Настоящая серия включает произведения поздних передвижников и художников , пришедших им на смену, порвавших с натурализмом, позитивизмом, социальной тематикой.Русское искусство конца XIX-начала XX века все более уходит от задач отражения действительности в сторону ее романтического или символического преображения , решения декоративно-стилистических задач.За короткий период оно стремительно проходит несколько стадий , неторопливо преодоленных передовой европейской живописью, в «сокращениях и обобщениях», по выражению М.А.Волошина, осваивает импрессионизм, символизм, модерн, открывает авангард.
Движение за обновление национальной культуры и сближение ее с западноевропейской возглавляет петербургское объединение «Мир искусства». Параллельно с ним существует Союз русских художников (с 1903) , лицо которого определяют московские живописцы,облекающие темы передвижнической живописи в пленэрно-импрессионистические формы.
Эта картина попала в Галерею по рекомендации «Мира искусства», влияние которого на жизнь Третьяковки несомненна. Изображена Елизавета Михайловна Мартынова(1868-1905), художница, друг Сомова, его соученица по ВХУ.
Предлагаю удивительное стихотворение автора нашего журнала mickic к этой картине:
Сквозь листьев пряную шагрень
Волной вечернего благодаренья
Крыла незримые роняют тень
Сиреневого оперенья.
И кажется, вечерний свет
Из глыбы сумрака ваяет
Прелестный лик из давних лет
И струи лет воспламеняет.
И ты сама, как птица-сон
Из дивной сказки Метерлинка,
Сжимаешь кружевной виссон,
Вспорхнуть готовая снежинка.
И вечер, жалкий пилигрим,
Затеплил пред тобою свечи,
И тенью пламенной прикрыл
Прозрачно-восковые плечи.
И обернётся мигом век,
Крылом качнувшись издалече.
Застывший кружевами снег
Напомнит снова нашу встречу :
Опять сквозь пряную шагрень
Волной вечернего благодаренья
Я захлебнусь. Я буду просто тень
Сиреневого оперенья.
Портрет дочери художника , дарованный ею в 1996 третьяковской галерее.Третьяков пристально следил за творчеством М.В.Нестерова. Художник выделялся религиозным символизмом в своих произведениях, многие мастера не признавали его нерационалистические устои религиозных тем, считали вредными.На протяжении жизни Нестеров неоднократно обращался к теме жития святого и большую коллекцию «Сергиева цикла » подарил Галерее.
Этот портрет дочери написан со значительными нотами романтизма, декоративность природы создает ощущение присутствия.В некоторых информационных источниках картина называется "Портрет Н.М. Нестеровой на садовой скамейке"( Нестеров 1962
Ленинград).
Стих mickic к картине:
Ожидание
За прудом заброшенным обморок сонный
зелёной водой захлебнулся в глуши
и в рябь студенистую отражённый,
как эхо беззвучное, зноем дрожит.
И взгляд мой, подобно жуку-плавуну,
скользит за картинного лака стеклярус:
сорвал ли художник-хитрец пелену,
иль вширь развернул зеленеющий парус?...
Как будто плывёт средь лазоревых вод,
струящихся в волнах травы изумрудной,
дощатой скамейкой сколоченный плот
и ангел вот-вот в струи трав снизойдёт
с печальной мечтой, на земле неподсудной.
Её отрешённо-мечтательный взор
скользит мимо тех, кто за ней наблюдает,
за край поднебесно вознесшихся гор
и в свете заоблачном чудно плутает.
Что ждёт её, вестницу облачных сфер,
на грешной, привычной для старожилов,
и что ей пирующий хам, лицемер?
От них она крыльями грудь защитила!
И так, за крылатой бронёй схоронясь,
всё ждёт неподвижно и не улетает.
И крыльев охранных её перевязь
цветочными листьями с плеч ниспадает.
Цвет времени в профиле плавном, как в снах,
за долгие годы не выцветает,
змеится травы малахитовый прах,
янтарные крылья цветов разметая...
Пред вечностью сонной ей вечно сидеть,
крылатой русалке, не знающей брода,
и в полдень бездонный, как в сердце, смотреть
сквозь зеркало сонного небосвода...
30.03.2000
Самая манящая для зрителей, неразгаданная для историков искусства жанровая картина.
Картина не из коллекции Третьяковки.
Мне понравилась идея сопровождения картин мастеров современными стихотворениями:
В розово-палевом тумане,
в мираже города-театра
явилась из-за снежной грани
со скифским взором Клеопатра.
Степным дыханием в кальяне,
иль притчей кочевых поверий
качнулись в зрительном капкане
волокна страусовых парьев.
И как паломник на дороге
к святыням благодатной Мекки,
поймаю взор холодно-строгий
сквозь чуть опущенные веки.
И на душе, как ожиданье,
чтоб чудо в Рождество – гроза,
чтоб, точно молнии блистанье,
сияли мне её глаза!
Чтоб с эмпиреев экипажа,
осанку гордую храня,
и с губ язвительным виражем
она взглянула б на меня,
чтоб, как целебную живицу,
пить этот мимолётный яд
и жизнью целой расплатиться –
нет, не за ночь, но лишь за взгляд!
29.02.2000. mickic
Художник с 1914 года удостоин звания академика ИАХ. Член Брюссельской Королевской академии художеств, вице-президент жюри Общества декораторов во Франции, член-учредитель «Мир искусства». Педагог.
На картине изображена Любовь Гриценко, дочь П.М. Третьякова, вдова художника Н.Гриценко, в 1903-1910 – жена Бакста.
Одно из первых произведений зарождающегося в Росии импрессионизма.В дальнейшем
Третьяков закупает у Серова целую серию портретов.
Изображена Мария Симонович, в замужестве Львова, двоюродная сестра Серова, впоследствии скульптор.
Эта картина является особенно ценным поступлением в Галерею. Борисов-Мусатов-автор декоративных панно, пейзажей , портретов. Прошел большую школу художественной подготовки, был учеником В.Поленова, В.Коновалова, Б.Сальвини-Баракки, В.Верещагина, учился в Париже в Школе Ф.Кормона.
Картина по мотивам «Сказки о царе Салтане» А.С.Пушкина и одноименной оперы Н.А.Римского-Корсакова. Декорации и костюмы были выполнены по эскизам Врубеля.
Партию Царевны-Лебеди пела Н.И.Забела-Врубель,его жена.
Живописец, график, монументалист. Работал в декоративно-прикладном и театрально-декорационном искусстве, скульптуре. Автор символико-фантастических композиций, портретов, декоративных панно.
После тяжелого психического заболевания скончался в лечебнице доктора Бари, находясь там последние четыре года.
Художница училась в ВХУ у В.Савинского и в мастерской И.Репина. Год жила в Мюнхене, посетила Швейцарию, Флоренцию и Рим. С 1922 года профессор АХ.
Живописец, график. Автор пейзажей , портретов и жанровых сцен. Педагог.
Помимо посещения юридического и историко-филологического факультетов занимался в мастерских П.Чистякова , И.Репина, в Школе Ашбе в Мюнхене. Посещал в
Париже Академию Р.Жульена и Школу Ф.Коларосси. Попечитель, а затем директор Третьяковской галереи. Живописец, график. Пейзажист, автор натюрмортов, портретов. Работал в журнальной и книжной иллюстрации. Занимался архитектурой.
Историк искусства и художественный критик. Музейный деятель. Педагог.
Картина написана в Мюнхене. Изображена дочь циркового наездника-араба.
NinaArt | 2009-02-26 15:52 Ваши стихи, Михаил, как современные послания к произведниям конца 19-го начала 20-го веков, а звучат так же романтично. Спасибо! |
AlexDalinsky | 2009-02-26 17:23 Нина, потрясающие два портрета! До меня дошло)) переход классицизма в импрессионизм на картине Сомова. Грамотно объяснить все равно не смогу, но четкость вверху вдруг стекает к обозначениям. Складки платья, это уже как бы не важно, второстепенно... Вы давно уже не водили нас по музеям...Просто бизабразие. |
NinaArt | 2009-02-26 17:52 Алечка, абсолютно верно, переход к импрессионизму. Все благодаря новому течению "Мир искусства", в частности ,от более значительных мастеров этого периода М.А.Врубеля, В.Э.Борисова-Мусатова, к которым прислушивался Третьяков, формируя Галерею. Таким же передвижником и был признан Сомов.Период зарождения нового течения символизма и авангарда. Следи, буду шагать дальше по нашему виртуальному музею.Спасибо! |
AlexDalinsky | 2009-02-28 22:01 Спасибо большое! Я все это сто раз видела, но как Вы один раз справедливо заметили "А поговорить?" И действительно... В прошлый раз не успела.. Нестеровская девушка... Лицо у нее... древнегреческое, породистое, она бы запросто могла бы позировать для Артемиды какой нибудь... И таким потрясающим контрастом – простецкое платье и руки, крестьянские такие, добрые, работы не бегущие...Меня зацепило именно это. Давайте про каждую поговорим? ( Я на уровне – хорошая картина, чай краски ушло на полтину:)))) Но я знаю, вы меня простите все равно) |
NinaArt | 2009-03-01 00:37 Нестеровская...Вы правы, изображены руки крестьянские, а сам художник был из купеческого рода. В этой картине много символов. Работа писана в 1923 году, а головной убор на манер времен французской революции. Он много путешествовал: изучал византийскую мозаику в Турции, Греции, Италии.Был на всемирной выставке в Париже, путешествовал по Европе. Вот это влияние Вы и заметили в произведении, Алекс. |
AlexDalinsky | 2009-03-01 00:43 Точно! в голове крутилась Марианна! После ссылки на французскую революцию и вспомнилась. |
NinaArt | 2009-03-01 01:21 Посмотрите, Алекс, портрет А.Ахматовой, выполненный удивительной художницей. Какое предчувствие революции. |
VKondakov | 2009-03-01 09:40 Ваша переписка читается с интересом и удовольствием. Но... Ахматова мне кажется какой-то мультяшной... нестеровская девушка излише нарядной, картинной, а вот последняя картина, Грабаря ( новое для меня имя) потрясает! Улыбка мадам такая живая, эти переливы из долматинца в её платье и обратно – завораживают.. Отвлекают меня... Потом... |
AlexDalinsky | 2009-03-04 22:18 Портрет Ахматовой замечательный! Мне показалось, что художница была ее поклонницей.)Спасибо большое. Вообще, о символах и символистах очень интересно! ( намек такой:) |
mickic | 2009-03-02 10:59 у Нестерова на портрете – дочь в один из сложнейших периодов жизни – накануне хирургической операции...поэтому драматизм одиночества так органически вживлён в уединённый уголок природы и насыщен предчувствиями, ожиданием... |
NinaArt | 2009-03-02 19:24 Вот поэтому Ваши стихи "Ожидание" очень точны. Мартынова, что на портрете Сомова,тоже три года лечилась в Тироле, работа над портретом была прервана в 1897. В образе запечетлено это состояние. |
NinaArt | 2009-03-01 10:43 Володь, Ахматову ,в основном, в авангарде изображали.Я еще что-нибудь поищу. Значит , не глянется он тебе. А Грабарь мне тоже нравится глубиной импрессионизма. Нестеровская вся из символов, изучать и изучать. Спасибо, что побродил в музее!:) А Мишины стихи, Володь? |
BorisTs | 2009-03-01 14:00 Лучшая Ахматова всех времён и народов ,конечно,Альтмана (кажется Русский музей ) . И ещё три ню Модельяни -эти видел живьём на выставке графики в Иерусалиме. А дамы у пруда Борисова-Мусатова (он писал почти исключительно дам у прудов ) математически выверены и совершенны. Приведённый здесь гобеллен не лучшая из его работ. Нина ,спасибо |
NinaArt | 2009-03-01 15:59 Спасибо Вам за личное мнение. Об Ахматовой ,Вы о том портрете, где она сидит в кресле в фиолетовом платье(авангард)? Это изумительный портрет Альтмана, я размещу его здесь для Вашего удовольствия, но его нет в Третьяковке, хотя Натан Альтман представлялся с этой работой на выставке "Мир искусства".У меня на этот раз экскурсия по ГТГ. О предполагаемых Вами "дамах у пруда" Борисова-Мусатова, скорее всего , работа называется " Водоем" или в некоторых источниках "У водоема". По поводу того, что я представила нелучшую его работу " Гобелен", с Вами спорят сотрудники Галереи в издании "Каталог собрания", серия живопись XYIII-XX веков, том 5 издательства"Сканрус" ,2005 . К тому же за эту картину он еще в 1902 году получил первую премию на конкурсе. С уважением, Нина. |
BorisTs | 2009-03-01 16:39 Нина,прошу прощения ,не обратил внимания,что это Третьяковка. У Борисова-Мусатова у водоёмов несколько картин . У него всё гениально,он несправедливо недооценён.Но вот этот гобеллен лично мне кажется не самым лучшим . У сотрудников Галереи может и должно быть своё мнение. И мнения вовсе не обязаны совпадать . По-поводу портрета работы Серова хочу добавить ,что его двоюродная сестра Мария Симонович действительно училась скульптуре ,но в истории искусств более известна её сестра Нина Симоновичь -Ефимова (жена скульптора -анималиста Ефимова ) ,чей портрет так же писал Валентин Серов . В каком он музее не помню. Нина ,спасибо ! |
NinaArt | 2009-03-01 17:47 Хороших работ по миру много, но не все несущие источники позволяют копировать в электронном виде информацию. Есть прекрасная Энциклопедия живописи ,русское издательство АСТ, но все права защищены. |
BorisTs | 2009-03-01 19:35 Нина,если есть какие проблемы – скажите . Сосканирую и вышлю. А теперь,с появлением цифровых камер,я музеи целиком фотографирую . В контакте я выложил несколько альбомов музейных , заходите на мою страницу и смотрите. |
Электронный арт-журнал ARIFIS Copyright © Arifis, 2005-2024 при перепечатке любых материалов, представленных на сайте, ссылка на arifis.ru обязательна |
webmaster Eldemir ( 0.007) |