрыв пальцами молодую кожуру, и прижимала нагретый цветок к груди. Мне только этого и надо было. Я незаметно перебирался на твою одежду, взбирался на короткоостриженную голову. Ты бросала подсолнух и бежала дальше. Я сидел на твоих волосах и глотал огромными порциями теплый ветер счастья.  

 

А Он приходил с работы, говорил банальные вещи, ужинал, ложился спать, а утром опять уходил на работу. Такой смешной Он и нелепый. Но самое ужасное – это то, что у вас все было хорошо. Вы были довольны друг другом.  

 

Последнее время я жил у тебя на ресницах. Качался. Раздвигал, словно перья. Дул в твои глаза. Ты щурилась, как щурилась, когда заигрывала со мной. Я заливисто смеялся. В один момент, я даже подумал, что ты услышала мой смех. Но нет. Это ты прислушивалась, что же там натворил твой проказник сын…  

 

Однажды ты часто заморгала. Наверно, в глаз попала соринка. Или ты все-таки почувствовала меня и решила сбросить. Ну я, конечно же, и сорвался. И полетел вниз, раскинув руки…  

 

Врачи говорят, что я здесь надолго. А Маленький принц (сосед по палате) вчера сказал, что мне еще повезло, я же жив. Ведь люди, падая с ресниц, часто разбиваются насмерть.  

 

 

 


 

 

Псевдо-наивная интонация в начале рассказа мешает восприятию, много лишней рефлексии, даже и скучно. Герой видится довольно примитивным, читатель может не дождаться того момента, когда действие вдруг получило мощное развитие и выправилось. Надо интонационно обогатить начало, значительно сократив текст (убрать повторы – в коротком рассказе необходимо говорить о предмете или действии один раз, но в таком ракурсе показать ситуацию, чтобы информация усваивалась мгновенно и накрепко). Во второй части как раз наивной интонации самое место, разделите, не пожалеете... Однако претензии и к тексту второй части те же: недостаточно логично выстроено, нет единого стилистического приёма, да и вообще приёма нет... Отсутствие приёма – тоже приём, но опять же – не в данном случае. По языку здесь получилось и пестро, и убого... Ситуация настолько часто использовалась писателями, что писать об этом нужно до последнего предела внимательно, причём заблаговременно запастись оригинальностью интонации. Сюжету вы нашли интересный поворот, хотя тоже не абсолютно девственна эта местность... Язык – друг наш, только он в состоянии сделать автора неповторимым. А текст – произведением... Ни один сюжет без качественного литературного языка произведением не стал, а вот бессюжетных произведений искусства сколько угодно... Делайте вывод!  

Я попробую поправить ваш текст, а вы подумайте, почему я изменила то, почему убрала это, и нафига вставила отсебятину:-)))))  

 

Примерно так:  

 

- Пока. Я не вернусь.  

Ты подошла к зеркалу и, не меняя строгого выражения лица, стала прихорашиваться.  

Я не сразу понял, о чём это ты, и как всегда виновато опустил голову. Отвисшие коленки трико, дырявые тапочки...  

Около стены – твоя дорожная сумка. Вместительная, черная, с желтыми надписями. Ты взяла её обеими руками, цокнули каблуки, и дверь захлопнулась.  

Несколько секунд я стоял в оцепенении, а потом побежал за тобой. Прямо так – в жалких трико с отвисшими коленками. Догнав, я попытался выхватить у тебя сумку – она же тяжёлая! Ты рассердилась и грубо оттолкнула меня. Я уже до конца осознал, что случившееся необратимо, но почему-то по-прежнему нелепо бежал за тобой, пытался выхватить сумку, поскальзывался и падал в жирную осеннюю грязь.  

Все произошло так быстро, как быстро стучало мое сердце. Нормальный мужик в моем случае купил бы водки. Но я ненормальный. Какая может быть водка, если Она ушла.  

Я сидел на полу в прихожей, смотрел бессмысленным взглядом в стену, где совсем недавно стояла твоя сумка, и даже не смог вспомнить, что же там написано на чёрном жёлтыми буквами.  

 

 

 

Поработайте ещё! Многословие не потому плохо, что не родственно таланту:-))) Можно сделать иначе, многословно, но тоже правильно, не ломая законов жанра и в едином стиле.  

Например, так:  

 

Ты прямо так и сказала мне, да, так прямо и сказала: «Пока. Я не вернусь.» Я слышал это, слышал собственными ушами, но почему-то смысла никакого в этих словах не нашёл. Только свет окончательно померк в прихожей, и без того необыкновенно тусклый. В этой вот кромешной темноте ты встала у зеркала и, не меняя строгого выражения лица, начала торопливо прихорашиваться. Смотреть на тебя, когда ты сердишься, я никогда не мог, и взгляд виновато сфокусировался где-то там, внизу, где отвисшие коленки трико, и ещё ниже – где мои дырявые тапочки.  

Ну и т.д.  

Найдите лучший вариант. Свой... Поместите эмоциональное вещество в тару точного расчёта, целесообразности... Обязательно. Иначе состояние пропадёт втуне...  

 

Главный недостаток – многословие не по делу... Три определения к одному существительному – чересчур («в темную осеннюю холодную грязь»), иногда можно, но не в данном конкретном случае (и в любом случае слова необходимо расставлять по своим непреложным местам, в зависимости от местоположения кульминационной точки данного построения)... Каждое слово надо обдумывать, не высовывается ли оно из общего ряда, уместно ли вообще в данном контексте (где это вы светлую грязь видели?)...  

 

Ну вот. Чур, без отчаяния! Я уже никогда не тружусь впустую, времени нет... Если рассказ был бы непоправим, не стала бы разбирать, честное слово.  


Комментарии (выбрать просмотр комментариев списком, новые сверху)

Uchilka

 2007-09-12 20:29
кто б уже меня замолчать заставил, а?

tarakan

 2007-09-13 08:48
конечно, про некоторые слова здесь можно сказать, что они лишние. но делать текст динамичным, как это предлагаете вы, пропустить всю соль. наивная интонация лирического героя, который склонен к рефлексии и поэтому изъяняется именно так – то крутясь на одном месте, то двигая сюжет дальше скачком.
над текстом, безусловно, еще поработаю, только меня, если честно, от него уже тошнит

Uchilka

 2007-09-13 10:40
текст в любом случае должен быть динамичным:-))) можно в двух правильно найденных словах показать, что герой наивен и склонен к рефлексии... ведь текст кто диктует – автор или герой? (только не говорите, что рассказ от первого лица и т.д., это на взаимоотношениях героя и автора не должно таким вот образом отражаться)... Кстати, в моём варианте герой наивным быть не перестал, не так ли? И рефлексирует тоже достаточно... просто нужна мера, композиционная стройность, без них никак.

tarakan

 2007-09-13 11:11
большое спасибо, постараюсь взглянуть на рассказ по-новому.
ваша фраза про "замолчать" означает отсутствие хорошей прозы?

Uchilka

 2007-09-13 11:22
да нет... просто не люблю обижать людей, но почему-то считаю своим долгом делать это:-((( ведь всё равно человек никогда не идёт в нужную сторону и краткой дорогой, даже если цель видна... зачем мне это всё?:-((( иногда даже отчаяние берёт... наверное, надо ник сменить:-)))

Uchilka

 2007-09-13 11:35
вот ведь извечный же набор и у вас: прихожая, сумка (чемодан), зеркало... а если отойти от такого плана традиций?.. навязло же...
я вела студию прозы при союзе писателей, и у каждого второго, нет, у каждого первого молодого писателя(льницы) именно это... сколько чужих зеркал отражали ехидную морду моего лица... эх...
вот посмотриле здеь же, у учительской, рассказы Алёши Лоскутова, там герой тоже простился со своей любовью... наверняка много общего найдёте... и поанализируйте, что там и зачем в нашей с ним работе... пока я его рассказы готовила к публикации (в "бумажном" журнале были они), Алёша тоже не со всеми поправками был согласен... однако, сейчас уже, кажется, дошло... следующие рассказы можно было вот так вот по живому не резать... многому научился...

tarakan

 2007-09-13 13:12
я больше учился по содержанию, а не по форме. "что такое хорошо и что такое плохо" и как это показать, я не задумывался, что было и что не было. искусство должно вызывать эмоции. этот плохой, тот хороший. а почему?


Uchilka

 2007-09-13 13:30
вот-вот... не бывает таких контрастов, не бывает, чтоб этот плохой, а тот хороший... люди не чёрно-белые, а серо-серые:-))) или в крапочку, или в полосочку... в цветочек вот тоже бывают:-))) на то и вИдение автора, его "всезнайство"... конечно, автору не следует "докладывать", как лектор или судья, но и голые эмоции – тоже плохо... вот, например, такой назойливый акцент на рваных тапочках и пузырях трико – нечто вроде душевного стриптиза, причём не высокохудожественного, ущербность, помноженная на количество таких вот "указательных пальцев" в рассказе...

tarakan

 2007-09-13 13:43
простите, стриптиз может быть только высокохудожественным? Лирический герой "раздевается" и при этом чувствует себя ущербным. Не у всех же "фигура" супер! Ущербные люди тож показывабт стриптиз.
про черное и белое: в жизни бывает все! в литературе – нет! литература – это схема, модель. автор ОБЯЗАН показать, как он относится к тому или иному герою, ведь он ведет читателя, а не наоборот. читатель выводов делать не обязан, автор – обязан.

Uchilka

 2007-09-13 13:54
да вообще не надо стриптизов... во всяком случае, постараться не раздеть до стыдного...

автор никому и ничего не обязан, кроме творчества... а в творчестве диктует вкус, над которым надо работать... чаще всего путём вычитания, а не сложения...
Литература – схема??? фигасе...
да это отдельная галактика, да нет, это космос!

tarakan

 2007-09-13 14:08
но не жизнь ведь?
то, что автор не обязан, это позерство, кокетство. Вычитать надо. согласен. а стриптизы нужны, без них творчество – не творчество, а так – безделушка, состряпанная от нечего делать, а это и называется "литературщина", когда человеку хочется писать, а что и зачем писать, – это по барабану.

Uchilka

 2007-09-13 14:13
Бунин, даже Набоков... это ж не стриптиз в дурном смысле этого слова... начинающий автор чаще всего плохо понимает, что, как и зачем он делает... а зрелый – понимает... и потому, даже раздевая героев (душевно или нет) он никогда их не унижает... он не станет морализировать... и они (герои) не будут примитивными...

Uchilka

 2007-09-13 14:15
каждое движение души лирического героя – не авторский произвол... здесь работают такие сложные механизмы восприятия, что иногда диву даёшься

Uchilka

 2007-09-13 14:17
да! вот оно, самое главное: автор ВСЕХ своих героев должен любить! даже самых отрицательных!
Вот поэтому я и не сочла ваш рассказ совсем пропащим:-))))

tarakan

 2007-09-13 14:23
любить всех своих героев опять же невозможно, если только они не положительные

tarakan

 2007-09-13 14:25
то есть каждое движение души лирического героя – послание из космоса? но записывает его автор, он должен дать понять читателям то, как к этому относиться.

Uchilka

 2007-09-13 14:38
ещё раз повторяю: автор ничего не должен!
нет, не из космоса послание:-))) а из космоса авторского мозга, умного космоса, где каждая орбита просчитана и каждый астероид взвешен

tarakan

 2007-09-13 14:50
значит, все-таки должен. кто будет за него просчитывать орбиту?

Uchilka

 2007-09-13 15:05
конечно, сам:-))) я и говорю, что эмоциональный поток надо контролировать:-))))

tarakan

 2007-09-13 14:21
это набоков не стриптиз? если бы не стриптиз, то не цеплял бы никого. Читатель ищет, где именно разделся набоков, часто думая, что гумберт – это он и есть. дудки.
про начинающих авторов: они должны задаваться вопросом зачем они пишут? или они опять никогому ничего не должны?

Uchilka

 2007-09-13 14:35
не стриптиз:-))) а если и стриптиз – то антиэротический:-)))))
цепляет не только потому, что там вынесена на обозрение тема практически запретная... там Набоков двух зайцев убил: бестселлер не только потому, что литературный язык идеален, вернее – как раз не потому... сюжет, близкий людям самым разным по духовному, физическому, возрастному, даже и материальному состоянию... а язык – язык Набоковский заставил даже самых высоких интеллектуалов смаковать тему, которая что называется – не комильфо...
Читатель ищет что-то одно, своё, но на то и настоящий автор, чтобы преподнести ему вместе с этим "своим" ещё много разнообразностей, как бы в нагрузку... вот оно – двойное дно, послевкусие и т.д.


Накбоков – не стриптиз!

tarakan

 2007-09-13 14:40
ладно. подойдем к вопросом по-научному. Давайте дадим определение, что такое литературный стриптиз

Uchilka

 2007-09-13 14:48
свою формулу я уже предоставила: это раздевание души героя до предела стыдного...
а теперь пусть авторы журнала высказываются и дополняют:-)))

tarakan

 2007-09-13 14:51
давайте, слово "стыдного" уберем

Uchilka

 2007-09-13 15:06
нет, не уберём!
наоборот, осветлим косы и воспользуемся капслоком:
СТЫДНО, ТОВАРИЩИ!

tarakan

 2007-09-13 15:12
если стыдно, то зачем? должны быть мотивы

tarakan

 2007-09-13 13:16
по живому резать уже не получится. изрезано

tarakan

 2007-09-13 11:28
не знаю, обрадую ли вас, но меня вы не обидели )

Uchilka

 2007-09-13 11:36
ну и слава богу:-)

Lika

 2007-09-17 00:20
спасибо за рассказ! Струящиеся строчки скользнули внутрь моментально... Очень понравилось...


 

  Электронный арт-журнал ARIFIS
Copyright © Arifis, 2005-2024
при перепечатке любых материалов, представленных на сайте, ссылка на arifis.ru обязательна
webmaster Eldemir ( 0.010)