Arifis - электронный арт-журнал

назад

Студия поэтов

2007-08-24 15:11
Звёзды улыбаются во сне! / Зайцева Татьяна (Njusha)

Шахрисабз во тьме. Усталое светило
улеглось в руинах. Дремлет Ак-Сарай.
По базару тенью проскочила
Свора песьих лап. Кошачьих диких стай
Не догнать в извилистых проулках,
Выть и бесноваться при луне.
Купола Чорсу смеются гулко.
Звёзды улыбаются во сне.

ДОрус-сиадат! Коты – за мною!
ДОрут-тилават! В подвалы – мышь!
Отвлекаться нынче – грех, пустое!
Мы идём! Никто не смеет – кыш!
Мягкой, вкрадчивой и наглою походкой,
Хвост – трубой, усами – поперёк,
Мы скользим. Наш взгляд смущенно-кроткий.
Чуть помедлишь и – упустишь срок.

Нежностью наш разум разбережен.
Берега потеряны во мгле.
К голосам – по запаху, по свежим
Отпечаткам лап. Глаза – в огне!
Муэдзин! Помедли! И к молитвам
Правоверных, слышишь, не зови!
Не до них! Ночь лишь для нас, охриплых!
Наши души тают от любви!


информация о работе
Проголосовать за работу
просмотры: [8554]
комментарии: [17]
голосов: [2]
(Robinzon, AndreyGrad)
закладки: [0]

а не заглянуть ли нам в сказку про Ходжу Насреддина?...;-)


Комментарии (выбрать просмотр комментариев
списком, новые сверху)

kuniaev

 2007-08-24 15:33
Последний намаз совершается с наступлением ночи, задолго до полночи. А вообще, как-то это кощунственно звучит на мой взгляд – заткнуть муэдзина ради хора котов. Либо простая человеческая глупость, либо – намеренно легкое (мягко говоря) отношение к тому, что для многих является святым.

Njusha

 2007-08-24 22:00
хм.... рубили кресты и переплавляли колокола...
наверное скорее – второе...
вроде на глупость как-то обидно соглашаться...
автор – продукт эпохи СССР скорее
а по поводу котяров – верно – там была другая строчка
"наши души тают от любви" – но вряд ли это то самое, что вы хотели бы услышать

но попробуем поставить её

этот текст лежит ещё на двух сайтах, и никто не увидел такого странного подтекста

в некотором ошеломлении от произошедшего,
но будем думать........


kuniaev

 2007-08-24 22:11
Это ведь бросается в глаза. Вы ведь никогда не додумались бы остановить воскресную службу, чтобы послушать, скажем, соловья? По сути это одно и то же. Не согласны?

Njusha

 2007-08-24 22:26
мне настолько странен этот вопрос, что я просто не знаю, что на него ответить...

соловей будет петь невзирая на то, идет служба или нет
воля человека – слушать службу или соловья, или одновременно то и другое

призыв героев текста естественно носит аб-со-лют-но риторический характер (уже боюсь написать – юмористический, иронический)

мне вообще кажется, что все обрядовые наслоения на понятие о высшем и справедливом НЕЧТО лишь превращают это НЕЧТО в бессмысленную разряженную куклу

не сотвори себе кумира
изгони торгующих из храма
бог не вне тебя, а в твоей душе и твоём сердце

но не буду спорить
если этот текст вызывает такие сложные чувства, то лучше его конечно удалить

подождем ещё отзывы?

Puh

 2007-08-26 05:59
Хм.... пожалуй, это один из немногих моментов, когда я полностью солидарна с Куняевым. Меня тоже задело такое обращение с темой. Понимаете, до того, как я поближе познакомилась с мусульманским миром, я бы также как вы могла рассуждать (я имею в виду мир настоящего ислама, а не наши среднеазиатские республики). Поверьте, я человек нерелигиозный по определению, и для меня лично это знакомство было лучшей прививкой от ислама. Но в исламе, как и в любой религии есть сакральные моменты. Их даже больше, чем в христианстве, эта религия в чистом виде предельно искренняя. Один из самых искренних моментов – совершение намазов. По смыслу, Вы имели в виду ночной намаз (время ночного намаза наступает с исчезновением зарева на западе и длится до наступления истинного рассвета).
И в стихе вы невольно подменили ночной намаз шествием котов, а это, на мой взгляд, действительно, если уж не оскорбление, то бестактность.


Njusha

 2007-08-27 11:24
хм....
а то, что в реальной жизни именно так и происходит, не является бестактностью?...))

Танюш, не будем ханжами, и правоверные (не ортодоксальные, не фанатики, а те, кто здесь и рядом – у меня достаточно знакомых семей, придерживающихся веры) и христиане вполне благополучно нарушают и заповеди, и посты, и запреты....

а ведь в тексте нигде не говорится, что коты собрались лезть на минарет и загрызать или ещё каким образом оскорблять певца намаза....
тем более речь то опять же не о котах....))

а мы, подчас обращаясь к солнцу с призывом не торопиться закончить ночь, не выглядим ли осквернителями великих законов?...))

Танюш, я действительно совершенный атеист в том плане, что я не верю в создание людей отдельно от остального мира (по секрету – в моём организме есть одно док-во, что мы произошли, если и не от обезьяны, то от четвероного животного...;-))) )
возможно, остальные люди произошли другим образом....)))

так что простим меня, воинствующую в своём атеизме!...)))

хотя бестактность возможно и присутствует, подобно бестактности белого человека, надевающего черные одежды на похороны в стране, где коренное население одевает белые...


Puh

 2007-08-27 12:28
В вашем отклике (и в стихе!) произошла некая подмена понятий. Начнем с того, что муэдзин не воспевает намаз, он только призывает верующих и напоминает им о времени совершения намаза. Для мусульманина намаз – это момент внутреннего духовного разговора и прямого обращения к богу. Учитывая черезвычайно жесткий пресс общества на личность в исламских странах, для многих это единственное время, когда они могут остаться наедине с собой.
В названии стихотворения вы упомянули вопли муэдзина. В теле стихотворения речь идет о воплях котов призывающих "...по запаху, по свежим отпечаткам лап...Наши души тают от любви...". Значение этих призывов очевидно. Тем самым вы установили, как говорят математики, взаимнооднозначное соответствие между воплями котов и пением муэдзина. Для мусульманина это сильное оскорбление состоит в том, что призыв к плотским утехам приравнен призыву к духовному общению с богом. Можно быть совершенным атеистом (я и сама такая, убежденный и принципиальный атеист), можно осуждать и высмеивать религиозные порядки. Но неправильно оскорблять чувства людей подобными несправедливыми сравнениями. Неуместна не одежда, одетая по незнанию, неуместна душевная глухота неверующего к верующему.

Njusha

 2007-08-27 18:34
разве я спорю?
абсолютно согласна....

kuniaev

 2007-08-27 12:47
Такой пример: в светской (пока еще) стране Турции, где законом запрещено выражать свою религиозность в светских общественных местах (например, вы никогда не увидите продавщицу супермаркета в хиджабе), тем не менее, как только мулла начинает петь – везде прекращается музыка, выключаются телевизоры и разговаривают на пониженных тонах.
Как Вы думаете, будь Вы хоть трижды атеистом, хватило бы у Вас глупости в такой момент взять, скажем, гитару и во всеобщей тишине воспеть "как здорово..."? Вам по Фому говорят, а Вы про Ерему талдычите...

Njusha

 2007-08-27 18:58
хм...
ну что ж, значит так тому и быть...
а у нас, когда поёт мулла (кстати центральная мечеть стоит в парке культуры и отдыха трудящихся масс ровно в 50 метрах от уличной шашлычной со всеми вытекающими последствиями), так вот, когда поёт мулла (это бывает около 8 часов вечера), то праздношатающиеся лица всех возрастов и обоего пола вполне мирно разговаривают матом, орут песни и занимаются разборками по поводу, кто круче
я это не как доказательство отсутствия веры в своём столичном городе, а как картинку на тему беседы

а аргумент из рубрики – "талдычите" – вырвался видимо в порыве раздражения?
а если просто сказать – у нас разные точки зрения и останемся каждый при своей?
по-моему именно спокойное и уважительное отношение к другому (возлюби ближнего как самого себя)есть один из постулатов веры?
или я опять про бузину?...;-))

перечитала свои ответы на ваши отзывы
возможно присутствует излишняя ирония, но пренебрежительное отношение с собеседнику – никогда, по крайней мере, мне бы не хотелось, чтобы мои попытки немножко перевести разговор в иную плоскость были восприняты за попытки оскорбить собеседников
наоброт – я искренне уважаю и даже завидую людям, у которых есть духовный стержень в жизни, и мне всегда казалось, что вера, которая должна делать человека сильнее, одновременно делает его и добрее

но именно – вера, а не её обёртка....
возможно, я опять бестактна, но живя в многонациональной республике и дружа с представителями всех национальностей, могу (на основе опять же только своего опыта) сказать, что не вера делает людей людьми, а люди создают веру в лучшие идеалы

kuniaev

 2007-08-27 22:56
Извиняюсь за "талдычите". Но вот Вы опять о своем: "но именно – вера, а не её обёртка..." Как Вы не можете понять, что речь совершенно не об этом? Мы же с Вами не вопросы религии здесь обсуждаем? Причем здесь Ваше или мое отношение к вере вообще и определенной религии в частности? Я просто хотел Вам сказать, что есть вещи, которые при любом взгляде, с любой стороны кажутся, именно кажутся неуместными. Плясать на могиле плохо? Плохо. А артист – может. Половые извращения плохо? Плохо. А писатель – прямо герой труда. Есть эпатаж, есть цинизм, есть еще много чего в искусстве, но это не значит, что поэт или художник имеет объективное право на это. А вот читатель имеет полное право выразить художнику свое "кю". Не так ли?
По поводу Ваших наблюдений могу лишь сказать, что, к сожалению, это не редкость, а, скорее, даже правило в нашем обществе. Поп с гармонью – тоже харизматичен (Верую! Шукшин) И что же теперь – все в шашлычную? Не а...


Njusha

 2007-08-28 11:11
да, именно так, ради читателя и вывешиваемся здесь...:-)

он читает, испытывает эмоции, выговаривает их
авторы тоже читают то, что им пишет читатель, тоже испытывают эмоции, тоже выговаривают их
всё – замечательно
истина где-то рядом, что не есть плохо, а просто – таково развитие человеческой мысли

спасибо за то, что мы смогли довести этот диалог (ведь диалог?) до конца

и даже сошлись вот в этом – шашлычная не должна стоять рядом с тем местом, где люди вспоминают о душе
ради этого и стоило постараться понять друг друга

Таня

VKondakov

 2007-08-24 15:46
Мне тоже претит читать муэдзина в одном ряду с» котярами, тающими от любви».

Не-до-пере-осмыснено сказано.

Но ... понимаю так, что эта тема автору не чужда ...в силу разных причин.

Есть характерные метки в стихе, которые посторонний – не придумает. Так?

А в этом, хорошей стихе, как я считаю, надо написать последнюю строчку,
нынешнюю убрав...


Njusha

 2007-08-24 22:18
вернула второй вариант (тот был – третий, а был ещё и первый)

поговорила с одним человеком, который тоже поддержал ваши мнения.... его мнение я уважаю, но – всё равно, как-то мне это удивительно немного
ведь ясно же, что коты – это лишь метафора...
ну или персонификация (вот какое умное слово вспомнила с расстройства!)

уж не могу сказать за восточную религию, хотя и живу около неё в одном квартале (от мечети, где совершаются службы с трасляцией их по громкой связи на весь микрорайон), но то, что в русской (именно в русской, дореволюционной) литературе всегда с изрядной долей юмора и скепсиса относились к попам и батюшкам – по моему факт, не требующий доказательств?

характерные метки – это просто увлекательное чтение про архитектуру нашего (советского) востока
читала статью в энциклопедии про Узбекистан
сама была в Ташкенте, и в Самарканде, но в сугубо советские времена, поэтому экскурсоводы делали упор на создание красоты для проклятых буржуинов (в том числе и служителей веры) руками голодающих и беззащитных декхан
ну что же, могу согласиться, что в какой-то степени я инвалид по части института религии и религий...:-))

если этот текст действительно скрывает в себе оскорбительные намёки для истинно верующих, то безусловно я его уберу

послушаем тишину?...:-)




jinok

 2007-08-28 05:11
Несомненно, что проявления веры , каких бы конфессий это не касалось, достойно уважения и чуткого отношения. С этим никто не спорит.
Но, если попробовать уйти от желаемого, и на секунду приоткрыть реальное…густонаселённый район, где живут представители разных вер плюс неугасимые атеисты, которые тоже верят)) Полночь, кто-то спит, кто-то проводит ночь у кровати больного ребёнка, кто-то работает, кто-то мучается бессонницей, кто-то мечтает, а кто-то – любит…И вот в 12 часов на самом интересном месте начинается вещание по громкоговорителю. Я не очень понимаю, почему с Богом нужно разговаривать через систему усилителей. Даже , соглашаясь, что это всего лишь будильник для правоверных , чтобы не пропустить намаз, и уважая их веру и стремление, согласитесь, при многократности этого проникновения в Вашу жизнь, терпимость и проявление лояльности нет-нет, но будут уступать место несколько иным чувствам. Это, если честно, положа руку на Коран, Библию или Тору. Эта реплика касается не столько стихотворения, сколько возникших после него прений.
Теперь о тексте.
Несколько раз перечитал. Искал внутренний протест. Но…Автора, как правило, судят по законам, созданным им самим. Главный лирический герой в стихотворении – коты. От их лица ведется повествование, от них же слышится и призыв, который вызвал такие противоположные эмоции. Но, котам все равно – мудзин, раввин или протоиерей. Это, первое. Второе. Как известно, художественное произведение строится по законам образности и если рассматривать ночную службу, помимо ее реально-документального наполнения, то, опираясь на её иносказательный смысл, можно сделать и другой вывод – законы, которые придумал для себя человек, не всегда совпадают с теми, которые существуют непридуманными …Наверное, я теософски недальновиден и скорее всего неправ, с их точки зрения . Мое высказывание всего лишь мнение проходящего мимо читателя. Я это увидел так. Это не рыцарский поход в защиту, это попытка искренности.

Да и еще , вспомнил, когда готовил статью о Маленьком, набрёл на интересное сообщение:

В Турции хотят запретить книгу "Маленький принц"
Дата публикации: 21 июля 2005 г.

Профсоюз работников образования Турции признал вредной для детей книгу "Маленький принц" Антуана де Сент-Экзюпери.
Вошедшая в список самых читаемых в мире, книга классика французской литературы в числе ста других произведений детских писателей была рекомендована Министерством образования Турции для чтения в начальной школе.
Однако против этого выступил профсоюз. В книге есть такие слова: "Один турецкий диктатор силой заставил свой народ одеваться так, как европейцы, а тех, кто не хотел делать этого, убивали". Глава профсоюза Исмаил Конджук считает, что под диктатором автор имел в виду основателя Турецкой Республики Кемаля Ататюрка. Профсоюз потребовал запретить книгу "Маленький принц".

Нюша, единственное, что в качестве пожелания возникло, избавиться от экспрессии с явной оценочной характеристикой в названии. Я бы его вообще назвал – Ночное)) ИМХО)


Всё, больше не флудю))




Njusha

 2007-08-28 11:06
ух, как много написал то!...))

даёшь консенсус!...))

"Ночное заунывное"?...)))

пошла подумаю, пока обед в столице...))

Njusha

 2007-08-29 11:10
перечитала опять же в обед...
чего вот огорчает
разделение понятий "рыцарской защиты" и "искренности"...

помнишь, Иночек, песенку старенькую?
где герой объясняет своей любимой отличие его отношения к ней от отношения к жене (видимо)
мол "что её я жалею, люблю же тебя"
и там героиня говорит – "и меня пожалей"!...))

вот и я про то же...))
почеу мы стали стыдиться признаваться в том, что мужчина должен быть рыцарем?

и, как мне кажется, самый рыцарственный рыцарь всех времён и народов сражался с мельницами и свиньями, совершенно искренне полагая, что сражается со страшными и могущественными врагами...))

эх........
как же тут быть слабой и глуповатой?...:-))
экономика страны просто развалится или отдастся в руки нового рыцаря, но уже со страхами и упреками...))
(переход абсолютно алогичный и безмотивный, но это я так, уже о внутренних проблемах)

и даже согласившись, что "Автора, как правило, судят по законам, созданным им самим", хочу дополнить, что автор должОн эти законы не придумывать, а улавливать,
чёрное должно всё же оставаться чёрным, а белое белым...

и вообще, я абсолютно восхищаюсь формулой М.И.Цветаевой "не говорите мне, что Я хотела сказать в своём стихотворении, скажите мне, что ВЫ услышали в нём"

именно это и произошло
поэтому нет ни обиженных, ни проигравших...:-)

а "Ночное заунывное" красившее звучит, аха, Иночек?...))



 

  Электронный арт-журнал ARIFIS
Copyright © Arifis, 2005-2024
при перепечатке любых материалов, представленных на сайте, ссылка на arifis.ru обязательна
webmaster Eldemir ( 0.008)