Arifis - электронный арт-журнал

назад

Студия поэтов

2007-05-15 04:17
Из польского Ренессанса, анонимное / Алексей (Vagant)

* * *
Пошто пристёгиваешь шпагу
И залпом пьёшь хмельную брагу,
И бьёшь бокал об пол дубовый,
Ремни кирасы затянув?

Ужель ты воевать собрался?
Но ты всю жизнь с врагами дрался.
Иль славы той тебе уж мало,
И хочешь вновь клинком блеснуть?

Какой же ты взыскуешь брани,
Потехи для могучей длани?
Врагов уж нет во чистом поле,
И не обрящешь чести там.

Когда пошла такая пьянка
И в кухню выслана служанка, –
Мы можем говорить открыто,
Без всяких там обиняков.

Ты сам возвёл на трон монарха,
Хотя клинку бывало жарко...
Так чем теперь ты недоволен?
Ты получил, чего хотел!

Ах, ты не знал, что он подонок?
Ты тратился всё на панёнок,
Блистал в пирах героем гордым
По праву руку от него,

Внимал с улыбкой славословью,
Мня, будто с истинной любовью
Его струит продажна дворня?
Но ты не мальчик уж давно.

А как пришёл к тебе друг ратный,
Что иззубрил клинок булатный
О ятаганы янычарски,
Спиной к спине с тобой в боях,

Прося: «Прикрой, друг, от бесчестья:
Не пожелал средь быдла сесть я
И не пришёл на пир – ты помнишь, –
И оклеветан лишь за то!», –

Что ты ему тогда ответил?
«Друг мой! Король велик и светел!
Ужель ты это не приметил?
Гордыня застила твой взор!

Не посадил бы он с собою
Тех, кого ты, с твоей хулою,
И за людей-то не считаешь,
Нос воротя сидеть средь них!

Поди-ка, друг, к нему покорно,
Не будь строптивым так упорно
(Смирять гордыню – благотворно
Для человеческой души!),

Покайся перед ним по чести
И похвали его без лести, –
И убедишь его, что верен,
И снова милость обретёшь!»

А вспомни-ка, как уходил он!
Ты вслед сказал: «Удачи, с миром!»,
А он и слова не промолвил,
С седых усов слезу смахнув...

А где теперь он, ты не помнишь? –
В измене обвинён всего лишь
И голову сложил на плаху
С полгода уж тому назад.

Что, ты того и не заметил?
А ведь тогда пропел уж петел
Тебе тревогу боевую!
Не услыхал в хмельном пиру?..

Куда же ты сейчас собрался?
Ты его кровью подписался,
Что будешь верен до скончанья
Всей жизни пану твоему!

Снимай-ка ты свою кирасу,
Сядь, охладись, испей ковш квасу,
Служанку кликни молодую...
А там и вечер уж, глядишь:

Ты не забыл ли приглашенье?
Что, всё ещё душа в смущеньи?..
Вновь будет пир сегодня ночью:
Ты зван к монаршему столу!

Пей, веселись, блистай во славе,
Закрой путь в сердце той отраве,
Что звал ты честью... Нет друзей уж,
И ты сыграл свою игру!

... – 14.05.2007.

информация о работе
Проголосовать за работу
просмотры: [9748]
комментарии: [10]
голосов: [1]
(jinok)
закладки: [0]

Ещё один мой перевод по дословному прозаическому подстрочнику, как я люблю изредка баловаться... Уж и не помню, в каком году за это взялся. Начинал, бросал надолго, опять брался, переделывал, добавлял... А вот сейчас вдруг получилось закончить!

Не уверен, надо ли писАть в виде преамбулы краткую историческую справку-коммент: что-то мне это разонравилось... Увижу, что нужно, – добавлю. Пока хочу сказать только одно: польская поэзия тех времён довольно-таки шероховата по части формы; кто хочет, пусть почитает хотя бы Яна Кохановского или Вацлава Потоцкого... И к воссозданию этой шероховатости пришлось стремиться вполне преднамеренно.

Всё, с Богом: читайте, комментируйте, ругайте, хвалите!


Комментарии (выбрать просмотр комментариев
списком, новые сверху)

VKondakov

 2007-05-15 06:25
Никогда не читал ...Доронина... но впору с Маяковским согласится... – утомительно и длинно..



Vagant

 2007-05-15 11:15
Объём мною сохранён, претензии по нему – не ко мне, а автор далече...

За внимание – спасибо!

Vagant

 2007-05-16 00:10
Да, а откуда тут Доронин? И кто это?..

jinok

 2007-05-15 10:27
И шляхтичи мне понравились) Добже, а особых шероховатостей...и не заметил, видимо, две хромых ноги совпали;-) и не хромают.
А если не знать языка первоисточника..) то по обилию слов с шипящщщими, можно догадаться об анонимности кшонжки)

Vagant

 2007-05-15 11:22
Дзенькую, ясновельможный пан!

Насчёт совпавших двух хромых ног – очень тонкое наблюдение, похоже: у меня в отдельных местах такое же ощущение возникало... Кое-где осознанно пытался на это идти! А вот по части обилия шипящих – будете смеяться, если только поверите: ни разу о том не подумал! Подсознательно, выходит: само пробилось... Что подтверждает: текст умнее нас!

Спасибо!

Mistifikator

 2007-05-15 21:46
Шпага совершенно нехарактерна для Польши. Наиболее распространенным оружием, начиная со второй половины пятнадцатого века, была сабля.


Vagant

 2007-05-16 00:05
И Вы абсолютно правы, клянусь моим красным дипломом истфака МГУ! Но! Сабля – для боя, для войны, мясорубки; шпага (и, по старинке, сабля) – для благородной дуэли с равным себе по номинальному социальному статусу, а также для всякого рода официальных церемониалов. Извините, Польша – всё же часть католического мира, хоть и славянская. А речь тут идёт о начале XVII века; вероятно, и впрямь следовало это оговорить в преамбуле или в заглавии... Или я что-то путаю? Не удивлюсь, если окажется, что некоторые вещи Вы знаете получше меня... Ответьте, пожалуйста!

Mistifikator

 2007-05-16 00:12
Я видел коллекцию польского оружия начала семнадцатого века. Времена русского смутного времени... Никаких шпаг! Картины на шляхтские сюжеты – только сабли!
А сама одежда польской знати тех времен? Где здесь Западная Европа? Никакого сходства. Польша ( вернее, Речь Посполитая) была задворками католического мира. Генрих Третий, прежде, чем стать королем Франции – царствовал в Польше. И потом с ужасом вспоминал это время, проведенное среди варваров...

Vagant

 2007-05-16 00:33
Хорошо, но ежели так, то откуда же шпага взялась в подстрочнике?..

Так.... Всё. Иду бить морду автору подстрочника, благо мы с ним – питомцы одной alma mater. Кроме шуток: попытаюсь с ним связаться и разобраться вдвоём... Да и сам покопаюсь, погляжу. Нуждаюсь в не слишком продолжительном, надеюсь, тайм-ауте. Заходите, прошу: хочу вернуться к этой теме!

Mistifikator

 2007-05-16 08:42
И еще. Религиозная общность далеко не всегда нивелирует военное дело. Здесь традиции играют очень важную роль. Возьмем венгров или мадьяров. Они же тоже католики. И давным давно входили в состав Австрийской империи. Но национальным оружием у них являлась сабля, восходящяя к степному прошлому народа.
А вот чехи, напротив, вооружены были на немецкий манер. И одевались на западно-европейский лад.
Поляки долгое время воевали с венграми, татарами, русскими. И восточный подход к философии боя возобладал, найдя отголосок в национальном менталитете...



 

  Электронный арт-журнал ARIFIS
Copyright © Arifis, 2005-2024
при перепечатке любых материалов, представленных на сайте, ссылка на arifis.ru обязательна
webmaster Eldemir ( 0.007)