Arifis - электронный арт-журнал

назад

Публицистика

2006-09-02 06:31
Об одном высказывании Хайдеггера / Kaep

                                      "Философия и поэзия стоят на разных вершинах, но говорят об одном и том же"  

                                        Мартин Хайдеггер  

 

 

Попробуем догадаться о чем. Вернее, не догадаться, а поразмыслить. Почему Хайдеггер выбрал эту метафору (вершины)? Что видно с этих вершин? Почему это вершины? Почему разные? Философия и поэзия – не существуют ведь без философа и поэта, т.е. человека. Почему из всех сфер человеческой деятельности выделены эти две? Только ли они позволяют достичь вершины?  

Вопросы можно множить до бесконечности. И в этом – брезжит разгадка. Человеку трудно без твердой почвы. Свой мир (свою землю) он обретает вместе с ответами. Понятое становится своим. Это – мои знания, мои убеждения, моя вера, моя родина. Моя почва. Вопросы отрывают от нее. Вопросы и сомнения – получается, они ведут вверх?  

Еще вопрос: почему нас так манят вершины? Ведь жить на вершине нельзя – и воздух слишком разряжен, и почва бедна и камениста – не прокормиться. Почему же они так влекут человека? Почему с упрямством и упорством он стремится их покорить?  

Человек хочет подняться выше. До Неба и Бога. Но и Земля притягивает его. Земная вершина – это точка соприкосновения Земли и Неба. И человек – точка соприкосновения плоти и духа.  

Человек грешен, смертен, несовершенен. Но он стремится стать лучше. (И тут же, рядышком, гордыня – стать лучшим и первым). Вершина – это символ цели в трудном пути. Достичь вершины – значит достичь того максимума, который доступен несовершенному человеку.  

 

Но все это – о вершинах вообще. Чем отличны философия и поэзия от других человеческих занятий? Какой вид открывается именно с этих вершин, позволяя говорить об одном и том же?  

 

В свои юные годы для меня не было сомнений в том, какое занятие достойно человека. Только философия, и только поэзия – две сестры и музы. Только служение этим гранд дамам, а остальное – бессмыслица. И привычка смотреть чуть свысока на тех, кто выбрал себе иной удел, и, наоборот, почитание и преклонение перед Мастерами и Посвященными.  

Я и сейчас временами чувствую себя расстригой, беглецом и предателем. Тогда же, почувствовав, что безнадежно отстал от тех, кто совершал восхождение вместе со мной, я просто ощутил, что жизнь кончилась. Что я сорвался в пропасть, оступившись и отступившись.  

Но время вылечило раны, появились и новые цели, и новые вершины стали притягивать своим блеском. И даже удалось чего-то достичь (некоторых вершин?).  

Отчего же так манит этот разреженный воздух, этот пьянящий вид с головокружительной высоты, это солнце и это небо, и эта земля далеко под ногами (которая выглядит гораздо прекрасней, чем вблизи)?  

 

Заметим, Хайдеггер не говорит: философия и поэзия – вершины (человеческого духа et cetera), но СТОЯТ на вершинах и ГОВОРЯТ об ОДНОМ. Поэты и философы – неужели они «яко бози, знающие добро и зло»? Да, нет это просто люди (хорошие и не очень, но грешные как все мы) в какой-то неслыханный миг (одни – после долгого и многотрудного восхождения, а иные – внезапно и чудесно) оказавшиеся ТАМ, где человеку места нет. Там мы растворены в этой прозрачной лазури, в этом холодном воздухе, где слышен «смех бессмертных»(как назвал это Гессе). То есть – философема ли, поэза ли – чему и кому бы они не были посвящены – говорят об одном. То есть – слова превращаются в СЛОВО, которое было в начале, которое было у Бога, и которое есть БОГ.  

 

«А по дороге туда, Господи Боже ты мой, мне растерять не жаль бисер оставшихся дней…»  

 

А вершин, действительно, много, но как часто они покрыты облаками, и с них ничегошеньки не видно…  

 


информация о работе
просмотры: [12804]
комментарии: [4]
закладки: [0]



Комментарии (выбрать просмотр комментариев
списком, новые сверху)

ZanozA

 2006-09-04 12:57
Занятно. Не зря говорят, что семь горчиць самое плодовитое. То, что Вы проделали-исключительно полезно для себя: развернуть короткую фразу в целый абзац. А то и 4 абзаца. Или 10. Вот только... как-то это неправильно смотрится: человек ужал многосмысловой и многослойный текст в одну фразу. Трактовать его можно по-разному. И не только, как Вы. Вам бы рассмотреть его по всех сторон, неспешно...

ZanozA

 2006-09-04 13:09
...поразмыслить. Повертеть и так, и сяк. Бы просто показали одну грань, самую, наверное, очевидную. В афоризме сказано о поэзии и философии. Но вершины-то бывают разные. Они схожи в одном: имя им-ДАР. Чей? Не важно. Кто-то отлично чертит, кто-то-рисует. Лепит, смешит, гениально воспитывает детей... Они занимаются ерундой? Продолжать можно бесконечно, но фишка в том, что фраза, как её вижу,...

ZanozA

 2006-09-04 13:21
... совсем не о том (ударение на "как я её вижу", а не на "совсем не о том")
В общем, попытка хорошая, но не очень удачная на мой взгляд.

С уважением, Настя

Kaep

 2006-09-04 15:41
Спасибо за комментарий!
О тексте:
Делалось безусловно для себя – осмыслялась (через Хайдеггера) личная история. Афоризм (тем более гениальный) однозначной трактовке вообще не подлежит. Про ДАР – это, конечно, стоит отдельного разговора.
А вот о чем эта фраза, на Ваш взгляд – было бы интересно?


 

  Электронный арт-журнал ARIFIS
Copyright © Arifis, 2005-2024
при перепечатке любых материалов, представленных на сайте, ссылка на arifis.ru обязательна
webmaster Eldemir ( 0.005)