Ещё один мой перевод по дословному прозаическому подстрочнику, как я люблю изредка баловаться... Уж и не помню, в каком году за это взялся. Начинал, бросал надолго, опять брался, переделывал, добавлял... А вот сейчас вдруг получилось закончить! Не уверен, надо ли писАть в виде преамбулы краткую историческую справку-коммент: что-то мне это разонравилось... Увижу, что нужно, – добавлю. Пока хочу сказать только одно: польская поэзия тех времён довольно-таки шероховата по части формы; кто хочет, пусть почитает хотя бы Яна Кохановского или Вацлава Потоцкого... И к воссозданию этой шероховатости пришлось стремиться вполне преднамеренно. Всё, с Богом: читайте, комментируйте, ругайте, хвалите! |
VKondakov | 2007-05-15 06:25 Никогда не читал ...Доронина... но впору с Маяковским согласится... – утомительно и длинно.. |
Vagant | 2007-05-15 11:15 Объём мною сохранён, претензии по нему – не ко мне, а автор далече... За внимание – спасибо! |
jinok | 2007-05-15 10:27 И шляхтичи мне понравились) Добже, а особых шероховатостей...и не заметил, видимо, две хромых ноги совпали;-) и не хромают. А если не знать языка первоисточника..) то по обилию слов с шипящщщими, можно догадаться об анонимности кшонжки) |
Vagant | 2007-05-15 11:22 Дзенькую, ясновельможный пан! Насчёт совпавших двух хромых ног – очень тонкое наблюдение, похоже: у меня в отдельных местах такое же ощущение возникало... Кое-где осознанно пытался на это идти! А вот по части обилия шипящих – будете смеяться, если только поверите: ни разу о том не подумал! Подсознательно, выходит: само пробилось... Что подтверждает: текст умнее нас! Спасибо! |
Mistifikator | 2007-05-15 21:46 Шпага совершенно нехарактерна для Польши. Наиболее распространенным оружием, начиная со второй половины пятнадцатого века, была сабля. |
Vagant | 2007-05-16 00:05 И Вы абсолютно правы, клянусь моим красным дипломом истфака МГУ! Но! Сабля – для боя, для войны, мясорубки; шпага (и, по старинке, сабля) – для благородной дуэли с равным себе по номинальному социальному статусу, а также для всякого рода официальных церемониалов. Извините, Польша – всё же часть католического мира, хоть и славянская. А речь тут идёт о начале XVII века; вероятно, и впрямь следовало это оговорить в преамбуле или в заглавии... Или я что-то путаю? Не удивлюсь, если окажется, что некоторые вещи Вы знаете получше меня... Ответьте, пожалуйста! |
Mistifikator | 2007-05-16 00:12 Я видел коллекцию польского оружия начала семнадцатого века. Времена русского смутного времени... Никаких шпаг! Картины на шляхтские сюжеты – только сабли! А сама одежда польской знати тех времен? Где здесь Западная Европа? Никакого сходства. Польша ( вернее, Речь Посполитая) была задворками католического мира. Генрих Третий, прежде, чем стать королем Франции – царствовал в Польше. И потом с ужасом вспоминал это время, проведенное среди варваров... |
Vagant | 2007-05-16 00:33 Хорошо, но ежели так, то откуда же шпага взялась в подстрочнике?.. Так.... Всё. Иду бить морду автору подстрочника, благо мы с ним – питомцы одной alma mater. Кроме шуток: попытаюсь с ним связаться и разобраться вдвоём... Да и сам покопаюсь, погляжу. Нуждаюсь в не слишком продолжительном, надеюсь, тайм-ауте. Заходите, прошу: хочу вернуться к этой теме! |
Mistifikator | 2007-05-16 08:42 И еще. Религиозная общность далеко не всегда нивелирует военное дело. Здесь традиции играют очень важную роль. Возьмем венгров или мадьяров. Они же тоже католики. И давным давно входили в состав Австрийской империи. Но национальным оружием у них являлась сабля, восходящяя к степному прошлому народа. А вот чехи, напротив, вооружены были на немецкий манер. И одевались на западно-европейский лад. Поляки долгое время воевали с венграми, татарами, русскими. И восточный подход к философии боя возобладал, найдя отголосок в национальном менталитете... |
Электронный арт-журнал ARIFIS Copyright © Arifis, 2005-2024 при перепечатке любых материалов, представленных на сайте, ссылка на arifis.ru обязательна |
webmaster Eldemir ( 0.007) |