Arifis - электронный арт-журнал

назад

Студия поэтов

2023-12-07 08:47
Счастливчик (в запас из-за комментов) / Гаркавая Людмила Валентиновна (Uchilka)

Повесть о подвигах святого мученика Вонифатия и святой праведной Аглаиды

Часть первая,



Дорога нескончаемая длится,
Восходит солнце двадцать пятый раз,
И столько же за холмами погас
Его закат, сложив крыла, как птица, —
Всё близок Рим — Империи столица:
Пока не слышно иноземных фраз,
Лозой покрыты выступы террас,
Знакома рек прозрачная водица.
И скрип, и топ, и шум, и гам в пути,
Но громче голос: Господи, прости!
В повозке этой дорогие ткани
И золото, укрытое умно,
Посуда драгоценная, вино
И раб несчастный — главный в караване.
*
Домоуправ в бреду непримиримом:
То брат, то сын, а то любимый друг,
Всегда готовый для любых услуг
Наследнице отца, что правил Римом.
Горда, красива, как в театре прима,
Дала наказ, что горше всяких мук.
«Вот золотом наполненный сундук
Поможет нам стать иже херувимы.
Не в храм пожертвовать! Ах, если б было так!
Пусть невозможен между нами брак,
Совместно жизнь прожить — чего же проще?»
Но это не исполнится уже:
Поедут в Рим к прекрасной госпоже
Искоренять грехи святые мощи.
*
«Наш бог и государь повелевает, —
Угрозы сыплет Диоклетиан, —
В запрете будет вера христан,
Покуда Рим стоит и процветает!»
Дорога эта римская крутая
к просторам малоазиатских стран,
Где улицы умыты кровью ран
И ангелов над площадями стая.
Страшны мученья, но потом летят
Навстречу Богу души без преград,
И плоть одарена такой кончиной —
Пасти заблудших нас и направлять...
Но как же Аглаиду им отдать —
Замученным, святым, чужим мужчинам?!
*
Не справятся святые с нашей болью.
Растопчем чувство, выдернем. Но вот
Без промедленья снова оживёт
Росток любви с восторгом и мольбою.
И никакой не победить борьбою!
Случится, как всегда, наоборот:
Любовь и жизнь, и силу обретёт.
Одна лишь смерть поможет нам с тобою.
Как это будет — дай предположить:
Попробуем опять безгрешно жить,
Сошлём меня в далёкое поместье
(Уже такое пробовали, эх!),
И будет мука, помыслами грех,
И колесница, и опять мы вместе.
*
Не повсеместны римские законы,
Широк необозримо белый свет,
Так убежим!.. За Римом жизни нет,
Повсюду римские идут колонны,
И в тех снегах, где есть одни вороны
Из певчих птиц... Не будешь ты согрет
Плащом из меха, милый мой аскет,
По холоду равны там все сезоны.
Вблизи повозки голоса слышны,
И кто-то громко говорит: «Штаны!»
Тиарис это, варвар, с ним другие
Рабы идут сюда на разговор.
И странно, что молчали до сих пор
Друзья-соратники полунагие.
*
Еда иссякла — нет распоряжений!
Ты, Вонифатий, видно, заболел,
Давно лежишь тут бледный, словно мел,
И сам с собою говоришь, блаженный.
А кто бы срочно выдал хоть ножей нам -
Вступаем в местность нехороших дел.
Опять ты ничего, смотрю, не ел
И обессилел вовсе без движенья.
Пойдём, пройдёмся, пусть недалеко,
Здесь ветерок и дышится легко,
Вина нальём, убьём свои печали!
Тиарис, друг, на помощь мне пришёл,
Благодарю, вот это хорошо,
Мы в Тарсусе попьём, мне обещали.
*
Нет, не сурова с нами Аглаида!
Я помню, появился новый раб,
Германец дерзкий, он являл нахрап
Во всём: походка — ноги из гранита,
А речь — как у глухого инвалида,
Ладонь его — гигантской силы краб,
И ко всему — он духом не был слаб,
Ходил в штанах и тем терпел обиды.
Беднягу и назвали так — Бракай,
И насмехались этим через край:
«Штаны! Штаны! Беги скорее в лавку!»
Она жалела: он не виноват,
На севере снега весь год лежат,
И редко люди видят даже травку.
*
Тебя назвали верно — Бонифаций,
Знать, утро было добрым у господ.
Не Руфус ты, не Фригус, не Коммод,
Хорошая судьба должна достаться.
И не было милее домочадца!
Тебя любили люди — весь народ
Большого дома, мы который год
Юнцу такому рады подчиняться.
В тебе с рожденья видно благодать,
Ты это имя должен оправдать!
Всегда был добрым, жалостлив и кроток,
Всем помогал, выслушивал, лечил.
Так оживи, исполнись прежних сил,
Ведь ты любил пирушки и красоток!
*
Люблю лишь госпожу. При всём размахе
Весёлости такой рубеж мне дан.
Над ней не посмеялся б Лукиан:
Когда гнетут неведомые страхи,
Здесь богослов, и, значит, парикмахер
Одновременно в атриум не зван,
Придёт потом... Так любит христиан,
Что кажется — вокруг одни монахи.
Но иногда как поведёт рукой,
И локон на плече волной морской,
Ну, кто тогда красу её измерит?
Господь всё видит: веру всю её
И праведность, и горе всё моё.
Она в меня немножечко не верит.
*
Открыли драгоценнейшего кладезь —
Хотели мы послушаться Христа.
Но я не тот был. И она не та,
И мы в своей греховности признались.
Потом вину в вине топить пытались,
и веселился дом — уста в уста.
Но предъявили нам за всё счета —
Мы от стыда слезами умывались.
Святой страдалец Тарса, может быть,
Молитвами поможет нам остыть
И облегчит в мученьях наши ночи.
Быть может, успокоимся при нём
И даже друг без друга проживём,
Как привезём домой святые мощи.
*
А если мощи, о которых молишь
(Такого не придумал и Гомер!),
Не чьи-то, а мои вот, например, —
Окажешь честь и слушаться изволишь?
Паясничал, позорище позорищ,
Внутри же обмирал я, лицемер,
Разглядывая спальни интерьер.
И получил пощёчину всего лишь.
Но память разве можно запретить?
Она мне словно Ариадны нить...
Кощунствовать Аглая запретила:
Вина не пить, молиться, тосковать
(Но не о том, что тёплая кровать!),
И с миром в путь далёкий отпустила.
*
*Biker
Вперёдсмотрящие вернулись к каравану
Дозорные. Вернулись не одни.
Теперь достанет праздной болтовни...
Но пусть...Теченье времени обманут,
И мысли скорбные до вечера отстанут.
Давай же, позови. Рукой махни.
Легионеры бывшие они.
Ну, я же так и думал, что достанут.
— Избрали вы не из коротких путь.
В Апулию вам лучше бы махнуть
По ровненькой Траяновой дороге.
Брундизий предоставит корабли,
И завтра вы в немыслимой дали,
Поберегли бы лошадей и ноги.
*Biker
— Вы б лучше поделились новостями...
Не доверяет морю госпожа,
И мы бредём, от холода дрожа,
Разбойничьими горными путями
С присущими обозу скоростями.
Скажу, на сердце руку положа,
Никто нас не тревожил, и ножа
Не показали аквилеитяне.
— Такой поход не сделать второпях!
Придётся всё же вам на кораблях,
Мы вас проводим прямо до пролива.
— Благодарю, достойный ветеран!
Секурус от небес нам, видно, дан —
Дорога удивительно счастлива.
*
Обоз прошёл нагорьем величавым,
Где жил на Рим обиженный народ,
Там путника без стражи — в оборот:
«И золотом, и жизнью отвечай нам!»
Дорогой Вонифатий впал в молчанье,
не брал ни хлеба, ни вина, ни плод,
Пока не встретил их Коровий Брод
двумя течениями, их журчаньем.
А ветераны очень смущены:
Мы так не богатели от войны!
За тихий путь монет нам дали груду!
Пусть, Бонифаций, и тебе счастит!
Пусть госпожа тебя освободит,
Твои детишки гражданами будут!
*
"Не будем пить вино, в нём злая сила,
Давай, мой милый, выпьем молока!
Мне быть с тобою вместе на века -
Об этом лишь я Господа просила,
Внести чуток живительного ила
В солончаки, бесплодные пока,
В сухой степи, где нас любовь взрастила."
Я кубок выпивал одним глотком,
Уж кровь наполовину с молоком.
Одно могу сказать на это, братцы:
Её милее нет, то видит Бог,
Никто её любить сильней не мог,
Я знаю, как вовеки не расстаться.


информация о работе
Проголосовать за работу
просмотры: [1076]
комментарии: [46]
голосов: [4]
(nefed, Youri, sutula, Biker)
закладки: [0]

это только самое начало. не знаю, осилю ли тему. но надеюсь на вашу помощь (как всегда). ведь давненько я вас не напрягала... по мере написания буду добавлять, если получится. кто угадает, что за историю я пытаюсь доложить, пу сть возьмёт сладкий пирожок с полочки, ибо заслужил.


Комментарии (выбрать просмотр комментариев
деревом)

Uchilka

 2023-12-11 16:29
кароч, вот как это будет выглядеть:
Счастливчик
Повесть о подвиге святого мученика Вонифатия и святой праведной Аглаиды

Часть первая,
из которой читатель узнает следующее: - о путешествии раба патрицианки Аглаиды Бонифация (Вонифатия) из столицы в Малую Азию, а также о цели данного предприятия; – об императоре Диоклетиане и гонениях на христиан, а также о сомнениях Бонифация (Вонифатия) относительно действенности выбранного Аглаидой средства побеждения греха; – о спутниках Бонифация (Вонифатия) Тиарисе и Бракае, о самом Бонифации (Вонифатии), а также о прекрасной душе Аглаиды; – о любви и самопожертвовании, а также о проводах экспедиции в Риме, где Бонифаций (Вонифатий) слегка обозначил своё решение перед Аглаидой; – о неожиданном обретении охраны; – о прибытии к Коровьему Броду (Босфору); – о прощании с ветеранами; – о взаимной любви.


Uchilka

 2023-12-11 16:16
меня тут забанили, что ли? гггг

Uchilka

 2023-12-11 15:56
ой, оно куда-то всё исчезло

Uchilka

 2023-12-11 09:51
Юра, по-моему, вполне по-русски: при всём размахе весёлости такой рубеж мне дан. синтаксис у меня вообще всегда громоздкий, да.

вот о читателях я вообще сейчас думать не могу. только о том, что из меня лезет...

Uchilka

 2023-12-11 09:35
да я сюда именно за этим и пришла! конечно, и сама чувствую. как спотыкаюсь при чтении. но это ещё первый вариант! работать и работать! спасибо, не оставляйте меня, пожалуйста!

Youri

 2023-12-11 02:31
.
Солидарен с Борисом ("ничего не зацепило (критика). Интересно и читается хорошо"). Добавлю токо, что читал с удовольствием и с завистию (черной): как глубоко – и как свободно – автор существует в материале. В словах Арсения (про "обилие строк") тоже есть смысл. Но тут можно поспорить. Я не согласен с тем, что "почти невозможно при таком количестве сохранять качество." На мой взгляд, еще как возможно. Но это требует от автора предельной взыскательности к себе. А у Вас, Люда, тут пока "проколы", как, напр.: "Весёлости такой рубеж мне дан." На мой взгляд, это не по-русски. И в таких случаях, громоздкий синтаксис, помноженный на "обилие строк", может, если не убить поэму, то сильно затруднить ее выход к нормальному читателю, в том смысле, чтобы ее смогли оценить не только несколько высоколобых эрудитов...


Uchilka

 2023-12-10 20:29
да там всё в мыслях ГГ, и она что-то говорит, и он ей отвечает. бред, короче:-))

nefed

 2023-12-10 17:16
👍

nefed

 2023-12-10 17:15
"Не будем пить вина..."
Текущая последняя: в начале повествование от женского лица, а потом вдруг трансформация

Uchilka

 2023-12-10 16:37
я определилась. это повесть в стихах, а никакая не поэзия. может быть и длинной:-))))

Uchilka

 2023-12-10 07:38
да, скорее всего так и надо:-)

Biker

 2023-12-10 06:12
Люда, по-моему, не надо давать эти стихи одним потоком, добавляя постепенно новое к предыдущему.
Я бы показывал поэму частями, постоянно обновляя ленту.
Название можно оставить одно, меняя лишь номер. Типа "Счастливчик 1", "Счастливчик 2"... Иначе текст затеряется в прошлом списке стихов и не привлечет новых читателей.
Так будет удобнее обсуждать эпизоды, рассматривая их, как черновой вариант.
А вот когда доработанная поэма будет готова полностью, то можно будет дать ее целиком!)

Uchilka

 2023-12-09 17:31
Аквилея воевала практически всегда – и до и после этого повествования. постоянно баба-яга против всего гггг

Uchilka

 2023-12-09 16:44
очень хорошо, но чуток не мой язык, слишком гладко, я так не умею, эх.

Uchilka

 2023-12-09 16:43
почитала:-)) точно с ножами:-)))

Biker

 2023-12-09 16:37
Аквилея, конечно, подойдет. По пути. Но вот только разбойничьи горы уже после Аквилеи будут. В Далмации... Кстати, я не не туда пальцем ткнул. Не дОлматы, а дАлматы, разумеется...)

Biker

 2023-12-09 16:26
А у меня вот так увиделось:

Мы новостям хорошим будем рады…
Не доверяет морю госпожа,
И мы бредём, от холода дрожа,
Дорогой, между скалами зажатой,
Упорно от рассвета до заката.
Скажу, на сердце руку положа,
Никто нас не тревожил, и ножа
Не обнажили дикие долматы.
)

Uchilka

 2023-12-09 16:17
аквилеитяне подойдут? название красивое, не верится, что они с ножами:-))

Uchilka

 2023-12-09 15:56
заблудились, навекрнопе:-) ща чота другое придумаю. какой там город по дороге-то? или местность? карта мелкая:-)

Uchilka

 2023-12-09 15:52
я посмотрела карту – вроде по дороге ггг


Biker

 2023-12-09 15:38
Люда, а как они в Аосту забрели?) Из Италии на восток надо было сворачивать, а путники на северо-запад двинулись? В Византий через Галлию?
Экстремалы, однако!)

Uchilka

 2023-12-09 12:03
ну вот и дальше написала – довыкрутилась окончательно ггггг

Biker

 2023-12-09 10:59
Вот!) Нежданно к вечности приобщился я... Велики, Господи, чудеса Твои!)

Uchilka

 2023-12-09 10:51
Ну, Мисти, я вывернулась:-)) крайнюю строфу посвящаю вам:-)))) и ту, которая будет следующей.

Uchilka

 2023-12-08 18:57
я ещё думаю:-)) вы, конечно, правы, Мисти. ну, как пойдёт... посмотрим. какая ещё география?:-) он юный раб, и вряд ли сам выбирал дорогу. скорее, ему подсказали:-)

Biker

 2023-12-08 18:01
Я предложил самый короткий и безопасный путь...)
Но если ЛГ хреново знал географию, то, флаг ему в руки. Но я бы с таким в путь не пошел!)

Uchilka

 2023-12-08 17:42
народ говорит, что могли выбрать и эту дорогу, и ту:-)) ну, думаю ещё.

Biker

 2023-12-08 12:25
Дороги были, конечно, почти везде. Вот только очень разные!) Как, впрочем, и теперь. Дно дело из Москвы в Рыбинск попасть, другое – из Пятигорска в Гудермес... Или из Барнаула в Кош-Агач!)
А из Брундизия в Македонию тоже переправа была налажена веками. Рутина...)

Uchilka

 2023-12-08 12:01
А на севере тоже ведь были римские дороги, там ещё Траян прошёл к дакам:-)) шёл с колонной и до самой Сармизегетузы (или как там её, ггг) по только что проложенным дорогам

Uchilka

 2023-12-08 11:49
я буду думать ещё, спасибо огромное и продолжайте, продолжайте!!!

Uchilka

 2023-12-08 11:42
точно, ваш маршрут лучше. но, блин. я уже про ножи написала гггг а на Босфоре, я прочитала, уже были спец паромы:-)))

Biker

 2023-12-08 10:56
Люда, Босфор ведь тоже без корабля не пересечешь!) А из Брундизия до Македонии 120 км всего-то. Утром в Италии, вечером в Македонии.
А вот через север переться с золотишком – глупо. Альпы и Динарское нагорье – те еще места. И труднопроходимые и крайне опасные. Варвары – народ суровый. И пропасти там глубокие...
Так что мой маршрут рассмотреть стоит. Уверен, что он предпочтительней...)

Uchilka

 2023-12-08 10:16
да знаю. но это впервые лет за пятнадцать я пишу что-то не за деньги. просто припёрло, припёрло всерьёз. и потому доложу историю детально, пусть будет мноооооога сонетных строф, и пофик на пожелания читателей ровно так же, как на радости хохлов:-))))

Uchilka

 2023-12-08 10:13
ненене!!! написано, что он взял с собой рабов, друзей, много лошадей и много золота. с большим количеством лошадей сложно добираться морем. хотя... спасибище. я рассмотрю и этот вариант. у меня нарисована на карте дорога вверх, направо, потом через пролив и вниз:-))))
брачные законы тех времён прописаны очень слабо. видимо, там всё индивидуально решалось. могли быть большие проблемы.

Biker

 2023-12-08 09:31
А что касается поэмы... Написано умелой рукой.
Но лично меня отпугивает многословие. Я вообще противник "длинной поэзии".
Во-первых, почти невозможно при таком количестве сохранять качество.
Во-вторых, современный читатель не готов (за редким исключением) заставить себя грузиться обилием строк.
Ему подавай афористичность, лаконизм...
Сегодня "гарики" Губермана и одностишия Вишневского более востребованы, чем поэмы. Наверно, это плохо. Но, что есть, то и есть...


Biker

 2023-12-08 09:04
Люда, 3000 км – это слишком! Из Рима в Тарсус в те времена логично было добираться так: сначала в Брундизий в Апулии (это порт на берегу южной Адриатики), затем на корабле в Македонию (это рядом) и по хорошим дорогам через Фракию, Вифинию, Галатию и Каппадокию прямо в Киликию с Тарсусом. Это максимум 2400 км. Если идти не спеша по 30 км в сутки, то дней за 80 можно запросто дойти.
Что касается гражданства, то, согласно декрету Каракаллы в 212 году, оно было даровано всему свободному населению Империи. А насчет вольноотпущенников – гражданство могли получить их дети. Но... В обсуждаемое время гражданство не давало тех привилегий, как в прежние времена. И получить его было значительно проще. Так что могли иметь место разные варианты в рамках исторической достоверности.

Uchilka

 2023-12-08 08:45
спасибо!


Uchilka

 2023-12-08 08:45
ну, пожалуйста, ещё почитайте!!! наверняка есть. и потом, я ж добавлять буду каждый день, сколько Б-г даст.

Uchilka

 2023-12-08 08:33
вряд ли они потерпят... описываемые мной события чуть раньше – 290 год смерти Вонифатия, Аглаида чуть позже преставилась. христианство не только не утвердилось. гонения при Диоклетиане были просто жуткими, новомучеников конца третьего века в святцах – не перечесть.
Лучше подскажите мне, если можете (или если есть знакомые реконструкторы. ггг). я вот вычислила, что дорога в три с лишним тысячи км по римским дорогам в то время продолжалась примерно дней сто. это прямо из Рима в Тарсус. на юг сегодняшней Турции. это родина Савла (апостола Павла, но к моей истории не имеет отношения). Бонифаций (Вонифатий по-нашему) там и погиб. вдруг я просчиталась, и там путь либо быстрее мог пройти, либо подольше. это важно.
и ещё вопрос по римскому праву... надо бы добраться до мск в одну из суббот: там в литинститут приходит Инна Андреевна Гвоздева, она спец несрауненный. но как-то страшно нагружать такого человека моими проблемками. материала я нарыла много. поняла, почему им нельзя было пожениться: даже если она освободит раба. он всё равно свободу не получает, ему нужен патрон, на которого придётся работать, и гражданства не видать, как своих ушей. все примеры, когда вольноотпущенники становились всадниками и даже сенаторами только исключения, подчёркивающие правило. но конкретно – что они могли бы получить, ослушавшись? в каждом конкретном случае суд, отъём имущества, лишение гражданства? бцдцщие детки – рабы? что?!

sutula

 2023-12-08 07:56
Как же вы безупречны и хороши! И Людмила, и Арсений. С нетерпением буду ждать продолжения.

Biker

 2023-12-08 07:27
Юлиан Отступник (его называли "последним римлянином") пытался отстоять родных Риму богов, но время уже ушло... И христианский Рим вскоре пал. После 800 лет неприкосновенности.
А героям поэмы надо лишь потерпеть немного. После Диоклетиана придет Константин, а там и Миланский эдикт. И террор христиан против "язычников". Книги – в огонь, ученых – под нож.
Дело привычное...


nefed

 2023-12-08 06:02
Меня ничего не зацепило, в смысле критики. Интересно и читается хорошо.

Uchilka

 2023-12-07 23:09
Юра, спасибо за голос!
Напишите, пожалуйста, хоть пару букв, я так сомневаюсь, нет... ТАК СОМНЕВАЮСЬ!!!

Uchilka

 2023-12-07 23:06
ишь:-))
ну да, ну да. скоро будет всякого перса вам и германца:-)
я добавляю, кстати, понемногу.

Biker

 2023-12-07 20:06
Чужому богу отдан Рим…
Араб злорадно зубоскалит.
Германец зол, а перс смекалист.
Сармат в степях неуловим.

Хотя былого храма нет,
И ветер по руинам рыщет,
Запомнив дым над пепелищем,
Ты месть готовил триста лет.

Но крест твой треснул, Назорей!
Пока я жив – не жди покоя.
Ты раб и не рожден для боя,
Тебе привычней свист плетей.

Не стадо встретишь, но мужчин.
Узнаешь их упорный норов,
Пока ultimus romanorum
Перед тобою держит щит!

Uchilka

 2023-12-07 14:26
Нефёдушка, а где поправки??? кто меня отругает??? кто направит на поэтический истинный путь???
за голос спасибище!


 

  Электронный арт-журнал ARIFIS
Copyright © Arifis, 2005-2024
при перепечатке любых материалов, представленных на сайте, ссылка на arifis.ru обязательна
webmaster Eldemir ( 0.010)