Arifis - электронный арт-журнал

назад

Студия поэтов

2007-05-25 10:17
Постоялый двор. Разговоры, голоса... Санчо буянит. / Юрий Юрченко (Youri)

.



                          * * *




           (Из драматической поэмы)



П у б л и к а — та же. За одним из столов — С а н ч о и К а п р а л. Видно, что «беседуют» они уже давно: если Санчо еще держится,
то Капрал уже не в силах поддерживать разговор; лишь время от времени, он поднимает голову и издает какой-нибудь звук, иногда, впрочем,
даже произносит целую фразу, не очень, правда, связанную с тем, что говорит Санчо.

С а н ч о :

...Всё волшебники злые — их проделки! —
Дон поэтому и огорчен так:
Обратили принцессу — в сельскую девку,
Обратили ангела — в черта!..

М е н е с т р е л ь :

«... В портовом городке Ларедо
Спят все собаки до обеда...
И много лет обходят беды
Портовый городок Ларедо...»

С а н ч о :

...Погрузился он в раздумье,
А потом сказал он речь:
«Мол, мужьям благоразумным
Нужно, все ж, себя беречь...»

М е н е с т р е л ь :

«...В портовом городке Ларедо
Читают все стихи Кеведо...
И любит там сосед соседа,
В портовом городке Ларедо...»

С а н ч о :

«...Беги ты, Санчо, в горы, мол,
Нарви там поскорей
Травы мне, про которую
Писал один еврей...»

М е н е с т р е л ь :

«...В портовом городке Ларедо
Едят вареники по средам,
...И я когда-нибудь уеду
В портовый городок Ларедо...»

С а н ч о :

...Всех драконов мы раздраконили
В Каталонии, в Арагонии...
Разогнали все вражьи стаи мы,

(Роберто Паэс (Roberto Páez), 1930-2006, Аргентина, 1965)

А из нечисти лишь оставили
Тени чучел — в полях — соломенных
В Арагонии, в Каталонии...

Х о з я и н (кивая на Санчо, Хозяйке) :

...Не платил еще ни разу,
А вино — рекой течет...

Х о з я й к а :
...И фаянсовую вазу...

Х о з я и н :
....Да пять раз поставил в счет!..

С а н ч о :

...Нас приглашает ласково
Сын короля шотландского...

С ы н – «р ы ц а р ь» (мечтательно) :

...Поручить судьбу невесте,
Встать на рыцарства дорогу!..

К а н о н и к (Сыну-«рыцарю») :

...Было б лучше б, сын мой, если
Поручил судьбу ты Богу...

С а н ч о :

...И были представлены мы ко двору —
Крест истинный, добрые люди, не вру!..

(Джон Гилберт (John Gilbert), 1817–1897, Англия, 1845)

Б а к а л а в р (задумавшейся о чем-то Альдонсе, негромко) :

...Такой очаровательной служанки
Я не встречал ни разу в Саламанке...

С а н ч о :

...Гуляли втроем, с королем, по двору —
Крест истинный, добрые люди, не вру!..

К а н о н и к (Графу и Графине, кивая на Сына-«рыцаря») :

...Отравлен сын, семье на горе,
Романов рыцарских дурманом!..

А л ь д о н с а (думая о чем-то своем, Бакалавру) :

...А вы не знаете историй
Из этих... рыцарских романов?..

Сын-«поэт» сидит, с пером наготове, в конце одного из столов, прислушиваясь чутко к общему шуму и вылавливая из него отдельные слова и звуки.

С ы н – «п о э т» (бормочет, записывая) :

«...Конь копытом серебряным цокал,
А на правой руке сидел сокол...»

(Эжен Луи Лами (Eugène Louis Lami) 1800-1890, Франция, 1822)

Б а к а л а в р (Альдонсе, негромко, оглядываясь на Каноника) :

...Разве, несколько глав...
Для послушных служанок...

(показывая осторожно ей из-за отворота сюртука корешки книг — «на выбор»)

...«Очарованный мавр»?..
«Заколдованный замок»?..

К а н о н и к (услышав, Бакалавру, с упреком) :

... «Очарованный мавр»!.. —
Ну, она — из крестьянок,
Вы-то, все ж — бакалавр!..
«Заколдованный замок»...

С а н ч о :

... «Я вас, — говорит он, — безмерно люблю!..» —
И тут я ему говорю, королю:

«...Дали б нам немного на прокорм, на пропой,
Ваше, мол, царское величество,
Так как идем мы трудной и опасной тропой
Странствующего рыцарства...»

Б а к а л а в р (показывая Альдонсе уголок книги, негромко, чтобы Каноник не слышал) :

...Я расскажу все о д е л е вам —
Под апельсиновым деревом...

Подмигивает и делает ей всевозможные знаки, показывая глазами на выход. Однако, Альдонса, занятая своими мыслями, не обращает на него внимания.

А л ь д о н с а (поет негромко) :

«...Если б довелось родиться
Мне богатою девицей,
Благородною и строгой —
Я б нашла к тебе дорогу...»

С а н ч о :

...Но иногда достается нам все же:

(Вальтер Клемм (Walter Klemm), 1883-1957, Германия, 1924)

Вон, янгуасцы, так врезали, змеи,
Что у меня чуть не лопнула кожа,
Как у святого Варфоломея...

А л ь д о н с а :

«...Я б тебя изумила —
Я меняла бы платья...
Я б тебя заманила —
Не красою, так статью...»

С а н ч о :

...Мы презрели житейские блага —
Голод, холод всечасно и влага!..

А л ь д о н с а :

«...Я б такой корсаж надела б,
Разукрашен и отделан —
Не селянка вам с кошелкой! —
Тирским пурпуром и шелком...»

С а н ч о (провожая взглядом новую партию снеди, отправленную из кухни на графский стол) :

...А найти б сейчас не худо
Сто каких-нибудь эскудо!..

А л ь д о н с а :

«...Заменила б мне крылья
Дорогая мантилья,
И мерцали б горели
Серьги и ожерелья...»

С а н ч о (вздыхая, Капралу) :

...Мне б щас сено косить!..
Но должны напролом мы
За обиженных мстить
И карать вероломных...

Хозяйка что-то строго выговаривает Альдонсе, показывая глазами на Бакалавра.

А л ь д о н с а (отмахиваясь) :

...Да надоел, в самом деле, он
С тем апельсиновым деревом!..

К а п р а л (опустив с размаху ладонь на бедро стоящей рядом Хозяйки, неожиданно и громко поет) :

"... Ночью к берегу прибило
Челн без весел, без ветрила..."

С а н ч о (поморщившись) :

...Не люблю я морские скитания!..
Гибралтар... Берега Мавритании...

Сын-«поэт», уловив в воздухе «морские флюиды», припадает к листку бумаги.

С ы н – «п о э т» :

«...Не мучай лист бумаги, кабальеро,
И не грызи ночами карандаш! —
Смотри, — в открытом море две галеры
Сближаются, идя на абордаж!..»

Х о з я й к а (зардевшись, тяжело и прерывисто дыша, Капралу) :

...Аж, сердце, прямо, раскололось —
Такой у вас... красивый голос...

С а н ч о :

...Как-то раз, взяли в плен с н и м на пару
Бригантину алжирских корсаров...

К а п р а л (не убирая руки с хозяйкиного бедра, неожиданно вскидывая голову) :

...Послали, чтоб пробить блокаду
Из Аликанте кавалькаду!..

С а н ч о :

...И нам прислуживали...

Х о з я й к а :
                               ...Так мы и поверили!..
(смеется)

С а н ч о :

...Две первые красавицы Берберии!..

С ы н – «п о э т» (закрыв глаза, декламирует, нараспев, прислушиваясь к себе) :

«... Лежала мертвая Кларисса,
И принц лежал у ее ног,
И тихо ветви кипариса
Сплетались в траурный венок...»

С а н ч о :

...И одна мне говорит: «Санчó-Ага!

(Рене де Пов (René de Pauw), 1887-1946, Бельгия, 1944 )

Несмотря, что я — дочь мавра и врага...»

К а п р а л (вскидывая голову на «мавра») :

... Когда Валенсия
Была под маврами —
Бродил по лесу я,
Питался травами...

С а н ч о :

«...Я люблю тебя, да так, что я, к примеру,
Могу родину забыть свою и веру!..
У отца товару много, злата — тьма!..» —
Отвечаю я ей строго: «Фатима!..

Вступил я в брак с женщиной из нашего селения —
И пожизненно, как говорится, влачу эти цепи —
По милости Божией и с благословения
Святой нашей матери римско-католической церкви...»

(вспомнив о жене, тоскуя)

...Тереса!.. Эх!.. Красу ее словесно я
Не в силах описать...

Х о з я й к а :
                          ... Наверняка! —
Уж женщина красивая и честная
Не выйдет никогда за бедняка!..

(смеется, заглядывая на Капрала)

К а п р а л (шаря рукой в бесконечных хозяйкиных пространствах) :

...Пополняя запасы
В шалашах козопасов...

С а н ч о (с вызовом глядя на Хозяйку) :

...И дает мне...

Х о з я й к а (Санчо) :

                         ... Бросьте сказки эти!..
(смеется)

С а н ч о :

...Сто эскудо в золотой монете!..

(оглядывая всех с торжеством, Хозяйке)

...Рассмеялся я грустно, и в море — бултых! —
Бросил узел я, полный монет золотых!..

К а н о н и к :

...И да избавит нас Творец
От столь бесхитростных сердец!..

К а п р а л (перемещая руку на бедре Хозяйки) :

...И с боем заняли село мы
Недалеко от Барселоны...

С а н ч о :

...Нам отдавал свой трон —
Но мы, мол, нет, уволь! —
Сам Алифанфарон,
Языческий король!..

[] (Артур Бойд Хoутон (Arthur Boyd Houghton), 1836-1875, Англия, 1866)

С ы н – «п о э т» :

«... Вслед за Амуром, в небесную область,
Нимфы — Поэзия, Мудрость и Доблесть...»

Х о з я й к а (поет игриво, кося глазом на Капрала) :

«...Ты куда спешишь, солдат? —
Я б с тобой пройтись хотела...» —
           Тихо пела
           Лионелла...

Повернулся к ней солдат
И сказал молодцевато...»

К а п р а л (отнимая неожиданно руку с хозяйкиного бедра, сурово) :

           «...Старовата
           Для солдата!..»

Хозяйка, метнув яростный взгляд на Капрала, уходит в сторону кухни.

С а н ч о :

...Шесть дней мы пробыли в Малаге,
Где в нашу честь из окон флаги...

Встает со стула, машет руками в ответ на приветствия воображаемой малагской публики.

«...Мы презрели житейские блага,
Чтобы мирно спала ты, Малага!..»

(заметив Менестреля)

...Нам этот менестрель-то
Споет за три суэльдо?..

М е н е с т р е л ь (беря гитару) :

«...О, дружба иноходца и осла!.. —
Молва о ней катилась и росла...
Поют об этой дружбе все шарманки
Севильи, Сарагосы...

(почтительный жест в сторону Бакалавра)

                           ...Саламанки!..
(поет)

...Нет, не любители погонь,
Неведом боевой кураж им —
Слегка прихрамывает конь,
Осел — медлителен и важен...

Но, все ж, в бою — коль попросить —
Они ведут себя исправно,
А если — ноги уносить,
То тут — им в мире нету равных!..

       ...О, иноходец и осел!.. —
       У каждого — свои причуды;
       И жители окрестных сел
       Бегут смотреть на это чудо...

       Равнина, спуск или подъем,
       Лесной ручей или колодец —
       Идут, задумчиво, вдвоем,
       Друзья — осел и иноходец...

И, чтоб друг друга им понять,
Ни слов, ни жестов им не надо —

(Ганс Папе (Hans Pape), 1894-1970, Германия, 1925)

Как в этой дружбе не узнать
Союз Ореста и Пилада!..

...Вздыхает Санчо о своем...
Обводит Рыцарь взглядом Сьерру...
...И с ними — в неба окоем —
Уходят Россинант и Серый...

       ...О, иноходец и осел!.. —
       У каждого — свои причуды;
       И жители окрестных сел
       Бегут смотреть на это чудо...

       Равнина, спуск или подъем,
       Лесной ручей или колодец —
       Идут, задумчиво, вдвоем,
       Друзья — осел и иноходец...

С а н ч о (растроганно) :

...Все правильно оформлено!..
Все — истинно-доподлинно!..

(вспомнив вдруг, с ужасом)

...Скотина-то — некормлена!..

(пытается встать из-за стола, но не удерживается на ногах,вновь падает на стул, кричит)

....Кто-нибудь, там!.. Провианта —
Для осла и Россинанта!..

(Капралу, с умилением)

...У них — известное меню:
Им сена дай и ячменю!..

(вновь пытаясь подняться, Хозяину)

...И это — понял? — до-ми-нан-та
Для Серого и Россинанта!..

(падает опять на стул)

Х о з я й к а (Санчо) :

Сщас!.. Побежали сена дать!..

Х о з я и н :

...Ты заплати сначала, тать!..

Х о з я й к а :

...Такую вазу загубя!..

Х о з я и н :

...И за осла, и за себя!..

С а н ч о (делая новую попытку встать на ноги) :

Так... Начинается... Опять за старое?..
За них ночами обхожу заставы я —
И не могу спокойно покормиться я!..
Придется, все же, вижу, кликнуть рыцаря...

(ему удается, наконец, удержаться на ногах)

...Как начнет щас месить
Вас тут всех поголовно —
За обиженных мстить
И карать вероломных!..

(забирается на стул)

Б а к а л а в р :
...За время моей жизни в Саламанке
Я не слыхал подобной перебранки...

С а н ч о (забравшись на стул, выкрикивает) :

...Чтоб никогда!.. Нога врага!..
Вовек!.. На наши берега!..

...Чтобы каждый ламанчский подросток!..
Мне — сейчас!.. Наизусть!.. Ариосто!..

(Менестрелю)

...Ты если — менестрель,
Так дуй в свою свирель!..

Менестрель «дует» в свирель, Санчо начинает неожиданно петь, пританцовывая на стуле.

«...Опустили, грубияны,
Короля Родриго в яму,
Где кишели змеи, жабы...
И смеялись громко бабы!..

Заглушая трубы-лютни,
Он кричал: «Заради Бога,
Помогите — уж грызут мне
То, чем я грешил так много!..»

(обрывает пение, снова выкрикивает)

...Не допустит ни Санчо, ни Панча,
Чтобы мирно спала ты, Ламанча!..

Силы оставляют его: он полупадает-полусползает со стула и мгновенно засыпает, уткнувшись лицом в стол. Вдруг, ценой
огромных усилий, отрывает голову от стола, оглядывает всех.

...Да накормили бы осла б, —
Он там, небось, совсем ослаб...

(роняет голову на стол, засыпает.)

(Тони Жоанно (Tony Johannot), 1803–1853, Франция, 1836)


.


информация о работе
Проголосовать за работу
просмотры: [8182]
комментарии: [5]
голосов: [3]
(Lenn, Uchilka, VKondakov)
закладки: [0]

(Не говорите мне о Сааведра!..)


Комментарии (выбрать просмотр комментариев
списком, новые сверху)

Youri

 2007-05-25 12:06
.
"...Хоть быд парнишка мнительный,
Но с того дня
Я научился зрителЮ
дарить себя...!



Lenn

 2007-05-25 12:23
Подарок – просто чЮдо!

Uchilka

 2007-05-25 19:01
сцена великолепная!

VKondakov

 2007-05-26 03:36
"..Нет, не любители погонь,
Неведом боевой кураж им —
Слегка прихрамывает конь,
Осел — медлителен и важен...

Но, все ж, в бою — коль попросить —
Они ведут себя исправно,
А если — ноги уносить,
То тут — им в мире нету равных".

Убедительно!
Чуток ещё б и я поверил, что в бою ослы лучше лошадей.
Славно написано!
Но понравилось больше, конечно,

"Заглушая трубы-лютни,
Он кричал: «Заради Бога,
Помогите — уж грызут мне
То, чем я грешил так много!.."

Я аж ...поёжился ...весь ...как-то....


Youri

 2007-05-26 10:10
.
Спасибо, Володя...
Рассмеяли Вы меня...


 

  Электронный арт-журнал ARIFIS
Copyright © Arifis, 2005-2024
при перепечатке любых материалов, представленных на сайте, ссылка на arifis.ru обязательна
webmaster Eldemir ( 0.013)