Arifis - электронный арт-журнал

назад

ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ

2008-04-30 19:46
Керамика / Бузланов Александр (Rosinka)



 

 

«Всё сущее, утратив покой, начинает звучать. Деревья и травы безгласны, но ветер всколыхнёт, и они зазвучат. Вода безгласна, но всколыхнёт её ветер, и она зазвучит. Взволнуется и устремится за ним или остановит свой бег, вспенится, заклокочет. Металл и камень безгласны, но стоит ударить по ним, и они зазвучат. Так и человек. Нахлынут чувства, и он не может молчать. Запоёт или заплачет – о печали расскажет, или о радости». 

 

Предваряю свои слова словами древними, заповедными: «В Начале было  

Слово… И стало Слово плотию и обитало с нами, полное благодати и истины» – это от Иоанна. 

 

«В Начале» – нет, не постигнуть смысл этого. Может быть, когда-нибудь мы и узнаем это – «в начале»… 

 

Но вот об этом другое свидетельство: «В словах имеется начало…» – это от Лао – Цзы. 

 

Вот третье суждение – от Гумилёва : 

 

В оный день, когда над миром новым 

Бог склонял лицо своё, тогда 

Солнце останавливали словом, 

Словом разрушали города. 

 

Но забыли мы, что осияно 

Только слово средь земных тревог, 

И в Евангелии от Иоанна 

Сказано, что слово это – Бог. 

 

Мы ему поставили пределом 

Скудные пределы естества, 

И, как пчёлы в улье опустелом, 

Дурно пахнут мёртвые слова. 

 

Господи ,просим о милосердии: научи словам ЖИВЫМ, ТЕПЛЫМ. Раздвинь пределы! Позволь несказанное…высказать. Пусть оно будет истинным. 

 

И мы верим, что однажды произнесённое воплотится! 

И мы говорим: «КЕРАМИКА», и пусть это будет наше начало в слове… 

И мы надеемся, что слово «КЕРАМИКА» станет плотью и будет обитать с нами в России, полная благодати как и во всё мире. 

 

Прохлада – утра чистота – разлита всюду. И сад весь дремлет… Он безмолвен – этот Сад Российской Керамики. Безликий Сад – ибо нет ни одного имени творивших, творящих Красоту в огне рождённую. 

Да будут имена художников – порцелиновых дел огненны и во веки веков! 

 

«Поднимись, ветер с севера, и принесись с юга – повей на сад мой,-и польются ароматы его!» 

Вот сильный ветер налетел – колышется трава душисто и шелестит листва. И свет, и тень – всё отражается в лице. Затихнет ветер мой – и ты не прозвенишь! 

Мой ветер – мои слова: фарфоровые, фаянсовые – звонкие! 

Боже, дай слог,чтобы слова были блестящие – глазурованные! 

 

Кто эта, блистающая как заря, прекрасная как луна, светлая как солнце»? Это она, «дщерь именитая».Дочь богов. Это она, многоликая Керамика: Фарфоры, Фаянсы, благородные Глины, переродившиеся в Огне. 

Афродита – из пены морской, Вы из Недр Земных и Жара Божественного. 

 

«Один лишь Дух, коснувшись глины, творит из неё человека» – поразился Экзюпери. 

Ты настолько древняя, что о твоём появлении в мире не сохранилось даже преданий. Ты настолько юна, что тебе прочат стать властительнецей будущего века. 

 

Но песнь наша – об искусстве. Об искусстве, которое лежит там, где услада его – на грани между «да» и «нет». 

Песнь наша – о Керамике.  

 

О Керамике, сотворившей человека, давшей ему горячую пищу, Дом и Храм. 

О Керамике, навсегда сохранившей в себе первые рукописные знаки, начертанные вначале на податливых глиняных пластинах – они стали древними Книгами, передающими накопленные знания следующим поколениям.  

О Керамике, запечатлевшей образ Спасителя – единственный прижизненный, нерукотворный. Ныне зовут его «Спас на черпии» (черепице) или «Спас на керамии», празднуя 29 августа третий, «ржаной» Спас. 

 

Родилась ты в недрах таинственного Времени, от божественной Пламенной любви. 

 

«Есть шестьдесят цариц и восемьдесят наложниц, и девиц без числа, но единственная она, голубица моя…» Много испытал: и металл, и финифть, и эмаль, и дерево, и стекло. Но только она, голубица моя, послушная и пластичная, всегда готова выполнить волю своего Повелителя. Любую волю – самую прихотливую. Но только она прельстила своей покорной красотой. «Дщерь именитая! Округление бёдер твоих…дело рук искусного художника…Как ты прекрасна, как привлекательна, возлюбленная! Влеки меня…будем восхищаться и радоваться тобою…» 

Чему уподоблю тебя? 

Что есть Ты? 

«…садовый источник – колодезь живых вод». Божье творение – когда-то только они обжигали горшки. И со времён богов твоя суть ничуть не изменилась. 

Если говорить о Великом, то Она дала Насущное: пищу, приготовленную на огне, Храм и Жилище. Возможность записывать и передавать Знания в будущее, открытие эры металла… 

Если о малом – то она всегда на нашем столе, радует своей нарядностью и разнообразием форм. В её тонкой белизне цвет калёного янтаря ещё ароматнее, а кофейная пустота африканской ночи ещё обворожительнее… 

Тысячелетия, древность… и новорожденная, дышащая теплом. Я беседую с вами и проникаю в сокровенное, беседа делается отрадна, столь отрадна, что и не выразить. 

Первая победа над материей – подчинение её стихии миропорядку. 

Мать изобразительных пластических искусств. День за днём…год за годом…века…тысячелетия…а Вы почти не меняетесь: то же изящество линий, очарование шейки, стана, ножки. Характер мягкий, податливый. 

Зачем Ты мне? 

Любовь свою оставить! Остаться, остаться на этой Земле, где любил и был счастлив – в людях, в делах, в словах, в звуках, в цвете, в керамике. 

Ибо она и Слово пережили все человеческие потрясения и уцелели. 

 

Господи! Ты даёшь мне благословенные дни, чтобы делать и делать, и снова делать, и остаться здесь, на Земле, в Любви, когда я уйду. Прости неразумного, не всегда выполняющего Твою Волю! Прости! 

Керамика! Ты настолько Древна, что о тебе не сохранилось даже мифов. Ты настолько Юна, что за тобой – Будущее. 

 

Фарфоры, Фаянсы, менее благородные Глины – их бесчисленное множество: различны они по составу, по цвету, пластичности… 

 

Задрапированные в тончайшую прозрачную мантию стекла, сквозь которую просвечивают истинный обнажённый цвет, либо красочный. 

Возомнивший сказал: «Не Боги горшки обжигают». Боги, и только боги в пламени созидают твёрдую, звонкую керамику 

 

 

Глина – слово мягкое, податливое, похожее звучание можно наблюдать и в других языках (англ. Clay). «Керамика» – звучит иначе, твёрдо и звонко.  

Керамикой глина становится только после обжига, есть в этом что-то от Высшего, от Горнего. 

Чудесному превращению глины в керамику в раскаленном пылающем горне человечество обязано очень многим.  

Но помимо насущных потребностей у человека существует иная, на первый взгляд не столь важная потребность в Красоте и Духовности. 

И что бы с нами было, если бы не существовала эта «столь важная потребность в Красоте и Духовности»… 

 

 

А мы – под Богом. В подмастерьях служим. Принимаем огненные творения в трепетные руки. И не перестаём удивляться божественным превращениям. Нет-нет, мы не разучились радоваться и поражаться новым воплощениям Красоты, дарованной свыше. Бывает горько и больно видеть пустые глаза тех, кто смотрит на авторскую керамику с равнодушным сердцем. Не о них ли сказано: «они только делают вид, что живут». 

 


информация о работе
просмотры: [22301]
комментарии: [1]
закладки: [3]
(mickic, NinaArt, elida)



Комментарии (выбрать просмотр комментариев
списком, новые сверху)

NinaArt

 2008-11-12 23:17
Александр,спасибо, Вы как всегда на высоте!


 

  Электронный арт-журнал ARIFIS
Copyright © Arifis, 2005-2024
при перепечатке любых материалов, представленных на сайте, ссылка на arifis.ru обязательна
webmaster Eldemir ( 0.006)