Arifis - электронный арт-журнал

назад

Студия поэтов

2009-10-30 18:14
Сколько лет, скажи, кукушка... / Гришаев Андрей (Listikov)

Сколько лет, скажи, кукушка, сколько белых лет.
В чистых листьях поселился белый свет.
В листьях павших затаился молчаливый груздь:
Не замедлят шаг, не встретят. Ну и пусть.

Сколько лет пройти, касаясь пожилых ветвей,
Заглянуть в овраг, где грянет соловей,
И до головокруженья под большой сосной
Запрокинуть и остаться. Что со мной?

Этот лес над головою, обагрённый лист,
Чей-то вовсе незнакомый сонный свист,
Бледный свет, дрожащий бабочкой в стекло.
Всё, что всё-таки случилось и прошло.


информация о работе
Проголосовать за работу
просмотры: [6695]
комментарии: [4]
голосов: [3]
(Daf, luzanovsky, sutula)
закладки: [0]



Комментарии (выбрать просмотр комментариев
списком, новые сверху)

Daf

 2009-10-30 20:44
Андрей, по-моему, вам удалось найти какую-то совершенно новую неповторимую интонацию, в которую каждая строчка ложится "как по-написаннаму". (Единственное, что мне показалось выбивается – "И до головокруженья под большой сосной" – и слово длинное, и ударения как будто бы смещены, но может я и не прав – надо будет посмотреть еще раз.)
Первое четверостишие абсолютно на одном дыхании, и метафоры очень точные, хотя кажется будто все это уже где-то было, но оказывается "сколько белых лет" и "В чистых листьях поселился белый свет" звучит как драгоценная находка, к тому же подхваченная "В листьях павших затаился".
Концовка восприналась как то ли прекличка, то ли спор с Арс.А. Тарковским:
........................
Всё, что сбыться могло,
Мне, как лист пятипалый,
Прямо в руки легло.
Только этого мало.
.......................
Листьев не обожгло,
Веток не обломало...
День промыт, как стекло.
Только этого мало.

У Вас, однако, и интонация,и смысл другие, что и замечательно. Спасибо и успехов.

Listikov

 2009-10-31 20:51
спасибо, Даниил, за теплые слова.
Тарковского я очень люблю, и спорить с ним для меня было бы лукавством, так как оптика зрения (чисто человеческая) у нас очень близка. То есть, скажем, мне совершенно необыкновенным кажется мастерство и всё человеческое позднего Заболоцкого или Георгия Иванова, но именно по восприятию мира ближе Тарковского нет, наверное, никого.

насчет длинного слова и смещенных ударений – да, возможно, но мне интуитивно хотелось добавить какого-то звучащего пространства за счет этого. мне кажется, что дыхание стихотворения – это вещь очень важная, и простое следование ритму в заданных границах не всегда помогает (зачастую как раз мешает, по-моему).

а уши этого стихотворения... захотелось вдруг по старой памяти послушать что-то из "Кино", включил песню "Кукушка" – вот там какая-то пронзительно чистая нота... не уверен, что передал ее, но рад, что Вам пришлось по душе.


Daf

 2009-11-01 16:58
Я согласен, и мне тоже часто хочется "сломать" размер, уйти от того, что положено, а положено только потому, что первая строка или несколько слов, с которых началось стихотворение, сложились в определнный размер;и все-таки – для себя – я считаю, что уложить свое в этот уже привычный ритм, гораздо интересней, хотя и сложнее, но – возрастает внутреннее напряжение стиха и каждой строчки... Ну, а если уж ломать или сдвигать, то так , чтобы это было очевидно, не стесняясь. Мне этого не хватило в Вашем случае. Хотя опять же хочу подчеркнуть, что спор этот чисто теоретический – Ваше видение я ни в коей мере не оспариваю – уровень стихотворения дает Вам право на это и на многое другое.

"Спор" с А.А. Тарковским я ,конечно, имел ввиду не буквально, а скорее,скажем, на философском уровне:
У Вас – " листья, ветки,пролетевшие года, бабочкой в стекло и – "Всё, что всё-таки случилось и прошло."
У А.А. – "Всё, что сбыться могло...,лист пятипалый,... Листьев не обожгло,Веток не обломало... и – День промыт, как стекло.Только этого мало."
Разница в мировосприятии, мне кажется, существенная. Поэтому и интересно читаь Ваше стихотворение.




nahchev

 2009-11-02 08:04
странное дело – Вашему собеседнику как и мне показалось что это уже было – но он находит это интересным и даже в некоей филосовской плоскости...


 

  Электронный арт-журнал ARIFIS
Copyright © Arifis, 2005-2024
при перепечатке любых материалов, представленных на сайте, ссылка на arifis.ru обязательна
webmaster Eldemir ( 0.006)