Arifis - электронный арт-журнал

назад

Студия поэтов

2009-11-07 08:55
Читала мама... / Анатолий Сутула (sutula)

На чистый лист,
легли – такие строчки,
которым нет ни меры, ни цены:

"Я, мама, жив, служу в учебной точке.
Здесь, мама, мировые – мировые пацаны".



Читала, мама.
И беззвучно плакала,
не веря в милосердие войны.

Лист тяжелел – на буквы слёзы капали.
А в Грозном шапки – шапки сняли пацаны.

1998 г.


информация о работе
Проголосовать за работу
просмотры: [7803]
комментарии: [11]
закладки: [0]



Комментарии (выбрать просмотр комментариев
списком, новые сверху)

VKondakov

 2009-11-07 16:54
Мама?..

sutula

 2009-11-07 22:12
Владимир, я бы с Вами согласился на 100%, если бы обе строфы были загнаны в жесткую форму:

На чистый лист легли такие строчки,
которым нет ни меры, ни цены:
- я, мама, жив. Служу в учебной точке.
Здесь, мама, мировые пацаны.

Но в свободной форме, выбранной мной, я иду за интонацией. Вернее, перехожу на другую интонацию. Мне это кажется оправданным.



VKondakov

 2009-11-08 03:00
Анатолий, я имею в виду строку "Мама читала и беззвучно плакала", которую при традиционном прочтении слова мама прочитать просто невозможно, если это не проза...

sutula

 2009-11-08 11:46
Владимир, я замечание понял и обосновал "намеренную ошибку" изменением интонации. В этой строфе дело не только в ударении: в первой строчке второй строфы на одну гласную больше, т. е. изменился размер. Изменение интонации продиктовано разными настроениями первой и второй строфы. В первой настроение радостное, во второй – трагическое. Когда начинаешь сочинять, слова складываются в мелодию, в интонацию, в этом случае для меня главное интонация. У каждого свои заморочки. С точки зрения теории стихосложения вы, конечно, правы. У Вас тонкий слух. С уважением, Анатолий.

Vospitalka

 2009-11-08 10:08
Но ведь мамА легко устранима – "читала мама":))) И ритм восстанавливается, а интонация не страдает.

sutula

 2009-11-08 13:20
О страданиях интонации речи нет. Она изменена умышленно, о чём я написал Владимиру – текст коммента выше. Спасибо за подсказку. Я всегда прислушиваюсь к замечаниям, уважая иную точку зрения.

VKondakov

 2009-11-08 13:21
Анатолий, кроме интонации страдает и читатель....

sutula

 2009-11-08 22:19
Владимир, Вы правы. Даниил предложил оптимальный вариант для исправления моей ошибки. Дискуссия, в конечном итоге, удалась.

VKondakov

 2009-11-12 05:27
Но мама во второй строке так и осталась...

Daf

 2009-11-08 21:56
Aнатолий! Может быть, дело в том, что графически обе строфы выглядят как равнозначные и потому невольно воспринимаюся при чтении как ритмически одинаковые – Вы как бы не даете читателю никого "сигнала", что произойдет смена ритма.

Может быть, попробовать изменить само расположение строк. например в первой строфе записть прямую речь в кавычках и как "прозу"? Изините, что лезу с советами.

sutula

 2009-11-08 22:09
Даниил, что касается "прямой речи в кавычках", Вы абсолютно правы. Это для читателя хороший сигнал, который решает вопрос интонации.
Очень Вам благодарен.


 

  Электронный арт-журнал ARIFIS
Copyright © Arifis, 2005-2024
при перепечатке любых материалов, представленных на сайте, ссылка на arifis.ru обязательна
webmaster Eldemir ( 0.006)