Arifis - электронный арт-журнал

назад

Студия поэтов

2011-12-01 09:52
Квартет в тональности до-минор / mickic



Квартет в тональности до-минор


Квартет – ансамбль из 4-х исполнителей с само-
cтоятельной партией у каждого из них. Квартета-
ми называются также произведения для такого
ансамбля. Инструментальные квартеты – камерный
жанр. Один из важнейших видов камерной музыки-
струнный квартет в составе: 2 скрипки, альт,
виолончель...
Музыкальный словарь

"Украл отсюда, оттуда и склеил
вместе"
Людвиг ван Бетховен




I


Скорбный сонет или партия
двух скрипок



«Sonata quasi una fantasia» -
– в переложении для двух скрипок



…о, как играла ты тогда,
когда в пустой квартире гулкой
из старой клавишной шкатулки
плеснула лунная вода!

…набатно-лунные аккорды
к луне летели высоко,
сквозь звёзд разлитых молоко
набаты били-били гордо…

…и звуки падали дождем
с ночной листвы в луны проём,
на лунный сад, на лунный дом,
где мы – вдвоём, где мы – вдвоём,
где мы – вдвоём…

…я возвращаюсь в старый дом,
который помнит всё, что слышал,
тот лунный вал до самой крыши
и нас двоих – мы еле дышим,
выныривая в явь с трудом…

…вновь музыка дом щепкой кружит,
и он, скрипучий и больной
не от жары и не от стужи –
- от половодья под луной…

…что делать? полнолунье вновь
несёт его, как берестянку,
под трёх мостов стальную бровь
в Заяузье, до Серебрянки…


…и дом, как будто что предзная,
скрипит в сомненьи: в праве ль знать?
и слово долго подбирает,
и все скрипит, чтоб досказать…

в его натужном откровеньи
не меркнет полнолунья свет,
и оправданье-обвиненье
обронит скорбный мой сонет:

(17.05.11)



Скорбный сонет


...здесь медлит жизнь, промчавшая бегом
и лишь мельком окинутая взглядом...
И горше нет на этом свете яда,
чем видеть снимков мраморный альбом...


Посевов смерти бесконечны гряды,
здесь – каждого надел, последний дом...
Чуть шевелит недвижимым крылом
тень ангела из-за ограды рядом...


И память затянуло узелком,
что дорожишь вот этим уголком
березняка в делянках из оград,

где сводятся и сходятся концы,
где рай лесной на самом деле – ад
и где равны и старцы и юнцы...

(27.12.09)




II


После или партия
альта



"...есть у Бетховена...словно наслаждение,
наваждение, упоение печалью, блаженство
скорби..."
Э. Эрио, Жизнь Бетховена.




...найди, найди свой, скрипка, отголосок!
в безмолвном царстве плачущих теней
блуждает он, покинутый подросток,
и ждёт, что будет голос твой слышней:

послышатся ли колокола вздохи,
и голос чей то, иль пастушья трель
звенит, как смех сквозь слёзы резвой крохи,
или под вязом – Тирсиса свирель...

и белый пух от тополей иль снега
крестильных, погребальных ли холстин
льнёт к скрипу музыкального ковчега:
« Ах, ах, мой милый-милый Августин!»...

и щебет щебня из гортанной пены
в безмолвии бездонно-бирюзовом
перебивает голос Демосфена
своим безмолвствующим словом...

в напевах умного бамбука
услышь с предвосхищеньем смертной боли
рецепт сдиранья кожи с тела звука
и варки кожи с желчью лунной соли...

слушая глухое придорожье,
брякает уздой упрямый ослик...
в необъятной звёздности подстожья
вспомнить бы, что будет после, после...

(11.11.11.)




После…


Я потом буду думать : « Вот видишь,
Всё так просто и всё обошлось,
Мир устойчив и вряд ли сдвинешь
Его крепко подбитую ось …»

А тогда, когда всё же решился
И открыл эту страшную дверь,
Я всё думал : «Здесь свет искрошился
И включён в постскриптум потерь …»

За отдёрнутой занавеской,
Когда форточку открывал,
Теневые, как тюль, арабески
С запылённых летели зеркал.

И сгущал утомлённые тени
Долгий вечер над тенью чела,
Все потери и обретенья
Скрыли тюлевые крыла.

А трюмо, как крылатый складень,
Отразит всё, что жизнь открыла,
Всё, что вспомнилось-думалось за день,
Всё, что будет, что есть, что было …

Моим голосом дверка с трещиной
Проскрипела ( совсем невтерпёж !) :
«Ты была моя Первая Женщина,
ты сюда никогда не войдёшь …»

Портрет безвременья – в сквозном стекле,
Иль воздуха живое уплотненье,
Сквозняк летит на тюлевом крыле,
Иль ангела мелькает оперенье …

…Я, маленький, как солнышко лучусь,
несу Тебе огромное объятье,
но вот – споткнулся … и давно молчу
перед оконным комнатным распятьем …

01.01.08




III



Востряково

или партия виолончели



"...когда ранние утра и поздние вечера стали
особенно невыносимы, я с болезненной охотой,
сознавание которой вызывало у меня самого
слёзы, продолжал работу..."
В. Набоков, Ultima Thule


"...когда огонь листвы окрест
тускнеет в снежной пелене,
как луч заката на стене,
как сумерек последний жест,

когда средь звёзд Полярный Крест
в осеннем небе – знак судьбы,
как исполнение Мольбы,
пронзивший Подреберье шест..." -

- читаю неба фолиант
с усмешкой звездочёта-скифа
я, обречённый музыкант,
распятый вьёлончельным грифом,

как зачарованный гончар,
лепниною из струнной глины
я обжигаюсь сгоряча
об обнажённый звук лучинный,

...звучит восторгом высота!
я – на...костре, «опоре» шаткой,
и сам (святая простота!)
несу дрова в костёр охапкой,

...предвижу с дымного отрога,
уже золой смыкая веко,
очеловечиванье бога,
обожествленье человека,

...и выше детскости обид,
взрослей безумности отваги
звук – за скорлупкой пирамид,
на нотной скорлупе бумаги...

стекают звуки с бересты
старушьей песней стариковой
на бесконечные кресты
в березняке под Востряковом...


(30.11.11.)




Востряково

Расчерчено в сознаньи схемой плана,
реальным контуром в маршруте достиженья,
оно вживилось вечным ощущеньем,
нет – предсознаньем цели и задачи
на протяжённости дремотного метро
с дождём автобусного ожиданья
и длинными аллеями рядов,
уснувших средь тиши захоронений...


Как некий календарный срок – души оброк,
иль благости легкодоступный откуп
ценой прилежно сделанной работы:
собрать листву и ветошь павших веток,
протирка мрамора линялой плотью ткани...

...а ты сидишь на стульчике складном
и наблюдаешь, тихо улыбаясь,
как убираю я твою могилу,
и дождь макает мир в свою текилу,
и, захлебнувшись влагою хмельной,
обычно говорю тебе, с тобой,
привычно обращаюсь я к тебе – ты помнишь...


...день начинается недели за три
подробным расписаньем распорядка:
пораньше встать, не мешкая напрасно,
собрать необходимое в дорогу,
со списком доскональным сверясь точно;
не отвлекаясь к внешним передрягам,
всё время разговаривать с тобой...

и так – с тобой! – к твоей могиле ехать,
заметив, может, вдруг – берёзы ветка
дрожит, как вена голубая у виска
и протекает мимо, словно дождь
стекает с ветром ветровым стеклом вечерним
в зелёную текилу светофора,
которую мне пить недели три,
и горечью привычной напитавшись,
привычно новый день свой начинать...

(03.11.08)



Post scriptum


...квартет окончен...за закрытой дверью
остались жить воспоминаний звуки,
и тени их – неистовые руки -
- ещё во власти трепетных поверий,
ещё дрожат от колких напряжений,
вживаясь в неминуемость разлуки,
в беззвучное томленье вечной муки...

(18.02.11)
























информация о работе
Проголосовать за работу
просмотры: [9561]
комментарии: [7]
голосов: [2]
(Evita, urasova)
закладки: [0]



Комментарии (выбрать просмотр комментариев
списком, новые сверху)

Leo

 2011-12-01 11:09
Тоска зеленая... Невразумительная, липучая, размазанная по стиху.
Набор слофф с претензией на палитру оттенков ощущений.
Полярный крест – это что? Не понимай!:)

Leo

 2011-12-01 12:27
В нацистской мифологии полярным крестом (точнее – небесной свастикой) называли видимую звездную геометрию, которая имела место быть несколько тысячелетий тому назад, когда "ось мира" проходила через звезду Альфа Дракона.
Именно тогда по мнению нацистов процветала гиперборейская цивилизация арийской расы, потомками которой немцы считали сугубо самих себя...
Интересная параллель.


Evita

 2011-12-01 16:57
Взахлеб и сбивчиво немного,
Но чувств и образов в избытке,
И кружится на тонкой нитке
Луна, в руке седого бога.

Михаил Васильевич – понравилось, местами очень.
Только последняя строка показалась лишней. Рифма навязчива – четыре точных совпадения достаточно часто "употребляемых", и "томление вечной муки" очень литературно. Я, правда, и сама этим грешу... )

mickic

 2011-12-03 10:48
Леночка, спасибо!

Youri

 2011-12-02 02:40
.
"...и лишь мельком окинутая взглядом..."

Миша, правильнЕе (по-русски) – "мЕльком" ( link )...


mickic

 2011-12-03 10:52
Юрий, Вы, безусловно, прАвы, но...ведь мОжнаш инахда фстихах? ниужель нет?

mickic

 2011-12-03 11:18
но ведь это всё мелочи! мне важнее услышать от Вас об архитектуре в целом, композиции текста,
решённости замысла и в большей степени об общем духе, чем о частных буквах ... как то так что ли...
спасибо за внимание, ваш М.К.


 

  Электронный арт-журнал ARIFIS
Copyright © Arifis, 2005-2024
при перепечатке любых материалов, представленных на сайте, ссылка на arifis.ru обязательна
webmaster Eldemir ( 0.011)